Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 7. Совершенствование кадрового обеспечения АПК
7.1. Содержание проблемы
В условиях реформирования агропромышленного комплекса серьезно меняется структура управления сельским хозяйством, роль и значение руководителей и специалистов. Это связано еще и с тем, что в период реорганизации колхозов и совхозов произошла недооценка роли кадрового обеспечения. К руководству отдельными хозяйствами пришли неподготовленные для этой работы люди, не имеющие не только соответствующих профессиональных знаний, но и среднего специального образования.
Сменяемость руководителей сельскохозяйственных предприятий составляла по области в среднем за год 10-11 процентов. В 2007 году из 6387 работающих руководителей и специалистов с высшим образованием - 42 процента, со средним профессиональным образованием - 49 процентов, а без специального образования работает около 9 процентов. Также наблюдается ухудшение качественного состава руководителей среднего звена. Высшее профессиональное образование среди них имеют 25 процентов, среднее профессиональное образование - около 56 процентов. А это всегда были основные организаторы производства и внедренцы новых прогрессивных технологий. Остается на прежнем уровне доля работающих специалистов-пенсионеров - 4,4 процента, численность руководителей и специалистов до 30 лет - 6,3 процента. В настоящее время средний возраст руководителей и специалистов, занятых в АПК области, составляет 48-55 лет. Закрепляемость молодых специалистов, выпускников аграрных учебных заведений, не превышает 17 процентов от общего выпуска. Наблюдается устойчивая тенденция неблагоприятной демографической ситуации в сельской местности.
В результате оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся социальных проблем происходит старение сельского населения.
Заметно обострилась проблема обеспеченности сельхозпредприятий кадрами массовых профессий.
Повышение профессиональной и управленческой компетентности, осуществляемое через систему дополнительного профессионального образования специалистов, носит эпизодический, а не нормативно-обязательный характер.
7.2. Основные цель и задачи
Цель Программы - формирование кадрового потенциала руководителей и специалистов всех уровней, способного обеспечить повышение эффективности агропромышленного производства.
Достижение поставленной цели предусматривает решение нескольких долгосрочных и краткосрочных задач, связанных с совершенствованием системы обучения, подготовки и профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров, закрепления их на селе, усиления государственной поддержки кадрового обеспечения, направленного на:
укрепление учебной и материальной базы сельскохозяйственных высших, среднеспециальных учебных заведений и учебных заведений дополнительного профессионального образования;
создание действенной системы отбора перспективных специалистов для зачисления в резерв;
создание Регионального центра независимой системы оценки руководителей и специалистов АПК на основе профессиональных стандартов с формированием банка данных о высококвалифицированных кадрах;
укрепление службы управления персоналом в органах управления сельскохозяйственным производством в муниципальных образованиях и предприятиях АПК Волгоградской области.
7.3. Перечень мероприятий
В целях реализации Программы предусматривается осуществление следующих мероприятий:
создание нормативной базы и освоение объемов финансирования из областного бюджета на выполнение запланированных мероприятий;
формирование и реализация ежегодного областного целевого заказа АПК Волгоградской области на подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров, сбалансированного с объемами обучения в агропромышленных и других учебных заведениях;
активизация организаторской работы, обеспечивающей соответствующий этому заказу контингент абитуриентов, направляемых на учебу по целевому (контрактному) набору;
улучшение работы по профессиональной ориентации учащихся сельских общеобразовательных школ и направлению их на учебу в аграрные образовательные учреждения;
повышение уровня мотивации труда работников агропромышленного комплекса, обеспечивающего высокую эффективность производства, переработки и реализации продукции;
создание условий для значительного повышения качества подготовки кадров на основе усиления интеграции аграрной науки, образования и производства путем дальнейшего создания учебно-производственных комплексов, включающих учреждения высшего, среднего, начального и дополнительного образования, научно-исследовательских учреждений, базовые предприятия АПК и широким использованием современных информационных технологий;
разработка комплекса мероприятий по повышению статуса служб управления персоналом и расширению их функций по подбору, подготовке и систематическому повышению квалификации работников на базе правовой, социологической, психологической, социально-педагогической, информационно-компьютерной, финансово-экономической, научно-технической и управленческой подготовки;
проведение праздничных мероприятий в День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, премирование передовиков производства и победителей соревнований.
