Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Типовое положение
о территориальной избирательной комиссии
(утв. постановлением избирательной комиссии Волгоградской области
от 24 июля 2006 г. N 74/541)
I. Общие положения
Статья 1. Цели и задачи территориальной избирательной комиссии
Территориальная избирательная комиссия _____________________________ формируется для подготовки и проведения на территории ___________________________________ выборов в федеральные органы власти, органы государственной власти Волгоградской области, а в случаях исполнения полномочий избирательной комиссии муниципального образования - в органы местного самоуправления.
При проведении референдума Российской Федерации, областного референдума, а в случаях, предусмотренных законом, также при проведении местного референдума территориальная избирательная комиссия действует в качестве комиссий# референдума.
В своей деятельности территориальная избирательная комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами, Уставом (Основным законом) Волгоградской области, законом Волгоградской области "Об избирательных комиссиях Волгоградской области", иными законами Волгоградской области, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
См. также Закон Волгоградской области от 7 декабря 2006 г. N 1378-ОД "Об избирательных комиссиях в Волгоградской области"
Территориальная избирательная комиссия независима от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Территориальная избирательная комиссия самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению и не связана решениями политических партий и иных общественных объединений.
Статья 2. Порядок формирования территориальной избирательной комиссии
Территориальная избирательная комиссия формируется в количестве девяти членов с правом решающего голоса.
Решение избирательной комиссии Волгоградской области о принятии предложений по формированию территориальной избирательной комиссии в новом составе принимается не позднее чем за 45 дней до истечения срока ее полномочий и публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней после его принятия.
Формирование территориальной избирательной комиссии осуществляется избирательной комиссией Волгоградской области на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Волгоградской областной Думе, представительном органе муниципального образования, иных общественных объединений, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальной избирательной комиссии предыдущего состава.
Избирательная комиссия Волгоградской области назначает не менее одной второй от общего числа членов территориальной избирательной комиссии на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Волгоградской областной Думе;
в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Статья 3. Порядок назначения председателя территориальной избирательной комиссии
Председатель территориальной избирательной комиссии назначается избирательной комиссией Волгоградской области до первого заседания территориальной избирательной комиссии нового состава, проводимого в порядке и сроки, установленные статьей 12 настоящего Положения.
II. Статус территориальной избирательной комиссии
Статья 4. Правовое положение территориальной избирательной комиссии
Территориальная избирательная комиссия является государственным органом Волгоградской области.
Территориальная избирательная комиссия действует на постоянной основе. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии составляет четыре года. Если срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.
Территориальная избирательная комиссия обладает статусом юридического лица.
Территориальная избирательная комиссия имеет в управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять в установленном законодательством порядке имущественные и неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет круглую гербовую печать, штампы, бланки со своим наименованием и реквизитами.
Территориальная избирательная комиссия не вправе осуществлять деятельность коммерческого, а также благотворительного характера, получать от юридических и физических лиц денежные взносы, имущественные вклады, кроме как в установленном законом порядке.
Статья 5. Полномочия территориальной избирательной комиссии
Территориальная избирательная комиссия:
а) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
б) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;
в) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;
г) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;
д) распределяет выделенные ей из федерального бюджета, областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
е) оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;
ж) заслушивает сообщения органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума;
з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
и) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Уставом, законами Волгоградской области.
III. Статус членов территориальной избирательной комиссии
Статья 6. Ограничения, связанные с правовым статусом члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса
Членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса не могут быть:
а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации;
б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
г) депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Волгоградской областной Думы, представительных органов местного самоуправления;
д) выборные должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций;
е) судьи, прокуроры;
ж) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;
з) лица, выведенные из состава комиссии по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссии с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), - в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;
и) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
Членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса на соответствующих выборах (соответствующих референдумах) не могут быть:
а) кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов;
б) члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума;
в) члены комиссии с правом совещательного голоса;
г) супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов.
Положения подпункта "ж" абзаца первого и подпунктов "а", "г" абзаца второго настоящей статьи не распространяются на членов территориальной избирательной комиссии, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу.
Член комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах, референдуме одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса.
Председатель территориальной избирательной комиссии не может замещать другие должности в органах государственной власти, государственных органах, органах местного самоуправления, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья 7. Ограничения, связанные с правовым статусом члена территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса
Членами территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса не могут быть назначены:
а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации;
б) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
в) депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Волгоградской областной Думы, представительных органов местного самоуправления;
г) выборные должностные лица, а также высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций;
д) судьи, прокуроры;
е) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными;
ж) члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, работники аппаратов комиссий, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.
Статья 8. Удостоверение члена территориальной избирательной комиссии
Члену территориальной избирательной комиссии выдается удостоверение установленного образца. По окончании полномочий члена комиссии удостоверение подлежит возврату в территориальную избирательную комиссию.
