Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Комитета по образованию
Администрации Волгоградской области
от 08.09.2008 г. N 2066
3. Перечень показателей проявления компетентности педагога-психолога общеобразовательного учреждения
N п/п |
Компетентности педагога-психолога |
Характеристика компетентностей |
Показатели проявления компетентностей |
Оценка проявления компетентности педагога-психолога (выраженная в баллах) |
||
данный показатель не проявляется, данная компетентность педагога-психолога не сформирована |
данный показатель проявляется неполно и эпизодически, результаты проявления данной компетентности недостаточно эффективны, чтобы можно было проследить положительную динамику развития индивидуальных достижений обучающихся |
данный показатель проявляется полно и наглядно, результаты проявления данной компетентности достаточно эффективны, чтобы можно было проследить положительную динамику развития индивидуальных достижений обучающихся |
||||
1 |
Компетентность в направлениях и методах организации психологического сопровождения образовательного процесса |
Глубокое знание предмета; сочетание теоретического знания с видением его практического применения как условия успешного личностного, интеллектуального и социального развития обучающихся. |
1. Ведение отчетной аналитической документации позволяющей проследить динамику психологического развития учащихся. |
0 |
1 |
2 |
2. Ведение отчетной аналитической документации позволяющей проследить систему и результативность работы психологической службы. |
0 |
1 |
2 |
|||
3. Признание профессионализма педагога-психолога обучающимися и их родителями по результатам организованных общеобразовательным учреждением социологических исследований. (По результатам фокус-группы педагогов, родителей, руководителей МО. Результаты просматриваются по анкете 1, 2, 3)*. |
0 |
1 |
2 |
|||
4. Уровень сформированности положительной мотивации к проводимой с учащимися коррекционно-развивающей и психопрофилактической работы. Оценка взаимодействия психолога с учеником. (По результатам анкеты 4.). |
0 |
1 |
2 |
|||
5. Уровень сформированности положительной мотивации к проводимой с педагогами психологической работы (семинары, тренинги, сеансы релаксации). Оценка взаимодействия психолога с учителями. (Результаты отслеживаются по анкете 5). |
0 |
1 |
2 |
|||
6. Уровень сформированности положительной мотивации к проводимой с родителями психологической работы (семинары, тренинги, консультации). Оценка взаимодействия психолога с родителями (Результаты отслеживаются по анкете 6). |
0 |
1 |
2 |
|||
7. Наличие положительных результатов психологического сопровождения адаптационного процесса. (Результаты просматриваются путем выявления положительной динамики успеваемости, посещаемости, обучающихся (1-5 кл.) и эмоционального отношения к школе). (Материалами анализа служат результаты диагностических срезов по тесту Филипса или тесту Люшера - тест цветовых отношений, проективная методика "Урок в моем классе" для 1-х классов)**. |
0 |
1 |
2 |
|||
2 |
Компетентность психолога в организации информационной основы деятельности. |
Современный уровень организации психологического сопровождения образовательного процесса вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянный поиск новой информации. |
8. Использования в работе педагогом-психологом современных информационных ресурсов (мультимедийные электронные издания, Интернет ресурсы и т.п.). |
0 |
1 |
2 |
9. Создание мотивирующих условий для поиска обучающимся дополнительной информации для решения задач личностного развития. (На основе аспектного анализа проводимой работы, например, по результатам творческих работ учащихся). |
0 |
1 |
2 |
|||
10. Использование ресурсов информационного пространства разного уровня. (Работа психолога со смежными дисциплинами). |
0 |
1 |
2 |
|||
3 |
Объектно ориентированная компетентность психолога по оптимизации образовательной среды. |
Определение проблемных зон, связанных с: а) неудовлетворенностью учащихся и их родителей образовательной средой, б) перспективными направлениями проектирования образовательной среды. Данная компетентность обеспечивает целостность процесса психологического сопровождения (помощи и, поддержки). |
