Настоящее Бюджетное послание Главы Администрации Волгоградской области подготовлено в соответствии со статьей 9 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 г. N 1694-ОД "О бюджетном процессе в Волгоградской области" и содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики на 2009-2011 годы.
I. Основные итоги бюджетной политики в 2007 году и в начале 2008 года
В прошедшем году в Волгоградской области отмечена позитивная динамика экономического роста практически по всем показателям социально-экономического развития.
Валовой региональный продукт по оценке составил 313,2 млрд. рублей. Рост обеспечивался высокими темпами инвестиционного спроса, строительства, обрабатывающих производств и поддерживался высоким уровнем потребительского спроса.
Возросли объемы промышленного производства на 2,7 процента, оборота розничной торговли - 16,8 процента, платных услуг населению - 6,6 процента, инвестиций и работ, выполненных по виду деятельности "строительство" - 7 процентов в сопоставимых ценах по сравнению с 2006 годом.
В 2007 году на территории Волгоградской области сбор доходов во все уровни бюджетов и во внебюджетные фонды доведен до 93,9 млрд. рублей, в том числе 42 млрд. рублей в консолидированный бюджет области.
В 2007 году ведущим международным рейтинговым агентством Standard & Poor's Волгоградской области присвоен долгосрочный кредитный рейтинг - показатель по международной шкале "ВВ-", по российской шкале - "ruAA-" (повышен с "В+", "ruА+" в 2006 году), который свидетельствует о стабильной способности и готовности своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства.
Основы региональной экономической политики соответствуют направлениям ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
1. Модернизация бюджетного процесса
В апреле 2007 года вступили в действие изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, определяющие формирование бюджетного процесса, бюджетную дисциплину. Регионам и муниципалитетам предоставлено право выбора: утверждать бюджет на 3 года или на 1 год.
Волгоградская область в числе первых субъектов Российской Федерации перешла на трехлетнее формирование бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, что обеспечило стабильность, позволило заложить основу для формирования в текущем году бюджетных проектировок на 2009-2011 годы в формате "скользящей трехлетки", дало возможность региону привлекать инвестиции для реализации долгосрочных проектов, способствовало повышению эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
2. Внедрение механизмов бюджетирования по результатам
В регионе продолжается работа по внедрению элементов среднесрочного финансового планирования и апробация механизмов программно-целевого бюджетирования, ориентированного на достижение конкретных результатов. Основой реализации эффективной политики Администрации Волгоградской области, направленной на достижение целей долгосрочного социально-экономического развития, выступает Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года.
В целях установления обоснованности выделения ассигнований на реализацию действующих и (или) новых программно-целевых мероприятий, бюджетных инвестиций, предоставление бюджетных кредитов, иных принимаемых дополнительно к действующим бюджетных обязательств в Волгоградской области, главными распорядителями средств областного бюджета формируются доклады о результатах и основных направлениях деятельности, которые рассматриваются на заседаниях комиссии по повышению результативности бюджетных расходов.
В регионе реализуется Программа проведения административной реформы в 2006-2008 годах. Разработана и реализуется Программа реформирования региональных финансов Волгоградской области на 2008-2009 годы, ключевые направления которой - совершенствование межбюджетных отношений, реформирование сети бюджетных учреждений и системы оплаты труда, внедрение элементов бюджетирования, ориентированного на результат, а также разработка системы показателей результативности работы бюджетных учреждений и органов местного самоуправления.
Проводится работа по совершенствованию системы мониторинга качества управления общественными финансами, прогноза и мониторинга последствий принимаемых решений, обеспечению публичности и прозрачности бюджетного процесса на территории области.
3. Доходная часть бюджета
На формирование доходной части бюджета Волгоградской области значительное влияние оказали результаты работы комиссии по обеспечению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области, обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды и повышению результативности бюджетных расходов, а также аналогичных комиссий, действующих во всех муниципальных районах и городских округах Волгоградской области.
Указанные комиссии зарекомендовали себя как оптимальная форма координации действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области с налоговыми, правоохранительными и другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по мобилизации всех доходных источников бюджета и повышению эффективности проводимых мероприятий по легализации доходов от предпринимательской деятельности.