7.4. Технико-экономическое обоснование
Разработка нормативно-правовой базы подготовки и обучения кадров в условиях присоединения России к ВТО
Данное технико-экономическое обоснование определяет целесообразность выделения средств областного бюджета на государственную поддержку агропромышленного комплекса Волгоградской области.
В условиях присоединения России к ВТО, структурной перестройки экономики АПК, модернизации системы подготовки кадров одной из актуальных проблем является кадровое обеспечение этих процессов. Введение в действие настоящего раздела обосновано задачами Министерства образования и науки РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, цель которых - кадровое обеспечение новейших технологий и процессов производства АПК.
Цель расходов |
Количество слушателей, человек |
Сумма, млн. рублей |
|
|
|
Профессиональная переподготовка руководящих работников и специалистов |
150 |
7,2 |
Повышение квалификации специалистов и рабочих кадров |
135 |
0,675 |
Подготовка рабочих кадров |
150 |
2,125 |
Итого |
435 |
10,0 |
Целевая подготовка специалистов с высшим профессиональным образование#
Цель расходов |
Количество человек, ежегодно обучаемых, человек |
Срок обучения |
Сумма, млн. рублей |
|
|
|
|
Целевая подготовка специалистов аграрного профиля, в том числе по специальностям: |
|
|
|
агрономы |
3 |
5 |
0,036 |
инженеры-механики |
3 |
5 |
0,036 |
Специалисты бухгалтерско-экономической службы |
5 |
5 |
0,06 |
Специалисты зооветеринарной службы |
2 |
5 |
0,24 |
Инженеры-электрики |
3 |
5 |
0,036 |
Инженеры гидромелиоративной службы |
3 |
5 |
0,036 |
Технологи пищевой и перерабатывающий промышленности |
1 |
5 |
0,012 |
Итого |
20 |
5 |
0,240 |
Повышение квалификации руководящих работников организаций и предприятий АПК в учебных заведениях дополнительного профессионального образования в соответствии с Законом Волгоградской области от 01 апреля 2004 г. N 908-ОД "О государственной поддержке руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Волгоградской области"
Цель расходов |
Количество слушателей, человек |
Сумма, млн. рублей |
|
|
|
Повышение квалификации: |
|
|
специалистов агрономической службы |
25 |
0,06 |
специалистов зоотехнической службы |
25 |
0,06 |
специалистов ветеринарной службы |
25 |
0,06 |
специалистов бухгалтерско-экономической службы |
40 |
0,10 |
специалистов кадровых служб |
25 |
0,06 |
специалистов инженерной службы |
25 |
0,06 |
руководителей предприятий |
40 |
0,10 |
Итого |
180 |
0,50 |
Профессиональная переподготовка руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций
Совершенствование профессиональной переподготовки руководителей различного уровня агропромышленного комплекса Волгоградской области по всем основным направлениям и особенно "Менеджмент" и "Экономика и управление производством", закрепление квалифицированных кадров на селе - одна из приоритетных задач кадровой политики региона.
Цель расходов |
Количество слушателей, человек |
Сумма, млн. рублей |
|
|
|
Переподготовка руководителей сельскохозяйственных предприятий и организаций "Менеджмент" |
15 |
0,25 |
"Экономика и управление производством" |
15 |
0,25 |
Итого |
30 |
0,50 |
7.5. Механизм реализации Программы
Получателями государственной поддержки из областного бюджета на развитие и совершенствование кадрового потенциала агропромышленного комплекса Волгоградской области являются юридические лица, имеющие лицензию государственного образца на право ведения образовательной деятельности по подготовке, повышению квалификации и переподготовке руководящих работников и специалистов аграрного профиля и физические лица, имеющие право получать государственную поддержку на основании Закона Волгоградской области от 01 апреля 2004 г. N 908-ОД "О государственной поддержке руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Волгоградской области".
Государственная поддержка осуществляется ежегодно, условия предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами администрации Волгоградской области.