11. Участие психолога в реализации программ для учеников, родителей и учителей направленной на решение проблем школьной жизни. (Наличие программы, блока программы с экспертным заключением или рецензией). |
0 |
1 |
2 |
12. Эффективность используемых программ, направленных на коррекцию и/или развитие соответствующей сферы ученика. (Итоговая диагностика по результатам используемой программы). |
0 |
1 |
2 |
|||
13. Организация деятельности обучающихся в социально-значимых проектах: а) наличие проекта и информации о ходе его реализации б) организация секции психологии НОУ. (Программа работы секции, результаты участия в конкурсах) |
0 |
1 |
2 |
|||
14. Наличие положительных результатов ведения кружков социально-психологической направленности. (наличие программы, составленной в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N 06-1844, достижения детей в конкурсах, фестивалях, соревнованиях). |
0 |
1 |
2 |
|||
15. Организация психологической работы в рамках тематических месячников (план мероприятий, отчет по проделанной работе). |
0 |
1 |
2 |
|||
4 |
Субъектно-ориентированная компетентность в установлении контактов с родителями и общественностью. |
Данная компетентность позволит привлечь родителей и представителей общественности к совместному формированию критериев качества воспитания. Конкретизировать социальный заказ общества школе; сделать школу инвестиционно привлекательной. |
16. Востребованность консультативно-методической помощи родителям обучающихся (Типовые схемы консультирования по результатам диагностики, карты консультативно# приема, методические материалы). (Отчет по картам + Анкета 6). |
0 |
1 |
2 |
17. Степень влияния деятельности педагога-психолога на позитивные результаты работы образовательного учреждения. (По факту отражения результатов работы педагога-психолога в публичном докладе). |
0 |
1 |
2 |
|||
18. Содействие в организации и проведении мероприятий, повышающих авторитет школы среди общественности. (Отзыв, приказ по школе). |
0 |
1 |
2 |
|||
19. Система взаимодействия с представителями социума, PR-компании результатов профессиональной деятельности, в том числе отражение деятельности в средствах массовой информации. |
0 |
1 |
2 |
|||
5 |
Компетентность в разработке программ (факультативов, элективных курсов, коррекционно-развивающих программ) |
Компетентность в разработке обучающих и развивающих программ позволяет эффективно осуществлять процесс формирования и развития психологической культуры обучающихся. |
20. Степень востребованности, разработанных педагогом-психологом программ в ОУ, муниципальной и региональной образовательной сети (Наличие программы с рецензией, с экспертным заключением, отзывы коллег использующих программы). |
0 |
1 |
2 |
21. Наличие персонально разработанных программ для курса, факультатива. (Наличие программы с рецензией, с экспертным заключением, отзывы коллег использующих программы). |
0 |
1 |
2 |
|||
22. Наличие персонально разработанной программы для психологического кружка. (Наличие программы с рецензией, с экспертным заключением, отзывы коллег использующих программы). |
0 |
1 |
2 |
|||
23. Наличие персонально разработанной программы для родительского клуба. (Наличие программы с рецензией, с экспертным заключением, отзывы коллег использующих программы). |
0 |
1 |
2 |
|||
24. Дополнительная дифференцированная работа с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети, дети группы риска). Эффективность программ, направленных на разрешение личных проблем ученика. (Наличие программы с рецензией, с экспертным заключением, отзывы коллег использующих программы + итоговая диагностика учащихся). |
0 |
1 |
2 |
|||
6 |
Компетентность во владении современными технологиями (информационные, имитационного моделирования, проектирования и т.п.) |
Позволяет осуществить компетентностный подход в образовательном процессе, способствует развитию обобщенных способов деятельности обучающихся, позволяющих им свободно ориентироваться в различных ситуациях жизненно#, профессионального самоопределения. |
25. Профессиональное владение разнообразными психодиагностическими методиками. (На основе анализа качества психологических заключений). |
0 |
1 |
2 |
26. Применение в процессе оказания психологической помощи разнообразных коррекционно-развивающих технологий. (На основе анализа протоколов коррекционно-развивающих занятий и карт консультативного приема). |