Статья 9. Срок полномочий члена территориальной избирательной комиссии
Срок полномочий членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят.
Срок полномочий членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, или избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность. Полномочия остальных членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания соответствующей избирательной кампании. Если кандидату отказано в регистрации, а избирательному объединению - в регистрации списка кандидатов либо регистрация кандидата, списка кандидатов аннулирована или отменена, полномочия членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных таким кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим такого кандидата, такой список кандидатов, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации, ее аннулирования или отмены, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации.
Статья 10. Досрочное прекращение полномочий члена территориальной избирательной комиссии
Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:
а) подачи членом территориальной избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий. Указанное заявление не может быть подано в период, начинающийся за десять дней до дня голосования и заканчивающийся в день установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума, за исключением случая, когда оно подается в связи с вынуждающими к тому обстоятельствами: тяжелой болезнью, стойким расстройством здоровья члена комиссии, его близких родственников;
б) появления оснований, предусмотренных абзацами 1, 2 и 4 статьи 5 настоящего Положения, за исключением случая приостановления полномочий члена территориальной избирательной комиссии, предусмотренного абзацем 2 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных подпунктами "а", "б", "и" абзаца 1 статьи 5 настоящего Положения.
Полномочия члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, в случае, если он является супругом или близким родственником кандидата, близким родственником супругов кандидата, на соответствующих выборах приостанавливаются по решению комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе. Если приостановление полномочий члена территориальной избирательной комиссии приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе, полномочия такого члена территориальной избирательной комиссии прекращаются по решению органа, его назначившего.
Полномочия члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:
а) утраты членом территориальной избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
б) вступления в законную силу в отношении члена территориальной избирательной комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;
в) признания члена территориальной избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
г) смерти члена территориальной избирательной комиссии;
д) признания члена территориальной избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности;
е) вступления в законную силу решения суда о расформирования# территориальной избирательной комиссии.
Если орган, назначивший члена территориальной избирательной комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена территориальной избирательной комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании, в период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - в течение десяти дней со дня поступления в указанный орган заявления члена территориальной избирательной комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается территориальной избирательной комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока.
Полномочия члена территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначившего данного члена комиссии, и переданы другому лицу.
Статья 11. Финансовые, материальные и иные гарантии члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса
Председатель территориальной избирательной комиссии работает в комиссии на постоянной (штатной) основе и замещает государственную должность.
Возможность работы на постоянной (штатной) основе иных членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также размер и виды их денежного содержания, иных выплат этим членам комиссии определяются законами, иными нормативными правовыми актами Волгоградской области.
Уровень материального обеспечения (в том числе размер и виды денежного содержания, иных выплат) и социального обеспечения члена территориальной избирательной комиссии, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе устанавливается не ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих высшие должности государственной гражданской службы Волгоградской области в исполнительном органе государственной власти Волгоградской области либо в его территориальном органе.
Члену территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в территориальной избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления территориальной избирательной комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются территориальной избирательной комиссией за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение выборов, референдума.
В соответствии с законодательством Российской Федерации член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут административным наказаниям, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора Волгоградской области.
В соответствии с законодательством Российской Федерации член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий не может быть уволен с работы по инициативе работодателя или без его согласия переведен на другую работу.
IV. Организация деятельности территориальной избирательной комиссии
Статья 12. Порядок проведения первого заседания территориальной избирательной комиссии нового состава. Избрание заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии
Территориальная избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.
Территориальная избирательная комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий комиссии предыдущего состава.
Со дня первого заседания территориальной избирательной комиссии нового состава полномочия комиссии предыдущего состава прекращаются. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.
Первое заседание территориальной избирательной комиссий открывает председатель комиссии, назначенный решением избирательной комиссии Волгоградской области.
На первом заседании территориальной избирательной комиссии:
а) председатель представляет членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса;
б) утверждается повестка дня;
в) открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих членов территориальной избирательной комиссии избирается счетная комиссия в составе трех членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса;
г) проводятся выборы заместителя председателя и секретаря территориальной избирательной комиссии.
Заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются из числа членов комиссии с правом решающего голоса тайным голосованием с использованием бюллетеней и избирательного ящика.
Голосование по избранию заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии проводится по каждой должности отдельно. До голосования члены комиссии выдвигают кандидатов на эти должности. Член комиссии может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения. По кандидатам, давшим согласие баллотироваться на эти должности, может проводиться обсуждение, в ходе которого члены комиссии вправе задавать вопросы кандидату и получать на них ответы.
Если член счетной комиссии включен в число кандидатов на избираемые должности, комиссия выводит его из состава счетной комиссии и избирает нового члена счетной комиссии.
В бюллетень для тайного голосования на должность заместителя председателя и секретаря территориальной избирательной комиссии вносятся фамилии, имена, отчества кандидатов, выдвинутых членами комиссии с правом решающего голоса, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования. Допускается включение в бюллетень для голосования одного кандидата, если других предложений не поступило.