Из наиболее значимых мероприятий, оказавших положительное влияние на величину доходной части бюджета, следует отметить государственную кадастровую оценку земель сельскохозяйственного назначения, в результате которой увеличилась налоговая база земельного налога в отношении данной категории земель.
4. Бюджетные расходы
Анализ исполнения бюджета Волгоградской области показывает, что бюджетная политика Волгоградской области соответствует целям социально-экономического развития Волгоградской области, весомая часть бюджета области направлена на решение социально-значимых мероприятий, обеспечение своевременных расчетов по социальным выплатам отдельным категориям граждан, реализацию приоритетных национальных проектов.
С 1 сентября 2007 года на 15 процентов повышена заработная плата работникам бюджетной сферы, оплачиваемых# по ЕТС, на основе принятых на федеральном уровне решений, установлен минимальный размер оплаты труда в размере 2300 рублей в месяц, в 1,5 раза увеличен размер стипендий учащейся молодежи.
С 1 ноября 2007 года увеличено адресное социальное пособие наиболее нуждающимся малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам с 70 рублей до 150 рублей.
Начиная с 2007 года органами государственной власти Волгоградской области установлены меры социальной защиты для малообеспеченных пенсионеров, имеющих звание "Ветеран труда Волгоградской области" в виде ежемесячной денежной выплаты в сумме 325 рублей, установлено социальное пособие студенческим семьям, имеющим детей, в размере 450 рублей в месяц, принят закон, устанавливающий меры социальной поддержки для медицинских, фармацевтических и иных работников государственных организаций здравоохранения. Принят закон, определяющий форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виде патронатного воспитания.
С 1 января 2008 года вступил в силу закон Волгоградской области "О мерах социальной поддержки беременных женщин, кормящих матерей и детей от одного до трех лет, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного на территории Волгоградской области".
В регионе внедряется комплексный проект модернизации образования Волгоградской области, создано 52 ресурсных центра общеобразовательных учреждений, в семи муниципальных районах и двух городских округах реализуется сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений.
Ежегодно увеличиваются расходы на здравоохранение, обеспечивая тем самым доступность и качество оказания медицинской помощи, снижается дефицит территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи.
В целях повышения социальной защиты работников государственных учреждений Волгоградской области, с 1 февраля 2008 года оплата труда работников государственных учреждений повышена на 14 процентов.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 11 июня 2008 года N 1696-ОД "О внесении изменений в статью 9 Закона Волгоградской области от 30 декабря 2004 года N 984-ОД "О ежемесячных пособиях гражданам, имеющим детей, проживающим на территории Волгоградской области", базовый размер ежемесячного пособия на ребенка с 1 июня 2008 года увеличен до 200 рублей, в то время как на уровне федерации он составляет 70 рублей.
По-видимому, в предыдущем абзаце подраздела 4 раздела I настоящего Послания допущена опечатка, название Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 г. N 1696-ОД следует читать как "О внесении изменений в статью 9 Закона Волгоградской области от 30 декабря 2004 г. N 984-ОД "О ежемесячных пособиях гражданам, имеющим детей, проживающим на территории Волгоградской области"
В Волгоградской области продолжена реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Развитие АПК", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". На проведение мероприятий по их реализации в 2007 году направлялись средства федерального бюджета - 2294,8 млн. рублей, бюджета Волгоградской области - 2217,8 млн. рублей и внебюджетных источников - 10292,9 млн. рублей.
Реализация национальных проектов дала новый импульс развитию жизненно необходимых гражданам услуг на инновационной основе. Уже сегодня учреждения здравоохранения населенных пунктов, удаленных от крупных городов, оказывают населению медицинские услуги с использованием современного оборудования. Образовательные учреждения активно внедряют современные информационные технологии. Новые технологии становятся важнейшим фактором в решении проблем обеспечения населения жильем и развития агропромышленного комплекса.
5. Межбюджетные отношения
При формировании межбюджетных отношений в 2007 году был сделан серьезный шаг к укреплению местных бюджетов, созданию стимулов по увеличению собственных доходов. Поселениям и городским округам передан, сверх установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации, налог на доходы физических лиц в размере 10 процентов. Обеспечено увеличение размера финансовой помощи по сравнению с уровнем 2007 года.
