Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 18 сентября 2008 г. N 2133 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 4
к приказу Комитета по образованию
Администрации Волгоградской области
от 30.07.2008 г. N 1891
Показатели
проявления компетентности для распределения стимулирующих выплат педагогическим работникам общеобразовательных учреждений (учителям, педагогам-организаторам, педагогам-психологам, а так же# педагогическим работникам дошкольных групп при общеобразовательных учреждениях и начальных школах - детских садах) и административно-управленческому составу общеобразовательного учреждения
8, 18 сентября 2008 г.
1. Общие положения
1.1. Установление стимулирующих выплат педагогическим работникам общеобразовательных учреждений (учителям, педагогам-организаторам, педагогам-психологам и другим категориям педагогических работников) находится в прямой зависимости от результативности и качества их труда и факторов, выделяющих особенности конкретного работника среди остальных.
1.2. Ключевым параметром для определения размера стимулирующих выплат за проявленные способности и личностные качества, высокий профессионализм, результативность и качество труда педагогического работника является суммарная оценка показателей проявления компетентности педагогического работника, отражающая динамику и результаты обучения обучающихся (усвоение ими государственных образовательных стандартов, развитие ключевых компетентностей, социализацию, достижения в социально-личностной сфере), а также показатели здоровья обучающихся.
1.3. При одновременном исполнении педагогическим работником обязанностей на постоянной основе учителя и руководителя малочисленного общеобразовательного учреждения расчет стимулирующих выплат проводится в соответствии с порядком расчета стимулирующих выплат педагогическим работникам общеобразовательных учреждений (учителям, педагогам-организаторам, педагогам-психологам и другим категориям педагогических работников).
1.4. Расчет стимулирующих выплат педагогическим работникам общеобразовательных учреждений (как работающих на постоянной основе, так и совместителей) производится один раз в год по состоянию на 1 сентября по сумме показателей проявления компетентности педагогического работника за предыдущий учебный год с учетом педагогической нагрузки и средних показателей наполняемости классов по общеобразовательному учреждению. Стимулирующие выплаты производятся ежемесячно.
1.5. Порядок стимулирующих выплат педагогическим работникам общеобразовательных учреждений устанавливается в муниципальных образовательных учреждениях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с региональными нормативными правовыми актами, настоящим положением и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
1.6. Перерасчет стимулирующих выплат педагогическим работникам общеобразовательных учреждений в течение года производится исключительно в следующих случаях:
- при изменении квалификационного разряда одного из педагогических работников общеобразовательного учреждения;
- при изменении штатной численности педагогических работников общеобразовательного учреждения.
1.7. Установление стимулирующих выплат заместителям руководителя общеобразовательного учреждения (кроме заместителя руководителя по административно-хозяйственной части), работающим на ставку, зависит от результативности и качества труда (средних показателей наполняемости классов, среднего значения показателей проявления компетентности педагогических работников по общеобразовательному учреждению, степени удовлетворенности родителей качеством предоставляемого образования и степени удовлетворенности педагогических работников организацией образовательного процесса), проявленных за предыдущий учебный год.
1.8. Расчет стимулирующих выплат заместителям руководителя общеобразовательного учреждения (кроме заместителя руководителя по административно-хозяйственной части) производится один раз в год по состоянию на 1 сентября. Стимулирующие выплаты производятся ежемесячно.
1.9. Стимулирующие выплаты руководителю общеобразовательного учреждения производятся из средств, предусмотренных на стимулирующие выплаты другим категориям работников общеобразовательного учреждения.
1.10. Решение о размере стимулирующих выплат руководителю общеобразовательного учреждения принимается в зависимости от результативности и качества труда на заседании органа государственно-общественного управления образованием муниципального района (городского округа) 1 раз в год по состоянию на 1 сентября в зависимости от результативности и качества труда (на основании публичного отчета, средних показателей наполняемости классов, среднего значения показателей проявления компетентности педагогических работников по общеобразовательному учреждению, степени удовлетворенности родителей качеством предоставляемого образования и степени удовлетворенности педагогических работников организацией образовательного процесса) за предыдущий учебный год. Стимулирующие выплаты производятся ежемесячно.
2. Перечень показателей проявления компетентности педагогического работника общеобразовательного учреждения (кроме педагога-психолога)
N |
Компетентности педагога |
Характеристика компетентностей |
Показатели проявления компетентности |
Оценка проявления компетентности педагогического работника (выраженная в процентах) |
||
данный показатель не проявляется, данная компетентность педагога не сформирована |
данный показатель проявляется неполно и эпизодически, результаты проявления данной компетентности недостаточно эффективны, чтобы можно было проследить положительную динамику развития индивидуальных достижений обучающихся |
данный показатель проявляется полно и наглядно, результаты проявления данной компетентности достаточно эффективны, чтобы можно было проследить положительную динамику развития индивидуальных достижений обучающихся |
||||
1. |
Компетентность в преподаваемом предмете (учебной дисциплины#) и методах преподавания |
Глубокое знание предмета; сочетание теоретического знания с видением его практического применения как условия установления личностной значимости обучения. Обеспечивает возможность эффективного усвоения ГОСа обучающимися. |
1. Динамика результативности выполнения обучающимися как текущих, так и итоговых диагностических и контрольных работ. |
0 |
1 |
2 |
2. Положительная динамика в образовательных достижениях обучающихся в сравнении с предыдущим периодом (за анализированный период). |
0 |
1 |
2 |
|||
3. Отсутствие фактов перевода обучающихся из класса, где преподает этот учитель, по причине недовольства качеством предоставляемых им образовательных услуг. |
0 |
1 |
2 |
|||
4. Признание высокого профессионализма учителя обучающимися и их родителями. Рейтинг учителя, определяемый по результатам социологических исследований. |
0 |
1 |
2 |
|||
2. |
Компетенция в организации информационной основы деятельности обучающихся. |
Подготовка к современному уроку вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянный поиск новой информации, что значительно превосходит традиционную подготовку к уроку. Процесс подготовки учителя к уроку уже не ограничивается чтением методик и чужих разработок, учитель постоянно находится в поиске новой информации. |
1. Использование различных баз данных в образовательном процессе. Использование интерактивных возможностей информационного пространства разного уровня. |
0 |
1 |
2 |
2. Использование возможностей дистанционного обучения. |
0 |
1 |
2 |
|||
3. Создает ситуации необходимости поиска обучающимися дополнительной информации для решения учебной задачи. |
0 |
1 |
2 |
|||
3. |
Компетентность в организации воспитательной работы |
Обеспечивает целостность образовательного процесса, как единство обучающих и воспитывающих воздействий. |
1. Организация деятельности обучающихся в социально-ориентированных проектах, социально-значимых общественных акциях (волонтерство и др.). |
0 |
1 |
2 |
2. Организация предметных кружков, секций по интересам и т.д. |
0 |
1 |
2 |
|||
3. Позитивная динамика в развитии коллектива школьников (методика вычисления коэффициента сплоченности коллектива класса). |
0 |
1 |
2 |
|||
4. Высокий уровень развития детского самоуправления. |
0 |
1 |
2 |
|||
5. Создание учителем условий для формирования нравственно-смыслового отношения школьника к собственному образованию - обучению и саморазвитию (методика изучения уровня социализированности личности обучающихся; методика "Размышление о жизненном опыте" и др.) |
