Решение Арбитражного суда Волгоградской области
от 28 февраля 2008 г. N А12-17961/07-С45
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Заявитель, Прокуратура Волгоградской области (далее - Прокуратура) обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просила признать недействующим в части Решение Волгоградской городской Думы от 30.03.2006 г. N 29/594 "О принятии положения о формировании, размещении, исполнении и контроле за исполнением муниципального заказа в Волгограде", как несоответствующее ст.ст. 20 ч. 2, 21 ч. 5, 23 ч. 2, 24 ч. 3, 25 ч. 9, 25 ч. 12, 26 ч. 7, 27 ч. 1, 32 ч. 2, 33 ч. 3, 34 ч. 4, 35 ч. 9, 35 ч. 10, 36 ч. 2, 40 ч. 1, 41 ч. 15, 42 ч.ч. 2, 3, 45 ч. 1, 47 ч. 4, 55 ч. 2 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В судебном заседании Прокуратура на требованиях настаивала.
Волгоградская городская Дума требований заявителя не признала, вместе с тем представила справку от 28.02.2008 г. N 16-02вс/35с о подготовке проекта решения с внесением изменений в оспариваемый нормативный правовой акт. Подробно возражения изложены в отзыве на исковое заявление.
Третье лицо - Администрация г. Волгограда просила в удовлетворении требований отказать. Считает Прокуратура не вправе обращаться с настоящим заявлением в арбитражный суд. Подробно доводы изложены в отзыве на заявление.
Изучив материалы дела, выслушав стороны и оценив их доводы, суд считает, требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в силу следующего.
Судом установлено, Решением Волгоградской городской Думы от 30.03.2006 года N 29/594 принято Положение о формировании, размещении, исполнении и контроле за исполнением муниципального заказа в Волгограде (далее - Положение), которое опубликовано в газете "Волгоградская правда" N 57 от 20.05.2006 года N 58, от 23.05.2006 года.
Данное Положение в части не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.
В силу п. 9.2 Положения уполномоченный орган вправе размещать муниципальный заказ путем проведения закрытого конкурса исключительно в случае размещения муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну.
Данная норма является закреплением на муниципальном уровне требований, содержащихся в ч. 2 ст. 20 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон). Между тем, в соответствии с п. "а" ч. 18 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты РФ" ч. 2 ст. 20 Федерального закона дополнена словами "..., при условии, что такие сведения содержатся в конкурсной документации, либо в проекте государственного контракта;".
Таким образом, федеральный законодатель ограничил право заказчика и уполномоченного органа на проведение закрытого конкурса случаями, когда сведения о предмете закупки, не только являются государственной тайной, но и в обязательном порядке содержатся в конкурсной документации либо в проекте контракта.
На основании п. 9.4.5 оспариваемого Положения, извещение об отказе от проведения открытого конкурса публикуется и размещается уполномоченным органом соответственно в течение 5 и 2 дней со дня принятия решения об отказе от проведения открытого конкурса. В течение 2 дней со дня принятия указанного решения уполномоченным органом вскрываются конверты с заявками на участие в конкурсе, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, и направляются соответствующие уведомления всем участникам размещения муниципального заказа, подавшим заявки на участие в конкурсе.
Однако, в силу ч. 5 ст. 21 Федерального закона (в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 53-ФЗ) извещение об отказе от проведения открытого конкурса опубликовывается и размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией соответственно в течение пяти рабочих дней и двух дней со дня принятия решения об отказе от проведения открытого конкурса. В течение двух рабочих дней со дня принятия указанного решения заказчиком, уполномоченным органом вскрываются (в случае, если на конверте не указаны почтовый адрес (для юридического лица) или сведения о месте жительства (для физического лица) участников размещения заказа) конверты с заявками на участие в конкурсе, открывается доступ поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, направляются соответствующие уведомления всем участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в конкурсе.
Согласно п. 12.2 Положения со дня опубликования извещения о проведении открытого конкурса уполномоченный орган обязан предоставить конкурсную документацию любому заинтересованному лицу в течение 2 дней со дня получения от него соответствующего заявления.