Начиная с 2008 года, на территории Волгоградской области применена долгосрочная методика формирования межбюджетных отношений, которая ориентирована на модернизацию межбюджетных отношений в Волгоградской области.
Отправной точкой для планирования фондов финансовой помощи на среднесрочную перспективу стали расчетные объемы фондов финансовой поддержки 2007 года. Была произведена индексация фондов финансовой поддержки на 2008 год и на период до 2010 года.
Изменению был подвергнут и сам порядок распределения финансовой помощи. Смещены акценты от расчета минимальных расходов к расчету показателей, отражающих различия стоимости услуг. Что же касается расходов, то в каком объеме и какие собственные полномочия профинансировать, органы местного самоуправления определяют самостоятельно.
Местным бюджетам обеспечена гарантия, что расчетный объем средств, передаваемый им из областного бюджета через дотации и дополнительные нормативы отчислений, на последующий финансовый год будет не меньше, чем был в предыдущем.
Другим ключевым моментом формирования межбюджетных отношений в Волгоградской области является повышение эффективности использования бюджетных средств. Внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат, будет успешным лишь при условии создания стимулов для муниципальных образований. Первым шагом в формировании подобных стимулов можно назвать принятие Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 16 апреля 2008 года N 475 "Об итогах деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области".
За достижение наилучших результатов деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) в расходной части областного бюджета предусматриваются средства на их поощрение, которые будут передаваться десяти муниципальным районам (городским округам), набравшим наибольшее количество баллов по отдельным видам деятельности за отчетный финансовый год, в виде субсидий из Фонда софинансирования.
II. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 годы и дальнейшую перспективу
Бюджетная политика Волгоградской области на 2009-2011 годы и дальнейшую перспективу должна быть направлена на содействие социальному и экономическому развитию Волгоградской области, создание основ для улучшения качества жизни населения и роста экономики региона, и ориентирована на:
- укрепление и развития финансового потенциала области, основанного на устойчивом росте создаваемого в регионе валового регионального продукта;
- достижение постоянного и устойчивого экономического роста;
- обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
- обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
- обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;
- создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных.
В соответствии со статьей 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект закона Волгоградской области об областном бюджете на 2009 год и на период до 2011 года должен только уточнять показатели утвержденного областного бюджета на 2008-2010 годы в части 2009 и 2010 годов и утверждать показатели 2011 года. Уточнение показателей утвержденного областного бюджета на 2008-2010 годы в части 2009 и 2010 годов предусматривает, в том числе, утверждение законом увеличения или сокращения показателей ведомственной структуры расходов областного бюджета, либо включение в нее ассигнований по дополнительным целевым статьям и (или) видам расходов. В качестве утвержденных показателей областного бюджета на 2009 и 2010 годы принимаются показатели на 2009 и 2010 годы Закона Волгоградской области от 8 августа 2007 года N 1505-ОД "Об областном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года".
При формировании и реализации бюджетной политики Администрации Волгоградской области, органам местного самоуправления надлежит предпринять действия по следующим направлениям:
Первое. Обеспечение сбалансированности бюджета.
Обеспечение сбалансированности бюджета Волгоградской области - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета Волгоградской области, который заключается в обеспечении бюджетных расходов источниками их финансирования. Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Его устойчивость за счет источников покрытия дефицита к неблагоприятным внешним воздействиям вносит существенный вклад в обеспечение экономической и социальной стабильности, является основной предпосылкой для поддержания макроэкономической и финансовой стабильности на территории Волгоградской области.
Формирование бюджета должно происходить на основе четко определенных приоритетов расходования бюджетных средств. Принятие новых расходных обязательств должно основываться на конкретном механизме оценки финансовых возможностей.
Второе. Развитие программно-целевых методов бюджетирования, ориентированного на результат.
В 2009-2011 годы необходимо продолжить работу по внедрению в бюджетный процесс индикаторов в составе докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования и ведомственных целевых программ.