0 |
1 |
2 |
|||
6. Эффективность действий педагога в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (организация работы по привлечению детей "группы риска" в технические и иные кружки, спортивные секции; осуществление контакта с неблагополучными семьями; снижение количества учащихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних). |
0 |
1 |
2 |
|||
4. |
Компетентность в установлении контактов с родителями и общественностью. |
Данная компетентность позволит педагогу привлечь родителей и представителей общественности к совместному формированию критериев качества образования. Конкретизировать социальный заказ общества школе; сделать школу инвестиционно привлекательной. |
1. Степень участия родителей и общественности в образовательной деятельности школы. |
0 |
1 |
2 |
2. Участие родителей в разработке образовательной программы; индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута обучающихся |
0 |
1 |
2 |
|||
5. |
Компетентность в реализации образовательных программ повышенного (профильного, углубленного) уровня подготовки. |
Свободное владение предметом на повышенном уровне, свободная ориентация в специальной и научно-популярной литературе. |
1. Работа в классах повышенного уровня подготовки (профильных), реализация программ углубленного изучения предметов. |
0 |
1 |
2 |
2. Наличие системы работы с одаренными детьми |
0 |
1 |
2 |
|||
3. Результативность работы (наличие учеников - победителей и призеров предметно-ориентированных олимпиад и конкурсов, соревнований (школьных, районных, городских, областных, всероссийских, международных - за анализируемый период) |
0 |
1 |
2 |
|||
6. |
Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута обучающегося |
Организация собственной педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Создание условий для реального выбора обучающимися индивидуальных траекторий развития. |
1. Умение выявить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика. |
0 |
1 |
2 |
2. Умение построить индивидуальную образовательную программу обучающихся |
0 |
1 |
2 |
|||
3. Выполнение тьюторских функций, активное применение технологий индивидуального и группового обучения. |
0 |
1 |
2 |
|||
4. Педагогическая деятельность в классах коррекционного обучения |
0 |
1 |
2 |
|||
7. |
Компетентность в разработке образовательных программ (элективных курсов, факультативов, проектной деятельности, программ учебных практик и др.) |
Данная компетентность обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе свободного выбора обучающимися индивидуальных образовательных программ. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся. |
1. Наличие персонально разработанных образовательных программ, прошедших процедуру экспертизы в установленном в Волгоградской области порядке. |
0 |
1 |
2 |
2. Обоснованность использования образовательных программ. |
0 |
1 |
2 |
|||
3. Соответствие образовательных программ индивидуальным образовательным потребностям обучающихся. |
0 |
1 |
2 |
|||
4. Презентация образовательных программ ученикам, родителям, педагогическому сообществу. |
0 |
1 |
2 |
|||
5. Степень востребованности разработанных учителем образовательным# программ в ОУ, муниципальной и региональной образовательной сети. |
0 |
1 |
2 |
|||
8. |
Компетентность во владении современными образовательными технологиями (информационные, имитационного моделирования, проектирования т.п.) |
Позволяет осуществить компетентностный подход в образовании, способствует развитию обобщенных способов деятельности обучающихся, позволяющих им свободно ориентироваться в различных ситуациях жизненного самоопределения. |
1. Эффективное и регулярное применение в обучении современных (в том числе, информационных) технологий, применение на уроках в качестве технических средств обучения компьютера, интерактивной доски, сети Интернет и т.д. |
0 |
1 |
2 |
2. Наличие учеников - участников международных, всероссийских, областных, муниципальных конференций; конкурсов (фестивалей) учебных проектов. |
0 |
1 |
2 |
|||
9. |
Компетентность профессионально- личностного совершенствования |
Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых образовательных и педагогических технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность в постоянном саморазвитии. |
1. Личное участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах (за анализируемый период). |
0 |
1 |
2 |
2. Руководство методическими объединениями учителей разного уровня. |
0 |
1 |
2 |
|||
3. Участие в различных профессиональных ассоциациях (союзах, объединениях и др.) |
0 |
1 |
2 |
|||
4. Участие (победы) в конкурсах профессионального мастерства. |
0 |
1 |
2 |
|||
5. Выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях; публикации в специализированных педагогических изданиях. |
0 |
1 |
2 |
|||
6. Демонстрация своих достижений через систему открытых уроков, мастер-классов, творческих лабораторий, реализуемых грантов и т.д. |
0 |
1 |
2 |
|||
7. Участие учителя в реализации приоритетных проектах#, определяемых коллективом школы. |
0 |
1 |
2 |
|||
8. Повышение квалификации (не реже чем в 5 лет) |
0 |
1 |
2 |
|||
10. |
Креативная компетентность педагога |
Для оценки этого направления следует учесть, насколько учитель отличается поиском и внедрением в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе без воздействия администрации. Обеспечивает индивидуальный подход к творческой личности и ее развитие. |
1. Работа над собственным педагогическим (методическим) исследованием. |
0 |
1 |
2 |
2. Активное участие в опытно-экспериментальной работе ОУ. |
0 |
1 |
2 |
|||
3. Наличие своих технологических "находок", авторской школы. |
0 |
1 |
2 |
|||
4. Подготовка участников и призеров конкурсов творческих работ разного уровня |
0 |
1 |
2 |
|||
5. Участие в реализации грантовых программ, направленных на повышение эффективности образовательного процесса. |
0 |
1 |
2 |
|||
6. Организация работы на учебно-опытных участках (теплицы, парниковые хозяйства и др.) |
0 |
1 |
2 |
|||
11. |
Компетентность в субъект-субъектных условиях деятельности |
Позволяет осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием реализации гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию образовательной деятельности обучающихся. |
1. Проведение диагностики индивидуальных особенностей обучающихся (возможно со школьным психологом). |
0 |
1 |
2 |
2. Учет особенностей учебных коллективов (классы, группы) в педагогическом процессе, конкретизация целевых и содержательно-процессуальных характеристик образовательного процесса в соответствии с выявленными особенностями. |
0 |
1 |
2 |
|||
3. Снижение частоты обоснованных обращений учащихся, родителей, педагогов по поводу конфликтных ситуаций и высокий уровень решения конфликтных ситуаций. |
0 |
1 |
2 |
|||
12. |
Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса |
Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества образования - создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса. |
1. Обеспечение психофизической безопасности обучающихся (соблюдение мер противопожарной безопасности во время проведения уроков и внеклассных мероприятий, мер антитеррористической безопасности, привитие навыков поведения в чрезвычайной ситуации; обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм в учебном процессе и внеучебной деятельности). |
0 |
1 |
2 |
2. Реализация мероприятий направленных на искоренение вредных привычек обучающихся. |
0 |
1 |
2 |
|||
3. Позитивная динамика уровня тревожности и степени невротизации учащихся. |
0 |
1 |
2 |
|||
4. Позитивная динамика изменения ценностного отношения школьников к своему здоровью в результате целенаправленных и систематических занятий педагога с ними по особым программам. |
0 |
1 |
2 |
3. Перечень показателей проявления компетентности педагога-психолога общеобразовательного учреждения
N п/п |
Компетентности педагога-психолога |
Характеристика компетентностей |
Показатели проявления компетентностей |
Оценка проявления компетентности педагога-психолога (выраженная в баллах) |
||
данный показатель не проявляется, данная компетентность педагога-психолога не сформирована |
данный показатель проявляется неполно и эпизодически, результаты проявления данной компетентности недостаточно эффективны, чтобы можно было проследить положительную динамику развития индивидуальных достижений обучающихся |
