Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 7. Совершенствование кадрового обеспечения АПК
7.1. Содержание проблемы
В условиях реформирования агропромышленного комплекса серьезно меняется структура управления сельским хозяйством, роль и значение руководителей и специалистов. Это связано еще и с тем, что в период реорганизации колхозов и совхозов произошла недооценка роли кадрового обеспечения. К руководству отдельными хозяйствами пришли неподготовленные для этой работы люди, не имеющие не только соответствующих профессиональных знаний, но и среднего специального образования.
Сменяемость руководителей сельскохозяйственных предприятий составляла по области в среднем за год 10-11 процентов. В 2005 году из 7923 работающих руководителей и специалистов с высшим образованием - 37 процентов, средним профессиональным образованием - 51 процент, а без специального образования работает около 12 процентов. Также наблюдается ухудшение качественного состава руководителей среднего звена. Высшее профессиональное образование среди них имеют 22,5 процента, среднее профессиональное образование - около 54 процентов. А это всегда были основные организаторы производства и внедренцы новых прогрессивных технологий. Остается на прежнем уровне доля работающих специалистов - пенсионеров - 4,4 процента, численность руководителей и специалистов до 30 лет - 6,3 процента. В настоящее время средний возраст руководителей и специалистов, занятых в АПК области, составляет 48-55 лет. Закрепляемость молодых специалистов, выпускников аграрных учебных заведений не превышает 17 процентов от общего выпуска. Наблюдается устойчивая тенденция неблагоприятной демографической ситуации в сельской местности.
В результате оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся социальных проблем происходит старение сельского населения.
Заметно обострилась проблема обеспеченности сельхозпредприятий кадрами массовых профессий.
Повышение профессиональной и управленческой компетентности, осуществляемое через систему дополнительного профессионального образования специалистов, носит эпизодический, а не нормативно-обязательный характер.
7.2. Основные цель и задачи
Цель Программы - формирование кадрового потенциала руководителей и специалистов всех уровней, способного обеспечить повышение эффективности агропромышленного производства.
Достижение поставленной цели предусматривает решение нескольких долгосрочных и краткосрочных задач, связанных с совершенствованием системы обучения, подготовки и профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров, закрепления их на селе, усиления государственной поддержки кадрового обеспечения, направленных на:
укрепление учебной и материальной базы сельскохозяйственных высших, средних специальных учебных заведений и учебных заведений дополнительного профессионального образования;
создание действенной системы отбора перспективных специалистов для зачисления в резерв;
создание Регионального центра независимой системы оценки руководителей и специалистов АПК на основе профессиональных стандартов с формированием банка данных о высококвалифицированных кадрах;
укрепление службы управления персоналом в органах управления сельскохозяйственным производством в муниципальных образованиях и предприятиях АПК Волгоградской области.
7.3. Перечень мероприятий
В целях реализации Программы предусматривается осуществление следующих мероприятий:
создание нормативной базы и освоение объемов финансирования из областного бюджета на выполнение запланированных мероприятий;
формирование и реализация ежегодного областного заказа АПК Волгоградской области на подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров, сбалансированного с объемами обучения в агропромышленных и других учебных заведениях;
активизация организаторской работы, обеспечивающей соответствующий этому заказу контингент абитуриентов, направляемых на учебу по целевому (контрактному) набору;
улучшение работы по профессиональной ориентации учащихся сельских общеобразовательных школ и направлению их на учебу в аграрные образовательные учреждения;
повышение уровня мотивации труда работников агропромышленного комплекса, обеспечивающего высокую эффективность производства, переработки и реализации продукции;
создание условий для значительного повышения качества подготовки кадров на основе усиления интеграции аграрной науки, образования и производства путем дальнейшего создания учебно-производственных комплексов, включающих учреждения высшего, среднего, начального и дополнительного образования, научно-исследовательские учреждения, базовые предприятия АПК с широким использованием современных информационных технологий;
разработка комплекса мероприятий по повышению статуса служб управления персоналом и расширению их функций по подбору, подготовке и систематическому повышению квалификации работников на базе правовой, социологической, психологической, социально-педагогической, информационно-компьютерной, финансово-экономической, научно-технической и управленческой подготовки.
7.4. Механизм реализации Программы
Получателями государственной поддержки из областного бюджета на развитие и совершенствование кадрового потенциала агропромышленного комплекса Волгоградской области являются юридические лица, имеющие лицензию государственного образца на право ведения образовательной деятельности по подготовке, повышению квалификации и переподготовке специалистов аграрного профиля, юридические лица, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, и физические лица, имеющие право получать государственную поддержку на основании Закона Волгоградской области от 01 апреля 2004 г. N 908-ОД "О государственной поддержке руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Волгоградской области".