Избранными на должность заместителя председателя и секретаря территориальной избирательной комиссии считаются кандидаты, получившие в результате тайного голосования более половины голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
В случае если в бюллетень для голосования было включено два или более кандидата и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов членов территориальной избирательной комиссии, проводятся следующие процедуры:
- если в первом туре голосования в бюллетень было включено два кандидата и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то второй тур голосования проводится по одному кандидату, получившему наибольшее число голосов;
- при включении в бюллетень в первом туре голосования более двух кандидатов второй тур проводится по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов;
- если два и более кандидата, следующие по порядку в бюллетене за кандидатом, получившим наибольшее число голосов, получили равное число голосов, то все они вместе с кандидатом, получившим наибольшее число голосов, включаются в бюллетень для голосования во втором туре голосования.
Если во втором туре голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов, то процедура выборов, начиная с выдвижения, повторяется до избрания заместителя председателя и секретаря территориальной избирательной комиссии.
Избрание заместителя председателя и секретаря территориальной избирательной комиссии не может быть перенесено на следующее заседание комиссии.
Избрание заместителя председателя и секретаря территориальной избирательной комиссии оформляется постановлением территориальной избирательной комиссии, копия которого направляется в избирательную комиссию Волгоградской области.
Статья 13. Организация деятельности территориальной избирательной комиссии
Деятельность территориальной избирательной комиссии осуществляется коллегиально, на основе свободного и открытого обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию, инициативы членов комиссии. Все заседания территориальной избирательной комиссии протоколируются.
Заседания территориальной избирательной комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях территориальной комиссии.
Заседание территориальной избирательной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Территориальная избирательная комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
Решения территориальной избирательной комиссии о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признания выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном действующим законодательством, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых заместителя председателя, секретаря комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Положения.
Решения территориальной избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
При принятии территориальной избирательной комиссией решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных "за" и "против", голос председателя территориальной избирательной комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.
Решения территориальной избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
Члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с решением комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. В случае, если особое мнение члена (членов) комиссии касается вопроса, связанного с проведением выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации, председатель территориальной избирательной комиссии обязан довести его до сведения избирательной комиссии Волгоградской области не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно. Члены территориальной избирательной комиссии, высказавшие особое мнение, должны быть проинформированы председателем территориальной избирательной комиссии о ходе и результатах рассмотрения их особого мнения в избирательной комиссии Волгоградской области.
Если в соответствии с законом указанное решение территориальной избирательной комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение территориальной избирательной комиссии.
Решения и иные акты территориальной избирательной комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для органов исполнительной власти Волгоградской области, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты территориальной избирательной комиссии не подлежат государственной регистрации.
Решение вышестоящей избирательной комиссии обязательно для территориальной избирательной комиссии.
Территориальная избирательная комиссия может привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, а также с обеспечением полномочий комиссии, по гражданско-правовым договорам.
Статья 14. Гласность и открытость в деятельности территориальной избирательной комиссии
На всех заседаниях территориальной избирательной комиссии и в процессе ее работы вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован территориальной либо вышестоящей избирательной комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях территориальной избирательной комиссии и при осуществлении ею работы, связанной с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Территориальная избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания. На всех заседаниях комиссии вправе присутствовать представители средств массовой информации.
Решения территориальной избирательной комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом.
Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в территориальной избирательной комиссии в установленных законодательством случаях.
Статья 15. Полномочия председателя территориальной избирательной комиссии
Председатель территориальной избирательной комиссии осуществляет следующие полномочия:
а) представляет территориальную избирательную комиссию во взаимоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, избирательными комиссиями, общественными объединениями, их должностными лицами, а также с иными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями;
б) созывает заседания комиссии и председательствует на них;
в) подписывает постановления и протоколы заседаний территориальной избирательной комиссии, а также иные документы, предусмотренные регламентом территориальной избирательной комиссии;
г) издает распоряжения по вопросом, отнесенным к его компетенции; - дает поручения заместителю председателя, секретарю и членам комиссии;
д) выдает доверенность по представлению территориальной избирательной комиссии в судах общей юрисдикции при рассмотрении избирательных споров, одной из сторон в которых является комиссия, а также в арбитражных судах;
е) решает вопросы о направлении членов территориальной избирательной комиссии в служебные командировки;
ж) осуществляет контроль за реализацией постановлений комиссии, мероприятий федеральных целевых программ;
з) является распорядителем финансовых средств, получаемых территориальной избирательной комиссией из федерального бюджета, бюджета Волгоградской области, бюджета муниципального образования;
и) контролирует своевременность прохождения информации по итогам выборов и организует финансовую отчетность по ним;
к) обеспечивает использование и эксплуатацию ГАС "Выборы" на соответствующей территории;
л) изучает избирательную практику и готовит предложения по совершенствованию действующего законодательства о выборах и референдумах;
м) содействует реализации федеральной программы повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов;
н) принимает участие в разработке стандартов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их соблюдением;
о) организует хранение и передачу в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов на территории города;
п) осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
Статья 16. Полномочия заместителя председателя территориальной избирательной комиссии
Заместитель председателя территориальной избирательной осуществляет следующие полномочия:
а) исполняет обязанности председателя территориальной избирательной комиссии в случае его отсутствия, невозможности выполнения им своих обязанностей;
б) выполняет поручения председателя территориальной избирательной комиссии;
в) организует работу по конкретным направлениям деятельности территориальной избирательной комиссии в соответствии с распределением обязанностей между членами комиссии.