данный показатель проявляется полно и наглядно, результаты проявления данной компетентности достаточно эффективны, чтобы можно было проследить положительную динамику развития индивидуальных достижений обучающихся |
||||
1 |
Компетентность в направлениях и методах организации психологического сопровождения образовательного процесса |
Глубокое знание предмета; сочетание теоретического знания с видением его практического применения как условия успешного личностного, интеллектуального и социального развития обучающихся. |
1. Ведение отчетной аналитической документации позволяющей проследить динамику психологического развития учащихся. |
0 |
1 |
2 |
2. Ведение отчетной аналитической документации позволяющей проследить систему и результативность работы психологической службы. |
0 |
1 |
2 |
|||
3. Признание профессионализма педагога-психолога обучающимися и их родителями по результатам организованных общеобразовательным учреждением социологических исследований. (По результатам фокус-группы педагогов, родителей, руководителей МО. Результаты просматриваются по анкете 1, 2, 3)*. |
0 |
1 |
2 |
|||
4. Уровень сформированности положительной мотивации к проводимой с учащимися коррекционно-развивающей и психопрофилактической работы. Оценка взаимодействия психолога с учеником. (По результатам анкеты 4.). |
0 |
1 |
2 |
|||
5. Уровень сформированности положительной мотивации к проводимой с педагогами психологической работы (семинары, тренинги, сеансы релаксации). Оценка взаимодействия психолога с учителями. (Результаты отслеживаются по анкете 5). |
0 |
1 |
2 |
|||
6. Уровень сформированности положительной мотивации к проводимой с родителями психологической работы (семинары, тренинги, консультации). Оценка взаимодействия психолога с родителями (Результаты отслеживаются по анкете 6). |
0 |
1 |
2 |
|||
7. Наличие положительных результатов психологического сопровождения адаптационного процесса. (Результаты просматриваются путем выявления положительной динамики успеваемости, посещаемости, обучающихся (1-5 кл.) и эмоционального отношения к школе). (Материалами анализа служат результаты диагностических срезов по тесту Филипса или тесту Люшера - тест цветовых отношений, проективная методика "Урок в моем классе" для 1-х классов)**. |
0 |
1 |
2 |
|||
2 |
Компетентность психолога в организации информационной основы деятельности. |
Современный уровень организации психологического сопровождения образовательного процесса вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянный поиск новой информации. |
8. Использования в работе педагогом-психологом современных информационных ресурсов (мультимедийные электронные издания, Интернет ресурсы и т.п.). |
0 |
1 |
2 |
9. Создание мотивирующих условий для поиска обучающимся дополнительной информации для решения задач личностного развития. (На основе аспектного анализа проводимой работы, например, по результатам творческих работ учащихся). |
0 |
1 |
2 |
|||
10. Использование ресурсов информационного пространства разного уровня. (Работа психолога со смежными дисциплинами). |
0 |
1 |
2 |
|||
3 |
Объектно ориентированная компетентность психолога по оптимизации образовательной среды. |
Определение проблемных зон, связанных с: а) неудовлетворенностью учащихся и их родителей образовательной средой, б) перспективными направлениями проектирования образовательной среды. Данная компетентность обеспечивает целостность процесса психологического сопровождения (помощи и, поддержки). |
11. Участие психолога в реализации программ для учеников, родителей и учителей направленной на решение проблем школьной жизни. (Наличие программы, блока программы с экспертным заключением или рецензией). |
0 |
1 |
2 |
12. Эффективность используемых программ, направленных на коррекцию и/или развитие соответствующей сферы ученика. (Итоговая диагностика по результатам используемой программы). |
0 |
1 |
2 |
|||
13. Организация деятельности обучающихся в социально-значимых проектах: а) наличие проекта и информации о ходе его реализации б) организация секции психологии НОУ. (Программа работы секции, результаты участия в конкурсах) |
0 |
1 |
2 |
|||
14. Наличие положительных результатов ведения кружков социально-психологической направленности. (наличие программы, составленной в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N 06-1844, достижения детей в конкурсах, фестивалях, соревнованиях). |
0 |
1 |
2 |
|||
15. Организация психологической работы в рамках тематических месячников (план мероприятий, отчет по проделанной работе). |
0 |
1 |
2 |
|||
4 |
Субъектно-ориентированная компетентность в установлении контактов с родителями и общественностью. |
Данная компетентность позволит привлечь родителей и представителей общественности к совместному формированию критериев качества воспитания. Конкретизировать социальный заказ общества школе; сделать школу инвестиционно привлекательной. |
16. Востребованность консультативно-методической помощи родителям обучающихся (Типовые схемы консультирования по результатам диагностики, карты консультативно# приема, методические материалы). (Отчет по картам + Анкета 6). |
0 |
1 |
2 |
17. Степень влияния деятельности педагога-психолога на позитивные результаты работы образовательного учреждения. (По факту отражения результатов работы педагога-психолога в публичном докладе). |
0 |
1 |
2 |
|||
18. Содействие в организации и проведении мероприятий, повышающих авторитет школы среди общественности. (Отзыв, приказ по школе). |
0 |
1 |
2 |
|||
19. Система взаимодействия с представителями социума, PR-компании результатов профессиональной деятельности, в том числе отражение деятельности в средствах массовой информации. |
0 |
1 |
2 |
|||
5 |
Компетентность в разработке программ (факультативов, элективных курсов, коррекционно-развивающих программ) |
Компетентность в разработке обучающих и развивающих программ позволяет эффективно осуществлять процесс формирования и развития психологической культуры обучающихся. |
20. Степень востребованности, разработанных педагогом-психологом программ в ОУ, муниципальной и региональной образовательной сети (Наличие программы с рецензией, с экспертным заключением, отзывы коллег использующих программы). |
0 |
1 |
2 |
21. Наличие персонально разработанных программ для курса, факультатива. (Наличие программы с рецензией, с экспертным заключением, отзывы коллег использующих программы). |
0 |
1 |
2 |
|||
22. Наличие персонально разработанной программы для психологического кружка. (Наличие программы с рецензией, с экспертным заключением, отзывы коллег использующих программы). |
0 |
1 |
2 |
|||
23. Наличие персонально разработанной программы для родительского клуба. (Наличие программы с рецензией, с экспертным заключением, отзывы коллег использующих программы). |
0 |
1 |
2 |
|||
24. Дополнительная дифференцированная работа с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети, дети группы риска). Эффективность программ, направленных на разрешение личных проблем ученика. (Наличие программы с рецензией, с экспертным заключением, отзывы коллег использующих программы + итоговая диагностика учащихся). |
0 |
1 |
2 |
|||
6 |
Компетентность во владении современными технологиями (информационные, имитационного моделирования, проектирования и т.п.) |
Позволяет осуществить компетентностный подход в образовательном процессе, способствует развитию обобщенных способов деятельности обучающихся, позволяющих им свободно ориентироваться в различных ситуациях жизненно#, профессионального самоопределения. |
25. Профессиональное владение разнообразными психодиагностическими методиками. (На основе анализа качества психологических заключений). |
0 |
1 |
2 |
26. Применение в процессе оказания психологической помощи разнообразных коррекционно-развивающих технологий. (На основе анализа протоколов коррекционно-развивающих занятий и карт консультативного приема). |
0 |
1 |
2 |
|||
7 |
Компетентность профессионально-личностного совершенствования |
Обеспечивает творческий подход и постоянный профессиональный рост. Появление новых технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность в постоянном саморазвитии. |
27. Личное участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах (за анализируемый период по факту участия). |
0 |
1 |
2 |
28. Активное участие в различных профессиональных ассоциациях (союзах, объединениях и др.). |
0 |
1 |
2 |
|||
29. Выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях; (По факту выступления, публикациям, приказам по итогам проведенных мероприятий). |
0 |
1 |
2 |
|||
