Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы
осуществления местного самоуправления
Статья 28. Права граждан на осуществление местного самоуправления
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством Волгоградской области граждане Российской Федерации, проживающие на территории Старополтавского муниципального района, осуществляют свое право на местное самоуправление через местные референдумы, муниципальные выборы, выборные и другие органы местного самоуправления, собрания (сходы) граждан, а также органы территориального общественного самоуправления населения.
Статья 29. Районный референдум
1. Для решения наиболее важных вопросов местного значения непосредственно населением района может проводиться референдум.
2. Количество граждан, имеющих право участвовать в референдуме, определяется на основании регистрации участников референдума по состоянию на первое января или первое июля соответствующего года. Составление списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, осуществляется в порядке и сроки, установленные федеральным и областным законодательством.
3. Составление списков участников референдума осуществляет комиссия местного референдума муниципального образования (далее - комиссия). Регистрация (учет) участников местного референдума осуществляется главой муниципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года.
4. Решения, принятые на референдуме, в утверждении каким-либо органом не нуждаются, а исполнение этих решений обязательно для всех в пределах территории района. Если для реализации принятого решения требуется издание нормативно-правового акта, то орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит решение данного вопроса, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного нормативного правового акта и в месячный срок со дня определения срока подготовки принять данный правовой акт.
5. Повторный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не может проводиться ранее одного года со дня официального опубликования результатов предыдущего референдума.
Статья 30. Право назначения районного референдума
1. Инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме, избирательным объединениям, иным общественным объединениям, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом, районной Думе и главе муниципального района (инициатива должна быть выдвинута совместно).
2. В решении о назначении референдума указывается дата его проведения, вопросы референдума и проект решения вопроса, выносимого на референдум.
3. Решение о назначении местного референдума, а также о перенесении даты голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
4. Местный референдум организуют и проводят комиссии местного референдума. В качестве комиссии местного референдума действует избирательная комиссия муниципального образования. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению Избирательной комиссии Волгоградской области, принятому на основании обращения районной Думы, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию.
5. Количество подписей, необходимое для поддержки инициативы проведения местного референдума, составляет 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме.
При выдвижении инициативы о проведении референдума совместно районной Думой и главой муниципального района сбор подписей участников референдума не проводится.
Статья 31. Выборы и избирательное право граждан района по выборам депутатов районной Думы, главы муниципального района
1. Выборы депутатов районной Думы, главы муниципального района проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законодательством о выборах.
2. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому избирателю реальную возможность участвовать в голосовании по выборам депутатов районной Думы, главы муниципального района.
3. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление при голосовании.
4. Полномочия, порядок работы избирательной комиссии Старополтавского муниципального района, а также порядок проведения выборов урегулированы настоящим Уставом, законами Волгоградской области "О выборах в органы местного самоуправления Волгоградской области" и "Об избирательных комиссиях Волгоградской области", а также другими законодательными актами Российской Федерации и Волгоградской области.
Статья 32. Публичные слушания
1. Публичные слушания - это обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования. Публичные слушания проводятся в порядке, определенном настоящим Уставом, иными нормативными правовыми актами районной Думы в соответствии с областным законодательством.
2. Инициаторами проведения публичных слушаний в муниципальном районе могут быть районная Дума, глава муниципального района, население муниципального образования.
Решением Старополтавской районной Думы Волгоградской области от 27 января 2006 г. N 6/45 в пункт 3 статьи 32 настоящего Устава внесены изменения
3. На публичные слушания должны выноситься:
- проект Устава Старополтавского муниципального района, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав;
- проект бюджета Старополтавского муниципального района и отчет о его исполнении;
- проекты планов и программ развития Старополтавского муниципального района, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий, проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
- вопросы о преобразовании Старополтавского муниципального района.
Статья 33. Собрание граждан
1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории Старополтавского муниципального района могут проводиться собрания граждан.
Решением Старополтавской районной Думы Волгоградской области от 27 января 2006 г. N 6/45 в пункт 2 статьи 33 настоящего Устава внесены изменения
2. Собрание граждан проводится по инициативе не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории, органов местного самоуправления муниципального образования, а также в случаях предусмотренных Уставом территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по инициативе районной Думы или главы муниципального района, назначается соответственно районной Думой или главой муниципального района.
Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается районной Думой в порядке, установленном настоящим Уставом.
Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.
Для ведения собрания граждан избирается президиум в составе председателя, секретаря, ведущего протокол собрания, и членов президиума. О времени и месте проведения собрания граждан и вопросах, включенных в повестку дня, население оповещается не позднее, чем за 5 дней через средства массовой информации.
Решением Старополтавской районной Думы Волгоградской области от 27 января 2006 г. N 6/45 в пункт 3 статьи 33 настоящего Устава внесены изменения
3. Собрание считается правомочным, если в его работе принимали участие не менее 25% граждан, проживающих на соответствующей территории.
Решение на собрании принимается большинством голосов присутствующих жителей. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания граждан и представляется в администрацию Старополтавского муниципального района и районную Думу.
Изменения либо отмена решения, принятого на собрании граждан, производятся только собранием граждан.
4. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.
5. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами Старополтавского муниципального района, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
6. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 34. Территориальное общественное самоуправление
1. На отдельных территориях района может осуществляться территориальное общественное самоуправление.
Под территориальным общественным самоуправлением в районе понимается система самоорганизации граждан по месту их жительства на определенной части территории района с целью самостоятельного и под свою ответственность решения инициатив в вопросах местного значения, затрагивающих интересы жителей данной территории, непосредственно или через создаваемые им# органы территориального общественного самоуправления.
2. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в границах домов (в том числе подъездов и т.д.), групп жилых домов, кварталов (микрорайонов), улиц, поселений, иных территорий проживания граждан не являющихся муниципальными образованиями.
Решение об установлении территории общественного самоуправления принимается представительным органом муниципального образования на основании решения населения соответствующей территории.
Порядок принятия решения об установлении территории общественного самоуправления определяется в Положении о территориальном общественном самоуправлении, утвержденном районной Думой.
3. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в следующих формах:
- непосредственно жителями путем проведения собраний и конференций;
- посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях и конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
5. Принцип, порядок организации территориального общественного самоуправления в районе, взаимоотношений органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления определяются Положением о территориальном общественном самоуправлении, утверждаемым районной Думой.
Статья 35. Основные полномочия органов территориального общественного самоуправления
1. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
2. Компетенция органов территориального общественного самоуправления населения определяется их положениями (уставами) с учетом полномочий, передаваемых им районной Думой и администрацией Старополтавского муниципального района.
Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
3. Районная Дума и администрация Старополтавского муниципального района могут устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления населения по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления населения.
4. Органы территориального общественного самоуправления населения могут наделяться правами юридического лица с момента их регистрации в форме некоммерческой организации органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Статья 36. Правотворческая инициатива граждан
1. Население района вправе осуществлять правотворческую инициативу граждан в вопросах местного значения, отнесенных к предмету ведения муниципального образования настоящим Уставом, в порядке установленном нормативным правовым актом районной Думы.
Правотворческая инициатива граждан реализуется путем вынесения проектов нормативно-правовых актов по вопросам местного значения, предложений о внесении изменений, дополнений либо отмене нормативных правовых актов районной Думы, главы муниципального района, структурных подразделений администрации Старополтавского муниципального района на рассмотрение соответствующего органа местного самоуправления (его структурного подразделения).
Правотворческая инициатива граждан выносится на рассмотрение соответствующего органа местного самоуправления (его структурного подразделения) инициативной группой граждан численностью не менее 3% от числа жителей района, зарегистрированных в качестве избирателей по состоянию на 1 января или 1 июля соответствующего года.
Образование инициативной группы по сбору подписей в поддержку правотворческой инициативы граждан и сбор подписей осуществляется# в том же порядке, что и в поддержку проведения местного референдума.
2. Внесенные в порядке реализации правотворческой инициативы нормативно-правовые акты подлежат рассмотрению соответствующим органом в трехмесячный срок с момента их внесения при обязательном наличии заключения администрации Старополтавского муниципального района и присутствии представителей инициативной группы граждан, внесших данный нормативно-правовой акт. По результатам рассмотрения проекта нормативного правового акта в порядке правотворческой инициативы граждан принимается одно из следующих решений:
- о принятии проекта нормативного правового акта;
- о доработке нормативного правового акта и внесении его на повторное рассмотрение;
- об отклонении проекта нормативного акта с указанием мотивов;
- о принятии предложений по изменению, дополнению либо отмене нормативного правового акта органа местного самоуправления с установлением сроков для внесения изменений, дополнений либо отмены соответствующего нормативного правового акта полномочным органом местного самоуправления;
- об отклонении предложений по внесению изменений, дополнений либо отмене нормативного правового акта органа местного самоуправления с указанием мотивов.
3. Решение, принятое компетентным органом местного самоуправления (его структурным подразделением) по результатам рассмотрения правотворческой инициативы граждан, подлежит доведению в письменной форме до сведения инициативной группы граждан.
Статья 37. Обращение граждан в органы местного самоуправления района
1. Граждане района имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в районную Думу, администрацию Старополтавского муниципального района, к главе муниципального района, заместителям главы муниципального района и к иным должностным лицам этих органов.
2. В каждом органе местного самоуправления организуется прием населения по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, с целью своевременного рассмотрения и разрешения всех поступающих обращений граждан.
3. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращения в срок не более одного месяца.
4. Граждане имеют право обжаловать в суд решения органов и должностных лиц местного самоуправления, если эти решения противоречат законодательству, нарушают права и законные интересы граждан.
Решением Старополтавской районной Думы Волгоградской области от 27 января 2006 г. N 6/45 настоящий Устав дополнен статьей 37.1
Статья 37.1. Основания и порядок отзыва депутата районной Думы, главы муниципального района
1. Основаниями для отзыва депутата районной Думы, главы муниципального района могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.
