Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Развитие мелиоративного комплекса
2.1. Содержание проблемы
Противоэрозионные мероприятия.
В Волгоградской области около 70 процентов земель сельскохозяйственного назначения подвержено водным, ветровым, дефляционным и другим эрозионным процессам, что приводит к деградации почвы, уменьшению урожайности сельскохозяйственных культур, сокращению общей площади сельскохозяйственных угодий и другим отрицательным последствиям.
С целью недопущения вредного воздействия эрозии на землях сельскохозяйственного назначения выполняются агротехнические и гидротехнические противоэрозионные мероприятия.
Агротехнические приемы включают в себя почвозащитную вспашку, почвозащитное размещение сельхозкультур, противоэрозионный посев сельхозкультур, щелевание, бороздование и другие приемы обработки почвы.
Гидротехнические мероприятия включают в себя устройство отдельно расположенных гидротехнических сооружений, таких как водозадерживающие валы, водонаправляющие сооружения, плотины (пруды), водосборные сооружения, береговые укрепления, а также работы по выполаживанию вершин и откосов оврагов, террасирование, другие противоэрозионные мероприятия.
В Волгоградской области имеется 6900 водохозяйственных объектов, большая часть из которых это противоэрозионные пруды, 302 из которых имеют объем заполнения свыше 500 тыс. м3 и они представляют наибольшую опасность, так как находятся в аварийном состоянии.
Для обеспечения государственной поддержки при проведении природоохранных мероприятий, направленных на предотвращение эрозионных процессов на землях сельскохозяйственного назначения и содержание в исправном состоянии противоэрозионных гидротехнических сооружений, в Программе предусматриваются средства для компенсации части затрат по противоэрозионным мероприятиям.
Мелиорация.
Устойчивое развитие сельского хозяйства в сложных климатических условиях на территории Волгоградской области не возможно# без проведения оросительных мелиораций (полива сельхозкультур).
Однако сокращение капитальных вложений в содержание и развитие мелиоративного комплекса Волгоградской области за последние годы привело к сокращению мелиоративных земель с 427 тыс. га до 250 тыс. га, из которых 193,3 тыс. га регулярного орошения и 56,4 тыс. га лиманного орошения. На оросительных системах эксплуатируется 14,9 тысячи гидротехнических сооружений, 588 электрифицированных насосных станций. Протяженность оросительной сети составляет 6,2 тыс. км, из них открытой сети - 2,3 тыс. км и закрытой сети - 3,9 тыс. км. Общая балансовая стоимость мелиоративных фондов составляет 8,9 млрд. рублей, из них федеральной собственности - 5,4 млрд. рублей и областной собственности - 3,2 млрд. рублей. Изношенность мелиоративных фондов составляет 70-75 процентов.
Изношенность и отсутствие во многих хозяйствах дождевальных машин крайне отрицательно сказывается на проведении поливов. Из 782 дождевальных машин, имеющихся в наличии, 599 с истекшим сроком службы. Сезонная нагрузка на одну дождевальную машину составляет в среднем по Волгоградской области 200 гектаров, а в Быковском и Ленинском районах этот показатель составляет соответственно 589 и 667 га. Дождеванием поливалось в 2006 году 83 тыс. га орошаемых земель.
Из-за отсутствия дождевальной техники там, где позволяли условия, производился поверхностный полив по бороздам и полосам на площади 33 тыс. га.
Для проведения поливов необходимо приобрести не менее 400 дождевальных машин и переходить на высокоэффективные энерго- и водосберегающие технологии.
Внедрение систем капельного орошения позволит значительно снизить затраты электроэнергии, автоматизировать эксплуатацию насосных станций, водоочистных сооружений, оросительной сети, в два раза повысить урожайность овощных культур и многолетних насаждений при экономии оросительной воды до 40 процентов.
В структуре посевных площадей на орошаемых землях 35 процентов составляют кормовые культуры и 37 процентов зерновые. Овощные культуры занимают 14 процентов или 16,3 тыс. га. В среднем с каждого орошаемого гектара получено 43,2 ц кормовых единиц.