Статья 17. Полномочия секретаря территориальной избирательной комиссии
Секретарь территориальной избирательной комиссии осуществляет следующие полномочия:
а) обеспечивает подготовку заседаний территориальной избирательной комиссии, вносимых на ее рассмотрение материалов;
б) организует перспективное и текущее планирование деятельности территориальной избирательной комиссии, контролирует ход выполнения планов ее работы;
в) обеспечивает доведение постановлений и иных материалов территориальной избирательной комиссии до сведения членов территориальной избирательной комиссии и нижестоящих комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц, а также направляет информацию о состоявшемся заседании территориальной избирательной комиссии в средства массовой информации;
г) подписывает постановления территориальной избирательной комиссии, протоколы заседания территориальной избирательной комиссии;
д) выполняет поручения председателя территориальной избирательной комиссии;
е) осуществляет оперативный контроль за выполнением членами территориальной избирательной комиссии поручений и распоряжений председателя комиссии;
ж) осуществляет иные полномочия, предусмотренные регламентом территориальной избирательной комиссии;
з) ведет делопроизводство территориальной избирательной комиссии;
и) готовит документы для передачи в архив.
Статья 18. Обязанности и полномочия членов территориальной избирательной комиссии
Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии. В случае, если член комиссии по уважительной причине не может прибыть на заседание избирательной комиссии, он обязан своевременно известить об этом председателя или секретаря избирательной комиссии.
Члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса организуют работу по конкретным направлениям деятельности территориальной избирательной комиссии, определяемым регламентом территориальной избирательной комиссии, и несут ответственность за результаты работы по этим направлениям.
Члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченные на то комиссией, составляют протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Член комиссии с правом решающего голоса:
а) заблаговременно извещается о заседаниях комиссии;
б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;
е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
Член территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права:
а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;
б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;
в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума;
г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии;
д) составлять протоколы об административных правонарушениях.
Положения абзаца 5 настоящей статьи не могут служить основанием для отказа члену комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в нем действий.
V. Финансовое и материальное обеспечение деятельности ТИК
и бухгалтерский учет
Статья 19. Финансовое обеспечение деятельности территориальной избирательной комиссии
Финансовое обеспечение деятельности территориальной избирательной комиссии осуществляется за счет средств областного и (или) местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели отдельной строкой в законе Волгоградской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Финансовое обеспечение деятельности территориальной избирательной комиссии при исполнении функций избирательной комиссии муниципального образования производится за счет средств местного бюджета (за исключением оплаты труда лиц, работающих в территориальной избирательной комиссии на постоянной (штатной) основе). Смета расходов на обеспечение деятельности соответствующей комиссии в этом случае утверждается территориальной избирательной комиссией.
Территориальная избирательная комиссия представляет отчеты об использовании бюджетных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Контрольно-ревизионная служба при территориальной избирательной комиссии
В установленных законом случаях с целью осуществления контроля за соблюдением порядка финансирования избирательной кампании, референдума, в том числе за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдума, за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов для участия в референдуме, а также с целью проверки финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума при территориальной избирательной комиссии создается контрольно-ревизионная служба.
Положение о контрольно-ревизионной службе при территориальной избирательной комиссии разрабатывается и утверждается территориальной избирательной комиссией.
Статья 21. Расформирование территориальной избирательной комиссии
Территориальная избирательная комиссия может быть расформирована судом в соответствии с действующим законодательством в случаях:
а) нарушения территориальной избирательной комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией Волгоградской области в порядке, установленном соответствующим федеральным или областным законом (в том числе на основании решения суда), недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума;
б) неисполнения территориальной избирательной комиссией решения суда или вышестоящей избирательной комиссии, решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии Волгоградской области;
в) невыполнения территориальной избирательной комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшего за собой назначение выборов временной избирательной комиссией в порядке #.
VI. Заключительные положения
Статья 22. Вступление в силу настоящего Положения
Положение о территориальной избирательной комиссии, изменения и дополнения к нему принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов территориальной избирательной комиссии.
Положение о территориальной избирательной комиссии, изменения и дополнения к нему вступают в силу со дня их принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.