Планируется, что бюджет на 2009-2011 годы будет формироваться с применением ведомственных целевых программ. Главным распорядителям бюджетных средств необходимо разработать и утвердить по своим направлениям ведомственные целевые программы, каждая из которых должна предусматривать конкретные цели ее реализации и показатели оценки их достижения на всех этапах осуществления программы и использоваться для повышения эффективности исполнения обязательств. Если программа не позволяет достичь предусмотренных целей, то надо отказываться от ее дальнейшей реализации со своевременным внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты.
Согласно новым требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации с 1 января 2009 года при составлении проекта бюджета для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам, представительным (законодательным) органам государственной власти, будет использоваться такой инструмент бюджетного планирования как государственное задание.
Третье. Совершенствование системы организации и финансирования процесса оказания бюджетных услуг.
Необходимо вывести на качественно новый уровень механизмы финансирования расходных полномочий - распределять бюджетные средства в зависимости от оцененных потребностей населения при внедрении рычагов повышения качества оказания государственных услуг, обеспечить внедрение механизмов формирования расходов на финансирование услуг на уровне, максимально близком к потребности, внедряя стандарты качества предоставляемых бюджетных услуг.
На территории региона разработаны и утверждены перечень государственных услуг и государственные стандарты социального обслуживания населения Волгоградской области. В перспективе планируется разработать и законодательно закрепить перечень услуг и стандарты предоставления бюджетных услуг в области здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, молодежной политики.
Необходимо провести работу, целью которой является разработка методик оценки эффективности бюджетных расходов.
Планируется начать работу по преобразованию бюджетных учреждений в автономные некоммерческие организации в тех сферах предоставления социальных услуг, где это может создать существенные стимулы для повышения эффективности деятельности.
Четвертое. Сокращение неэффективных или низкоэффективных бюджетных расходов, кредиторской задолженности областного бюджета и бюджетных учреждений.
Необходимо отказаться от практики заключения договоров, контрактов в конце года в последний месяц его завершения, с целью недопущения образования кредиторской задолженности. В данном случае практика заключения договоров, контрактов должна строиться исходя из расширения горизонта бюджетного прогнозирования.
Долгосрочное бюджетное планирование должно стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, сдерживающим фактором для необоснованного роста кредиторской задолженности.
Пятое. Совершенствование долговой политики.
Приоритетные направления долговой политики необходимо выбирать исходя из условий поддержания рейтинга Волгоградской области как надежного заемщика и в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания, снижения рисков и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей, а также создания механизмов для инвестиционных процессов.
Компания Standard & Poor's повысила долгосрочный кредитный рейтинг Волгоградской области, что подтверждает позитивную тенденцию развития экономики области, служит повышению имиджа Волгоградского региона, позволяет расширять доступ к заемным средствам, минимизировать стоимость заемных средств.
Необходимо за счет использования заемных средств расширить возможности финансирования крупных проектов, не оказывая негативного воздействия на другие статьи расходов областного бюджета.
С целью решения проблем привлечения денежных средств для развития предприятий необходимо продолжить предоставление государственных гарантий для реализации высокоэффективных, с точки зрения общественной значимости и экономической отдачи, программ и проектов.
Положительную перспективу должны иметь региональные займы. Необходимо стремиться к проведению максимально гибкой политики заимствований, позволяющей оперативно заменять одни долговые инструменты другими, в зависимости от изменения условий на внутреннем и внешнем рынках в интересах бюджета Волгоградской области.
Шестое. Совершенствование механизмов финансового контроля.
Изменения, происходящие в бюджетной системе страны, требуют соответствующих изменений в порядке осуществления органами финансового контроля Волгоградской области контрольных мероприятий.
Переход к методам бюджетирования, ориентированного на результат, должен сопровождаться, в том числе, и изменениями в работе органов финансового контроля Волгоградской области, связанными с дальнейшей координацией их работы и разграничением контрольных функций в зависимости от задач, стоящих перед тем или иным органом финансового контроля, обеспечением методологической и нормативно-правовой базы финансового контроля.
Немаловажное значение имеет повышение финансовой дисциплины всех участников бюджетного процесса, как органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, так и бюджетных учреждений Волгоградской области.