2.2. Основные цели и задачи
Основными целями реализации настоящей Программы являются сохранение и улучшение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области, баланса питательных веществ почвы, получение стабильных урожаев.
Для достижения указанных целей предусматривается:
реализация комплекса мелиоративных и противоэрозионных мероприятий;
вовлечение в сельскохозяйственный оборот не менее 3 тыс. га орошаемых земель.
При условии комплексного проведения оросительных и других видов мелиорации обеспечивается наиболее полная реализация биоклиматического потенциала продуктивности почв земель сельскохозяйственного назначения при сохранности их плодородия без проявления деградационных процессов, что обеспечит гарантированное производство сельскохозяйственной продукции и кормов для животноводства на орошаемых землях, сохранит существующие, создаст новые рабочие места в сельской местности и повысит уровень жизни сельского населения.
2.3. Перечень мероприятий
Реализация Программы предусматривает осуществление следующих мероприятий:
1. Компенсация части затрат за электроэнергию, использованную для полива сельскохозяйственных культур.
2. Проведение противоэрозионных мероприятий.
3. Реконструкция и строительство орошаемых земель с применением прогрессивных технологий и техники полива на площади 3 тыс. га.
4. Обновление и увеличение парка дождевальных машин.
С целью недопущения вредного воздействия эрозии на землях сельскохозяйственного назначения выполняются агротехнические и гидротехнические противоэрозионные мероприятия.
2.4. Технико-экономическое обоснование
Согласно заявкам муниципальных образований Волгоградской области уточнен и откорректирован перечень хозяйств, в которых будут выполняться противоэрозионные гидротехнические мероприятия (ремонт плотин, водосборных сооружений и берегоукрепительные работы). Объем выполненных работ составит 17,55 млн. рублей.
В целях увеличения урожайности сельскохозяйственных культур на орошаемых землях осуществляется государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей Волгоградской области, направленная на снижение затрат при производстве продукции на мелиоративных землях. В областном бюджете (начиная с 2000 года) предусматриваются средства для компенсации части затрат по электроэнергии, использованной насосными станциями для орошения.
Одна из главных причин, сдерживающих проведение поливов сельхозкультур, является высокий тариф на электроэнергию. За последние семь лет тариф увеличился в 12 раз и сегодня составляет 2,338 копеек за 1 кВт. час, а цена на овощную продукцию за тот же период возросла всего в два раза. По прогнозам в 2007 году тариф вырастет минимум на 10 процентов.
Кроме того, в 2006 году плату за подачу воды с сельхозтоваропроизводителей начал взимать Волго-Донской судоходный канал. Расчет компенсации части затрат на электроэнергию, используемую для целей орошения в 2007 году, представлен в приложении 11.
Основными направлениями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ являются:
1. Разработка и внедрение способов полива сельскохозяйственных культур, которые позволят обеспечить их водой в соответствии с водопотреблением.
2. Разработка и внедрение оросительных видов мелиорации земель, направленных на повышение их продуктивности до экологически и экономически обоснованных пределов, обеспечивающих стабилизацию развития экономики сельских товаропроизводителей и устойчивое функционирование агроландшафтов.
2.5. Механизм реализации
Программой предусмотрена компенсация части затрат на электроэнергию, использованную для орошения сельскохозяйственных культур (приложения 12-15).
Получателями указанных средств могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельхозтоваропроизводителями.
Основанием для предоставления субсидий является представление сельхозтоваропроизводителями в орган управления сельским хозяйством муниципального района:
актов сверки выполненных работ, полученной продукции с орошаемых земель и установленных сумм оплаты за потребленную электроэнергию насосными станциями:
справок от электроснабжающих организаций.
Орган управления сельским хозяйством муниципального района проверяет достоверность представленных документов, составляет реестр сельхозтоваропроизводителей, представивших акты сверки, и представляет указанный реестр вместе с актами сверки в комитет по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области.
Размер компенсации затрат на электроэнергию, использованную для орошения сельскохозяйственных культур, устанавливается в зависимости от условий водозабора (дополнительная водоперекачка и забор воды из Волго-Донского судоходного канала) и урожайности сельскохозяйственных культур нормативными правовыми актами главы администрации Волгоградской области.