0 |
1 |
2 |
|||
7 |
Компетентность профессионально-личностного совершенствования |
Обеспечивает творческий подход и постоянный профессиональный рост. Появление новых технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность в постоянном саморазвитии. |
27. Личное участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах (за анализируемый период по факту участия). |
0 |
1 |
2 |
28. Активное участие в различных профессиональных ассоциациях (союзах, объединениях и др.). |
0 |
1 |
2 |
|||
29. Выступления на научно-практических и научно-теоретических семинарах, конференциях; (По факту выступления, публикациям, приказам по итогам проведенных мероприятий). |
0 |
1 |
2 |
|||
30. Демонстрация своих достижений через систему открытых уроков, мастер-классов. (По факту проведения и предоставления отзыва по проведенному мероприятию). |
0 |
1 |
2 |
|||
31. Размещение авторских материалов в сети интернет и т.д. (Наличие материалов на сайте). |
0 |
1 |
2 |
|||
32. Участие педагога-психолога в проектах, реализуемых образовательным учреждением. (По факту участия в проекте). |
0 |
1 |
2 |
|||
33. Наличие системы самообразования (повышение квалификации по актуальным проблемам профессиональной деятельности). (Удостоверения по итогам повышения квалификации). |
0 |
1 |
2 |
|||
34. Наличие публикаций в специализированных изданиях. - местного значения (газеты, журналы) |
0 |
1 |
2 |
|||
35. Наличие публикаций в специализированных изданиях. (Опубликование в педпечати региона, Москвы, С. Петербурга, зарубежные). |
0 |
1 |
2 |
|||
36. Выполнение модераторских функций, в том числе оказание методической помощи молодым специалистам. (Протоколы МО, отзывы молодых специалистов). |
0 |
1 |
2 |
|||
8 |
Креативная компетентность педагога-психолога |
Для оценки этого направления следует учесть, насколько педагог-психолог отличается поиском и внедрением в практику новых идей, новых способов решения профессиональных задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе без воздействия администрации. Обеспечивает индивидуальный подход к творческой личности и ее развитие. |
37. Работа над собственным психолого-педагогическим (методическим) исследованием (кандидатская или докторская диссертация). (По факту). |
0 |
1 |
2 |
38. Активное участие в опытно-экспериментальной работе ОУ. (По факту участия, приказ администрации подтверждающих# участие психолога в данном направлении). |
0 |
1 |
2 |
|||
39. Наличие своих технологических "находок", авторской школы, оформленных в виде учебно-методических, методически# пособий, рекомендаций, технологического описания и др. (По факту). |
0 |
1 |
2 |
|||
40. Участие в реализации грантовых программ, направленных на повышение эффективности воспитательного процесса в ОУ. (По факту). |
0 |
1 |
2 |
|||
9 |
Компетентность в субъект-субъектных условиях деятельности |
Позволяет осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к организации психологического сопровождения образовательного процесса. |
41. Системность проведение# психодиагностической и коррекционно-развивающей работы с обучающимися. (На основе анализа соответствия результатов диагностики содержанию коррекционно-развивающей работы). |
0 |
1 |
2 |
42. Активное участие в работе школьного консилиума. (Анализ материалов деятельности ПМПк). |
0 |
1 |
2 |
|||
43. Дифференцированное проведение профориентационной работы. (Наличие диагностических программ, информационных курсов, просветительская деятельность, консультативная помощь, реализация элективных курсов). |
0 |
1 |
2 |
|||
44. Эффективность помощи в формировании и развитии ученических групп. Анализ и коррекция межличностных отношений в классных коллективах. (Социометрические исследования, программы формирования и развития группы, отзывы классных руководителей, родителей). |
0 |
1 |
2 |
|||
45. Эффективность профилактической и просветительской работы по гармонизация# детско-родительских отношений. (Анкета 6.) |
0 |
1 |
2 |
|||
10 |
Компетентность в организации здоровьесберегающих условий воспитатель-ного процесса |
Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества воспитания - создание условий для сохранения физического, психологического и социального здоровья всех участников воспитательного процесса.