Разработка нормативно-правовой базы подготовки и обучения кадров в условиях присоединения России к ВТО
Средства областного бюджета, предусмотренные на разработку нормативно-правовой базы подготовки и обучения кадров в условиях присоединения России к ВТО, предоставляются государственным заказчиком ежегодно на конкурсной основе. Перечень программ подготовки, переподготовки и обучения кадров для предприятий, организаций АПК, пищевой и перерабатывающей промышленности, принятых к финансированию за счет средств областного бюджета, утверждаются# комиссией по работе с кадрами АПК и природопользования Волгоградской области.
По результатам проведенных работ исполнитель представляет государственному заказчику документацию, предусмотренную заключенным государственным контрактом.
Оплата результатов работы осуществляется на основании представленных исполнителем счет-фактуры и акта сдачи-приемки оказанных услуг.
Целевая подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием в учебных заведениях аграрного профиля
Средства областного бюджета, предусмотренные на целевую подготовку специалистов для нужд агропроизводства Волгоградской области, предоставляются государственным заказчиком ежегодно учебным заведениям аграрного профиля, находящимся на территории Волгоградской области и имеющим лицензию государственного образца на право подготовки специалистов для данной отрасли народного хозяйства.
Контрольные цифры по целевой подготовке специалистов утверждаются комиссией по работе с кадрами АПК и природопользования Волгоградской области на основании статистических данных обеспеченности и потребности в профессиональных кадрах в агропромышленном комплексе Волгоградской области. Государственный заказчик заключает контракт с учебным заведением аграрного профиля на целевую подготовку специалистов для АПК области.
Порядок выделения денежных средств из областного бюджета на целевую подготовку специалистов производится в соответствии с нормативно-правовыми актами администрации Волгоградской области.
Исполнитель по результатам выполненных работ представляет государственному заказчику документацию, предусмотренную заключенным государственным контрактом.
Оплата целевой подготовки специалистов в учебных заведениях аграрного профиля осуществляется ежегодно на основании представленных исполнителем счет-фактуры и акта сдачи-приемки оказанных услуг.
Ежемесячная доплата молодым специалистам и бывшим руководителям
Выделение денежных средств из областного бюджета на ежемесячную доплату молодым специалистам и бывшим руководителям производится в соответствии с Законом Волгоградской области от 01 апреля 2004 г. N 908-ОД "О государственной поддержке руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Волгоградской области".
Мероприятия, направленные на оздоровление работников АПК, подготовка детских оздоровительных лагерей "Волгоградагроздравницы", приобретение санаторно-курортных путевок для работников АПК
Денежные средства из областного бюджета выделяются в соответствии с Соглашением о взаимном сотрудничестве администрации Волгоградской области, Аграрного союза области и Волгоградской территориальной (областной) организации работников агропромышленного комплекса.
Повышение квалификации руководящих работников организаций и предприятий АПК в учебных заведениях дополнительного профессионального образования. Профессиональная переподготовка руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций
Размещение заказов на повышение квалификации руководящих работников организаций, предприятий АПК, пищевой и перерабатывающей промышленности в учебных заведениях дополнительного профессионального образования и профессиональную переподготовку руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций осуществляется государственным заказчиком на конкурсной основе. Перечень программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки указанной категории специалистов, принятых к финансированию за счет средств областного бюджета, утверждаются# комиссией по работе с кадрами АПК и природопользованию Волгоградской области. Количество слушателей определяется на основании статистических данных о профессиональном уровне руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций и предприятий агропромышленного комплекса Волгоградской области, соответствующих критериям, определенных Законом Волгоградской области от 01 апреля 2004 г. N 908-ОД "О государственной поддержке руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Волгоградской области".
По результатам проведенных работ, исполнитель предоставляет государственному заказчику документацию, предусмотренную заключенным государственным контрактом.
Оплата результатов работ осуществляется на основании представленных исполнителем счет-фактуры и акта сдачи-приемки оказанных услуг.
Положение о премировании передовиков производства, победителей соревнований устанавливается нормативными правовыми актами администрации Волгоградской области.