В случае передачи орошаемых земель в аренду другим лицам арендодатель лишается права на получение субсидий.
Арендаторам, наемным бригадам и сельхозтоваропроизводителям, не зарегистрировавшим имеющиеся орошаемые земли в уполномоченном органе по управлению недвижимостью Волгоградской области, компенсация части затрат по электроэнергии, использованной для целей орошения сельскохозяйственных культур, не выплачивается.
Компенсация части затрат по электроэнергии, использованной для подачи воды на орошаемые земли сельхозтоваропроизводителям, выплачивается только с учетом полученной продукции (объемы произведенной продукции и урожайность сельхозкультур подтверждаются органами Госстатистики муниципального района).
Начиная с 2003 года, сумма средств на компенсацию в областном бюджете увеличилась с 30 до 43 млн. рублей.
Порядок компенсации части затрат на электроэнергию, использованную для полива сельскохозяйственных культур, предусматривает следующие размеры компенсаций:
выращивание кормовых культур и кукурузы на зерно - 100 процентов;
полив с применением дождевальных машин и систем капельного орошения - 50 процентов;
поверхностный полив - 50 процентов.
Затраты не компенсируются при поверхностном поливе овощных и кормовых культур, а также на орошаемых землях, находящихся в субаренде, за исключением государственных оросительных систем, запроектированных и построенных с применением поверхностных способов полива.
Тем самым будут применены меры, побуждающие сельхозтоваропроизводителей приобретать дождевальные машины нового поколения и системы капельного орошения.
В соответствии с соглашением 09 августа 2006 г. N 944/20 по реализации мероприятий федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы" между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и администрацией Волгоградской области финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета при условии выделения средств из областного бюджета на эти цели.
В 2006 году ФГУ "Управление "Волгоградмелиоводхоз" освоило 47,96 млн. рублей государственных капитальных вложений, выделенных МСХ Российской Федерации на реконструкцию орошаемых земель, относящихся к федеральной собственности, а всего до 2010 года в рамках выполнения ФЦП будет выделено 300,0 млн. рублей.
Настоящей Программой предусматривается выделение капитальных вложений из средств областного бюджета на 2008-2010 годы в объеме 96,44 млн. рублей, которые будут направлены на поддержание мелиоративных систем государственной собственности Волгоградской области в работоспособном состоянии.
Для сохранения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, подверженных эрозионным процессам, предусматривается финансирование проведения противоэрозионных мероприятий (приложение 16).
Получателями субсидий являются юридические лица любой организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, которые имеют в собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружения, земли сельскохозяйственного назначения, подверженные эрозионным процессам, а также организации, эксплуатирующие отдельно расположенные гидротехнические сооружения, относящиеся к государственной собственности Волгоградской области.
По представлению заявки с утвержденной получателем субсидий сметной документацией комитет по сельскому хозяйству и продовольствию администрации Волгоградской области своим распоряжением утверждает перечень объектов, на которых в текущем году выполняются противоэрозионные мероприятия.
Основанием для предоставления субсидий является акт выполненных работ по противоэрозионным мероприятиям, утвержденный руководителем органа управления сельским хозяйством муниципального района.
Субсидии предоставляются в порядке очередности представления актов выполненных работ от получателя субсидий.
Размер ставки субсидий составляет не более 70 процентов от объема выполненных противоэрозионных мероприятий.
Государственный заказчик осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий Программы, в том числе за целевым и эффективным использованием исполнителями средств, выделенных из областного бюджета.
Государственный заказчик ежеквартально и по итогам прошедшего финансового года направляет главе администрации Волгоградской области для последующего представления в Волгоградскую областную Думу отчеты об исполнении Программы.
Задачей государственного контроля за реализацией Программы является обеспечение выполнения предусмотренных в ней показателей, соблюдения собственниками, владельцами, пользователями, включая арендаторов земельных участков, требований законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности в части сохранения и повышения плодородия почв, рационального использования водных ресурсов и улучшения экологической обстановки.
Размещение заказов на исполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ осуществляется Государственным заказчиком на конкурсной основе. Перечень тем, принятых к финансированию из средств областного бюджета, утверждается научно-техническим советом по агропромышленному комплексу при администрации Волгоградской области.