III. Основные направления налоговой политики
Основной задачей налоговой политики, проводимой в Волгоградской области, является увеличение собственного налогового потенциала за счет стимулирования экономического роста региона, создания благоприятных условий для осуществления инвестиций в новые производства и дальнейшего совершенствования налогового законодательства Волгоградской области.
Проводимая на федеральном уровне налоговая политика в 2009-2011 годах коснется порядка исчисления и уплаты налогов, формирующих доходную базу Волгоградской области:
- по налогу на прибыль организаций планируется при исчислении налоговой базы учитывать произведенные расходы на цели образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и оплату процентов по ипотечным кредитам сотрудников соответствующих организаций, а также создание института консолидированной налоговой отчетности для справедливого распределения суммы налога консолидированного налогоплательщика между субъектами Российской Федерации;
- по налогу на доходы физических лиц планируется освобождение от налогообложения средств, направленных благотворительными организациями на нужды социально незащищенных слоев населения, распространение на опекунов и попечителей установленных для родителей условий применения социального налогового вычета на оплату лечения подопечных и увеличение не менее чем в два раза предельного размера дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета;
- по специальным налоговым режимам планируется совершенствование порядка их применения субъектами малого предпринимательства в целях дальнейшего улучшения налоговых условий деятельности в сфере малого бизнеса и одновременное предотвращение возможного злоупотребления и неправомерного использования налоговых преференций;
- по налогу на добычу полезных ископаемых планируется повышение необлагаемого минимума при добыче нефти;
- по акцизам планируется дальнейшее реформирование системы их взимания в целях стимулирования потребления более качественных товаров, в частности, путем дифференциации ставки акциза на моторное топливо с установлением более низкой ставки на более качественное и экологически безопасное моторное топливо.
Кроме того, планируется принятие главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, с системой вычетов, при которой налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан останется на существующем уровне.
Деятельность органов государственной власти должна быть ориентирована в первую очередь на мобилизацию внутренних резервов роста налоговых и неналоговых доходов области. Для этого необходимо провести инвентаризацию транспортных средств, земельных участков и объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам, с целью создания достоверной налоговой базы для исчисления налогов.
Главным администраторам доходов необходимо повысить уровень ответственности за выполнение плановых показателей поступления доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области и увеличить собираемость налогов, сборов и иных обязательных платежей на территории Волгоградской области.
Приоритетным направлением является сохранение благоприятных условий налогообложения, стимулирующих развитие инвестиционной деятельности, а также разработка качественно новых подходов применения налогоплательщиками установленных налоговых льгот. Планируется проведение оценки финансовых последствий предоставляемых налоговых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по создаваемой в настоящее время методике.
В условиях постоянного роста количества автотранспортных средств необходимо продолжить работу по корректировке размеров ставок транспортного налога с сохранением действующих и предоставлением дополнительных мер социальной защиты для отдельных категорий налогоплательщиков.
Кроме того, необходимо продолжить работу по разработке и отстаиванию на федеральном уровне законодательных инициатив, направленных на укрепление финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, в том числе за счет отмены механизма перераспределения акцизов на нефтепродукты и на алкогольную продукцию между бюджетами субъектов Российской Федерации через Управление Федерального казначейства по Смоленской области, а также отмены ранее установленных на федеральном уровне налоговых льгот по региональным и местным налогам (включая положения, уменьшающие налоговую базу).
IV. Основные приоритеты бюджетных расходов
Законом Волгоградской области от 8 августа 2007 года N 1505-ОД "Об областном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года" предусмотрен существенный рост бюджетных расходов на реализацию приоритетных направлений областной бюджетной политики. Определены и условно утвержденные расходы на 2009 и на 2010 годы, которые, как и дополнительные доходы бюджетной системы Волгоградской области, возникающие в связи с уточнением прогноза социально-экономического развития Волгоградской области, являются ресурсом для принятия новых бюджетных обязательств.
Основные направления расходов бюджета Волгоградской области будут обеспечивать безусловное выполнение как ранее принятых, так и предлагаемых новых решений, определяющих действующие и принимаемые расходные обязательства.
