Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 8. Государственная поддержка кредитования сельскохозяйственных
товаропроизводителей и организаций АПК
8.1. Содержание проблемы
Сельскохозяйственные товаропроизводители и организации АПК Волгоградской области не имеют возможности привлекать в достаточном объеме кредитные средства для эффективного ведения текущей деятельности, обновления материально-технической базы и внедрения новых технологий в производство в связи с высокой стоимостью привлечения кредитных средств.
Рентабельность сельскохозяйственного производства не обеспечивает доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей, привлекательную для инвесторов. Низкие показатели платежеспособности сельскохозяйственных организаций, отсутствие залоговой базы способствуют высокому риску кредитования аграрной отрасли. Таким образом, значительная часть сельхозтоваропроизводителей и организаций АПК не в состоянии привлечь кредитные ресурсы для обеспечения текущей деятельности под существующие процентные ставки.
8.2. Основные цели и задачи
Основными целями и задачами являются:
устранение дефицита собственных средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций АПК Волгоградской области для ведения основной деятельности и создание условий для привлечения кредитных ресурсов в отрасль;
создание привлекательных условий для инвестирования средств в АПК Волгоградской области, в том числе развитие земельно-ипотечного кредитования;
финансовое оздоровление организаций АПК;
расширение доступности кредитных ресурсов для товаропроизводителей отрасли, в том числе личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, и создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
стимулирование создания заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, развития кредитной кооперации, а также производств по переработке сельскохозяйственной продукции, производимой личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ (НИОКР)
Основными направлениями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ являются:
разработка механизма финансового оздоровления сельхозорганизаций;
разработка механизма земельно-ипотечного кредитования;
разработка механизма устойчивого развития сельских территорий, сельскохозяйственных товаропроизводителей;
развитие малых форм агробизнеса.
8.3. Механизм реализации
Механизм реализации Программы предусматривает использование формы государственной поддержки - субсидирование из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным организациями АПК всех форм собственности, сельскохозяйственными товаропроизводителями и индивидуальными предпринимателями в российских кредитных организациях, а также субсидирование из областного бюджета части затрат на уплату процентов по займам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, для крестьянских (фермерских) хозяйств, а также для сельскохозяйственных потребительских кооперативов - одно из основных направлений государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
2007 год является вторым годом реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", которым также предусмотрена указанная форма государственной поддержки.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 832 "О предоставлении в 2007 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса" субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях осуществления долевого финансирования расходов, предоставления в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации информации о размере средств, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на финансирование расходов, предоставляемых из федерального бюджета.
В том числе необходимо осуществлять долевое финансирование расходов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
В связи с вышеизложенным, возмещение из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах осуществляется:
1) по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также организациями агропромышленного комплекса, включая рыбохозяйственные, и индивидуальными предпринимателями Волгоградской области в российских кредитных организациях в 2004-2007 годах (на срок до одного года и до трех лет), из расчета не более произведенных ими затрат на уплату процентов по кредитам, но не более ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита (ВР 340);
2) по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса, а также организациями, осуществляющими промышленное рыбоводство, в российских кредитных организациях в 2006-2007 годах на срок до пяти лет на приобретение племенного скота, племенного материала рыб, техники и оборудования для животноводческих комплексов (ферм) и промышленного рыбоводства, из расчета одной трети ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, но не более одной трети фактических затрат на уплату процентов по кредиту на условии софинансирования из федерального бюджета (ВР 628);
3) по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями, осуществляющими промышленное рыбоводство, в российских кредитных организациях в 2006-2007 годах на срок до восьми лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) и комплексов (ферм) по осуществлению промышленного рыбоводства, из расчета:
крестьянским (фермерским) хозяйствам в случае, если сумма кредита не превышает 3 млн. рублей на одно хозяйство, в размере пяти процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, но не более пяти процентов фактических затрат на уплату процентов по кредиту на условии софинансирования из федерального бюджета;
остальным заемщикам в размере одной трети ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, но не более одной трети фактических затрат на уплату процентов по кредиту на условии софинансирования из федерального бюджета (ВР 356, ВР 357);
4) по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2004-2007 годах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами из расчета:
крестьянским (фермерским) хозяйствам в случае, если сумма кредита (займа) не превышает 3 млн. рублей на одно хозяйство, в размере пяти процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора (договора займа), но не более пяти процентов фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу) на условии софинансирования из федерального бюджета;
гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, в случае, если сумма кредитов, полученных до 2 лет не превышает 300 тыс. рублей, а сумма кредитов, полученных до 5 лет не превышает 700 тыс. рублей, а также по кредитам, полученным ими в 2005 году на срок до 3 лет, в размере пяти процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита, но не более пяти процентов фактических затрат на уплату процентов по кредиту на условии софинансирования из федерального бюджета;
а также гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, по займам в размере пяти процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора займа, но не более пяти процентов фактических затрат на уплату процентов по займу на условии софинансирования из федерального бюджета;
сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в случае, если сумма кредита (займа) до 2 лет не превышает 10 млн. рублей на один сельскохозяйственный потребительский кооператив, а сумма кредита (займа) соответственно на срок до 3 и 5 лет не превышает 15 млн. рублей на один сельскохозяйственный потребительский кооператив, в размере пяти процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора (договора займа), но не более пяти процентов фактических затрат на уплату процентов по кредиту (займу) на условии софинансирования из федерального бюджета (ВР 357).#
Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР):
размещение заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ осуществляется государственным заказчиком на конкурсной основе. Перечень тем, принятых к финансированию из средств областного бюджета, утверждается научно-техническим советом по агропромышленному комплексу при администрации Волгоградской области;
по результатам проведенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ исполнитель предоставляет государственному заказчику научную, техническую документацию и другую продукцию, предусмотренную заключенным государственным контрактом;
оплата результатов выполненных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ осуществляется на основании представленных исполнителем акта сдачи-приемки выполненных работ и счет-фактуры#.
8.4. Оценка ожидаемой эффективности
Итогом решения проблемы будут рост доли сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций АПК, сохраняющих финансовую устойчивость на протяжении всего производственного цикла, формирование условий для увеличения доли инвестиционных кредитов. Как следствие, произойдет увеличение объемов производства продукции АПК и рыболовства за счет привлечения дополнительных краткосрочных средств и инвестиционных ресурсов.
Для эффективной реализации Программы необходимо выделение из областного бюджета финансовых средств в следующих объемах, млн. рублей:
Расчет
размера субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов
по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и займам,
полученным в сельскохозяйственных кредитных
потребительских кооперативах
2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Сумма кредитов, млн. рублей 1800 2000 2200 2500
в т.ч. краткосрочные 1450 1600 1750 2000
долгосрочные 350 400 450 500
Сумма субсидий, млн. рублей 50,82 87,0 97,44 108,14
Сумма кредитов на развитие животноводства в рамках нац. проекта 3158,7 - - -
"Развитие АПК" (до 5 и до 8 лет), млн. рублей
Сумма субсидий, млн. рублей 39,8 47,8 47,8 47,8
в т.ч. до 8 лет 30,0 36,0 36,0 36,0
до 5 лет 9,8 11,8 11,8 11,8
Сумма кредитов на развитие мелкотоварного производства в рамках 480 - - -
нац. проекта "Развитие АПК", млн. рублей
Сумма займов на развитие мелкотоварного производства в рамках 400 - - -
нац. проекта "Развитие АПК", млн. рублей
Сумма субсидий, млн. рублей 4,19 5,2 4,7 4,2
Всего 94,81 140 149,94 160,14
Объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета могут ежегодно корректироваться при утверждении областного бюджета на очередной финансовый год.
Реализация Программы позволит:
2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Привлечь средства федерального бюджета, млн. рублей 300,0 500,0 500,0 500,0
в том числе в рамках нац. проекта "Развитие АПК", млн. рублей 160,0 360,0 340,0 320,0
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.