30. Демонстрация своих достижений через систему открытых уроков, мастер-классов. (По факту проведения и предоставления отзыва по проведенному мероприятию). |
0 |
1 |
2 |
|||
31. Размещение авторских материалов в сети интернет и т.д. (Наличие материалов на сайте). |
0 |
1 |
2 |
|||
32. Участие педагога-психолога в проектах, реализуемых образовательным учреждением. (По факту участия в проекте). |
0 |
1 |
2 |
|||
33. Наличие системы самообразования (повышение квалификации по актуальным проблемам профессиональной деятельности). (Удостоверения по итогам повышения квалификации). |
0 |
1 |
2 |
|||
34. Наличие публикаций в специализированных изданиях. - местного значения (газеты, журналы) |
0 |
1 |
2 |
|||
35. Наличие публикаций в специализированных изданиях. (Опубликование в педпечати региона, Москвы, С. Петербурга, зарубежные). |
0 |
1 |
2 |
|||
36. Выполнение модераторских функций, в том числе оказание методической помощи молодым специалистам. (Протоколы МО, отзывы молодых специалистов). |
0 |
1 |
2 |
|||
8 |
Креативная компетентность педагога-психолога |
Для оценки этого направления следует учесть, насколько педагог-психолог отличается поиском и внедрением в практику новых идей, новых способов решения профессиональных задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе без воздействия администрации. Обеспечивает индивидуальный подход к творческой личности и ее развитие. |
37. Работа над собственным психолого-педагогическим (методическим) исследованием (кандидатская или докторская диссертация). (По факту). |
0 |
1 |
2 |
38. Активное участие в опытно-экспериментальной работе ОУ. (По факту участия, приказ администрации подтверждающих# участие психолога в данном направлении). |
0 |
1 |
2 |
|||
39. Наличие своих технологических "находок", авторской школы, оформленных в виде учебно-методических, методически# пособий, рекомендаций, технологического описания и др. (По факту). |
0 |
1 |
2 |
|||
40. Участие в реализации грантовых программ, направленных на повышение эффективности воспитательного процесса в ОУ. (По факту). |
0 |
1 |
2 |
|||
9 |
Компетентность в субъект-субъектных условиях деятельности |
Позволяет осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к организации психологического сопровождения образовательного процесса. |
41. Системность проведение# психодиагностической и коррекционно-развивающей работы с обучающимися. (На основе анализа соответствия результатов диагностики содержанию коррекционно-развивающей работы). |
0 |
1 |
2 |
42. Активное участие в работе школьного консилиума. (Анализ материалов деятельности ПМПк). |
0 |
1 |
2 |
|||
43. Дифференцированное проведение профориентационной работы. (Наличие диагностических программ, информационных курсов, просветительская деятельность, консультативная помощь, реализация элективных курсов). |
0 |
1 |
2 |
|||
44. Эффективность помощи в формировании и развитии ученических групп. Анализ и коррекция межличностных отношений в классных коллективах. (Социометрические исследования, программы формирования и развития группы, отзывы классных руководителей, родителей). |
0 |
1 |
2 |
|||
45. Эффективность профилактической и просветительской работы по гармонизация# детско-родительских отношений. (Анкета 6.) |
0 |
1 |
2 |
|||
10 |
Компетентность в организации здоровьесберегающих условий воспитательного процесса |
Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества воспитания - создание условий для сохранения физического, психологического и социального здоровья всех участников воспитательного процесса.
|
46. Наличие системы работы по сохранению и восстановлению психологического и социального здоровья обучающихся, педагогов. (Наличие программы имеющей экспертное заключение или цикл занятий по данному направлению утвержденными на МО). |
0 |
1 |
2 |
47. Психологическое сопровождение работы образовательного учреждения направленной на профилактику вредных привычек у учащихся. (По плану работы. По отзывам обратной связи детей - Анкета 4). |
0 |
1 |
2 |
|||
48. Эффективность по гармонизация# взаимодействия в системе учитель-ученик. (выступление на педагогических советах, собраниях, подготовка рекомендаций для учителей и использование других форм взаимодействия с учителями, тест Люшера - ЦТО). |
0 |
1 |
2 |
|||
49. Психопрофилактическая работа по снижению уровня эмоционального выгорания у педагогов. (Результаты психологической диагностики по эмоциональному сгоранию среди педагогов ОУ по результатам теста К. Маслич)***. |
0 |
1 |
2 |
|||
50. Участие в работе школьной службы примирения "Медиация", психологическое сопровождение "школьных органов ученического самоуправления". (По факту участия, протоколов данных заседаний, планов работы имеющихся направлений). |
0 |
1 |
2 |
______________________________
* Анкеты 1-7 приведены в Приложении 1.
** Тест Люшера приведен в Приложении 2.
*** Тест К. Маслича приведен в Приложении 3.
Приложение 1
Анкеты
Анкета 1
Неоконченные предложения
Дата ___________
Школа ___________ Класс ______ Возраст _________ Пол ________
Инструкция: прочитайте и закончите, пожалуйста, два первых предложения, а
затем сами напишите несколько предложений на тему "Наш школьный психолог"
Наш школьный психолог
Психолога нашей школы зовут..............................................
Наш школьный психолог....................................................
Анкета 2
Неоконченные предложения
(Для родителей учеников)
Дата ___________
ОУ ___________ Класс ______ Возраст _________ Пол ________
Инструкция: прочитайте и закончите, пожалуйста, два первых предложения.
Затем сами напишите несколько предложений на тему "психолог нашего
учреждения"
Психолог нашего образовательного учреждения
Психолога нашего образовательного учреждения зовут.......................
Психолог нашего образовательного учреждения..............................
Анкета 3
Уважаемые родители!
Прочитайте, пожалуйста, вопросы и постарайтесь оценить результат оказываемой психологической помощи педагогом-психологом по 2-х балльной системе. Укажите свой балл, чем он выше, тем результативнее помощь (ноль обозначает отрицание всякого результата). 0, 1, 2.
1. |
Считаете ли вы, что школьный психолог способен вам помочь в разрешении проблем? |
|
|
|
2. |
Получаете ли вы удовлетворение от общения со школьным психологом? |
|
|
|
3. |
Улучшились ли результаты школьной успеваемости у вашего ребенка после занятий со школьным психологом? |
|
|
|
4. |
Вы считаете полезным участие школьного психолога в проводимых в школе мероприятиях (родительские собрания, родительские клубы, факультативы, т.д.)? |
|
|
|
5. |
Часто ли вы обращаетесь за помощью к школьному психологу? |
|
|
|
6. |
Было ли оказано вам результативное содействие психолога в разрешении конфликтных ситуаций (со сверстниками вашего ребенка, педагогами, администрацией ОУ)? |
|
|
|
7. |
Оцените значимость личностных качеств школьного психолога: эрудиция, открытость, гибкость, умение сопереживать и т.д. |
|
|
|
8. |
Помог ли психолог вашему ребенку раскрыть его внутренний потенциал и почувствовать себя уверенным? |
|
|
|
9. |
После обращения к психологу нормализовались ли взаимоотношения в вашей семье? |
|
|
|
Анкета 4
Уважаемый коллега!
Прочитайте, пожалуйста, вопросы и постарайтесь оценить результат оказываемой психологической помощи педагогом-психологом по 2-х балльной системе. Укажите свой балл, чем он выше, тем результативнее помощь (ноль обозначает отрицание всякого результата). 0, 1, 2.
1. |
Считаете ли вы, что школьный психолог профессионально компетентен? |
|
|
|
2. |
Вы ему полностью доверяете? |
|
|
|
3. |
Школьный психолог действительно оказывает позитивное воздействие на психологический климат в коллективе? |
|
|
|
4. |
Вы можете быть успешным педагогом, руководствуясь рекомендациями школьного психолога? |
|
|
|
5. |
Вы уверены в позитивном разрешении конфликта с учащимися, родителями, администрацией после обращения за помощью к школьному психологу? |
|
|
|
6. |
Помогает ли вам школьный психолог в подготовке материалов для проведения педагогических советов, методических объединений, классных часов и т.д. |
|
|
|
7. |
Школьный психолог действительно помогает вам "быть всегда в форме" (не разочаровываться в выбранной профессии и сохранять здоровье)? |
|
|
|
8. |
Школьный психолог высокоинтеллектуальный специалист, его информация для вас ценна? |
|
|
|
9. |
Школьный психолог способен к эмпатии, и вы уверены, что он поможет вам в сложной жизненной ситуации? |
|
|
|
Анкета 5
Уважаемый школьник!
