Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 1 декабря 2008 г. N А12-16768/08-С18
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 марта 2009 г. N А12-16768/2008 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующим п. 7 Решения Волгоградской городской Думы от 15 мая 2008 г. N 3/84 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и утверждении коэффициентов, применяемых при расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в части слов "и применяется с 01 января 2008 года".
До вынесения решения по настоящему делу заявитель уточнил заявленные требования и просит недействующим п. 7 Решения Волгоградской городской Думы от 15 мая 2008 г. N 3/84 в части слов "и применяется с 01 января 2008 года" к арендным правоотношениям в случае увеличения размера арендной платы. Уточнение заявленных требований мотивировано тем, оспариваемым нормативным правовым актом в ряде случаев утверждены значения коэффициентов для определения арендной платы в сторону ее уменьшения, в связи с чем, отсутствует нарушение прав указанных лиц.
Суд считает, что уточнение заявленного требования прокуратурой Волгоградской области соответствует закону и не нарушает прав участвующих в деле и иных лиц. На основании ст. 49 АПК РФ суд принимает к рассмотрению требование прокуратуры Волгоградской области с учетом указанного уточнения.
Заявленные требования мотивированы тем, что Решение Волгоградской городской Думы от 15 мая 2008 г. N 3/84 в оспариваемой части не соответствует статьям 4 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы арендаторов земельных участков, которым увеличена арендная плата с 01 января 2008 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены: администрация Волгоградской области, комитет по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области, администрация Волгограда, комитет земельных ресурсов администрации города Волгограда, ООО "Машиностроитель-М", ООО "Скарлетт - Волгоград", ЗАО "Факел", Шендакова Е.М.
В судебном заседании представитель прокуратуры Волгоградской области поддержала заявленные требования. Дополнительно пояснила, что распространение действия Решения Волгоградской городской Думы от 15 мая 2008 г. N 3/84 с 01 января 2008 года, которым большинству арендаторов земельных участков увеличен размер арендной платы, нарушает права неограниченного круга лиц, в том числе ООО "Машиностроитель-М" и ООО "Скарлетт-Волгоград", обратившихся в прокуратуру с соответствующими жалобами.
Представитель Волгоградской городской Думы с заявленными требованиями не согласилась, поясняет, что под словами "и применяется с 01 января 2008 года в соответствии с действующим гражданским и земельным законодательством" следует понимать, что обратная сила придана только тем положениям Решения, которыми утверждены коэффициенты для определения арендной платы в сторону ее уменьшения, а также в отношении пользователей земельных участков, договора аренды земельных участков с которыми еще не заключены.
Представитель администрации Волгоградской области придерживается аналогичной позиции, считает, что имеет место неправильное применение администрацией Волгограда нормативного правового акта, что не влияет на его законность. Пояснил, что постановлением главы администрации Волгоградской области от 06.12.2007 г. N 2033 утвержден Порядок расчета арендной платы на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области. Указанный порядок вступил в силу с 01 января 2008 года. При этом администрация Волгоградской области не возлагала на орган местного самоуправления обязанность распространить действие коэффициентов для начисления арендной платы с 01.01.2008 года.
Представители администрации Волгограда, комитета земельных ресурсов администрации города Волгограда с заявленными требованиями не согласились, считают, что распространение действия решения Волгоградской городской Думы от 15 мая 2008 г. N 3/84 с 01 января 2008 г. соответствует действующему законодательству. При этом на основании пункта 7 Решения комитет земельных ресурсов производит перерасчет арендной платы, в том числе, в сторону ее увеличения с 01 января 2008 года, о чем письменно извещает арендаторов.
Представители третьих лиц: ООО "Скарлетт - Волгоград", ЗАО "Факел", Шендаковой Е.М. с заявленными требованиями согласились, пояснили, что после принятия Волгоградской городской Думой Решения от 15 мая 2008 г. N 3/84 в адрес арендаторов в июле, августе и октябре 2008 года поступили извещения об увеличении размера арендной платы. При этом перерасчет арендных платежей был произведен с 01.01.2008 года. До получения указанных извещений арендаторы уже произвели арендные платежи за соответствующие месяцы 2008 года исходя из ранее действовавших условий договора.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив доказательства по делу, арбитражный суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Решением Волгоградской городской Думы от 15 мая 2008 года N 3/84 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и утверждении коэффициентов, применяемых при расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" утверждены значения коэффициента категории арендатора (Кка) и значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке.
При этом в большинстве случаев применение указанных коэффициентов привело к увеличению арендных платежей, что не оспаривается представителями сторон и подтверждается документами, представленными прокуратурой Волгоградской области и третьими лицами: ООО "Скарлетт - Волгоград", ЗАО "Факел", Шендаковой Е.М.
Однако в ряде случаев принятие коэффициентов привело к уменьшению арендной платы, о чем свидетельствуют документы, представленные комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда, в отношении предпринимателей Евтушенко Е.А., Федорова А.В., ООО "АЗС-ТРЕЙДИНГ", ООО "Саммит". Кроме того, пунктом 4 Решения Волгоградской городской Думы от 15 мая 2008 года N 3/84 некоторые категории арендаторов освобождены от уплаты арендной платы в части, зачисляемой в бюджет Волгограда.
