Решение Волгоградского областного суда от 29 июня 2007 г. N 3-91/2007
(извлечение)
Согласно определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации настоящее решение вступило в силу 5 сентября 2007 г.
Именем Российской Федерации
Первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п. 3.11 Положения о Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением главы Администрации Волгоградской области от 24.07.2006 года N 902, в части слов "государственного Герба Российской Федерации".
В обоснование требований указано на то, что п. 3.11 выше названного# Положения, предоставивший Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники администрации Волгоградской области право иметь печать с изображением государственного Герба Российской Федерации, противоречит действующему федеральному законодательству.
Так, в соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 года N 2-ФКЗ "О государственном Гербе Российской Федерации" государственный Герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Вместе с тем, как считает первый заместитель прокурора Волгоградской области, структурное подразделение администрации Волгоградской области, каковым является Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, в рамках названного Федерального конституционного закона к иным государственным органам отнести нельзя. Кроме того, Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области какими-либо государственно-властными полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ), не наделялось.
В судебном заседании прокурор Волгоградской областной прокуратуры П.Е.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме и просила суд п. 3.11 Положения о Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением главы Администрации Волгоградской области от 24.07.2006 года N 902 признать не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению.#
Представитель главы Администрации Волгоградской области К.Е.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала и пояснила, что воспроизведение государственного Герба Российской Федерации на печати Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Администрации Волгоградской области осуществляется в соответствии с действующим федеральным законодательством. Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Администрации Волгоградской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и, таким образом, относится к "иным государственным органам" в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 года N 2-ФКЗ "О государственном Гербе Российской Федерации".
Выслушав объяснения прокурора Волгоградской областной прокураты П.Е.Н., представителя заинтересованного лица - главы Администрации Волгоградской области К.Е.Н., исследовав материалы дела, Волгоградский областной суд находит требования, заявленные первым заместителем прокурора Волгоградской области, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим# большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При рассмотрении дела судом установлено, что Постановлением главы Администрации Волгоградской области от 24.07.2006 года N 902 было утверждено Положение о Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Администрации Волгоградской области. Текст указанного нормативного правового акта был опубликован в газете "Волгоградская правда", N 139, 02.08.2006.
В соответствии с пунктом 3.11 Положения Инспекция, а также районные (городские) инспекции Волгоградоблгостехнадзора пользуются бланками установленного образца со своим наименованием, имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, иные печати и штампы.
Названный пункт Положения в части, предоставившей Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Администрации Волгоградской области, а также представительствам Инспекции - районным (городским) инспекциям Волгоградоблгостехнадзора иметь печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, противоречит действующему федеральному законодательству.
Так, согласно части 2 статьи 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Статьей 2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 06.10.99 N 184-ФЗ предусмотрено, что систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Такими органами в Волгоградской области в соответствии с частью 3 статьи 7 Устава Волгоградской области являются Волгоградская областная Дума, глава администрации Волгоградской области. В рамках законодательства эти органы самостоятельны в осуществлении своих полномочий.
В части 1 ст. 34 Устава Волгоградской области указано, что в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, территориальные и отраслевые структурные подразделения администрации Волгоградской области.
Глава администрации возглавляет исполнительную власть области, формирует администрацию области в соответствии с системой исполнительных органов государственной власти, установленной законом Волгоградской области.
Из анализа выше указанных# норм следует, что единственным высшим исполнительным органом государственной власти Волгоградской области, самостоятельным в осуществлении своих полномочий, является глава администрации Волгоградской области, а не структурные подразделения администрации Волгоградской области, определяемые им.
Вместе с тем, согласно Федеральному конституционному закону "О Государственном Гербе Российской Федерации" государственный Герб Российской Федерации как символ государства может быть использован, размещен и изображен лишь в соответствии с данным Законом, и всякий принятый по указанному вопросу нормативно-правовой акт, противоречащий федеральному законодательству, в силу п. "и" ч. 1 ст. 72 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации признается недействительным.
Удовлетворяя требования прокурора, Волгоградский областной суд исходит, из того, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не входят в перечень организаций, установленный названным Законом, на бланках которых может быть размещен Герб Российской Федерации (ст. 3 Закона).
Статьей 7 ФКЗ-2 "О Государственном Гербе Российской Федерации" закреплено, что иные случаи использования Государственного Герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации.
Кроме того, суд полагает, что федеральный законодатель в ФКЗ-2 "О Государственном Гербе Российской Федерации" право использования на печатях изображения Государственного Герба Российской Федерации предоставил государственным органам, перечисленным в тексте закона, и осуществляющим свои властные полномочия от имени Российской Федерации.
Проанализировав как оспариваемую часть пункта 3.11 Положения о Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Администрации Волгоградской области, так и весь текст названного Положения, Волгоградский областной суд приходит к выводу о том, что глава Администрации Волгоградской области в указанной норме не вправе был устанавливать право названной Инспекции и ее представительств иметь печать с изображением государственного Герба Российской Федерации, поскольку указанная Инспекция является отраслевым структурным подразделением администрации Волгоградской области, структуру которого определяет высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - глава администрации, органом исполнительной власти Волгоградской области, наделенным узкими полномочиями по осуществлению в установленном порядке государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники на территории Волгоградской области.