Вместе с тем, ч. 2 ст. 23 Федерального закона конкурсная документация предоставляется заинтересованному лицу в течение двух рабочих дней со дня получения от него соответствующего заявления.
В соответствии с п. 13.3 Положения уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения муниципального заказа вправе внести изменения в конкурсную документацию не позднее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе. В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения опубликовываются и в течение 2 дней размещаются уполномоченным органом в порядке, установленном для опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса, и направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам размещения муниципального заказа, которым была представлена конкурсная документация.
Однако, согласно ч. 3 ст. 24 Федерального закона Заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Изменение предмета конкурса не допускается. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения опубликовываются и в течение одного дня размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в порядке, установленном для опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам размещения заказа, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте внесенных изменений в конкурсную документацию до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем двадцать дней.
В силу п. 14.7 Положения уполномоченный орган обязан вернуть внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе денежные средства участнику размещения муниципального заказа, отозвавшему заявку на участие в открытом конкурсе, в течение 5 дней со дня поступления уполномоченному органу уведомления об отзыве заявки на участие в открытом конкурсе.
Вместе с тем, ч. 9 ст. 25 Федерального закона предусмотрено, что заказчик, уполномоченный орган обязаны вернуть внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе денежные средства участнику размещения заказа, отозвавшему заявку на участие в конкурсе, в течение пяти рабочих дней со дня поступления заказчику, уполномоченному органу уведомления об отзыве заявки на участие в конкурсе.
В соответствии с п. 14.10 Положения проект муниципального контракта передается участнику размещения муниципального заказа, подавшему единственную заявку на участие в открытом конкурсе, в течение 3 дней со дня ее рассмотрения. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, возвращаются участнику размещения муниципального заказа в течение 5 дней со дня заключения с ним муниципального контракта.
Однако, ч. 12 ст. 25 Федерального закона предписывает заказчику представить проект муниципального контракта участнику размещения муниципального заказа, подавшему единственную заявку на участие в открытом конкурсе в течение трех рабочих дней со дня ее рассмотрения. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, возвращаются участнику размещения муниципального заказа в течение пяти рабочих дней со дня заключения с ним муниципального контракта.
Согласно, п. 15.6 Положения протокол заседания конкурсной комиссии, составленный по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе, в день окончания рассмотрения заявок размещается уполномоченным органом на официальном сайте.
Вместе с тем, в силу ч. 7 ст. 26 Федерального закона указанный протокол размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в течение дня, следующего после дня подписания такого протокола, на официальном сайте.
В соответствии с п. 16.1 Положения конкурсная комиссия осуществляет рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе в целях определения его победителя в соответствии с требованиями конкурсной документации. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать 10 дней со дня подписания протокола, указанного в пункте 15.6 данного Положения.
Частью 1 статьи 27 Федерального закона установлено, что срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. В свою очередь, оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, конкурсная комиссия, в силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона осуществляет в срок, не превышающий десяти дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с п. 20.3 Положения, в случае если начальная цена муниципального контракта не превышает 500 тыс. рублей, открытый аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в сети Интернет в порядке, установленном данным Положением.
Однако, в силу ч. 3 ст. 32 Федерального закона в случае, если начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта (цена лота) не превышает один миллион рублей, открытый аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в сети "Интернет" в порядке, установленном статьей 41 настоящего Федерального закона.
Пунктом 21.3 Положения установлен перечень дополнительных сведений, подлежащих указанию в извещении о проведении открытого аукциона:
срок, место и порядок представления документации об открытом аукционе, официальный сайт, на котором размещена документация об открытом аукционе, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой уполномоченным органом за представление документации об открытом аукционе, если такая плата установлена;
величина понижения начальной цены муниципального контракта ("шаг аукциона");
место, порядок, даты начала и окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе;
место, день и время начала рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе;
место, порядок, дата и время проведения открытого аукциона;
размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления уполномоченным органом требования обеспечения заявки на участие в открытом аукционе;
размер обеспечения исполнения муниципального контракта, срок и порядок его представления, в случае если уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения муниципального контракта. Размер обеспечения исполнения муниципального контракта не может превышать 30 процентов начальной цены муниципального контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона.