2. Депутат районной Думы, глава муниципального района могут быть отозваны только на основании нарушения законодательства Российской Федерации, Волгоградской области, нормативных правовых актов органов государственной власти, принятых в пределах их компетенции, а также настоящего Устава и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции. Отзыв по иным основаниям не допускается.
3. Отзыв по указанному основанию не освобождает депутата районной Думы, главу муниципального района от иной ответственности за допущенные нарушения законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
4. С инициативой проведения голосования по отзыву депутата районной думы, главы муниципального района могут выступить граждане Российской Федерации, проживающие на территории муниципального района (избирательного округа), обладающие избирательным правом.
5. Граждане (инициаторы отзыва) не позднее чем за 7 дней до даты проведения собрания обязаны письменно уведомить депутата районной думы, главу муниципального района, в отношении которых поставлен вопрос об отзыве, о предстоящем собрании с указанием даты, места и времени его проведения.
Депутат районной думы, глава муниципального района, в отношении которых предлагается проведение голосования об отзыве вправе представить на собрании участников отзыва свои объяснения в устной или письменной форме по поводу обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса об их отзыве, с одновременным обеспечением права выступать и давать личные объяснения по существу дела.
6. В целях организации процедуры отзыва граждане (инициаторы отзыва) письменно информируют районную Думу и главу муниципального района не позднее чем за 10 дней о времени и месте проведения собрания по инициированию процедуры отзыва депутата районной Думы, главы муниципального района.
7. Районная Дума публикует (обнародует) объявление о месте и времени проведения собрания.
8. Инициативная группа участников отзыва депутата районной думы, главы муниципального района образуется на собрании.
В случае принятия решения об отзыве депутата районной думы, главы муниципального района собрание открытым или тайным голосованием избирает инициативную группу участников отзыва, лиц, уполномоченных представлять интересы инициативной группы, и поручает инициативной группе организацию сбора подписей по отзыву депутата районной Думы, главы муниципального района.
9. На собрании по образованию инициативной группы по отзыву депутата районной Думы, главы муниципального района ведется протокол собрания, копия которого прилагается к ходатайству на регистрацию инициативной группы.
10. В ходатайстве инициативной группы должна быть изложена четкая конкретная формулировка мотивов отзыва, фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого начата процедура отзыва. Это ходатайство должно быть подписано всеми членами инициативной группы, которая не может состоять менее чем из 10 человек, имеющих право на участие в голосовании с указанием даты рождения, фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и паспортных данных каждого.
11. Ходатайство инициативной группы и протокол собрания участников отзыва со списком избранной инициативной группы участников отзыва не позднее трех дней с момента его проведения передается# для рассмотрения в соответствующую избирательную комиссию.
Представленные документы рассматриваются соответствующей избирательной комиссией в течение 15 дней со дня поступления ходатайства. По итогам рассмотрения комиссия принимает решение либо о направлении их в районную Думу, уполномоченную принимать решения о назначении голосования, либо - об отказе в регистрации инициативной группы.
12. Если районная Дума по итогам не более чем двадцати дневной# проверки признает мотивы отзыва обоснованными, соответствующая избирательная комиссия осуществляет регистрацию инициативной группы по отзыву, выдает ей регистрационное свидетельство. Решение о регистрации инициативной группы по отзыву принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания районной Думой мотивов отзыва обоснованными.
Если районная Дума признает, что мотивы отзыва необоснованны, соответствующая избирательная комиссия отказывает инициативной группе в регистрации и выдает ей решение, содержащее основания отказа.
Отказ в регистрации инициативной группы участников отзыва, несоблюдение срока принятия решения о регистрации могут быть обжалованы в суд.
13. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах с требованием о проведении голосования об отзыве депутата районной думы, главы муниципального района. Общий срок сбора подписей об отзыве не должен быть более 30 дней со дня выдачи регистрационного свидетельства инициативной группе.
14. Голосование об отзыве депутата районной Думы, главы муниципального района назначается, если под требованием о проведении голосования об отзыве поставят свои подписи в порядке, установленном настоящим Уставом, не менее 5 процентов граждан - участников голосования, проживающих на территории муниципального района (избирательного округа), обладающих избирательным правом
Если в течение установленного срока не было собрано необходимое количество подписей граждан, дальнейший сбор прекращается. С повторным требованием о проведении голосования об отзыве депутата районной Думы, главы муниципального района разрешается выступать не ранее чем через год после даты окончания сбора подписей инициативной группой.
По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей и наименование органа, которому переданы подписные листы.
15. Голосование назначается районной Думой, а в случае непринятия районной Думой решения в установленный срок - судом.
16. Голосование по отзыву депутата районной Думы, главы муниципального района проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и законом Волгоградской области для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
17. Депутат районной Думы, глава муниципального района считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном районе (избирательном округе).
18. Итоги голосования по отзыву депутата районной Думы, главы муниципального района и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 38. Взаимоотношение# органов территориального общественного самоуправления населения с районной Думой, администрацией Старополтавского муниципального района
1. Районная Дума, администрация Старополтавского муниципального района содействуют органам территориального самоуправления населения в осуществлении их полномочий.
2. Органы территориального общественного самоуправления населения вправе участвовать в работе заседаний районной Думы при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.