Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Михайловской городской Думы Волгоградской области от 1 октября 2008 г. N 385 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к Решению Михайловской городской Думы
от 24 октября 2007 г. N 235
Целевая программа "Жилище"
городского округа город Михайловка на 2008-2010 годы
26 февраля, 5 мая, 7 июня, 13 августа, 1 октября 2008 г.
Паспорт Программы
Наименование - целевая программа "Жилище" городского округа город
Программы Михайловка на 2008-2010 годы (далее - Программа).
Основание - постановление главы городского округа город
для разработки Михайловка от 31.05.2007 года N 799 "О разработке
Программы целевой программы "Жилище" городского округа город
Михайловка".
Заказчик - администрация городского округа город Михайловка.
Программы
Основные - отдел архитектуры и градостроительства, отдел по
разработчики обеспечению жизнедеятельности города, отдел по делам
Программы молодежи.
Основные цели - основной целью Программы является:
и задачи создание системы экономико-правовых условий,
Программы направленных на увеличение объемов строительства
доступного жилья;
создание условий для приведения жилищного фонда и
коммунальной инфраструктуры в соответствие со
стандартами качества, обеспечивающими комфортные
условия проживания;
обеспечение доступности жилья, коммунальных услуг в
соответствии с платежеспособным спросом населения;
обеспечение жильем отдельных категорий граждан
(предоставление социальных выплат на строительство
или приобретение жилья отдельным категориям граждан,
установленным федеральным законодательством).
Задачами Программы являются:
совершенствование деятельности по контролю и учету
земельных участков, выделяемых и планируемых к
выделению в целях жилищного строительства путем
создания реестра земельных участков;
повышение инвестиционной привлекательности площадок,
предназначенных для жилищного строительства;
стимулирование участников инвестиционной активности
в жилищном строительстве путем увеличения бюджетных
ассигнований, выделяемых на эти цели;
развитие системы ипотечного кредитования
(обеспечение жильем с использованием механизмов
ипотечного жилищного кредитования);
переселение граждан из ветхого и аварийного
жилищного фонда;
повышение качества коммунальных услуг, безопасности
и комфортности проживания;
разработка системы государственных гарантий и льгот,
направленных на улучшение жилищных условий молодых.
Сроки и этапы - один этап - 2008-2010 годы.
реализации
Программы
Объем - всего по программе 192,38056 млн. руб., в том числе
и источники из бюджетов:
финансирования
Программы 2008 год 2009 год 2010 год
областного 21,1 50,72 19,79
91,61 млн. руб.
городского 30,38 35,615 34,77556
100,77056
Перечень - подпрограмма "Обновление градостроительной
подпрограмм документации о градостроительном планировании
территорий городского округа город Михайловка";
подпрограмма "Создание информационных систем
обеспечения градостроительной деятельности на
территории городского округа город Михайловка";
подпрограмма "Реформирование и модернизация
жилищно-коммунального хозяйства городского округа
город Михайловка" на 2008-2010 годы;
подпрограмма "Переселение граждан, проживающих на
территории городского округа город Михайловка, из
ветхого и аварийного жилищного фонда" на
2008-2010 годы;
подпрограмма "Молодой семье - доступное жилье" на
2008-2010 годы;
подпрограмма "Развитие системы жилищного
кредитования на территории городского округа город
Михайловка" на 2008-2010 годы.
Исполнители - отдел архитектуры и градостроительства,
Программы отдел по обеспечению жизнедеятельности города,
отдел по делам молодежи городского округа город
Михайловка.
Перечень - реализация подпрограмм, входящих в состав Программы;
основных создание условий, способствующих ежегодному росту
мероприятий объемов жилищного строительства.
Программы
Ожидаемые - создание механизмов, обеспечивающих доступность жи-
результаты лья для граждан с разным уровнем доходов.
реализации Начать ликвидацию ветхого и аварийного жилищного
Программы фонда.
Снижение уровня износа объектов коммунального
назначения; предоставление населению услуг
жилищно-коммунального хозяйства, отвечающих
современным требованиям;
улучшение демографической ситуации.
Система - контроль за реализацией Программы, координацию
организации деятельности исполнителей Программы осуществляют:
контроля - глава городского округа город Михайловка;
за исполнением - отдел по обеспечению жизнедеятельности города;
Программы - отдел экономики и потребительского рынка.