|
46. Наличие системы работы по сохранению и восстановлению психологического и социального здоровья обучающихся, педагогов. (Наличие программы имеющей экспертное заключение или цикл занятий по данному направлению утвержденными на МО). |
0 |
1 |
2 |
47. Психологическое сопровождение работы образовательного учреждения направленной на профилактику вредных привычек у учащихся. (По плану работы. По отзывам обратной связи детей - Анкета 4). |
0 |
1 |
2 |
|||
48. Эффективность по гармонизация# взаимодействия в системе учитель-ученик. (выступление на педагогических советах, собраниях, подготовка рекомендаций для учителей и использование других форм взаимодействия с учителями, тест Люшера - ЦТО). |
0 |
1 |
2 |
|||
49. Психопрофилактическая работа по снижению уровня эмоционального выгорания у педагогов. (Результаты психологической диагностики по эмоциональному сгоранию среди педагогов ОУ по результатам теста К. Маслич)***. |
0 |
1 |
2 |
|||
50. Участие в работе школьной службы примирения "Медиация", психологическое сопровождение "школьных органов ученического самоуправления". (По факту участия, протоколов данных заседаний, планов работы имеющихся направлений). |
0 |
1 |
2 |
______________________________
* Анкеты 1-7 приведены в Приложении 1.
** Тест Люшера приведен в Приложении 2.
*** Тест К. Маслича приведен в Приложении 3.
Приложение 1
Анкеты
Анкета 1
Неоконченные предложения
Дата ___________
Школа ___________ Класс ______ Возраст _________ Пол ________
Инструкция: прочитайте и закончите, пожалуйста, два первых предложения, а
затем сами напишите несколько предложений на тему "Наш школьный психолог"
Наш школьный психолог
Психолога нашей школы зовут..............................................
Наш школьный психолог....................................................
Анкета 2
Неоконченные предложения
(Для родителей учеников)
Дата ___________
ОУ ___________ Класс ______ Возраст _________ Пол ________
Инструкция: прочитайте и закончите, пожалуйста, два первых предложения.
Затем сами напишите несколько предложений на тему "психолог нашего
учреждения"
Психолог нашего образовательного учреждения
Психолога нашего образовательного учреждения зовут.......................
Психолог нашего образовательного учреждения..............................
Анкета 3
Уважаемые родители!
Прочитайте, пожалуйста, вопросы и постарайтесь оценить результат оказываемой психологической помощи педагогом-психологом по 2-х балльной системе. Укажите свой балл, чем он выше, тем результативнее помощь (ноль обозначает отрицание всякого результата). 0, 1, 2.
1. |
Считаете ли вы, что школьный психолог способен вам помочь в разрешении проблем? |
|
|
|
2. |
Получаете ли вы удовлетворение от общения со школьным психологом? |
|
|
|
3. |
Улучшились ли результаты школьной успеваемости у вашего ребенка после занятий со школьным психологом? |
|
|
|
4. |
Вы считаете полезным участие школьного психолога в проводимых в школе мероприятиях (родительские собрания, родительские клубы, факультативы, т.д.)? |
|
|
|
5. |
Часто ли вы обращаетесь за помощью к школьному психологу? |
|
|
|
6. |
Было ли оказано вам результативное содействие психолога в разрешении конфликтных ситуаций (со сверстниками вашего ребенка, педагогами, администрацией ОУ)? |
|
|
|
7. |
Оцените значимость личностных качеств школьного психолога: эрудиция, открытость, гибкость, умение сопереживать и т.д. |
|
|
|
8. |
Помог ли психолог вашему ребенку раскрыть его внутренний потенциал и почувствовать себя уверенным? |
|
|
|
9. |
После обращения к психологу нормализовались ли взаимоотношения в вашей семье? |
|
|
|
Анкета 4
Уважаемый коллега!