Частью 3 ст. 33 Федерального закона определено, что в извещении о проведении открытого аукциона помимо сведений, предусмотренных пунктами 1, 2, 4, 5 и 12 части 4 статьи 21 настоящего Федерального закона, также должны быть указаны следующие сведения:
1) срок, место и порядок предоставления документации об аукционе, официальный сайт, на котором размещена документация об аукционе, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком, уполномоченным органом за предоставление документации об аукционе, если такая плата установлена;
2) начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
3) место, дата и время проведения аукциона.
В п. 22.3 Положения определены требования к сведениям, содержащимся в документации об открытом аукционе, которые не соответствует# перечням сведений, изложенных, в ч. 4 ст. 34 Федерального закона.
Так, согласно п. 22.3 Положения документация об открытом аукционе помимо сведений, предусмотренных абзацами вторым-седьмым и десятым пункта 11.4 настоящего Положения, должна содержать следующие сведения:
требования к содержанию и форме заявки на участие в открытом аукционе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению;
порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе;
порядок и срок отзыва заявок на участие в открытом аукционе;
формы, порядок, даты начала и окончания представления участникам размещения муниципального заказа разъяснений положений документации об открытом аукционе;
возможность электронной формы участия в открытом аукционе;
срок, в течение которого победитель открытого аукциона должен подписать проект муниципального контракта. Указанный срок должен составлять не менее чем 10 дней со дня подписания протокола открытого аукциона.
Частью 4 ст. 34 Федерального закона предусмотрено, что документация об аукционе помимо сведений, предусмотренных пунктами 2-4, 4.2-7 и 10 части 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, должна содержать следующие сведения:
1) в соответствии с частями 2 и 3 статьи 35 настоящего Федерального закона требования к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению;
2) изображение товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении в случае, если в документации об аукционе содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении;
3) изображение товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении, а также место, даты начала и окончания, порядок и график осмотра участниками размещения заказа образца или макета товара, на поставку которого размещается заказ, в случае, если в документации об аукционе содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого размещается заказ, и такой образец или макет не может быть приложен к документации об аукционе;
4) порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. При этом датой начала срока подачи заявок на участие в аукционе является день, следующий за днем опубликования в официальном печатном издании или размещения на официальном сайте извещения о проведении аукциона. Дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе устанавливается в соответствии с частью 6 статьи 35 настоящего Федерального закона;
5) порядок и срок отзыва заявок на участие в аукционе. Пли этом срок отзыва заявок на участие в аукционе устанавливается в соответствии с частью 10 статьи 35 настоящего Федерального закона;
6) формы, порядок, даты начала и окончания предоставления участникам размещения заказа разъяснений положений документации об аукционе в соответствии с частью 8 настоящей статьи;
7) начальная (максимальная) цена контракта (цена лота), а также общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию в случае, если при проведении аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ; начальная (максимальная) цена единицы услуги в случае, если при проведении аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт на оказание услуг связи, юридических услуг заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимый объем таких услуг;
8) величина понижения начальной цены контракта ("шаг аукциона");
9) место, день и время начала рассмотрения заявок на участие в аукционе;
10) место, дата и время проведения аукциона;
11) цена единицы услуги и (или) работы в случае, если при проведении аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ;
12) перечень запасных частей к технике, к оборудованию с указанием общей начальной (максимальной) цены запасных частей к технике, к оборудованию, содержащихся в таком перечне, в случае, если при проведении аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ;
13) срок, в течение которого победитель аукциона должен подписать проект государственного или муниципального контракта. Указанный срок должен составлять не менее чем десять дней со дня подписания протокола аукциона;
14) возможность заказчика изменить количество поставляемых по контракту товаров в соответствии с частью 6 статьи 9 настоящего Федерального закона;
15) размер обеспечения заявки на участие в аукционе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения заявки на участие в аукционе;
16) размер обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или в случае, если размер аванса превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, в размере, не превышающем на двадцать процентов размер аванса, но не менее чем размер аванса;
17) возможность заказчика увеличить количество поставляемого товара при заключении контракта в соответствии с частью 6.5 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В силу п. 21.4 Положения извещение об отказе от проведения открытого аукциона опубликовывается и размещается уполномоченным органом соответственно в течение 5 и 2 дней со дня принятия решения об отказе от проведения открытого аукциона. В течение 2 дней со дня принятия указанного решения уполномоченный орган обязан направить соответствующие уведомления всем участникам размещения муниципального заказа, подавшим заявки на участие в открытом аукционе. В случае если установлено требование обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, уполномоченный орган возвращает участникам размещения муниципального заказа денежные средства, внесенные в качестве обеспечения таких заявок, в течение 5 дней со дня принятия решения об отказе от проведения открытого аукциона.