1. Введение
Начало преобразований в жилищной сфере в Российской Федерации положили реализация государственной целевой программы "Жилище", одобренной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 595, и Основных направлений нового этапа реализации государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года N 431.
В результате осуществления намеченных мероприятий были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы их реализации.
Была сформирована нормативно-правовая база, которая является основой для дальнейших преобразований в жилищной сфере. За период реализации указанных программных документов были приняты законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством в Российской Федерации.
Приоритетной формой участия федерального бюджета в обеспечении жильем населения была признана поддержка отдельных категорий граждан, перед которыми государство имеет определенные обязательства в решении их жилищных проблем, через предоставление им социальных выплат на приобретение жилья.
Осуществлялось реформирование жилищно-коммунального хозяйства, направленное на создание эффективного механизма управления отраслью и снижение издержек по предоставлению услуг.
Реализовывалась программа адресной социальной помощи в виде социальных выплат на оплату жилья и коммунальных услуг (жилищных социальных выплат) гражданам с низкими доходами.
Вместе с тем наряду с указанными положительными результатами преобразований в жилищной сфере ряд поставленных задач не удалось осуществить в полном объеме. Кроме того, в ходе проведения государственной жилищной политики выявились новые проблемы, требующие решения.
Создание массовой ипотеки стало возможно лишь сравнительно недавно, так как ранее при высоких темпах инфляции система ипотечного кредитования не смогла бы функционировать в широких масштабах.
С целью ускорения формирования рынка жилья, доступного для широких слоев населения, в 2004 году принят пакет законов, направленных на создание условий для увеличения объемов жилищного строительства, повышение платежеспособного спроса населения, снижение процентных ставок по ипотечным кредитам, увеличение предложений на рынке жилья.
В пакете федеральных законов базовыми являются Градостроительный и Жилищный кодексы Российской Федерации.
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, является основополагающим программным документом по дальнейшим преобразованиям в жилищной сфере. Основной ее целью является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
В составе второго этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы утверждены подпрограммы:
"Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства";
"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры";
"Обеспечение жильем молодых семей".
Кроме того, осуществляются мероприятия по реализации Концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов.
2. Содержание проблемы
Проблема жилья в городском округе город Михайловка на современном этапе развития является наиболее значимой социальной проблемой. Ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций, недоступность кредитных ресурсов и низкий уровень доходов населения сдерживают рост жилищного строительства. В настоящее время в городском округе город Михайловка проживает 63,3 тыс. человек.
Жилищный фонд городского округа город Михайловка по состоянию на 1 января 2007 года составляет 1378,5 тыс. кв. м общей площади.
Средний уровень обеспеченности жильем в городском округе город Михайловка на 1 января 2007 года составил 21,8 кв. м на человека.
Федеральной целевой программой "Жилище" поставлена задача к 2010 году довести уровень обеспеченности населения жильем до 21,7 кв. м на человека.
Однако это средний уровень обеспеченности жильем.
Численность граждан, нуждающихся в жилой площади в городе Михайловка, значительная: на 1 января 2007 г. в очереди в администрации городского округа город Михайловка состоит 2364 таких семей.#
Строительство жилых домов ведется в основном индивидуальными застройщиками.
Необходимо стимулировать увеличение темпов строительства, и особенно многоквартирных домов.
Основными причинами, сдерживающими рост объемов ввода в эксплуатацию жилья, являются:
ограниченные возможности финансирования жилищного строительства из бюджетов всех уровней;
недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок для большинства граждан и юридических лиц;
низкие доходы граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не позволяющие взять достаточный кредит для приобретения какого либо# жилья;
недостаток площадок, обустроенных инженерными коммуникациями;
несовершенство существующей системы градорегулирования и землепользования, которая не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство.
Решая такую большую государственную проблему, как демография, необходимо в первую очередь решить задачу обеспечения жильем молодых семей. В городскую целевую программу "Жилище" на 2008-2010 годы входит подпрограмма "Молодой семье - доступное жилье" на 2008-2010 годы, задачей которой является оказание молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условии#, финансовой поддержки (предоставление социальных выплат на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита).
Остается нерешенной проблема обеспечения доступности жилья для граждан с невысоким уровнем дохода.
