Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 апреля 2008 г. N А12-2655/08-С30
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 июля 2008 г. N А12-2655/08 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением о признании недействующими абз. 9 п. 3.3.2, абз. 1 п. 4.6, п. 4.8 Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда, принятых Решением Волгоградской городской Думы от 18.07.2007 г. N 48/1163, как несоответствующих ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и ст. 421 Гражданского кодекса РФ.
В заседании суда помощник прокурора требования поддержал.
Представитель Волгоградской городской Думы с требованиями не согласен.
Представители администрации Волгограда, Департамента по охране окружающей среды так же# с требованиями не согласны, просили в иске отказать в полном объеме.
В заседании суда 17.04.08 г. представителем городской Думы было заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, обсудив которое суд не нашел оснований для его удовлетворения, поскольку действующим законодательством предоставлено органам прокуратуры право на оспаривание нормативных правовых актов.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, оценив доказательства по делу в совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о законности заявленных требований, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, 18.07.2007 г. Решением Волгоградской городской Думы N 48/1163 приняты Правила обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда (далее - Правила), опубликованные в газете "Волгоградская газета" от 18.08.2007 г. N 153.
В силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, вместо "настоящим Федеральным законом" следует читать "названным Федеральным законом"
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, полномочия органов местного самоуправления городских округов по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организация# мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов,
Однако, отдельные положения Правил приняты Волгоградской городской Думой - представительным органом местного самоуправления городского округа с превышением компетенции и возлагают на хозяйствующих субъектов не предусмотренные федеральным законодательством обязанности в области обращения с отходами.
Так, в соответствии с абз. 9 п. 3.3.2 Правил функционирование системы обращения с отходами на территории Волгограда осуществляется с учетом требования исполнения юридическими лицами независимо от форм собственности и индивидуальными предпринимателями, в процессе деятельности которых образуются отходы, ряда положений законодательства в области обращения с отходами, в т.ч. заключающегося в заключении договоров со специализированными предприятиями на оказание услуг по вывозу и (или) размещению отходов не позднее, чем за месяц до начала календарного года.
Действующее природоохранное законодательство не содержит подобного требования.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны, в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, вместо "настоящим Кодексом" следует читать "названным Кодексом"
Указанное положение Правил, вводя непредусмотренное федеральным законодательством ограничение во временном периоде заключения договоров на оказание услуг по вывозу и (или) размещению отходов, нарушает права и законные интересы хозяйствующих субъектов, на свободный выбор временного периода, в течение которого они вправе заключить указанный договор.
Согласно абз. 1 п. 4.6 Правил в случае отсутствия разрешений на размещение отходов (лимитов), выданных в установленном порядке, юридические лица независимо от форм собственности, индивидуальные предприниматели представляют в департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда сведения, необходимые для определения объемов накопления отходов для природопользователей, не имеющих утвержденных лимитов на размещение отходов, согласно приложению к Правилам.
Однако, действующее федеральное законодательство не содержит нормативных положений, устанавливающих обязанности хозяйствующих субъектов по представлению в органы местного самоуправления указанных сведений.
Кроме того, требование Правил о представлении в департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда, указанных сведений не соответствует сфере полномочий органов местного самоуправления городских округов, установленных ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с абз. 1 п. 4.8 Правил организациям, оказывающим услуги по вывозу, приему, размещению отходов на полигонах, запрещается заключать с юридическими лицами независимо от форм собственности и индивидуальными предпринимателями договор на оказание услуг по вывозу и приему отходов без утвержденных разрешений на размещение отходов (лимитов), а до момента их получения - без сведений об объемах накопления отходов, указанных в пункте 4.6 раздела 4 Правил.
Действующее федеральное законодательство, также, не содержит подобных ограничений в случае отсутствия утвержденных лимитов. Оспариваемое положение Правил ограничивает права субъектов предпринимательской деятельности на вывоз и размещение отходов.
Согласно абз. 2 п. 4.8 Правил организации, оказывающие услуги по вывозу, приему, размещению отходов на полигонах, при выявлении природопользователей, не имеющих обосновывающих документов для заключения договора на оказание услуг по вывозу и размещению отходов, указанных в пунктах 4.4 и 4.6 раздела 4 Правил, в недельный срок со дня выявления таких природопользователей направляют в департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда сведения об указанных природопользователях для принятия мер в пределах его компетенции.
Возложение подобных обязанностей на организации, оказывающие услуги по вывозу, приему, размещению отходов, вводит для них дополнительное, не предусмотренное федеральным законодательствам обязательство с конкретным сроком исполнения.
При этом, п. 2 Постановления Главы Волгограда от 18.09.2007 г. N 2167 департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда определен органом, специально уполномоченным составлять протоколы по статье 23.6 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, т.е. по фактам нарушения установленного органами местного самоуправления порядка обращения с бытовыми отходами на территории городских и сельских поселений.
В соответствии с ст. 192 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Абз. 9 п. 3.3.2, абз. 1 п. 4.6, п. 4.8 Правил не соответствуют ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 421 Гражданского кодекса РФ и нарушают права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых образуются отходы, а также, организаций, оказывающих услуги по вывозу, приему, размещению отходов на полигонах, так как незаконно возлагают для них дополнительные обязанности.
При таких обстоятельствах суд полагает, что указанный нормативный правовой акт в части не соответствует действующему федеральному законодательству и подлежит признанию недействующим.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд решил:
Исковые требования Первого заместителя прокурора Волгоградской области удовлетворить.
Признать недействующими абзац 9 п. 3.3.2, абзац 1 п. 4.6, п. 4.8 Правил обращения с отходами производства и потребления на территории Волгограда", принятых Решением Волгоградской городской Думы от 18.07.2007 г. N 48/1163, как несоответствующих ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и ст. 421 Гражданского кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 апреля 2008 г. N А12-2655/08-С30
Текст решения официально опубликован не был