Прочитайте, пожалуйста, вопросы и постарайтесь оценить результат оказываемой психологической помощи педагогом-психологом по 2-х балльной системе. Укажите свой балл, чем он выше, тем результативнее помощь (ноль обозначает отрицание всякого результата). 0, 1, 2.
1. |
Я доверяю школьному психологу? |
|
|
|
2. |
Считаю полезными мероприятия, проводимые школьным психологом. |
|
|
|
3. |
После визита к школьному психологу мне становится комфортно, и я определяюсь в своих дальнейших действиях. |
|
|
|
4. |
Школьный психолог помогает мне разрешить конфликты в общении со сверстниками, учителями, родителями. |
|
|
|
5. |
Школьный психолог помогает улучшить успеваемость по учебным предметам. |
|
|
|
6. |
Школьный психолог помогает мне определиться в выборе будущей профессии. |
|
|
|
7. |
Мое обращение к школьному психологу обоснованно успешностью предыдущих визитов. |
|
|
|
8. |
Я советую своим сверстникам обратиться к школьному психологу в случае возникновения жизненных трудностей. |
|
|
|
9. |
Часто ли ты обращаешься к школьному психологу? |
|
|
|
Анкета 6
Уважаемый коллега!
Прочитайте, пожалуйста, вопросы и постарайтесь оценить результат оказываемой психологической помощи педагогом-психологом по 2-х балльной системе по проведенным мероприятиям. Укажите свой балл, чем он выше, тем результативнее помощь (ноль обозначает отрицание всякого результата). 0, 1, 2.
1. |
Считаете ли вы предложенную психологом тему актуальной? |
|
|
|
2. |
Будете ли Вы использовать полученную информацию в дальнейшей работе? |
|
|
|
3. |
Поможет ли вам данная встреча стать более компетентным педагогом? |
|
|
|
Анкета 7
Уважаемый родитель!
Прочитайте, пожалуйста, вопросы и постарайтесь оценить результат оказываемой психологической помощи педагогом-психологом по 2-х балльной системе по проведенным мероприятиям. Укажите свой балл, чем он выше, тем результативнее помощь (ноль обозначает отрицание всякого результата). 0, 1, 2.
1. |
Считаете ли вы предложенную психологом тему актуальной для Вас в воспитании вашего ребенка? |
|
|
|
2. |
Будете ли Вы использовать полученную информацию в воспитании с вашим ребенком или близкими? |
|
|
|
3. |
Поможет ли вам данная встреча во взаимопонимании с окружающими людьми и вашим ребенком? |
|
|
|
Приложение 2
Тест Люшера.
Эмоциональные установки по отношению к школе. Обстановка дома. Эмоциональный фон. Энергетика (цветовой тест Люшера модификация Л.Я. Ясюковой источник "Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников" Сп-б "Речь", 2003)
Цветовые карточки выкладываются перед ребенком на чистом листе бумаги (желательно слегка "сероватой", а не ослепительно белой). В ряд (один или два) карточки раскладывать нельзя, так как в этом случае из-за эффекта сочетания искажается восприятие цвета. Карточки надо разбросать на листе в случайном порядке.
Инструкция:
"На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь в школу? Чаще всего, обычно. Назови или покажи пальцем. А дома в выходные дни? На уроках математики? Русского языка? Чтения? Природоведения? и т. д. Когда у доски отвечаешь? А перед контрольной работой? Когда на перемене с ребятами играешь (общаешься)? Когда с классным руководителем разговариваешь? (Последовательно записывайте номера цветов, которые выбирает ребенок, отвечая на вопросы.) У дошкольников спрашивают об их настроении в ситуации, когда они: утром идут в детский сад; находятся дома в выходные дни; думают, что скоро в школу.
Номера выбранных цветов заносятся в Бланк ответов.
Продолжение инструкции:
"А теперь будем выбирать цвета заново. Сейчас из разложенных перед тобой цветов выбери тот, который тебе больше всего нравится, кажется красивее". Выбранный цвет уберите из поля зрения ребенка. Далее предложите ребенку произвести аналогичный выбор среди оставшихся цветов и так далее до конца. Последовательность предпочтения цветов записывается в Бланке ответов.
Иногда среди оставшихся 2-3 цветов ребенок не может выбрать лучший, так как все они ему не нравятся. Тогда надо изменить инструкцию и спросить: "Какой из этих цветов самый плохой, "хуже всех?" Ответы записываются в "обратном порядке", начиная с последнего цвета.
Выбор цветов производится один раз. Повторный выбор цветов абсолютное большинство детей воспринимает негативно - как проверку памяти. Дети стараются вспомнить предыдущий порядок выбора и расстраиваются, если забыли. Особенно неприятной процедура повторного выбора оказывается для тревожных детей. Массовые обследования показали достаточную надежность однократного выбора цветов. В этом случае дети работают с удовольствием и не теряют интереса к заданию.
Похвалите ребенка и скажите, что работа закончена.
Тест Люшера в силу своей популярности среди практически# психологов не нуждается в подробном описании. Мы приведем здесь только некоторые уточнения, отражающие особенности работ с детьми 6-8 лет.
Процедура исследования цветовых ассоциаций ("Мое настроение в школе", "Мое настроение дома" и т.п.) позволяет исследовать, насколько комфортно ребенок чувствует себя дома и в школе, выявить эмоциональные установки дошкольников по отношению к предстоящему школьному обучению. Неблагополучная ситуация в семье и негативное отношение ребенка к школе могут существенно осложнит# школьную адаптацию. Эта информация должна быть обязательно учтена в индивидуальной работе с ребенком.
Ниже приведем интерпретации цветовых выборов и цветовых ассоциаций, надежность которых подтверждена наблюдениями педагогов, психологов, родителей, а также сведениями о состоянии здоровья ребенка.
Синий цвет (1)
Этот цвет предпочитают (выбирают в качестве наиболее приятного) чувствительные впечатлительные, но в то же время спокойные и уравновешенные дети. Они также отличаются утонченностью и хорошим эстетическим развитием, имеют потребность в глубоком личностном, а не поверхностном игровом общении. Если эта потребность удовлетворяется (либо в школе, либо дома), то ребенок чувствует себя хорошо. Если эта потребность долго не находит удовлетворения, все равно она еще долго сохраняется как позитивный эмоциональный настрой ребенка.
Зеленый цвет (2)
Этот цвет предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других. Детям, которые свое настроение дома ассоциируют с зеленым цветом, необходимо, чтобы в семье их уважали и проявляли серьезное отношение к их желаниям и достижениям, чтобы взрослые не обращались с ними как с маленькими.
Дети, выбирающие зеленый цвет для передачи своего настроения в школе, стремятся получать только "пятерки", хотят быть отличниками, проявляют высокую чувствительность во взаимоотношениях с учителями, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим. Если, например, такой ребенок получит пятерку, но об этом не объявят всему классу, то это может не на шутку расстроить его.
Красный цвет (3)
Это цвет предпочитают активные, энергичные, деятельные дети. Обычно они оптимистичны, шумны и веселы. Часто несдержанны.
Желтый цвет (4)
Этот цвет предпочитают мечтательные дети, полные надежд, но не готовые активно действовать и склонные занимать выжидательную позицию.
Более 50% первоклассников настроение в школе оценивают как желтое, а дома - как "красное", то есть дома эти дети раскованны и активны, а в школу они идут с радостным ожиданием новых впечатлений, с надеждой, что эти впечатления будут приятными и светлыми. Такой выбор можно, пожалуй, определить как отражающий нормальное, эмоционально здоровое состояние первоклассника. Если желтый цвет ассоциируется у ребенка с обстановкой в школе или дома, это свидетельствует о том, что они вызываю# у него хорошее и светлое настроение.