Высокая стоимость жилья и постоянный рост цен на него по сравнению с доходами граждан делает для многих жителей городского округа город Михайловка неразрешимой проблему приобретения нового жилья или улучшения жилищных условий. В настоящий момент назрела необходимость кардинального решения данной проблемы. Высокая стоимость вводимого в эксплуатацию нового жилья обусловливает необходимость обращения граждан к вторичному рынку жилья, на котором в последнее время приобретение жилья становится все более сложной задачей даже для обеспеченных граждан.
В сложившихся условиях особую актуальность приобретает развитие механизма ипотечного жилищного кредитования, что, с одной стороны, будет способствовать увеличению платежеспособного спроса на квартиры и развитию жилищного строительства, а с другой стороны, позволит улучшить жилищные условия граждан.
Решить эти задачи поможет целенаправленная работа по реализации целевой программы "Жилище" городского округа город Михайловка на 2008-2010 годы, в состав которой входит подпрограмма развития системы жилищного кредитования в городском округе город Михайловка.
В бюджете городского округа город Михайловка на реализацию приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" объем выдаваемых ипотечных жилищных кредитов и займов должен составить в 2007 году 2,0 млн. рублей.
При существующем уровне доходов население не способно существенно улучшать свои жилищные условия. Необходимо сформировать условия, которые позволят экономически активному населению легально зарабатывать средства. Значительная часть доходов населения находится в теневом секторе, что является серьезным препятствием для того, чтобы реально оценить доходы граждан. Необходимо создать условия, чтобы люди могли получать заработную плату легально.
Таким образом, в течение 3 лет предстоит построить около 45 тыс. кв. м жилья полностью за счет частных инвестиций либо при оказании различных форм государственной поддержки. Для обеспечения указанных объемов ввода жилья должны быть задействованы все механизмы вовлечения инвестиций в строительство, стимулирования платежеспособного спроса на жилье, с одной стороны, и реализованы все возможные, в рамках действующего законодательства, меры поддержки застройщиков, подрядных организаций и предприятий промышленности строительных материалов.
Для того чтобы справиться с поставленной задачей по увеличению жилищного строительства, строительный комплекс городского округа должен быть серьезно реформирован и модернизирован.
В строительстве высок уровень износа машин и механизмов - около 60 процентов.
Существует острая проблема обеспечения строительства кадрами, особенно рабочих профессий, линейных инженерно-технических работников.
В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития; качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне.
Низкое качество предоставляемых коммунальных услуг является следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры. По состоянию на 1 января 2007 г. уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 67 процентов.
Основными проблемами реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства" стали недостаточность ресурсов и отсутствие эффективных механизмов для стимулирования позитивных изменений в жилищно-коммунальном комплексе.
Задача создания нормативной правовой базы, необходимой для реформирования жилищно-коммунального хозяйства и привлечения в отрасль частных инвестиций, была в основном решена с принятием федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья в Российской Федерации. Завершение реформы жилищно-коммунального хозяйства должно обеспечить проведение его технологической и управленческой модернизации с привлечением частного бизнеса и частных инвестиций, формированием реальных собственников квартир в многоквартирных домах с передачей им функций принятия решений по управлению общим имуществом многоквартирного дома.
В этих условиях модификация программы на втором этапе реализации (в 2008-2010 годах) даст возможность существенно повысить ее эффективность.
В настоящее время около 1 тыс. человек (около 1,6 процента населения городского округа город Михайловка) проживает в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания, что составляет более 42,3 процентов численности семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий.
Суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в городском округе город Михайловка составляет около 15,5 тыс. кв. м (около 11,2 процента жилищного фонда, расположенного на территории городского округа город Михайловка).
Основной проблемой реализации Программы явилось недостаточное выделение бюджетных средств и отсутствие рыночных инструментов, обеспечивающих привлечение внебюджетных источников (частные инвестиции) для финансового обеспечения реализации программных мероприятий.
Полученные результаты реализации Программы и новые правовые условия создали необходимость внесения в нее соответствующих изменений, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств, и привлечения финансовых ресурсов из внебюджетных источников.
Вопросы, связанные с развитием жилищного строительства в городском округе город Михайловка, а также обеспечением населения качественными жилищно-коммунальными услугами, комплексно решаются в рамках настоящей Программы.
3. Основные цели и задачи Программы
Цели и задачи Программы определяются целями и задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", программой "Социально-экономического развития Волгоградской области до 2010 года".