Однако в силу ч. 5 ст. 71 Федерального закона (в ред. Федерального закона от 20.04.2007 N 53-ФЗ) извещение об отказе от проведения открытого аукциона опубликовывается и размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией соответственно в течение пяти рабочих дней и двух дней со дня принятия решения об отказе от проведения открытого конкурса. В течение двух рабочих дней со дня принятия указанного решения заказчик, уполномоченный орган обязаны направить соответствующие уведомления всем участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе. В случае если установлено требование обеспечения заявки на участие в аукционе, заказчик, уполномоченный орган возвращают участникам размещения заказа денежные средства, внесенные в качестве обеспечения таких заявок, в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе от проведения открытого аукциона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца настоящего решения допущена опечатка, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ не содержит статьи 71
В соответствии с п. 23.8 Положения, полученные после окончания приема заявок на участие в открытом аукционе заявки на участие в аукционе не рассматриваются и в тот же день возвращаются участникам размещения муниципального заказа, подавшим такие заявки. В случае, если было установлено требование обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, уполномоченный орган обязан вернуть внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе денежные средства указанным участникам размещения муниципального заказа в течение 5 дней со дня подписания протокола аукциона.
Однако, в силу ч. 9 ст. 35 Федерального закона денежные средства возвращаются указанным участникам размещения заказа в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола аукциона.
Аналогичным образом, согласно ч. 10 ст. 35 Федерального закона заказчик, уполномоченный орган обязаны вернуть внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе денежные средства участнику, отозвавшему свою заявку в течение пяти рабочих дней со дня поступления заказчику, в уполномоченный орган уведомления об отзыве заявки на участие в аукционе, тогда как п. 23.9 Положения предписывает совершить указанные действия в течение 5 дней.
В соответствии с п. 24.2 Положения срок рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе не может превышать 5 дней со дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Тогда как, ч. 2 ст. 36 Федерального закона установлено, что указанный срок не может превышать десять дней со дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии с п. 28.1 Положения в случаях, если аукцион признан несостоявшимся и муниципальный контракт не заключен с единственным участником аукциона или участником размещения муниципального заказа, который подал единственную заявку на участие в аукционе:
уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного аукциона;
уполномоченный орган вправе объявить о размещении муниципального заказа путем запроса котировок цен при условии, что цена муниципального контракта не превышает 250 тыс. рублей.
заказчик вправе обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления Волгограда о согласовании решения о размещении муниципального заказа единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Между тем, в силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона в случаях, если аукцион признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен с единственным участником аукциона или участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в аукционе (при наличии таких участников), заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного аукциона либо направить документы о проведении аукциона и признании его несостоявшимся в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования). По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Согласно п. 29.14 Положения открытый аукцион, проводимый в электронной форме, признается несостоявшимся, в случае если в таком аукционе участвовал один участник или если в течение 1 часа с момента начала его проведения не представлено ни одного предложения о цене муниципального контракта, предусматривающего более низкую цену муниципального контракта. В этом случае уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного открытого аукциона или размещении муниципального заказа путем запроса котировок цен, если цена муниципального контракта не превышает 250 тыс. рублей.
Однако, ч. 15 ст. 41 Федерального закона предусмотрено, что аукцион признается несостоявшимся в случае, если в аукционе участвовал один участник аукциона или если в течение одного часа с момента начала проведения аукциона не представлено ни одного предложения о цене контракта, предусматривающее# более низкую цену контракта. В этом случае заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного аукциона или размещении заказа путем запроса котировок, если цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей.