Законом Волгоградской области от 29 декабря 2008 г. N 1829-ОД подраздел 7.6 раздела 7 настоящего приложения изложен в новой редакции
7.6. Ресурсное обеспечение
Объемы и источники финансирования
N п/п |
Наименование мероприятий |
Годы |
Объем финансирования, млн. рублей |
Источники финансирования |
|
федеральный бюджет |
областной бюджет |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
| |||||
1. Разработка нормативно-правовой базы подготовки и обучения кадров в условиях присоединения России к ВТО | |||||
1.1. |
Подготовка и обучение кадров в условиях присоединения России к ВТО |
2008 2009 2010 2011 2012 |
10,00 10,71 10,508 10,549 13,55 |
|
10,00 10,71 10,508 10,549 13,55 |
Итого |
2008-2012 |
55,317 |
|
55,317 |
|
2. Создание механизма регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг | |||||
2.1. |
Целевая подготовка специалистов с высшим образованием в учебных заведениях аграрного профиля |
2008 2009 2010 2011 2012 |
42,24 43,057 46,349 49,825 53,824 |
42,00 42,00 44,436 46,96 49,96 |
0,240 1,057 1,913 2,865 3,864 |
Итого |
2008-2012 |
235,295 |
225,356 |
9,939 |
|
3. Разработка и реализация механизма содействия в трудоустройстве выпускников учреждений профессионального образования, закрепления молодых специалистов. Стимулирование работодателей и работников по повышению профессионального мастерства, защите профессионализма, планированию карьеры | |||||
3.1. |
Государственная поддержка руководителей и специалистов сельхозорганизаций Волгоградской области |
2008 2009 2010 2011 2012 |
16,37 20,0 15,870 17,139 25,31 |
|
16,37 20,0 15,870 17,139 25,31 |
Итого |
2008-2012 |
94,689 |
|
94,689 |
|
3.2. |
Повышение квалификации руководящих работников предприятий и организаций АПК в учебных заведениях дополнительного профессионального образования |
2008 2009 2010 2011 2012 |
2,70 2,93 3,075 3,30 3,530 |
2,20 2,40 2,50 2,68 2,86 |
0,50 0,53 0,575 0,620 0,67 |
Итого |
2008-2012 |
15,535 |
12,64 |
2,895 |
|
3.3. |
Мероприятия, направленные на оздоровление работников АПК, подготовка детских оздоровительных лагерей "Волгоградагроздравницы", приобретение санаторно-курортных путевок для работников АПК |
2008 2009 2010 2011 2012 |
1,50 1,60 1,740 1,88 2,03 |
|
1,50 1,60 1,740 1,88 2,03 |
|
Итого |
2008-2012 |
8,75 |
|
8,75 |
4. Повышение качества подготовки и обучения кадров в системе дополнительного профессионального образования | |||||
4.1. |
Профессиональная переподготовка руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций |
2008 2009 2010 2011 2012 |
0,50 0,53 0,575 0,62 0,67 |
|
0,50 0,53 0,575 0,62 0,67 |
Итого |
2008-2012 |
2,895 |
|
2,895 |
|
5. |
Проведение праздничных мероприятий в День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности |
2008 2009 2010 2011 2012 |
3,1 3,397 3,686 3,98 4,3 |
|
3,1 3,397 3,686 3,98 4,3 |
Итого |
2008-2012 |
18,463 |
|
18,463 |
|
6. |
Мероприятия по проведению выставок, смотров, конкурсов, соревнований в сфере сельского хозяйства |
2008 2009 2010 2011 2012 |
13,9 |
|
13,9 |
Итого |
2008-2012 |
13,9 |
|
13,9 |
|
Общий объем финансирования | |||||
|
|
2008 2009 2010 2011 2012 |
90,31 82,224 81,803 87,293 103,214 |
44,200 44,400 46,936 49,640 52,820 |
46,11 37,824 34,867 37,653 50,394 |
Итого |
2008-2012 |
444,844 |
237,996 |
206,848 |
7.7. Целевые индикаторы и показатели
Целевые индикаторы реализации мероприятий раздела 7 "Совершенствование кадрового обеспечения АПК"
|
Единица измерения |
2007 год (отчет) |
Плановый период |
||||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Удельный вес руководителей и главных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование |
процентов |
67 |
68 |
69 |
70 |
71 |
72 |
Удельный вес специалистов (кроме главных) и руководителей среднего звена, не имеющих высшего и среднего профессионального образования |
процентов |
9 |
9 |
8 |
8 |
7 |
7 |
Выпуск специалистов с высшим и средним профессиональным образованием |
тыс. человек |
3,3 |
3,3 |
3,2 |
3,1 |
3,0 |
3,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.