Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Развитие мелкотоварного производства продукции сельского хозяйства на 2007-2010 годы
4.1. Содержание проблемы
В настоящее время в Волгоградской области функционирует 11,8 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств, 245,6 тысячи яичных подворий, 312,2 тысячи садоводческих участков и 77 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В совокупности ими производится валовой продукции сельского хозяйства стоимостью 20,3 млрд. рублей, или 59 процентов общего объема производства продукции, в том числе 95,8 процента картофеля, 89,8 процента плодов и овощей, 79,1 процента молока и 68,5 процента мяса.
В крестьянских (фермерских) хозяйствах, у индивидуальных предпринимателей и в хозяйствах населения увеличиваются посевные площади, которые составили 928,1 тыс. га (в 2005 году - 839,2 тыс. га).
В начале 2007 года на личных подворьях содержалось 70 процентов всей численности крупного рогатого скота, в том числе 74 процента коров, 59 процентов свиней, 66,5 процента овец и коз, 53,9 процента птицы.
В животноводстве наметилась тенденция снижения объемов производства молока.
Динамика производства продукции животноводства
(тыс. тонн)
Наименование | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год |
Мясо (реализовано в живом весе) 127,2 129,3 123,9 127,9
Молоко 409,6 402,7 383,9 369,6
Яйцо, млн. штук 264,3 276,2 286,6 283,7
Основной причиной этого спада стало сокращение численности коров. Сельские подворья испытывают трудности в заготовке кормов, зооветеринарном обслуживании и реализации выращенной продукции.
В 2006 году у населения перерабатывающими предприятиями Волгоградской области закуплено 58,4 тыс. тонн молока и 10,7 тыс. тонн мяса, что составило около половины всех объемов переработки. Вместе с тем проблемы увеличения закупки продукции в ЛПХ полностью не решены. Для решения этих вопросов созданы сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые экономически развиваются и нуждаются в материально-финансовой поддержке.
Программой предусматривается создание социально-экономических условий, обеспечивающих эффективную деятельность и финансовую поддержку субъектов малого агробизнеса.
4.2. Основные цель и задачи
Цель - создание экономических и социальных условий для эффективного развития сельских территорий, сельских поселений, крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств и других субъектов малого агробизнеса.
Задачи:
увеличение производства сельскохозяйственной продукции субъектами малого агробизнеса;
повышение занятости и благосостояния сельского населения;
совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого агробизнеса.
4.3. Перечень мероприятий
4.3.1. Нормативно-правовое обеспечение развития мелкотоварного производства
Разработка нормативных правовых актов Волгоградской области, обеспечивающих:
выплату субсидий за реализованную населением продукцию животноводства;
возмещение части затрат на укрепление материально-технической базы крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и садоводческим некоммерческим объединениям граждан;
возмещение части процентной ставки по кредитам и займам, полученным субъектами малого агробизнеса в рамках реализации национального приоритетного проекта "Развитие АПК";
проведение областных смотров-конкурсов: на лучшую организацию закупок молока и мяса у населения, за право носить почетное звание Волгоградской области "Образцовое подворье", присвоение почетного звания общеобразовательным учреждениям "Учреждение высокой культуры земледелия";
научно-консультативное и учебное обеспечение субъектов мелкотоварного производства.
4.3.2. Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение субъектов мелкотоварного производства предусматривает:
доступность приобретения сельскохозяйственной техники и животных в лизинг;
организацию передачи невостребованной кормоуборочной техники, пустующих животноводческих помещений в аренду эффективно работающим крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и личным подсобным хозяйствам;
залоговое обеспечение за счет средств областного и муниципальных бюджетов для привлечения кредитных ресурсов с целью укрепления материально-технической базы.
4.3.3. Расширение и укрепление заготовительной сети
Результатом решения проблем закупок сельскохозяйственной продукции у населения станет значительное увеличение поставок мяса и молока на перерабатывающие предприятия, что улучшит продовольственное обеспечение области, скажется на экономических показателях, позволит повысить наполняемость бюджетов. Эти мероприятия предусматривают:
предоставление субсидий за счет средств областного бюджета на закупку молока и мяса у населения;
развитие кооперации и формирование структур по закупкам и переработке животноводческой продукции;
максимальный охват субъектов мелкотоварного производства в процессе становления системы заготовки сельскохозяйственной продукции.
4.3.4. Развитие кооперации субъектов мелкотоварного производства
Развитие кооперации субъектов мелкотоварного производства и их сотрудничество направлено на:
развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организованных по территориальному принципу, призванных оказывать помощь населению в заготовке кормов, обработке земли, реализации произведенной продукции и оказании других разнообразных услуг;
разработку и проведение мониторинга, совершенствование механизма использования государственного и муниципального имущества путем создания областного и муниципальных залоговых фондов для доступности кредитных ресурсов;
дальнейшее развитие кредитной кооперации, ее интеграции и налаживания тесного взаимодействия с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и личными подворьями граждан;
налаживание взаимовыгодных отношений крупного и малого агробизнеса;
стимулирование сельскохозяйственных организаций в оказании помощи населению в заготовке кормов, обеспечении молодняком крупного рогатого скота и свиней, реализации продукции, зооветеринарном обслуживании и оказании других услуг населению за счет субсидирования процентной ставки по кредитам банков, использованных# на эти цели.
