Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Волгоградской области
"Об областной целевой программе
"Развитие и поддержка малого
предпринимательства
в Волгоградской области"
на 2007-2010 годы"
Областная целевая программа Развитие и поддержка малого
предпринимательства в Волгоградской области" на 2007-2010 годы
Паспорт программы
1. Содержание проблемы
Уровень развития малого предпринимательства является отражением степени развития экономики. Малый бизнес - первостепенный фактор, оказывающий влияние на экономическое развитие Волгоградской области и социальную стабильность. Создание новых субъектов малого предпринимательства влечет создание новых рабочих мест, обеспечение занятости населения, увеличение поступлений в бюджет, насыщение потребительского рынка товарами и услугами, в том числе местного производства, рост реальных доходов населения. Чтобы получить подобную отдачу от предпринимательства необходимо больше уделять внимания его поддержке и развитию.
К началу 2006 года в Волгоградской области сфера малого бизнеса охватывала около трети трудоспособного населения - тех, кто работает на малых предприятиях и крестьянско-фермерских хозяйствах, занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью и является наемным работником у индивидуальных предпринимателей.
Количество малых предприятий в Волгоградской области к концу 2005 года составило 14,32 тысячи. Основная форма собственности малых предприятий - частная, что составляет 98,6 процента общего числа малых предприятий, смешанную российскую собственность имеют 0,8 процента, иностранную собственность - 0,2 процента, совместную российскую и иностранную - 0,4 процента.
В 2005 году Волгоградская область из 12-ти регионов России, входящих в Южный федеральный округ, заняла четвертое место по количеству малых предприятий на 100 тыс. жителей - 538,6.
Ежегодно растет размер выручки, получаемой малыми предприятиями от реализации товаров, продукции, работ и услуг (без НДС, акцизов и иных обязательных платежей). Выручка, полученная малыми предприятиями в 2005 году, в четыре раза превысила выручку за аналогичный период 2001 года и составила 107,56 млрд. рублей. Малые предприятия осуществляют инвестиции в основной капитал, размер которых в 2005 году превысил 1,3 млрд. рублей. Оборот малых предприятий на 1 января 2006 года составил 106,3 млрд. рублей. Объем оборота малых предприятий на душу населения в Волгоградской области составил 40 тыс. рублей. По этому показателю Волгоградская область занимает третье место среди регионов, входящих в Южный федеральный округ.
Каждый 33-й житель Волгоградской области зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Однако в Волгоградской области, как и во всей России, уменьшилось количество индивидуальных предпринимателей. По данным Управления федеральной налоговой службы России с 1 января 2004 года только 52,4 процента общего количества индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных ранее на территории Российской Федерации, прошли перерегистрацию, на территории Волгоградской области - 68,4 процента. Таким образом, их количество сократилось и составило на 1 января 2006 года 54732, в том числе глав крестьянско-фермерских хозяйств - 2688. Удельный вес предпринимателей в трудоспособном населении городских округов и муниципальных районов различен: в Николаевском районе - каждый 10-й житель, в Киквидзенском районе - каждый 34-й житель.
Наибольшее количество индивидуальных предпринимателей региона - 69,4 процента занято в "оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств и т.д.", в сфере транспорта и связи - 6,6 процента, в сельском хозяйстве - 6,5 процента, осуществляют операции с недвижимым имуществом - 5,2 процента и на обрабатывающих производствах - 3,6 процента.
Общая динамика распределения субъектов малого предпринимательства по городам и районам области свидетельствует о снижении их количества в районах области и увеличении в Волгограде. Это говорит о необходимости стимулирования предпринимательской активности в районах области. Существующее распределение субъектов малого предпринимательства по отраслям экономики указывает на необходимость направления усилий на поддержку местных товаропроизводителей.
По данным Управления ФНС России по Волгоградской области на 1 января 2006 года от субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет Волгоградской области поступило платежей:
по упрощенной системе налогообложения - более 381 млн. рублей:
по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) - более 789 млн. рублей;
по единому сельскохозяйственному налогу поступило платежей на сумму 17,6 млн. рублей.
Кроме того, следует учитывать, что часть субъектов малого предпринимательства применяет общепринятую систему налогообложения, но эти организации не учитываются отдельно в структуре налоговых платежей.