Прочитайте, пожалуйста, вопросы и постарайтесь оценить результат оказываемой психологической помощи педагогом-психологом по 2-х балльной системе. Укажите свой балл, чем он выше, тем результативнее помощь (ноль обозначает отрицание всякого результата). 0, 1, 2.
1. |
Считаете ли вы, что школьный психолог профессионально компетентен? |
|
|
|
2. |
Вы ему полностью доверяете? |
|
|
|
3. |
Школьный психолог действительно оказывает позитивное воздействие на психологический климат в коллективе? |
|
|
|
4. |
Вы можете быть успешным педагогом, руководствуясь рекомендациями школьного психолога? |
|
|
|
5. |
Вы уверены в позитивном разрешении конфликта с учащимися, родителями, администрацией после обращения за помощью к школьному психологу? |
|
|
|
6. |
Помогает ли вам школьный психолог в подготовке материалов для проведения педагогических советов, методических объединений, классных часов и т.д. |
|
|
|
7. |
Школьный психолог действительно помогает вам "быть всегда в форме" (не разочаровываться в выбранной профессии и сохранять здоровье)? |
|
|
|
8. |
Школьный психолог высокоинтеллектуальный специалист, его информация для вас ценна? |
|
|
|
9. |
Школьный психолог способен к эмпатии, и вы уверены, что он поможет вам в сложной жизненной ситуации? |
|
|
|
Анкета 5
Уважаемый школьник!
Прочитайте, пожалуйста, вопросы и постарайтесь оценить результат оказываемой психологической помощи педагогом-психологом по 2-х балльной системе. Укажите свой балл, чем он выше, тем результативнее помощь (ноль обозначает отрицание всякого результата). 0, 1, 2.
1. |
Я доверяю школьному психологу? |
|
|
|
2. |
Считаю полезными мероприятия, проводимые школьным психологом. |
|
|
|
3. |
После визита к школьному психологу мне становится комфортно, и я определяюсь в своих дальнейших действиях. |
|
|
|
4. |
Школьный психолог помогает мне разрешить конфликты в общении со сверстниками, учителями, родителями. |
|
|
|
5. |
Школьный психолог помогает улучшить успеваемость по учебным предметам. |
|
|
|
6. |
Школьный психолог помогает мне определиться в выборе будущей профессии. |
|
|
|
7. |
Мое обращение к школьному психологу обоснованно успешностью предыдущих визитов. |
|
|
|
8. |
Я советую своим сверстникам обратиться к школьному психологу в случае возникновения жизненных трудностей. |
|
|
|
9. |
Часто ли ты обращаешься к школьному психологу? |
|
|
|
Анкета 6
Уважаемый коллега!
Прочитайте, пожалуйста, вопросы и постарайтесь оценить результат оказываемой психологической помощи педагогом-психологом по 2-х балльной системе по проведенным мероприятиям. Укажите свой балл, чем он выше, тем результативнее помощь (ноль обозначает отрицание всякого результата). 0, 1, 2.
1. |
Считаете ли вы предложенную психологом тему актуальной? |
|
|
|
2. |
Будете ли Вы использовать полученную информацию в дальнейшей работе? |
|
|
|
3. |
Поможет ли вам данная встреча стать более компетентным педагогом? |
|
|
|
Анкета 7
Уважаемый родитель!
Прочитайте, пожалуйста, вопросы и постарайтесь оценить результат оказываемой психологической помощи педагогом-психологом по 2-х балльной системе по проведенным мероприятиям. Укажите свой балл, чем он выше, тем результативнее помощь (ноль обозначает отрицание всякого результата). 0, 1, 2.
1. |
Считаете ли вы предложенную психологом тему актуальной для Вас в воспитании вашего ребенка? |
|
|
|
2. |
Будете ли Вы использовать полученную информацию в воспитании с вашим ребенком или близкими? |
|
|
|
3. |
Поможет ли вам данная встреча во взаимопонимании с окружающими людьми и вашим ребенком? |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.