В соответствии с п.п. 31.2, 31.4 Положения уполномоченный орган вправе осуществлять размещение муниципального заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика и для которых есть функционирующий рынок либо аукцион признан несостоявшимся и начальная цена муниципального контракта не превышает 250 тыс. рублей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 31.5 раздела 31 данного Положения. Сумма размещаемого муниципального заказа в данном случае не может превышать 250 тыс. рублей, подлежащих уплате в течение квартала.
Заказчик вправе самостоятельно осуществлять размещение муниципального заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика и для которых есть функционирующий рынок, в случаях, если сумма размещаемого муниципального заказа не превышает 200 тыс. рублей, подлежащих уплате в течение квартала.
Уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок цен размещение муниципального заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем 250 тыс. рублей, подлежащую уплате в течение квартала.
Вместе с тем, в силу ч.ч. 2, 3 ст. 42 Федерального закона заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 настоящей статьи в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и главой 5 настоящего Федерального закона.
Заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала.
Согласно п. 34.3 Положения уполномоченный орган обязан разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок цен не менее, чем за 4 рабочих дня до дня истечения срока представления котировочных заявок, т.к. ч. 1 ст. 45 Федерального закона предусмотрено, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок, а при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, а также в случае, предусмотренном ч. 6 ст. 42 Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока.
В соответствии с п. 36.4 Положения протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии, в день его подписания размещается на официальном сайте и в течение 5 дней со дня его подписания опубликовывается в официальном печатном издании. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок составляется в двух экземплярах, один из которых остается у уполномоченного органа. Уполномоченный орган в течение 2 дней со дня подписания указанного протокола передает победителю в проведении запроса котировок цен один экземпляр протокола и проект муниципального контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения муниципального контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок цен, и цены, предложенной победителем запроса котировок цен в котировочной заявке.
Вместе с тем, в силу ч. 4 ст. 47 Федерального закона протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом, в день его подписания размещается на официальном сайте. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, уполномоченного органа. Заказчик, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня подписания указанного протокола передают победителю в проведении запроса котировок один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в котировочной заявке.
Таким образом, федеральный законодатель не предусматривает обязанности опубликования протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок в официальном печатном издании.
Предусмотренный п. 37.2 Положения перечень случаев, когда возможно размещение заказа у единственного поставщика не соответствует перечню, изложенному в Федеральном законе.
Так, согласно п. 37.2 Положения размещение муниципального заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в случае если:
37.2.1. Поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
37.2.2. Осуществляется оказание услуг водоснабжения и водоотведения в условиях естественных монополий.
37.2.3. Осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющих историческое, художественное или иное культурное значение, взятых государством под охрану как памятники истории и культуры и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов.
37.2.4. Осуществляется работа по поддержанию мобилизационных мощностей.
37.2.5. Возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями.
37.2.6. Возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения муниципального заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. В случае согласования уполномоченным органом закупки у единственного поставщика вследствие непреодолимой силы заказчик в срок не позднее 1 рабочего дня со дня заключения муниципального контракта обязан уведомить уполномоченный орган о заключении муниципального контракта.
37.2.7. Производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются учреждениями уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации.
37.2.8. При проведении других процедур размещения муниципальных заказов была представлена только одна заявка на участие в конкурсе, заявка на участие в аукционе и котировочная заявка.
37.2.9. Только один участник размещения муниципального заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, признан участником конкурса или участником аукциона.
37.2.10. Участвовал только один участник аукциона в соответствии с пунктом 25 раздела 25 настоящего Положения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца настоящего решения допущена опечатка, вместо "пунктом 25 раздела 25 настоящего Положения" следует читать "пунктом 25.13 раздела 25 настоящего Положения"
37.2.11. Конкурс или аукцион признан несостоявшимся и муниципальный контракт не заключен.