В пункте 7 Решения Волгоградской городской Думы от 15 мая 2008 года N 3/84 указано, что нормативный правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется с 01 января 2008 г. в соответствии с действующим гражданским и земельным законодательством.
Решение Волгоградской городской опубликовано в газете "Городские вести. Царицын. Сталинград. Волгоград" от 07.06.2008 г.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения пропущена часть текста
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействующим нормативного правового акта необходимо соблюдение двух обязательных условий - несоответствие данного акта закону и нарушение прав заявителя в сфере экономической деятельности.
Суд считает, что Решение Волгоградской городской Думы от 15 мая 2008 г. N 3/84 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и утверждении коэффициентов, применяемых при расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству, в частности положениям статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Из анализа указанной нормы следует, что исключение, установленное законодателем, позволяющее придавать обратную силу актам гражданского законодательства, действует только в отношении законов и не распространяется на иные нормативные правовые акты. При этом под законом в силу п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются только Федеральные законы.
Между тем, ни одним законом, действующим в Российской Федерации, не допускается возможность придания обратной силы актам, регулирующим порядок определения размера арендной платы за земельные участки.
Согласно части 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, вместо "настоящего Кодекса" следует читать "Гражданского кодекса Российской Федерации"
В свою очередь, на основании статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Вышеизложенное также свидетельствует о том, что нормативные правовые акты принятые после заключения договора, не могут иметь обратной силы по отношению к условиям договора.
Как следует из текста оспариваемого Решения, нормативный правовой акт принят в соответствии со ст. 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального образования, в частности, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального образования.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ).
Во исполнение указанной нормы, а также на основании Закона Волгоградской области от 01.04.2005 года N 1039-ОД "О разграничении полномочий государственной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений", главой администрации Волгоградской области 06.12.2007 г. издано постановление N 2033 "Об утверждении Порядка расчета арендной платы на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области", в соответствии с которым, на органы местного самоуправления возложена обязанность принять расчетные показатели, используемые для определения арендной платы.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, имеется в виду Закон Волгоградской области от 7 февраля 2003 г. N 785-ОД "О разграничении полномочий органов государственной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений"
Таким образом, к полномочиям Волгоградской городской Думы отнесено установление размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Действуя в пределах своей компетенции, администрация Волгограда приняла нормативный правовой акт, содержащий обязательные предписания, действующие на неограниченный круг лиц - арендаторов земельных участков, по своей сути являющийся актом гражданского законодательства и незаконно придала указанному акту обратную силу.
Суд считает, что Решение Волгоградской городской Думы от 15 мая 2008 г. N 3/84 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и утверждении коэффициентов, применяемых при расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в оспариваемой части нарушает права участвующих в деле третьих ООО "Машиностроитель-М", ООО "Скарлетт - Волгоград", ЗАО "Факел", Шендаковой Е.М., а также права всех арендаторов земельных участков, в отношении которых утверждены коэффициенты, увеличивающие размер арендной платы.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения пропущена часть текста
Кроме того, по мнению суда, в результате применения администрацией Волгограда утвержденных коэффициентов с 01.01.2008 г., в случаях, когда произведен перерасчет арендной платы в сторону ее увеличения, нарушены государственные и общественные интересы, поскольку одним из приоритетов государственной политики является создание условий для развития и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно Конституции РФ (статья 8) в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности; каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Право частной собственности и свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не являясь абсолютными, могут быть ограничены законом. При этом как сама возможность ограничений, так и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ.
На основании пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Таким образом, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не должна подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, произвольно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия заключенного сторонами договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора только по соглашению сторон.
Из анализа пунктов 2.8 и 11 договоров аренды, представленных сторонами в судебное заседание, следует право арендодателя в одностороннем порядке вносить изменения в договор аренды в части изменения арендной платы путем направления арендаторам извещений об изменении арендной платы.
Представленные в судебное заседание третьими лицами извещения к договорам аренды свидетельствуют о том, что на основании п. 7 Решения Волгоградской городской Думы от 15 мая 2008 г. N 3/84 администрация Волгограда с июня по октябрь 2008 года произвела перерасчет арендных платежей, в том числе, в сторону их увеличения с 01 января 2008 года.
Вышеизложенное опровергает довод Волгоградской городской Думы о том, что под фразой "и применяется с 01 января 2008 года в соответствии с действующим гражданским и земельным законодательством" следует понимать, что в случае если утвержденные коэффициенты привели к увеличению арендной платы, они могут применяться с 01.01.2008 года только с согласия арендаторов.
Суд, анализируя оспариваемую норму, исходит из сложившийся# практики применения Решения Волгоградской городской Думы от 15 мая 2008 г. N 3/84.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает заявленные прокуратурой Волгоградской области требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 195 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, арбитражный суд решил:
Признать недействующим пункт 7 Решения Волгоградской городской Думы от 15 мая 2008 г. N 3/84 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и утверждении коэффициентов, применяемых при расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в части слов "и применяется с 01 января 2008 года" к арендным правоотношениям в случае увеличения размера арендной платы, как не соответствующий положениям статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решение вступает в силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня вступления в силу в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 1 декабря 2008 г. N А12-16768/08-С18
Текст решения официально опубликован не был
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 марта 2009 г. N А12-16768/2008 настоящее решение оставлено без изменения