Потребуется постоянный мониторинг эффективности действующих расходных обязательств. При нецелесообразности данных обязательств необходимо принятие решения по их прекращению или реструктуризации с внесением изменений в нормативно-правовые акты, определяющие эти обязательства и их объем, до представления проекта закона Волгоградской области об областном бюджете в Волгоградскую областную Думу.
Увеличение действующих или установление новых расходных обязательств должно осуществляться в пределах имеющихся для их реализации финансовых ресурсов в рамках ограничений, установленных бюджетным законодательством.
Приоритетными направлениями бюджетных расходов на 2009-2011 годы продолжают оставаться здравоохранение, образование, культура, социальная политика, модернизация транспортной инфраструктуры.
При формировании бюджета Волгоградской области на 2009-2011 годы необходимо предусмотреть средства на обеспечение соответствующего уровня дифференциации в оплате труда при увеличении с 1 января 2009 года минимального размера оплаты труда до 4330 рублей.
Немаловажный вопрос - реформирование оплаты труда работников социальной сферы. В рамках проекта модернизации образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области апробируется новый механизм оплаты труда. В ближайшей перспективе необходимо продолжить работу по переводу бюджетных учреждений Волгоградской области на новую систему оплаты труда.
В 2009-2011 годах сохранятся все ранее предусмотренные меры социальной поддержки граждан Волгоградской области, ассигнования на них будут предусмотрены с учетом индекса-дефлятора.
Будет сохранена социальная поддержка льготных категорий граждан путем предоставления им права на приобретение социальных проездных билетов для проезда в общественном транспорте.
Поддержка автомобильного, водного и железнодорожного транспорта будет осуществляться в форме субсидий из областного бюджета на компенсацию транспортным предприятиям убытков от перевозки пассажиров по регулируемым тарифам. С 2009 года организация транспортного обслуживания населения в границах городских и сельских поселений и городских округов должна осуществляться органами местного самоуправления. Финансирование расходов по предоставлению транспортных услуг населению (автомобильный и водный транспорт) в границах городских и сельских поселений и городских округов будет осуществляться за счет средств местных бюджетов.
Продолжится выделение бюджетных средств на поддержку дорожного хозяйства, строительство мостового перехода через реку Волгу в городе Волгограде. Предстоит существенно увеличить пропускную способность и повысить безопасность автомобильных дорог. Финансовое обеспечение соответствующих мероприятий должно осуществляться не только за счет увеличения объемов бюджетного финансирования, но и за счет привлечения средств из внебюджетных источников.
Расходы на капитальный ремонт, ремонт и содержание региональных или межмуниципальных автомобильных дорог должны поэтапно увеличиться, исходя из имеющихся доходных источников в бюджете Волгоградской области, до уровня, полностью обеспечивающего их поддержание в нормативном состоянии.
В области сельского хозяйства, в связи с принятием на федеральном уровне "Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", механизм которой предполагает осуществление синхронизации деятельности государственных органов федерального и регионального уровня, органов местного самоуправления, необходимо привести в соответствие Программу развития агропромышленного комплекса Волгоградской области на 2007-2010 годы, обеспечив достижение целевых индикаторов и выполнение условий Государственной программы.
В 2009-2011 годах продолжится поддержка малого предпринимательства, в том числе: создание бизнес-инкубаторов, развитие инновационных технологий в малом предпринимательстве, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в банках субъектами малого предпринимательства для приобретения производственных фондов и пополнения оборотных средств.
Продолжится финансирование изготовления градостроительной документации для приведения ее в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации и на создание единой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности области, обеспечивающей реализацию государственной политики в сфере устойчивого пространственного развития территории Волгоградской области, эффективное и рациональное использование земли.
Одним из приоритетных направлений бюджетных расходов должна быть сфера информационных технологий и телекоммуникаций. Необходимо обеспечить формирование информационных ресурсов Волгоградской области, реализовать принципы их открытости и доступности для населения и хозяйствующих субъектов, осуществить интеграцию действующих систем информационного взаимодействия "Бюджет Волгоградской области", автоматизированной системы государственного заказа Волгоградской области в рамках создаваемой комплексной информационной системы "Электронное правительство Волгоградской области".