4.3.5. Научно-консультативное и учебное обеспечение субъектов мелкотоварного производства
Научно-консультативное и учебное обеспечение субъектов мелкотоварного производства обеспечивает:
формирование банка данных крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, потребительских кооперативов;
организацию переподготовки и учебы кадров субъектов мелкотоварного производства;
оказание методической помощи субъектам мелкотоварного производства в подготовке технико-экономических обоснований, бизнес-планов и иных документов по организации сельскохозяйственного производства, их кооперации и интеграции;
проведение смотров-конкурсов, научно-практических конференций, семинаров, а также тематических выставок, телерадиопередач и других массовых мероприятий для пропаганды и распространения передового опыта.
4.4. Механизм реализации
Механизм реализации Программы предусматривает использование системы государственной поддержки мелкотоварного сектора с привлечением собственных и заемных средств субъектами малого агробизнеса.
Законом Волгоградской области от 14 ноября 2007 г. N 1556-ОД в раздел 4.4.1 настоящего приложения внесены изменения
4.4.1. Выплата субсидий за реализованную населением продукции# животноводства
Получателями субсидий являются:
личные подсобные хозяйства, имеющие в наличии документы, подтверждающие реализацию продукции животноводства заготовителям, и направление на промышленную переработку, общественное питание, а также для государственных и муниципальных нужд;
заготовители, осуществляющие заготовительную деятельность в личных подсобных хозяйствах;
бюджеты муниципальных образований, администрации которых организуют работу на своих территориях по закупкам продукции животноводства, осуществляют ежемесячный учет реализованной продукции, используют субсидии на развитие социальной и хозяйственной инфраструктуры населенных пунктов на организацию и оснащение зооветеринарных и закупочно-сбытовых пунктов для обслуживания личных подсобных хозяйств.
В перечень продукции животноводства включается молоко натуральное коровье базисной жирности и молокопродукты в пересчете на молоко базисной жирности; скот и птица, мясо и мясопродукты в пересчете на скот и птицу в живом весе.
Объемы (квоты) закупаемой продукции, порядок и размеры предоставления субсидий устанавливаются нормативными правовыми актами главы администрации Волгоградской области.
Продукция животноводства, реализованная в декабре месяце текущего года, субсидируется из лимита, установленного на эти цели в следующем году. Объем животноводческой продукции, произведенной и реализованной в декабре месяце текущего года, включается в расчет за январь месяц следующего года (приложение 21).
4.4.2. Возмещение части затрат на укрепление материально-технической базы крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и садоводческим некоммерческим объединениям граждан
Субсидии выплачиваются на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, строительных материалов, оборудования для переработки и сохранения качества произведенной продукции, оснащения цехов переработки продукции животноводства, организации пунктов искусственного осеменения и ветеринарного обслуживания скота, средств защиты растений.
Получателями субсидий являются садоводческие некоммерческие объединения граждан, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся производством и переработкой животноводческой продукции.
Порядок предоставления субсидий устанавливается нормативными правовыми актами главы администрации Волгоградской области (приложение 22).
4.4.3. Возмещение части процентной ставки по кредитам и займам, получаемым субъектами малого агробизнеса в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК"
Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в российских кредитных организациях, производится в размере 100 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, 95 процентов ставки субсидируется из федерального бюджета и 5 процентов - из областного бюджета.
Компенсацию из областного бюджета части процентной ставки предоставляют:
а) по взятым кредитам и займам:
на приобретение отечественного сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки на закупку горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, молодняка скота и птицы, кормов, ветеринарных препаратов, на уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ;
на покупку сельскохозяйственной малогабаритной техники, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 тонн, тракторов мощностью до 100 л.с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, сельскохозяйственных животных, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также на реконструкцию, модернизацию и строительство животноводческих помещений, приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям;
б) по инвестиционным кредитам:
на организацию в сельских поселениях заготовительно-приемных цехов, пунктов искусственного осеменения и ветеринарной обработки скота, находящегося в личной собственности граждан, с привлечением средств муниципальных образований и населения.
Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета ежегодно определяются постановлением Правительства Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в российских кредитных организациях, устанавливаются нормативными правовыми актами главы администрации Волгоградской области.
4.4.4. Проведение областных смотров-конкурсов
За право носить почетное звание Волгоградской области "Образцовое подворье";
на лучшую организацию закупок молока и мяса у населения;
за право присвоения почетного звания образовательным учреждениям Волгоградской области "Учреждение высокой культуры земледелия".
Нормативными правовыми актами главы администрации Волгоградской обла
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.