Государственная поддержка осуществляется ежегодно, условия предоставления устанавливаются нормативными правовыми актами главы администрации Волгоградской области.
Разработка нормативно-правовой базы подготовки и обучения кадров
Средства областного бюджета, предусмотренные на разработку нормативно-правовой базы подготовки и обучения кадров, предоставляются Государственным заказчиком ежегодно на конкурсной основе. Перечень программ подготовки и обучения кадров для АПК области, принятых к финансированию за счет средств областного бюджета, утверждается комиссией по работе с кадрами в агропромышленном комплексе Волгоградской области.
По результатам проведенных работ исполнитель представляет Государственному заказчику документацию, предусмотренную заключенным контрактом.
Оплата результатов работ осуществляется на основании представленных исполнителем счета-фактуры и акта сдачи-приемки результатов работ.
Целевая подготовка специалистов с высшим и средне-специальным# образованием в учебных заведениях аграрного профиля
Средства областного бюджета, предусмотренные на целевую подготовку специалистов для агропромышленного комплекса Волгоградской области, предоставляются Государственным заказчиком ежегодно учебным заведениям аграрного профиля, находящимся на территории Волгоградской области и имеющим лицензию государственного образца на право подготовки специалистов для данной отрасли народного хозяйства.
Контрольные цифры по целевой подготовке специалистов утверждаются комиссией по работе с кадрами в агропромышленном комплексе Волгоградской области на основании статистических данных обеспеченности и потребности в профессиональных кадрах в агропромышленном комплексе Волгоградской области. Государственный заказчик заключает контракт с учебными заведениями аграрного профиля на целевую подготовку специалистов для АПК области.
Порядок выделения денежных средств из областного бюджета на целевую подготовку специалистов устанавливается нормативными правовыми актами главы администрации Волгоградской области.
Исполнитель по результатам выполненных работ представляет Государственному заказчику документацию, предусмотренную заключенным контрактом.
Оплата целевой подготовки специалистов в учебных заведениях аграрного профиля осуществляется ежегодно на основании представленных исполнителем счета-фактуры и акта сдачи-приемки выполненных работ.
Ежемесячная доплата молодым специалистам и руководителям
Выделение денежных средств из областного бюджета на ежемесячную доплату молодым специалистам и руководителям производится в соответствии с Законом Волгоградской области от 01 апреля 2004 г. N 908-ОД "О государственной поддержке руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Волгоградской области".
Разработка и использование мер материального стимулирования руководителей базовых хозяйств сельскохозяйственных организаций, организующих прохождение производственных практик для студентов и слушателей курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
Денежные средства из областного бюджета выделяются базовым хозяйствам сельскохозяйственных организаций, утвержденным нормативным правовым актом главы администрации Волгоградской области. Основанием для выделения денежных средств является предоставление отчета руководителей базовых хозяйств сельскохозяйственных организаций Волгоградской области о выполненной работе. Критерии и условия представления отчетной документации регулируются нормативными правовыми актами главы администрации Волгоградской области.
Мероприятия, направленные на оздоровление работников АПК, подготовка детских оздоровительных лагерей "Волгоградагроздравницы", приобретение санаторно-курортных путевок для работников АПК
Денежные средства из областного бюджета выделяются в соответствии с соглашением о взаимном сотрудничестве администрации Волгоградской области, Аграрного Союза области и Волгоградской территориальной (областной) организацией# профсоюза работников агропромышленного комплекса.
Повышение квалификации руководящих работников организаций и предприятий АПК в учебных заведениях дополнительного профессионального образования.
Профессиональная переподготовка руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций
Размещение заказов на повышение квалификации руководящих работников, организаций и предприятий АПК в учебных заведениях дополнительного профессионального образования и профессиональную переподготовку руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций осуществляется Государственным заказчиком на конкурсной основе. Перечень программ повышения квалификации указанной категории специалистов, принятых к финансированию за счет средств областного бюджета, утверждается комиссией по работе с кадрами в агропромышленном комплексе Волгоградской области. Количество слушателей определяется на основании статистических данных о профессиональном уровне руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций и предприятий агропромышленного комплекса Волгоградской области, соответствующих критериям, определенных Законом Волгоградской области от 01 апреля 2004 г. N 908-ОД "О государственной поддержке руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Волгоградской области".#
По результатам проведенных работ исполнитель представляет Государственному заказчику документацию, предусмотренную заключенным контрактом.