Фиолетовый цвет (5)
Этот цвет предпочитают дети, у которых доминируют инфантильные установки. Если фиолетовый цвет характеризует настроение ребенка а# школе, то, скорее всего, ребенок еще не чувствует ответственности ученика и ходит в школу, в основном, для того, чтобы играть и общаться с другими детьми. Таким детям нравится в школе, когда там бывает интересно и когда их там хвалят. Однако если они начинаю# испытывать трудности в обучении и получать замечания, отношение к школе резко меняется: дети начинают капризничать и не хотят ее посещать.
Если "фиолетовое" настроение характерно для дома, то, как правило, оказывается, что родители продолжают обращаться с первоклассником как с маленьким ребенком, умиляются его капризам и строят отношения с ним на принципах гиперопеки.
Коричневый цвет (6)
Этот цвет предпочитается тревожными детьми, которые часто испытывают эмоциональный или физический дискомфорт, неприятные болезненные ощущения ("мне нехорошо", "тошнит", "у меня болит живот" и т.п.), страх. Если коричневый цвет оказывается на первом месте в ряду цветовых предпочтений ребенка, то обычно это бывает связано с наличием у него каких-либо хронических заболеваний (чаще - сильный диатез, аллергия) или является следствием каких-либо травм (ушибов, переломов), которые осложняли его деятельность и общение.
Ребенок, выбирающий коричневый цвет для обозначения своего настроения в школе или дома, обычно плохо себя чувствует в этих ситуациях: боится школы, испытывает затруднения в учебе (например, учащиеся, слабо владеющие грамотным письмом, вплоть до 7-8 класса, выбирают коричневый цвет для обозначения своего самочувствия на уроках русского языка) и др.
Черный цвет (7)
Предпочтение черного цвета отражает негативное отношение к себе и ко всему окружающему миру, активное, резкое неприятие, протест. Если ребенок выбирает черный цвет как наиболее предпочитаемый отводя ему первое место, то внутренне он уже, скорее всего, согласился с той отрицательной оценкой, которую часто получает от окружающих ("да, я плохой").
Дети, у которых черный цвет ассоциируется со школой, как правило, ненавидят все, что связано с учебой, и открыто говорят об ном#. Первоклассники выбирают черный цвет крайне редко. Чаще такой выбор характерен для дошкольников, занимающихся в центрах развития и подготовки к школе (до 20%). Эти дети часто устают от трудных занятий, от принуждения со стороны родителей и начинают заранее ненавидеть школу (центры подготовки, естественно, тоже). Согласно результатам нашего специального обследования, с началом обучения у большинства из них отношение к школе меняется: на деле все оказывается совсем не так плохо, как они думали.
Если черный цвет характеризует настроение детей дома, или# можно предположить, что они находятся в состоянии открытой конфронтации с родителями.
Серый цвет (0)
Предпочтение серого цвета связано с инертностью и безразличием. "Серое" настроение в школе отличает детей, для которых характерны пассивное неприятие школы и равнодушное отношение к ней. "Серое" настроение дома чаще всего связано с тем, что дети предоставлены сами себе, брошены, какое-либо эмоциональное участие со стороны взрослых в их жизни отсутствует.
В общении с детьми важно учитывать их доминирующие эмоциональные установки в различных жизненных ситуациях. Установка - это "руководство к действию", ожидание, которое стремится быть реализованным. Если полученные результаты свидетельствуют о том, что у ребенка сложилась неконструктивная установка (равнодушие, негативизм, тревожность, защитная агрессия) на ситуацию в школе или дома, необходимо выяснить ее причину.
Если неконструктивная эмоциональная установка по отношению к школе выявлена у ребенка, который уже учится, следует проверить несколько гипотез. Необходимо спросить у ребенка, на какой цвет похоже его настроение на отдельных уроках (математики, чтения и др.), так как неприятие школы может быть вызвано трудностями в освоении какого-либо предмета (например, не умеет читать, имеет плохой почерк и т.п.). Если на уроках ребенок себя чувствует нормально, то причиной негативной установки по отношении# к школе могут быть проблемы в общении. Следует спросить ребенка, на какой цвет похоже его настроение, когда он играет с ребятами на перемене или разговаривает с учителем. Если ребенок тревожный или родители излишне фиксированы на школьных успехах, то он может бояться отвечать у доски перед всем классом. Для проверки этой гипотезы надо спросить у ребенка, на какой цвет похоже его настроение, когда он отвечает у доски во время уроков. Такая более подробная диагностика позволяет конкретизировать причины эмоционального неприятия школы и наметить направление дальнейшей работы с ребенком. Если негативная эмоциональная установка выявлена у ребенка по отношению к дому, более подробную диагностику проводить не надо, так как достаточное количество информации можно будет получить из теста Амена и теста "Рисунок семьи".
Процедура ранжирования цветовых карточек (от самого приятного цвета до самого неприятного) позволяет рассчитать показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (ВК). Расчет значений СО и ВК производится по формулам А.И. Юрьева и К. Шипоша, приведенным в методическом руководстве "Цветовой тест М. Люшера" В.И. Тимофеева и Ю.И. Филимоненко (СПб, ИМАТОН).
На основании работ Вальнеффера определенный порядок выбора цветов (34251607) был принят за аутогенную норму - индикатор психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с их "идеальным" расположением (34251607). Сначала вычисляется разница между реальным занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным.
В таблице приведен пример расчета суммарного отклонения для выбора 14627503. Суммарное отклонение в данном случае равно 20.
СО = 7 + 0 + 1 + 2 + 4 + 3 + 0 + 3 = 20
Цвет |
красн. |
желт. |
зел. |
фиол. |
сии#. |
кор. |
сер. |
чер. |
Место цвета в аут. норме |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Место цвета в выборе исп-го |
8 |
2 |
4 |
6 |
1 |
3 |
7 |
5 |
Разность |
7 |
0 |
1 |
2 |
4 |
3 |
0 |
3 |
Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, но есть преобладающее настроение ребенка. В "Психологической характеристике" этот показатель так и обозначен - "Настроение". Он имеет только три уровня выраженности.
II зона - Преобладание отрицательных эмоций.
Доминируют плохое настроение и неприятные переживания, причину которых необходимо выяснить. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно.
III зона - Эмоциональное состояние в норме.
Ребенок может и радоваться, и печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает нормально.
IV зона - Преобладание положительных эмоций.
Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.
Преобладание плохого настроения (II зона) не является противопоказанием для обучения ребенка в школе, но свидетельствует о том, что он остро нуждается в психологической (психотерапевтической) помощи. Необходимо понять причины выявленного состояния и попытаться изменить окружающую среду, негативно влияющую на ребенка и способствующую его невротизации.
Вегетативный коэффициент (ВК) характеризует энергетический баланс организма: способность к энергозатратам или установку на сбережение энергии. В "Психологической характеристике" (Приложение 5). Эта психологическая особенность ребенка обозначена как "Энергия".
Расчет ВК производится по формуле, предложенной Шипошем:
Значение коэффициента изменяется от 0,2 до 5 баллов. Для приведенного выше выбора, сделанного ребенком, расчет производится следующим образом:
Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:
II зона - Хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность.
Нагрузки непосильны для ребенка, требуется их существенное снижение. Обычно постоянное переутомление связано с наличием (и обострением) хронических заболеваний (почечной, сердечной, легочной недостаточности и др.). Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости инфекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям.
III зона - Компенсируемое состояние усталости.
Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха ребенка.
IV зона - Оптимальная работоспособность.
Ребенок отличается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют его возможностям. Образ жизни ребенка позволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию.