Основной целью Программы является создание системы экономико-правовых условий, направленных:
на увеличение объемов строительства жилья;
на развитие системы ипотечного жилищного кредитования;
на создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.
Для реализации поставленной цели сформулированы задачи по следующим основным направлениям:
развитие жилищного строительства;
совершенствование жилищно-коммунального комплекса.
С целью увеличения объемов строительства жилья решаются следующие задачи:
устранение административных барьеров при оформлении градостроительной и иной разрешительной документации, необходимой для жилищного строительства;
совершенствование деятельности по контролю и учету земельных участков, выделяемых и планируемых к выделению в целях жилищного строительства (создание реестра земельных участков);
повышение инвестиционной привлекательности площадок, предназначенных для жилищного строительства;
стимулирование инвестиционной активности в жилищном строительстве;
создание условий, способствующих увеличению объемов реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий;
поиск наиболее эффективных методов управления жилищным строительством.
Для совершенствования жилищно-коммунального комплекса необходимо:
модернизировать жилищно-коммунальный комплекс путем повышения организационно-правовой и финансово-экономической независимости хозяйствующих субъектов, действующих в рамках социально-экономических правил, устанавливаемых органами государственной власти, и обеспечивающих единые стандарты условий проживания;
технически перевооружить водопроводное хозяйство на основе ввода в действие новых основных фондов, проведения реконструкции, модернизации существующих основных фондов, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;
осуществить техническое перевооружение жилищно-коммунального хозяйства на основе энерго- и ресурсосберегающих технологий;
внедрить бактерицидные установки обеззараживания питьевой воды, установки частотных регуляторов, систем автоматического и дистанционного управления работой водопроводных сооружений;
создать рыночно-ориентированную систему хозяйствования и управления;
обеспечить финансовое оздоровление организаций отрасли, совершенствование тарифной политики, сбалансированной с платежеспособностью потребителей;
создать механизм, стимулирующий снижение издержек производства и повышение качества услуг;
сформировать инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса, развить конкуренцию на рынке услуг;
активизировать процесс замены сетевого хозяйства и модернизацию жилищно-коммунального комплекса за счет всех видов источников финансирования;
развить финансовые инструменты и институты в целях привлечения инвестиций для модернизации жилищно-коммунального комплекса;
развить учет в сфере предоставления коммунальных услуг и оплаты услуг по показаниям приборов учета;
уточнить и разработать правовые механизмы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке непригодным для проживания;
аккумулировать финансовые ресурсы всех источников, в том числе внебюджетные, направляемые для решения задач по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания;
оптимизировать развитие территорий (земельных участков) расселяемого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания.
В целях развития системы ипотечного жилищного кредитования строительства решается задача по привлечению долгосрочных ресурсов и увеличению объемов предоставления долгосрочных ипотечных жилищных кредитов и займов населению. Такая поддержка будет оказываться в соответствии с Концепцией развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 30 июня 2005 года.
4. Этапы и сроки реализации Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется в один этап - 2008-2010 годы.
На этом этапе разрабатываются нормативные правовые акты, определяющие требования к участникам и исполнителям мероприятий Программы, а также условия использования финансовых ресурсов областного и муниципальных бюджетов. Создаются механизмы контроля, информационного обеспечения и мониторинга реализации мероприятий Программы.
Непосредственно реализация основных мероприятий Программы, контроль за ходом реализации Программы.
5. Механизмы реализации Программы
Программа "Жилище" призвана стать важнейшим инструментом устойчивого социально-экономического развития городского округа город Михайловка в рамках современной региональной политики. Программа предусматривает объединение усилий общественных органов, государственных законодательных и исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, банковских и инвестиционно-финансовых структур, проектных и строительных организаций, предприятий индустрии строительных материалов, научно-исследовательских организаций, учебных заведений и населения.
Для реализации Программы предполагается формирование информационных механизмов, обеспечивающих мониторинг реализации программы и гарантии реализации гражданских прав ее участников.
Порядок привлечения организаций для исполнения и долевого участия в финансировании Программы определяется подпрограммами на основании действующего законодательства Российской Федерации, Волгоградской области в городском округе город Михайловка.