Высокий адаптационный потенциал малого предпринимательства необходимо использовать в решении важнейших социально-экономических задач:
повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
сокращение доли неэффективных производств;
развитие инновационного движения с целью насыщения рынка отечественными товарами и услугами, способными конкурировать с зарубежными аналогами;
обеспечение занятости населения;
формирование среднего класса, способствующего социально-экономической и политической стабильности общества.
Приоритетными направлениями развития предпринимательства определены:
инновационная сфера;
производство продовольственных и промышленных товаров;
производство и переработка сельхозпродукции;
экспортно-ориентированное производство;
оказание коммунальных услуг;
реализация социально значимых проектов;
реализация инвестиционных проектов, создающих новые рабочие места.
Применение программно-целевого метода через развитие приоритетных направлений позволит осуществить реализацию комплекса мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства в Волгоградской области и достичь решения стратегических целей, стоящих перед администрацией Волгоградской области, в том числе "Повышение материального уровня жизни населения" и "Повышение качества (увеличение доли внутренних факторов) экономического роста".
Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению проблемы повышения динамики развития малого предпринимательства в Волгоградской области сопряжено с возможными отклонениями в промежуточных результатах из-за влияния внешних факторов.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации Программы предусматривается:
осуществление эффективного управления;
мониторинг выполнения Программы, регулярный анализ и, при необходимости, ежегодная корректировка и ранжирование индикаторов и показателей, а также мероприятий Программы;
перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, изменений во внешней среде.
2. Цель и задачи Программы, целевые показатели и индикаторы
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Законом Волгоградской области от 02 октября 1996 г. N 85-ОД "О государственной поддержке малого предпринимательства в Волгоградской области" и с учетом политики Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, направленной на государственную поддержку и развитие малого предпринимательства.
Программа основана на принципах преемственности по отношению к предыдущим программам и дальнейшего развития государственной поддержки малого предпринимательства.
Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства и повышение его вклада в социально-экономическое развитие Волгоградской области.
Основными задачами Программы являются:
создание благоприятных социальных и экономических условий для развития малого предпринимательства;
повышение эффекта от деятельности субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства;
преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства;
формирование положительного имиджа предпринимателя;
содействие субъектам малого предпринимательства в продвижении продукции на товарные рынки, в том числе инновационных технологий;
создание новых рабочих мест.
Индикаторами, характеризующими степень достижения результатов Программы, являются:
Индикаторы | Единица измереиния# |
Отчет, 2005 год |
Оценка, 2006 год |
Прогноз | |||
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Количество малых предприятий на единицы 538,6 555,2 563,1 570,6 577,9 585,2
100 тыс. жителей
Объем оборота малых предприятий тыс. рублей 40 43,5 47,3 52,0 57,5 63,2
на одного жителя
Объем налоговых поступлений в тыс. рублей 0,14 0,21 0,26 0,32 0,39 0,45
консолидированный бюджет Вол-
гоградской области по упрощен-
ной системе налогообложения в
расчете на одного жителя
Выбор данных показателей, индикаторов обоснован возможностью их сравнения с другими регионами России и наблюдения общей динамики развития малого предпринимательства в Волгоградской области.
3. Срок реализации Программы
Срок реализация Программы 2007-2010 годы.
4. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы строится на принципах партнерства, четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей.
Государственный заказчик Программы определяет основное содержание направлений и мероприятий Программы.
Реализация Программы осуществляется через:
заключение государственных контрактов о закупке товаров, выполнении работ и (или) оказании услуг, необходимых для реализации Программы;
предоставление субсидий;
создание и участие в деятельности базовых элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства.
5. Мероприятия по реализации Программы
Мероприятия Программы с указанием источников финансирования по годам, наименований расходов и кодов, предусмотренных бюджетной классификацией Волгоградской области, представлены в приложении.
Мероприятия Программы систематизированы по следующим разделам:
Раздел 1. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
Результатом реализации предыдущих программ по развитию и поддержке предпринимательства явилось создание основы системы предоставления услуг субъектам малого предпринимательства, на которой будет продолжено развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства и повышение качества инфраструктурного обеспечения.
В рамках реализации Программы, при участии Минэкономразвития Российской Федерации будут осуществляться мероприятия, направленные на создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства - бизнес-инкубаторов.