Вместе с тем, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" от 20 мая 2004 года N 649 (в ред. Указов Президента РФ от 28.07.2004 N 976, от 13.09.2004 N 1168, от 11.10.2004 N 1304, от 18.11.2004 N 1453, от 01.12.2004 N 1487, от 22.07.2005 N 855, от 05.09.2005 N 1049, от 03.10.2005 N 1158, от 11.05.2006 N 473, от 30.06.2006 N 658, от 05.02.2007 N 119, от 12.03.2007 N 320) такой орган как Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники из ведения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации исключен. С учетом утвержденной структуры федеральных органов исполнительной власти в ведении Министерства сельского хозяйства РФ находятся два федеральных органа исполнительной власти: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральное агентство по рыболовству.
В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации (кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, находящаяся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации.
Согласно пп. "б" п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398 "Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере транспорта" Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта.
Полномочия по контролю и надзору в сфере автомобильного, промышленного транспорта, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции, структурному подразделению администрации Волгоградской области в порядке, определенном ч. 3 ст. 26.1 и ст. 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ), не передавались.
В Положении о Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Администрации Волгоградской области право по осуществлению названных полномочий от имени Российской Федерации не отражено.
Федеральные законы Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федерального уровня, в соответствии с которыми была бы осуществлена передача перечисленных полномочий Российской Федерации органу исполнительной власти Волгоградской области не приняты.
Суд также учитывает то обстоятельство, что Правительство Российской Федерации наделило Федеральную службу по надзору в сфере транспорта правом иметь печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием (п. 11 Положения о федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398).
Указанное свидетельствует об отсутствии аналогичных полномочий у высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации в отношении своих структурных подразделений.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица К.Е.Н. пояснила, что федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительным органом государственной власти Волгоградской области осуществление части своих полномочий по надзору в сфере транспорта ему не передавали.
Доводы представителя главы Администрации Волгоградской области о том, что в силу статьи 3 Закона Волгоградской области от 24 апреля 2001 года N 533-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники администрации Волгоградской области включена в систему органов исполнительной власти Волгоградской области не имеют правового значения, поскольку системный анализ ст.ст. 3-4 ФКЗ-2 "О государственном гербе Российской Федерации" и ст. 2 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" свидетельствует о том, что под иными государственными органами в Федеральном Конституционном законе понимаются высшие органы государственной власти субъекта Российской Федерации. В ст. 3 Закона Волгоградской области от 24 апреля 2001 года N 533-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" фактически содержится перечень структурных подразделений Администрации Волгоградской области, каждое из которых, отдельно взятое, не обладает всей полнотой исполнительной власти на уровне субъекта Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом было установлено, что Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники администрации Волгоградской области в соответствии с п. 1.1 о нем# является структурным подразделением Администрации Волгоградской области, осуществляющим в установленном порядке государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники на территории Волгоградской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца настоящего решения пропущена часть текста, вместо "пунктом 1.1" следует читать "пунктом 1.1 Положения"
Указанный орган обладает властными полномочиями, однако эти полномочия не носят исключительного характера государственных полномочий Российской Федерации, не осуществляются от имени Российской Федерации, как это подразумевается с учетом системного токования норм ФКЗ-2 "О государственном гербе Российской Федерации".
При вынесении решения суд, кроме того, принимает во внимание и то обстоятельство, что Законом Волгоградской области от 18.09.2000 г. N 426-ОД "О Гербе и флаге Волгоградской области" (в ред. Закона Волгоградской области от 20.10.2000 N 445-ОД) установлено описание и истолкование официальной символики Волгоградской области как субъекта Российской Федерации и определен порядок ее использования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца настоящего решения допущена опечатка, номер Закона Волгоградской области от 18 сентября 2000 г. следует читать как N 436-ОД
В соответствии со ст. 9 названного Закона Волгоградской области изображение Герба области размещается, в том числе, на вывесках, печатях, штампах и бланках официальных документов органов государственной власти и управления Волгоградской области, их структурных подразделений, официальных представительств Волгоградской области в Российской Федерации и за ее границами, избирательной комиссии Волгоградской области.
Таким образом, высший орган исполнительной власти Волгоградской области в соответствующих нормативных правовых актах для целей осуществления полномочий субъекта Российской Федерации своими отраслевыми структурными подразделениями не лишен возможности предоставить им право использования на своих печатях изображения Герба Волгоградской области.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что наделение структурного подразделения администрации Волгоградской области - Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники правом иметь печать с изображением государственного Герба Российской Федерации и предоставление, таким образом, названному органу государственных полномочий Российской Федерации, является неправомерным.
При таких обстоятельствах требования первого заместителя прокурора Волгоградской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-254 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Волгоградской области о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению п. 3.11 Положения о Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением главы Администрации Волгоградской области от 24.07.2006 года N 902 в части слов "государственного Герба Российской Федерации" удовлетворить.
Признать п. 3.11 Положения о Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением главы Администрации Волгоградской области от 24.07.2006 года N 902 в части слов "государственного Герба Российской Федерации" не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу.#
Взыскать с Администрации Волгоградской области государственную пошлину в доход государства в сумме 2000 рублей.
Сообщение о принятом решении опубликовать в официальном публикаторе нормативных правовых актов Волгоградской области - газете "Волгоградская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.
Судья |
И.Г. Кубасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 29 июня 2007 г. N 3-91/2007
Текст решения официально опубликован не был