Указанные случаи, когда возможно размещение заказа у единственного поставщика, в большей части повторяют положения п.п 1, 2, 4-12 ч. 2 ст. 55 Федерального закона. При этом ч. 2 ст. 55 Федерального закона предусмотрены дополнительные случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика):
3) заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
13) размещается заказ на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка в порядке, предусмотренном статьей 55.1 настоящего Федерального закона;
14) при повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка в соответствии с частью 8 статьи 46 настоящего Федерального закона;
15) осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
16) возникла потребность у заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации в опубликовании в официальном печатном издании извещения о проведении открытого конкурса, извещения о проведении открытого аукциона, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе или протокола аукциона;
17) осуществляется размещение заказа на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, у поставщика таких вооружения и военной техники, включенного в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники. Порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники, порядок формирования цены на такие вооружение и военную технику устанавливаются Правительством Российской Федерации. Государственный контракт на поставку таких российских вооружения и военной техники заключается по цене, определяемой указанным порядком ее формирования;
18) осуществляется размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации;
19) осуществляется размещение заказов на приобретение произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для государственных или муниципальных нужд в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права на такие произведения, исполнения, фонограммы;
20) осуществляется размещение заказов на поставки печатных и электронных изданий определенных авторов, оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций у издателей таких печатных и электронных изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права на использование таких изданий;
21) осуществляется размещение заказа на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия;
22) осуществляется размещение заказа на оказание услуг нескольким государственным или муниципальным заказчикам по участию в мероприятии, проводимом для государственных или муниципальных нужд, и заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, выбран поставщик (исполнитель, подрядчик) в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
23) осуществляется размещение заказа на оказание преподавательских услуг физическими лицами.
Таким образом в настоящее время п.п 9.2, 9.4.5, 12.2, 13.3, 14.7, 14.10, 15.6, 16.1, 20.3, 21.3, 21.4, 22.3, 23.8, 23.9, 24.2, 28.1, 29.14, 31.2, 31.4, 34.3, 36.4, 37.2 Положения о формировании, размещении, исполнении и контроле за исполнением муниципального заказа в Волгограде, принятого Решением Волгоградской городской Думы от 03.03.2006 года N 29/594 "О принятии положения о формировании, размещении, исполнении и контроле за исполнением муниципального заказа в Волгограде", вступили в противоречие с действующим федеральным законодательством.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца настоящего решения допущена опечатка, дату названного решения следует читать как 30 марта 2006 г.
Согласно ч. 2 ст. 192 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных данным Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемые нормы Положения о формировании, размещении, исполнении и контроле за исполнением муниципального заказа в Волгограде нарушают права муниципального образования, муниципальных заказников и организаций, являющихся участниками размещения муниципального заказа в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как устанавливают иной, отличный от предусмотренного федеральным законодательством порядок размещения заказа, возлагают на органы власти и хозяйствующих субъектов дополнительные обязанности, ущемляют их права на заключение муниципальных контрактов в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ, суд решил:
1. заявление удовлетворить.
2. Признать недействующими п.п. 9.2, 9.4.5, 12.2, 13.3, 14.7, 14.10, 15.6, 16.1, 20.3, 21.3, 21.4, 22.3, 23.8, 23.9, 24.2, 28.1, 29.14, 31.2, 31.4, 34.3, 36.4, 37.2 Положения о формировании, размещении, исполнении и контроле за исполнением муниципального заказа в Волгограде, принятого Решением Волгоградской городской Думы от 30.03.2006 года N 29/594 "О принятии положения о формировании, размещении, исполнении и контроле за исполнением муниципального заказа в Волгограде", как несоответствующие ст.ст. 20 ч. 2, 21 ч. 5, 23 ч. 2, 24 ч. 3, 25 ч. 9, 25 ч. 12, 26 ч. 7, 27 ч. 1, 32 ч. 2, 33 ч. 3, 34 ч. 4, 35 ч. 9, 35 ч. 10, 36 ч. 2, 40 ч. 1, 41 ч. 15, 42 ч.ч. 2, 3, 45 ч. 1, 47 ч. 4, 55 ч. 2 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Решение может быть обжаловано в месячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий судья |
А.В. Пономарев |
Судьи |
С.Г. Великородный |
А.В. Тельдеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 февраля 2008 г. N А12-17961/07-С45
Текст решения официально опубликован не был