Раздел 2. Финансовая поддержка малого предпринимательства
Основной проблемой для субъектов малого предпринимательства по-прежнему остается недоступность кредитных ресурсов российских банков из-за повышенной рискованности бизнеса и нехватки залогового обеспечения.
Для решения указанной проблемы в рамках реализации Программы будут осуществляться следующие виды финансовой поддержки:
субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным в банках субъектами малого предпринимательства на приобретение основных средств и (или) пополнение оборотных средств;
субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным в банках кредитными потребительскими кооперативами граждан, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами и потребительскими обществами с целью предоставления займов их членам, являющимся субъектами малого предпринимательства, для осуществления предпринимательской деятельности;
субсидирование части затрат на плату по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным субъектами малого предпринимательства Волгоградской области;
оказание поддержки субъектам малого предпринимательства, производящим и реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта.
Финансовая поддержка позволяет снизить издержки по привлечению кредитных средств на осуществление хозяйственной деятельности субъектами малого предпринимательства.
Раздел 3. Развитие инновационных технологий в малом предпринимательстве
В Волгоградской области необходимо создать условия для развития малого предпринимательства в инновационной сфере для выхода на рынок наукоемкой, конкурентоспособной продукции, новейших технологий. Будет оказываться содействие внедрению инновационных технологий в субъектах малого предпринимательства посредством передачи научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
Для развития инновационных технологий в предпринимательстве предусматривается привлечение научного и образовательного потенциала Волгоградской области.
Раздел 4. Иные мероприятия Программы
Раздел включает в себя мероприятия по обеспечению взаимодействия органов власти разных уровней, организаций поддержки предпринимательства, общественных объединений и субъектов малого предпринимательства в целях повышения имиджа и общественного значения деятельности субъектов малого предпринимательства путем проведения областных и межрегиональных конкурсов.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы рассчитана на четыре года с общим объемом финансирования 117,12 млн. рублей.
Основой ресурсного обеспечения развития предпринимательства и реализации Программы должно стать стабильное выделение средств областного бюджета и привлечение средств федерального и местных бюджетов при конкурсном распределении их на поставленные цели.
Средства областного бюджета для реализации Программы структурированы по следующим видам расходов:
капитальные вложения составляют 44 млн. рублей;
расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 1,5 млн. рублей;
расходы по направлению "Прочие расходы" - 71,62 млн. рублей.
Для реализации Программы предусматривается привлечение средств федерального бюджета. На условиях софинансирования из федерального бюджета будут осуществляться следующие мероприятия Программы:
создание и оснащение оборудованием бизнес-инкубаторов;
субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным в банках субъектами малого предпринимательства на приобретение основных средств и (или) пополнение оборотных средств, а также кредитными потребительскими кооперативами граждан, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами и потребительскими обществами с целью предоставления займов их членам, являющимся субъектами малого предпринимательства, для осуществления предпринимательской деятельности;
оказание поддержки экспортно-ориентированным субъектам малого предпринимательства.
Предполагается разработка механизма субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным в банках субъектами малого предпринимательства на приобретение основных средств и (или) пополнение оборотных средств на условиях софинансирвания# с местными бюджетами.
Привлечение финансовых средств из федерального и местных бюджетов увеличит масштаб проводимых мероприятий Программы.
Предлагаемые объемы финансирования базируются на обосновании объемов необходимого ресурсного обеспечения по каждому мероприятию Программы, сделанном, исходя из экспертных оценок, опыта реализации предыдущих программ, расчетов и т.д. с учетом прогнозируемой инфляции.
Структура финансирования по разделам отражает понимание приоритетов развития малого предпринимательства и возможности эффективного, целевого использования средств.
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Управление Программой осуществляет государственный заказчик Программы в лице управления развития предпринимательства администрации Волгоградской области (далее - управление). Управление является главным распорядителем средств областного бюджета и осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий Программы.
Управление совместно с иными исполнителями мероприятий Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области несет ответственность за целевое и эффективное использование средств областного бюджета.
Управление в течение всего периода действия Программы осуществляет мониторинг и анализ хода ее реализации и ежеквартально представляет главе администрации Волгоградской области информацию о полученных средствах на финансирование мероприятий Программы, об эффективности использования бюджетных средств и результативности расходов на Программу.