Разделение прав на имущество, создаваемое в ходе реализации Программы, а также наименование организаций, принимающих имущество, устанавливается соответствующими подпрограммами на основании действующего законодательства Российской Федерации и Волгоградской области.
6. Мероприятия по реализации Программы
Мероприятия Программы реализуются по двум основным направлениям:
увеличение объемов жилищного строительства;
совершенствование жилищно-коммунального хозяйства.
Основным результатом реализации мероприятий Программы является увеличение объемов строительства жилья.
1. Увеличение объемов жилищного строительства
В рамках этого направления решаются следующие задачи:
устранение административных барьеров при оформлении градостроительной и иной разрешительной документации, необходимой для жилищного строительства;
совершенствование деятельности по контролю и учету земельных участков, выделяемых и планируемых к выделению в целях жилищного строительства (создание реестра земельных участков);
повышение инвестиционной привлекательности площадок, предназначенных для жилищного строительства;
поиск наиболее эффективных методов управления жилищным строительством.
1.1. Устранение административных барьеров и упрощение согласовательных и разрешительных процедур.
Решение этой задачи осуществляется в рамках реализации следующих подпрограмм:
Целью является обеспечение действующей градостроительной документацией градостроительного планирования развития территорий городского округа город Михайловка.
Подпрограмма предполагает реализацию следующих основных мероприятий:
изготовление топографической геоподосновы для проектирования;
организация работы муниципальных органов власти в части обеспечения проектных организаций данными для проектирования.
Целью является создание информационных систем обеспечения градостроительной деятельности на территории городского округа город Михайловка, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере эффективного использования земли, вовлечения ее в гражданский оборот и устойчивого развития территории области и ее поселений.
Для достижения целей подпрограммы решаются следующие основные задачи:
выработка организационных, методических и технологических механизмов ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
реформирование и регулирование отношений субъектов градостроительной деятельности;
формирование информационных ресурсов градостроительной деятельности;
компьютеризация и автоматизация процессов и банка градостроительной информации;
геоинформационное картографирование.
Основные программные мероприятия:
создание нормативно-методической базы;
автоматизация (компьютеризация) ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
ведение реестров, подготовка и ввод в банк градостроительной информации сведений и материалов о территории городского округа город Михайловка;
создание устойчивых коммуникаций получения информации от местных органов архитектуры и градостроительства;
подготовка цифровых карт-схем на территорию городского округа город Михайловка.
1.2. Совершенствование деятельности по контролю и учету земельных участков, выделяемых и планируемых к выделению в целях жилищного строительства (создание реестра земельных участков).
1.2.1. На основании предложений органов местного самоуправления формируется городской реестр земельных участков для целей жилищного строительства (далее - реестр земельных участков) и включает:
земельные участки, полностью обеспеченные инженерной инфраструктурой;
земельные участки, пригодные для жилищного строительства и высвобождаемые в результате сноса ветхого и аварийного жилья в соответствии с Подпрограммой "Переселение граждан, проживающих на территории городского округа город Михайловка, из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2008-2010 годы, а также иных объектов строительства;
земельные участки, пригодные для жилищного строительства и предусмотренные к застройке планами долгосрочного развития общественно-территориальных объединений населения.
1.2.2. На основании реестра формируется долгосрочный план жилищного строительства на территориях, полностью или частично обеспеченных инженерной инфраструктурой, а также долгосрочный план освоения территорий, на которых отсутствует инженерная подготовка.
1.2.3. В соответствии с долгосрочным планом жилищного строительства и инженерной подготовки земельных участков формируется программа предложений для инвесторов на краткосрочный период и перспективу.
1.3. Повышение инвестиционной привлекательности площадок, предназначенных для жилищного строительства.
1.4. Стимулирование инвестиционной активности в жилищном строительстве.
1.4.1. Инвестиционная активность населения стимулируется в рамках выполнения мероприятий подпрограммы "Развитие системы жилищного кредитования на территории городского округа город Михайловка" на 2008-2010 годы.
Продолжается развитие системы жилищного кредитования по следующим основным направлениям:
организация взаимодействия кредитных организаций, специализированных ипотечных организаций и иных организаций по предоставлению кредитов (займов, ссуд) на строительство или приобретение жилья, в том числе ипотечных кредитов;
государственная поддержка граждан городского округа город Михайловка, осуществляющих строительство или приобретение жилья с использованием механизма жилищного кредитования из средств бюджетов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.