Оплата результатов работ осуществляется на основании представленных исполнителем счета-фактуры и акта сдачи-приемки результатов работ.
7.5. Технико-экономическое обоснование
Разработка нормативно-правовой базы подготовки и обучения кадров
Данное технико-экономического обоснования определяет целесообразность выделения средств областного бюджета на государственную поддержку агропромышленного комплекса Волгоградской области.#
В условиях вступления в ВТО, структурной перестройки экономики АПК, модернизации системы подготовки кадров одной из актуальных проблем является кадровое обеспечение этих процессов. Введение в действие настоящего раздела обосновано задачами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, цель которых - кадровое обеспечение новейших технологий и процессов производства АПК.
Цель расходов | Количество слушателей, человек |
Стоимость обучения, тыс. рублей |
Сумма, млн. рублей |
1 | 2 | 3 | 4 |
Профессиональная переподготовка руководящих работников и спе- 300 24 7,2
циалистов
Повышение квалификации специалистов и рабочих кадров 900 0,75 0,675
Подготовка рабочих кадров 150 14 2,125
Итого 1350 10,0
Законом Волгоградской области от 14 ноября 2007 г. N 1556-ОД в подраздел "Целевая подготовка специалистов" раздела 7.5 настоящего приложения внесены изменения
Целевая подготовка специалистов
Анализ статистических данных обеспеченности кадрами сельскохозяйственных организаций АПК показывает, что идет ежегодное уменьшение главных специалистов и специалистов среднего звена сельскохозяйственных предприятий на 10-12 процентов. Процент закрепляемости молодых специалистов - выпускников аграрных учебных заведений Волгоградской области составляет 17 процентов. В связи с этим целевая подготовка специалистов для предприятий АПК (восполнение профессионального состава) является государственной задачей.
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Цель расходов |Количество| Стоимость | Срок | Итого, |
| |(человек) | обучения |обучения|млн. рублей|
| | ежегодно | в год, | | |
| |обучаемых |тыс. рублей| | |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
Целевая подготовка специалистов аграрного профиля, в
том числе по специальностям и специализациям:
агрономы 3 35,0 5 лет 0,52
инженеры-механики 3 35,0 5 лет 0,52
специалисты бухгалтерско-экономической службы 4 35,0 5 лет 0,7
специалисты зооветеринарной службы 3 35,0 5 лет 0,52
инженеры-электрики 3 35,0 5 лет 0,52
инженеры гидромелиоративной службы 4 35,0 5 лет 0,7
технологи пищевой и перерабатывающей промышленности 3 35,0 5 лет 0,52
Итого 23 4,0
Разработка и использование мер материального стимулирования руководителей базовых хозяйств сельскохозяйственных организаций, организующих прохождение практик для студентов и слушателей курсов
подготовки, переподготовки и повышения квалификации
Цель расходов | Коли- чество хо- зяйств |
Коли- чество групп |
Продолжи- тельность практик, месяцев |
Доплата (3 МРОТ), тыс. руб- лей |
Сумма, млн. руб- лей |
Организация прохождения практик для студентов и слуша- 33 2 3,21 3,3 0,7
телей курсов повышения квалификации и переподготовки в
передовых хозяйствах области
Повышение квалификации руководящих работников организаций и предприятий АПК в учебных заведениях дополнительного профессионального образования в соответствии с Законом Волгоградской области от 01 апреля 2004 г. N 908-ОД "О государственной поддержке руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций Волгоградской области"
Цель расходов | Количество слушателей, человек |
Стоимость обучения одного человека, млн. рублей |
Повышение квалификации
специалистов агрономической службы 50 0,001
специалистов зоотехнической службы 50 0,001
специалистов ветеринарной службы 40 0,001
специалистов инженерной службы 50 0,001
специалистов бухгалтерско-экономической службы 100 0,001
руководителей предприятий 100 0,001
глав крестьянско-фермерских хозяйств 60 0,001
специалистов кадровых служб 50 0,001
Итого 500 0,5
Профессиональная переподготовка руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций
Совершенствование подготовки, профессиональной переподготовки руководителей различного уровня агропромышленного комплекса Волгоградской области по всем основным направлениям и, особенно, "Менеджмент", "Экономика и управление производством", закрепление квалифицированных кадров на селе - одни# из приоритетных задач кадровой политики региона.
Цель расходов | Количество, человек |
Стоимость обучения одного человека, млн. рублей |
Переподготовка руководителей сельскохозяйственных предприятий и ор-
ганизаций
"Менеджмент" 25 0,01
"Экономика и управление производством" 25 0,01
Итого 50 0,5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.