Контроль за выполнением Программы осуществляют в пределах компетенции:
Волгоградская областная Дума;
глава администрации Волгоградской области;
уполномоченный орган по управлению государственным имуществом Волгоградской области;
уполномоченные органы по управлению средствами областного бюджета и областных бюджетных фондов;
уполномоченный орган по экономической политике Волгоградской области;
контрольно-счетная палата Волгоградской области.
8. Оценка ожидаемой эффективности от реализации Программы
Результатами реализации мероприятий Программы на территории Волгоградской области будет являться увеличение количества субъектов малого предпринимательства на 10 процентов, количества рабочих мест на 9-10 процентов и улучшение условий их труда.
Доля субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте Волгоградской области к концу 2010 года увеличится до 25 процентов.
Увеличится сумма и доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет Волгоградской области от сферы малого предпринимательства с 10 до 20 процентов.
Реализация мероприятий Программы, направленных на создание системы финансовой поддержки малого предпринимательства, развитие инновационного потенциала малого предпринимательства, инфраструктуры его поддержи#, улучшение информационного обеспечения предпринимателей, создание условий для выхода на новые товарные рынки, будет способствовать социально-экономическому развитию Волгоградской области.
Повысится заинтересованность органов местного самоуправления, крупных и средних предприятий в создании новых производственно-технических цепочек с широким участием малых предприятий. Рынок наполнится конкурентоспособными товарами местного производства.
9. Технико-экономическое обоснование
Данное технико-экономическое обоснование определяет целесообразность выделения средств областного бюджета на государственную поддержку малого предпринимательства в Волгоградской области. Общий объем финансовых средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы составляет 117,12 млн. рублей. Средства областного бюджета направлены на реализацию мероприятий Программы по четырем разделам в следующих объемах:
1. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства - 44000 тыс. рублей.
В Волгоградской области взят ориентир на создание универсального бизнес-инкубатора инновационной направленности, основной стратегией развития которого станет не только выделение помещений под офисы на льготных условиях, но и оказание различного рода услуг для фирм-резидентов и их патронаж. Это будет способствовать успешной деятельности предприятий на начальной стадии и увеличит шансы их выживания в рыночных условиях. Выделение средств на создание бизнес-инкубатора предполагается на условиях софинансирования федерального и областного бюджетов: из областного бюджета 44000 тыс. рублей и привлекаемые средства федерального бюджета в том же объеме.
Финансирование из областного бюджета покрывает затраты на реконструкцию здания и платежи по покупке оборудования.
Проект создания бизнес-инкубатора показывает достаточно высокую доходность, ниже представлены основные показатели эффективности:
Наименование показателя за весь период реализации проекта |
Единица измерения |
Значение |
Чистая прибыль рублей 105024486
Рентабельность продаж % 3,15
Чистый дисконтированный доход рублей 68118
Внутренняя норма доходности % 12,10
Момент окупаемости дата 25 квартал
Момент окупаемости дисконтированный дата 37 квартал
Срок реализации проекта 10 лет
Ставка дисконта 12 процентов
Проект демонстрирует приемлемую эффективность работы, значение чистого дисконтированного дохода положительно и равно 68118 рублям. Проект достигает окупаемости в прогнозном периоде. Срок окупаемости - 25 квартал.
Расчеты показывают, что получаемых в результате реализации проекта средств достаточно для преодоления точки безубыточности и выхода на получение стабильного дохода от функционирования. Динамика показателя запаса финансовой прочности предлагаемого проекта гарантирует его защищенность от конъюнктурных колебаний. Кроме того, внутренняя норма доходности (минимальный гарантированный уровень прибыльности инвестиционных затрат) составляет 12,1 процента, что гарантирует финансовую устойчивость проекта даже при повышенных показателях инфляции.
2. Финансовая поддержка малого предпринимательства - 70420 тыс. рублей.
Мероприятия по указанному направлению предполагается реализовать за счет средств федерального, областного и местных бюджетов.