IV зона - Перевозбуждение.
Чаще всего, является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, а не в оптимальном для него режиме, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда необходимо и снижение нагрузок.
Известно, что в состоянии хронического переутомления не могут полноценно функционировать память, внимание, мышление, нарушается адекватность реагирования, снижается способность к самоуправлению. Все это, естественно, отрицательно сказывается на школьных успехах. Но чем больше времени ребенок начинает уделять урокам и меньше - отдыху, тем плачевнее бывают общие результаты: к слабой успеваемости добавляется и потеря здоровья. При хроническом переутомлении в первую очередь требуется снижение нагрузок.
Для правильного понимания причин хронического переутомления ребенка (зона II), необходимо также учитывать взаимное расположение красного (3) и желтого (4) цветов.
Исследования Л.А. Китаева-Смыка показали, что нервно-психическое истощение приводит к глобальным сдвигам в функционировании всех систем организма. Переутомление и "падение" энергетики приводят к тому, что сильные внешние раздражители становятся непереносимыми, причем в разряд "сильных" переходят и те раздражители, которые раньше воспринимались как нормальные. Меняется эмоциональное восприятие цвета. Сине-голубые оттенки кажутся более привлекательными, а желто-красные резко неприятными. Особенно непереносимым становится желтый цвет. Когда этот цвет оказывается перед глазами переутомленного человека, он может вызвать приступ тошноты или головной боли, даже привести к потере сознания.
Наши исследования подтверждают, что о нервно-психическом истощении и хроническом переутомлении можно говорить, когда не только значение ВК соответствует II зоне, но и в самом цветовом выборе желтый цвет находится правее красного и ближе к концу ряда.
Если ближе к концу ряда оказывается красный цвет, а желтый находится левее, ближе к началу ряда, то состояние ребенка может быть охарактеризовано как обычная усталость, но при этом как дополнительный фактор, как правило, присутствует "внешнее" подавление активности ребенка (авторитарное давление родителей, чрезмерные охранительные запреты или предупредительные заботы). В этом случае со здоровьем у ребенка может быть все в порядке. Мы сталкиваемся не с физиологическим истощением, а имеем суммарный результат компенсируемой усталости и вынужденного (из-за внешнего управления и давления) снижения активности.
Оптимизировать состояние и работоспособности# ребенка можно за счет нормализации отношения к нему со стороны взрослых (коррекции стиля воспитания) и общего режима его жизнедеятельности без снижения нагрузок.
ММД является дополнительным фактором, осложняющим деятельность ребенка. Наличие ММД свидетельствует о нарушениях в функционировании мозга, которые обычно приводят к сдвигам и в энергообеспечении организма. Если при ММД вегетативный коэффициент ВК находится в зоне III или V, то без специального лечения компенсация дисфункции оказывается невозможной. Если ВК оказался в зоне II, то вполне вероятны серьезные ухудшении# и дезорганизация мозговой деятельности. В этом случае необходимо срочно оптимизировать нагрузки и режим ребенка, что обязательно должно сочетаться с его лечением. Если ВК находится в зоне IV, то найден оптимальный режим жизнедеятельности ребенка, при котором вполне вероятна и постепенная нормализация работы мозга без дополнительного лечения.
Показатели |
Зоны |
||||
1 уровень патологии |
2 слабый уровень субнорма |
3 средний уровень, норма |
4 хороший уровень |
5 высокий уровень |
|
Энергия |
- |
0-0,5 |
0,51-0,91 |
0,92-1,9 |
2-5 |
Настроение |
- |
>=20 |
18-10 |
8-0 |
- |
Приложение 3
Тест К. Маслич
Изучение степени профессионального "выгорания"
Инструкция к тесту
Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту вариант ответа: "никогда"; "очень редко"; "иногда"; "часто"; "очень часто"; "каждый день".
Тестовый материал
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
8. Я чувствую угнетенность и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
Обработка результатов теста
Опросник имеет три шкалы:
- "эмоциональное истощение" (9 утверждений);
- "деперсонализация" (5 утверждений);
- "редукция личных достижений" (8 утверждений).
Варианты ответов оцениваются следующим образом:
- "никогда" - 0 баллов;
- "очень редко" - 1 балл;
- "иногда" - 3 балла;
- "часто" - 4 балла;
- "очень часто" - 5 баллов;
- "каждый день" - 6 баллов.
Ключ к тесту
Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.
"Эмоциональное истощение" - ответы "да" по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов - 54).
"Деперсонализация" - ответы "да" по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов - 30).
"Редукция личных достижений" - ответы "да" по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов - 48).
Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны "выгорания". О тяжести "выгорания" можно судить по сумме баллов всех шкал.
4. Альтернативный перечень показателей проявления компетентности для учителей выпускных классов общеобразовательных учреждений
По заявлению педагогического работника Центр оценки качества образования в соответствии с установленными Правилами проводит процедуру сертификации.
Компетентности педагога |
Характеристика компетентностей |
Показатели проявления компетентностей |
Источники данных |
Значения (в баллах) |
Срок действия |
Предметная компетентность |
Глубокое знание предмета; сочетание теоретического знания с видением его практического применения как условия установления личностной значимости обучения. Обеспечивает возможность эффективного усвоения ГОСа обучающимися, реализации образовательных программ |
Тестирование учителя по 100 бальной# шкале |
Сертификат с результатом тестирования учителя по 100 бальной# шкале |
Среднее арифметическое |
Сертификат действителен в течение 3 лет |
Результаты государственной (итоговой) аттестации, проводимой внешними экспертами (ЕГЭ, муниципальные, территориальные экзаменационные комиссии) по выпускаемым учителем классам |
Средний результат государственной (итоговой) аттестации, проводимой внешними экспертами (100 бальная# шкала), выпускников по выпускаемым учителем классам |
Действительно в течение 1 года |
|||
ИКТ- компетентность |
Способность использовать современные информационные и коммуникационные технологии для решения учебных, исследовательских, проектных задач профессиональной деятельности. |
Создание презентации по предмету |
Сертификат A |
1 балл |
Сертификат действителен в течение 1 года |
Применение в образовательном процессе прикладных компьютерных программ |
Сертификат Б |
2 балла |
|||
Свободное владение компьютером, интерактивной доской, Интернет |
Сертификат С |
3 балла |
|||
Коммуникативная компетентность |
Установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, родителями учащихся, общественными и государственными организациями |
Тестирование |
Сертификат (3-х бальная# шкала) |
До 3 баллов |
Сертификат действителен в течение 3 лет |
Социально-личностная компетентность |
Способность использовать личностный потенциал и креативные способности при решении профессиональных задач и собственного образования |
Тестирование, подготовка и защита проекта |
Сертификат (3-х бальная# шкала) |
До 3 баллов |
Сертификат действителен в течение 3 лет |
Перечень
показателей проявления компетентности педагогического работника образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования (начальная школа - детский сад, прогимназия)
N |
Компетентность педагога |
Характеристика компетентностей |
Показатели компетентности |
Оценка проявления компетентности педагогического работника |
||
Данный показатель не проявляется, данная компетентность педагога не сформирована |
Данный показатель проявляется неполно и эпизодически, результаты проявления данной компетентности недостаточно эффективны, чтобы можно было проследить положительную динамику развития индивидуальных достижений воспитанников |
Данный показатель проявляется полно и наглядно, результаты проявления данной компетентности достаточно эффективны, чтобы можно было проследить положительную динамику развития индивидуальных достижений воспитанников |
||||
1. |
Компетенция в ведении образовательного процесса |