По результатам проведенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ исполнитель представляет государственному заказчику научную, техническую и другую документацию, предусмотренную заключенным государственным контрактом.
Оплата результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ осуществляется на основании представленных исполнителем счета-фактуры и акта сдачи-приемки результатов работ.
2.6. Ресурсное обеспечение
Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию Программы на период 2007-2010 годы# составит 1921,14 млн. рублей, в том числе по источникам:
федеральный бюджет (прогнозно) - 1041,3 млн. рублей;
областной бюджет - 319,28 млн. рублей;
внебюджетные источники (прогнозно) - 560,56 млн. рублей.
Выделение средств областного бюджета в части капитальных вложений и государственного заказа производится на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Финансирование из областного бюджета осуществляется при условии вложения предприятиями и организациями собственных средств.
Объемы и источники финансирования
(млн. рублей)
N п/п | Наименование мероприятий | Годы | Источники финансирования | |||
Всего | феде- ральный бюджет |
област- ной бюджет |
внебюд- жетные источники |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Оплата за электроэнергию, использованную для по- 2007 259,0 171,60 46,60 40,80
лива сельскохозяйственных культур 2008 281,813 188,00 50,00 43,81
2009 06,1633 205,60 53,55 47,01
2010 1,57 224,10 57,19 50,28
Итого 1178,54 789,3 207,34 181,90
2. Проведение противоэрозионных мероприятий 2007 4,0 - 2,80 1,2
2008 4,27 - 2,99 1,28
2009 4,51 - 3,16 1,35
1,356
2010 4,77 - 3,34 1,43
Итого 17,55 - 12,29 5,26
3. Реконструкция и строительство орошаемых земель с 2007 81,25 42,0 - 39,25
применением прогрессивных технологий (капельное 2008 168,75 60,0 30,0 78,75
орошение) 2009 197,48 70,0 32,13 95,35
2010 215,96 80,0 34,31 101,65
Итого 663,44 252,0 96,44 315,0
4. Приобретение дождевальных машин 2007 8,3 - - 8,3
2008 12,5 - - 12,5
2009 16,7 - - 16,7
2010 20,9 - - 20,9
Итого 58,4 - - 58,4
5. Проведение научно-исследовательских, опытно-конс- 2007 - - - -
трукторских и технологических работ (НИОКР) 2008 1,00 - 1,00 -
2009 1,07 - 1,07 -
2010 1,14 - 1,14 -
Итого 3,21 - 3,21 -
Итого 2007 352,55 213,6 49,4 89,55
2008 468,33 248,0 83,99 136,34
2009 525,92 275,6 89,91 160,41
2010 574,34 304,1 95,98 174,26
Итого 1921,14 1041,3 319,28 560,56
2.7. Целевые индикаторы и показатели
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями реализации Программы являются:
ежегодное проведение орошения сельскохозяйственных культур на площади не менее 150,0 тыс. га;
поддержание в исправном состоянии противоэрозионных гидротехнических сооружений;
реконструкция и строительство орошаемых земель с применением прогрессивных технологий на площади 2850-3000 гектаров.
увеличение парка дождевальных машин на 56 единиц.
2.8. Оценка ожидаемой эффективности
Реализация Программы станет одним из условий повышения урожайности сельскохозяйственных культур, выращиваемых на орошаемых землях, валовой сбор которых является одной из составляющих продовольственной безопасности Волгоградской области.
Ожидаемая урожайность сельскохозяйственных культур в период
реализации Программы
Наименование | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Овощные культуры, ц/га 203,0 230,0 240,0 260,0 270,0 290,0
Кормовые культуры, ц. к. ед./га 42,0 43,0 44,0 45,0 46,0 47,0
(орошаемое земледелие)
Ожидаемый валовой сбор сельскохозяйственных культур в период реализации Программы
Наименование | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Овощные культуры, тыс. тонн 259,0 279,0 280,0 300,0 330,0 360,0
Кормовые культуры, тыс. тонн к. 1205,0 1763,0 1780,0 1845,0 1909,0 1974,0
ед. (орошаемое земледелие)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.