Мероприятие "Субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным в банках субъектами малого предпринимательства на приобретение основных средств и (или) пополнение оборотных средств, а также кредитными потребительскими кооперативами граждан, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами и потребительскими обществами с целью предоставления займов их членам, являющимся субъектами малого предпринимательства, для осуществления предпринимательской деятельности" будет реализовано посредством трех механизмов:
субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным в банках субъектами малого предпринимательства на приобретение основных средств и (или) пополнение оборотных средств, при неполном залоговом обеспечении, реализуемое только за счет средств областного бюджета;
субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным в банках кредитными потребительскими кооперативами граждан, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами и потребительскими обществами с целью предоставления займов их членам, являющимся субъектами малого предпринимательства, для осуществления предпринимательской деятельности, реализуемое за счет федерального и областного бюджетов на условиях софинансирования;
субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным в банках субъектами малого предпринимательства на приобретение основных средств и (или) пополнение оборотных средств, при условии софинансирования из местных бюджетов.
Объем средств, предусмотренный на реализацию данного мероприятия в размере 38920 тыс. рублей на весь период действия Программы, будет распределяться между этими механизмами поддержки пропорционально их востребованности.
Расходуя средства областного бюджета и привлекая средства федерального и местных бюджетов, увеличивается количество субъектов малого предпринимательств#, получивших дополнительные средства на расширение собственного производства. Как следствие, увеличивается количество конкурентоспособных субъектов малого бизнеса, растут налоговые поступления в бюджеты всех уровней. В соответствии с разработанными критериями получения субсидий (один из которых - уровень заработной платы не ниже прожиточного минимума, это позволит увеличить поступления по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц) с 2007 года будет осуществляться мониторинг и анализ налоговых отчислений от субъектов малого предпринимательства, получивших субсидию.
По мероприятию "Субсидирование части затрат на плату по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным субъектами малого предпринимательства Волгоградской области" предусмотрено финансирование в размере 26000 тыс. рублей. При реализации указанного мероприятия субъекты малого предпринимательства смогут обновить основные средства, модернизировать производство и, как следствие, увеличить отчисления по налогу на имущество юридических лиц, являющемуся региональным налогом.
Реализация мероприятий по увеличению экспортно-ориентированных малых предприятий и повышению их конкурентоспособности финансируется на паритетных условиях федеральным и областным бюджетами. Средства выделяются экспортно-ориентированным субъектам малого предпринимательства в форме субсидии.
По мероприятию "Оказание поддержки субъектам малого предпринимательства, производящим и реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта" предусмотрено финансирование в размере 5500 тыс. рублей.
Результатом является повышение конкурентоспособности продукции/услуг субъектов малого предпринимательства, снижение рисков и повышение доверия со стороны кредиторов и инвесторов.
3. Развитие инновационных технологий в малом предпринимательстве - 1500 тыс. рублей.
Средства областного бюджета предполагается направить на оплату услуг по проведению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; инновационные программы для передачи и внедрения их субъектам малого предпринимательства. Опыт реализации подобного мероприятия Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере показывает, что средний размер затрат по проекту НИОКР составляет порядка 500-650 тыс. рублей, соответственно, ежегодно, начиная с 2008 года, финансирование будет выделяться на реализацию одного проекта НИОКР.
4. Иные мероприятия Программы - 1200 тыс. рублей.
Средства областного бюджета предполагается направить на проведение областных и межрегиональных конкурсов среди субъектов малого предпринимательства. Результатом выделения средств областного бюджета на указанное мероприятие является повышение имиджа предпринимательской деятельности, признание значительного вклада субъектов малого предпринимательства в социально-экономическое развитие Волгоградской области, а также стимулирование привлечения граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности и, как следствие, увеличение численности занятых в сфере малого предпринимательства.
10. Перечень имущества, создаваемого (приобретаемого) в ходе реализации Программы
В ходе реализации мероприятий Программы, направленных на развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области, предполагается приобрести отдельное капитальное кирпичное административное (нежилое) здание в границах города Волжского общей площадью не менее 3000 кв. м с целью организации на его базе бизнес-инкубатора.
11. Сведения о правах юридических лиц на имущество, создаваемое (приобретаемое) в ходе реализации Программы
Бизнес-инкубатор в городе Волжском, как имущественный комплекс, будет являться собственностью Волгоградской области и находиться на балансе управления развития предпринимательства администрации Волгоградской области на праве оперативного управления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.