Подготовка к занятиям вызывает необходимость иметь высокую компетентность, постоянный поиск новой информации, что значительно превосходит традиционную подготовку к занятию. Глубокое знание дошкольной педагогики, основных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением на практике. Использование различных методов, способствующих осмыслению понятий детьми, поощряющих творчество, самостоятельность, сотрудничество (взаимодействие). Использование различных видов деятельности и материалов, которые соответствуют уровню развития детей. Использование средств диагностики. |
1. Динамика достижений по реализуемой современной общеобразовательной программе |
0 |
1 |
2 |
2. Создание условий для творческого потенциала детей, формирование их ЗУН |
0 |
1 |
2 |
|||
3. Отсутствие фактов перевода воспитанников из групп по причине недовольства качеством предоставляемых им образовательных услуг. |
0 |
1 |
2 |
|||
2. |
Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников |
Подготовка к занятию вызывает необходимость иметь высокую ИКТ- компетентность, постоянный поиск новой информации. |
1. Использование интерактивных возможностей информационного пространства разного уровня. |
0 |
1 |
2 |
2. Создание проблемных ситуаций для решения образовательных задач (проблемно-диалоговое обучение). |
0 |
1 |
2 |
|||
3. |
Компетентность в организации воспитательной работы |
Признание за детьми право# выбора (деятельности, партнера). Создание возможности для его осуществления. Моделирование отношения сочувствия и позитивных способов общения, делая акцент на разрешение проблем и конфликтов. Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребенка. |
1. Организация и ведение кружковой работы с воспитанниками группы. |
0 |
1 |
2 |
2. Организация кружковой работы с неорганизованными детьми |
0 |
1 |
2 |
|||
3. Организация работы в группе предшкольной подготовки. |
0 |
1 |
2 |
|||
4. Организация деятельности воспитанников в социально-ориентированных проектах, в социально-значимых общественных акциях. |
0 |
1 |
2 |
|||
5. Позитивная динамика в развитии детского коллектива: взаимодействие педагога с детьми. |
0 |
1 |
2 |
|||
4. |
Компетентность в установлении контактов с родителями |
Данная компетентность позволит воспитателю привлечь родителей и представителей общественности к совместному формированию критериев качества образования. Конкретизировать социальный заказ, сделать МОУ - инвестиционно привлекательным. |
1. Степень участия родителей в образовательной деятельности МОУ |
0 |
1 |
2 |
2. Участие родителей в разработке образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута воспитанников |
0 |
1 |
2 |
|||
3. Наличие системы работы с одаренными детьми |
0 |
1 |
2 |
|||
4. Наличие системы работы с родителями неорганизованных детей. |
0 |
1 |
2 |
|||
5. Наличие воспитанников - участников творческих конкурсов, выставок, фестивалей и т.д. |
0 |
1 |
2 |
|||
5. |
Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников |
Организация собственной педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка. Владение средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы. Определение индивидуальных целей на краткосрочную и долгосрочную перспективу. |
1. Умение выявить индивидуальные предпочтения и возможности воспитанников |
0 |
1 |
2 |
2. Умение построить индивидуальную образовательную программу воспитанника |
0 |
1 |
2 |
|||
3. Педагогическая деятельность в группах коррекционного обучения ("особый ребенок"). |
0 |
1 |
2 |
|||
4. Активное применение технологий индивидуального и группового обучения. |
0 |
1 |
2 |
|||
6. |
Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ |
Данная компетентность помогает расширить содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности. |
1. Наличие персонально-разработанных авторских программ, прошедших процедуру экспертизы в установленном в Волгоградской области порядке |
0 |
1 |
2 |
2. Использование авторских программ в образовательном процессе. |
0 |
1 |
2 |
|||
3. Презентация авторских программ родителям, педагогическому сообществу. |
0 |
1 |
2 |
|||
4.Степень востребованности разработанных воспитателем авторских программ в ОУ, в муниципальной и региональной образовательной сети. |
0 |
1 |
2 |
|||
7. |
Компетентность во владении современными образовательными технологиями |
Позволяет осуществить компетентностный подход в образовании. Способствует развитию обобщенных способов деятельности воспитанников, позволяющих им свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях. |
1. Использование в образовательном процессе инновационных педагогических технологий |
0 |
1 |
2 |
2. Эффективное и творческое применение в образовательном процессе современных технологий, применение ТСО. |
0 |
1 |
2 |
|||
8. |
Компетентность профессионально-личностного совершенствования |
Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельност#. Предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию. |
1. Личное участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах (за анализируемый период) |
0 |
1 |
2 |
2. Руководство методическими объединениями воспитателей |
0 |
1 |
2 |
|||
3. Участие в работе методических объединений, научно-методических советах района, города, области |
0 |
1 |
2 |
|||
4. Участие в работе экспертных групп |
0 |
1 |
2 |
|||
5. Участие в различных профессиональных ассоциациях (объединениях, союзах) |
0 |
1 |
2 |
|||
6. Участие (победы) в конкурсах профессионального мастерства |
0 |
1 |
2 |
|||
7. Участие в опытно-экспериментальной работе ОУ. |
0 |
1 |
2 |
|||
8. Выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях; публикации в специализированных педагогических изданиях |
0 |
1 |
2 |
|||
9. Демонстрация своих достижений через систему открытых занятий, мастер-классов, творческих лабораторий и т.д. |
0 |
1 |
2 |
|||
10. Участие воспитателя в реализации приоритетных проектов, определяемых коллективом ОУ |
0 |
1 |
2 |
|||
11. Повышение квалификации (не реже чем в 5 лет) |
0 |
1 |
2 |
|||
9. |
Креативная компетентность педагога |
Для оценки этого направления следует учесть, насколько воспитатель отличается способностью к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативы# без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и рапространении# педагогического опыта |
1. Работа над собственным педагогическим исследованием. |
0 |
1 |
2 |
2. Наличие собственных технологических "находок", авторских методических, дидактическиех# разработок, пособий, рекомендаций, имеющих рецензию. |
0 |
1 |
2 |
|||
3. Обобщение и распространение передового педагогического опыта |
0 |
1 |
2 |
|||
4. Участие в реализации грантовых программ, направленных на повышение эффективности образовательного процесса. |
0 |
1 |
2 |
|||
10. |
Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса |
Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества образования - создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса. |
1. Выполнение плана посещаемости. |
0 |
1 |
2 |
2. Динамика снижения заболеваемости одним ребенком (дней пропущено по болезни) |
0 |
1 |
2 |
|||
3. Использование системы здоровьесбережения в образовательном процессе |
0 |
1 |
2 |
|||
4. Обеспечение психофизической безопасности воспитанников (соблюдение безопасных условий, обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм) |
0 |
1 |
2 |
|||
5. Реализация мероприятий на профилактику вредных привычек у дошкольников. |
0 |
1 |
2 |
|||
11. |
Компетентность в субъект-субъектных условиях деятельности |
Позволяет осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к организации образовательного процесса, служит условием реализации гуманизации образования. |
1. Проведение диагностики индивидуальных особенностей воспитанников (возможно с психологом) |
0 |
1 |
2 |
2. Учет особенностей группы в педагогическом процессе, конкретизация целевых и содержательно-процессуальных характеристик образовательного процесса в соответствии с выявленными особенностями |
0 |
1 |
2 |
|||
3. Снижение частоты обоснованных обращений родителей по поводу конфликтных ситуаций и высокий уровень решения конфликтных ситуаций |
0 |
1 |
2 |
|||
12. |
Компетентность в создании предметно-пространственной среды |
Данная компетентность позволяет обеспечить организацию детских сообществ и стимулирование процессов саморегулирования детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственных занятий. |
1. Соответствие предметно-пространственной развивающей среды реализуемой образовательной программе, задачам всестороннего развития |
0 |
1 |
2 |
2. Участие педагогов в смотрах, конкурсах по организации предметно-развивающей среды |
0 |
1 |
2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.