Необходимо продолжить выпуск биржевых займов с размещением на ЗАО "Фондовая биржа "ММВБ", где сконцентрирована основная часть российских инвестиционных ресурсов.
На этапе дальнейшего развития и поддержания рынка ценных бумаг Волгоградская область должна обеспечить доверие потенциальных инвесторов, финансовую безопасность области и защиту прав собственности.
В 2009-2011 годы будет продолжено развитие кредитной истории, что позволит производить объемы заимствований с более длительными сроками обращения и поддерживать процентную ставку за пользование заемными средствами в пределах ставки рефинансирования Центрального Банка России.
Кредитная политика области должна быть направлена на оперативное привлечение денежных средств в областной бюджет для финансирования социально значимых и инвестиционных программ, покрытие дефицита областного бюджета, а также на погашение долговых обязательств Волгоградской области.
В 2009-2011 годы будет продолжена тенденция сохранения процентного отношения государственного долга к доходам бюджета Волгоградской области без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений в пределах, установленных законодательством.
V. Совершенствование межбюджетных отношений
Формирование межбюджетных отношений на 2009-2011 годы будет построено с учетом следующих принципов:
Первое. Преемственность.
На 2009-2011 годы формирование межбюджетных отношений будет продолжено по методике, утвержденной Законом Волгоградской области от 26 июля 2005 года N 1093-ОД "О межбюджетных отношениях в Волгоградской области".
Второе. Укрепление местных бюджетов.
Будет произведена индексация фондов финансовой поддержки на 2009 год и на период до 2011 года. Кроме того, субвенция на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений будет просчитана с учетом уровня инфляции.
Третье. Стимулирование муниципальных образований по мобилизации собственных доходов и повышению эффективности расходов.
В целях создания стимулов по увеличению собственных доходов, поселениям и городским округам будет передан, сверх установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации, налог на доходы физических лиц в размере 10 процентов.
На 2009-2011 годы сохраняется тенденция по обеспечению гарантии местным бюджетам в том, что расчетный объем средств, передаваемый им из областного бюджета через дотации и дополнительные нормативы отчислений, на последующий финансовый год будет не меньше, чем был в предыдущем.
Продолжится внедрение технологии распределения субсидий муниципальным районам (городским округам) по итогам достижения наилучших результатов деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов).
В целях повышения качества финансового менеджмента в муниципальных образованиях будет продолжена работа по реализации Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 6 сентября 2007 года N 1610 "О Волгоградском областном конкурсе "Лучшая местная администрация года".
Четвертое. Обеспечение единства системы местных бюджетов.
По прежнему#, муниципальным районам будут делегированы полномочия по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности поселений.
Пятое. Соблюдение финансовой дисциплины.
Сохранится практика установления нормативов на содержание органов местного самоуправления и нормативов на оплату труда выборных лиц. Рост нормативов не превысит уровня инфляции.
Шестое. Обеспечение прозрачности исполнения бюджета.
Проекты методик, утвержденные методики, расчеты и результаты распределения и предоставления финансовой помощи из областного и районных бюджетов в разрезе муниципальных образований, будут освещаться в средствах массовой информации, размещаться в сети Интернет на официальном сайте Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области.
Реализация предлагаемых мер по повышению качества управления муниципальными финансами должна обеспечить дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений и способствовать повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления на основе сочетания принципов прозрачности и предсказуемости межбюджетных трансфертов между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований.
Реализация всех запланированных мероприятий создаст новую систему бюджетных отношений: эффективно использовать то, что мы имеем и упорно работать на неуклонное увеличение благосостояния населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Бюджетное послание Главы Администрации Волгоградской области содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики на 2009-2011 годы.
Подведены итоги бюджетной политики в 2007 году и в начале 2008 года.
Определены основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 годы и дальнейшую перспективу; основные направления налоговой политики; основные приоритеты бюджетных расходов и направления совершенствования межбюджетных отношений.
Бюджетное послание Главы Администрации Волгоградской области на 2009-2011 годы
Текст послания официально опубликован не был