Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Развитие мелкотоварного производства продукции сельского хозяйства на 2008-2012 годы
4.1. Содержание проблемы
В настоящее время в Волгоградской области функционирует 10,6 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств, 240,6 тысячи личных подворий, 311,8 тысячи садоводческих участков и 195 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В совокупности ими производится валовой продукции сельского хозяйства на 19,9 млрд. рублей, или 49 процентов общего объема производства продукции, в том числе 97,8 процента картофеля, 74,8 процента плодов и овощей, 86,1 процента молока и 70,7 процента мяса.
В крестьянских (фермерских) хозяйствах, у индивидуальных предпринимателей и в хозяйствах населения увеличиваются посевные площади, которые составляют 890,6 тыс. га (в 2006 году - 866,1 тыс. га).
В начале 2008 года малыми формами хозяйствования обеспечивалось содержание 77,4 процента общей численности крупного рогатого скота, в том числе 83,6 процента коров, 78,3 процента свиней, 73,9 процента овец и коз, 56,6 процента птицы.
Динамика производства продукции животноводства
(тыс. тонн) | |||||
Наименование |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
|
|
|
|
|
|
Мясо (реализовано в живом весе) |
127,2 |
129,3 |
123,9 |
121,4 |
126,6 |
Молоко |
409,6 |
402,7 |
383,9 |
374,3 |
389,0 |
Яйцо, млн. штук |
264,3 |
276,2 |
286,6 |
282,7 |
300,8 |
В 2007 году у населения перерабатывающими предприятиями Волгоградской области закуплено 75,0 тыс. тонн молока и 13,1 тыс. тонн мяса, что составило около половины всех объемов переработки. Вместе с тем проблемы увеличения закупки продукции в ЛПХ полностью не решены. Для решения этих вопросов создаются сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые нуждаются в материально-финансовой поддержке.
Программой предусматривается создание социально-экономических условий, обеспечивающих эффективную деятельность и финансовую поддержку субъектов малых форм хозяйствования.
4.2. Основные цели и задачи
Цель - создание экономических и социальных условий для эффективного развития сельских территорий и поселений, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Задачи:
увеличение производства и реализации сельскохозяйственной продукции субъектами малых форм хозяйствования;
повышение занятости и благосостояния сельского населения;
совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малых форм хозяйствования.
4.3. Перечень мероприятий
4.3.1. Нормативно-правовое обеспечение развития мелкотоварного производства
Разработка нормативных правовых актов Волгоградской области обеспечивает:
выплату субсидий за реализованную продукцию животноводства, произведенную в личных подсобных хозяйствах;
возмещение части затрат на укрепление материально-технической базы сельскохозяйственным потребительским кооперативам, сельскохозяйственным кооперативным рынкам и садоводческим некоммерческим объединениям граждан;
возмещение части процентной ставки по кредитам и займам, полученным субъектами малых форм хозяйствования;
проведение областных смотров-конкурсов: на лучшую организацию закупок молока и мяса у населения, за право носить почетное звание Волгоградской области "Образцовое подворье", присвоение почетного звания общеобразовательным учреждениям "Учреждение высокой культуры земледелия", за право носить почетное звание "Лучшее садоводческое некоммерческое объединение граждан";
научно-консультативное и учебное обеспечение субъектов малых форм хозяйствования.
4.3.2. Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение субъектов малых форм хозяйствования предусматривает:
доступность приобретения сельскохозяйственной техники и животных в лизинг;
организацию передачи в аренду невостребованной кормоуборочной техники, пустующих животноводческих помещений, хранилищ картофеля, овощей и фруктов;
залоговое обеспечение за счет средств областного и муниципальных бюджетов для привлечения кредитных ресурсов с целью укрепления материально-технической базы.
4.3.3. Расширение и укрепление заготовительной сети
Результатом решения проблем закупок сельскохозяйственной продукции у населения станет значительное увеличение поставок мяса и молока на перерабатывающие предприятия, что улучшит продовольственное обеспечение области, скажется на экономических показателях, позволит повысить наполняемость бюджетов. Эти мероприятия предусматривают:
предоставление субсидий за счет средств областного бюджета на закупку молока и мяса у населения;
развитие сельской кооперации и формирование структур по закупкам и переработке животноводческой продукции;
максимальный охват субъектов малых форм хозяйствования в процессе становления системы заготовки сельскохозяйственной продукции.
4.3.4. Развитие кооперации субъектов малых форм хозяйствования
Развитие кооперации субъектов малых форм хозяйствования направлено на:
развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организованных по территориальному принципу, призванных оказывать помощь населению в заготовке кормов, обработке земли, реализации произведенной продукции и оказании других разнообразных услуг;
развитие сети сельскохозяйственных кооперативных рынков;
разработку и проведение мониторинга, совершенствование механизма использования государственного и муниципального имущества путем создания областного и муниципальных залоговых фондов для доступности кредитных ресурсов;
дальнейшее развитие кредитной кооперации, ее интеграции и налаживания тесного взаимодействия с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами;
налаживание взаимовыгодных отношений крупного и малого агробизнеса;
стимулирование сельскохозяйственных организаций в оказании помощи населению в заготовке кормов, обеспечении молодняком крупного рогатого скота и свиней, реализации продукции, зооветеринарном обслуживании и оказании других услуг населению за счет субсидирования процентной ставки по кредитам банков, использованным на эти цели.
4.3.5. Научно-консультативное и учебное обеспечение субъектов малых форм хозяйствования
Научно-консультативное и учебное обеспечение субъектов малых форм хозяйствования обеспечивает:
организацию переподготовки и учебы кадров субъектов малых форм хозяйствования;
оказание методической помощи субъектам малых форм хозяйствования в подготовке технико-экономических обоснований, бизнес-планов и иных документов по организации сельскохозяйственного производства, их кооперации и интеграции;
проведение смотров-конкурсов, научно-практических конференций, семинаров, а также тематических выставок, телерадиопередач и других массовых мероприятий для пропаганды и распространения передового опыта.
4.4. Механизм реализации
Механизм реализации Программы предусматривает использование системы государственной поддержки, привлечения заемных средств субъектами малых форм хозяйствования.
4.4.1. Выплата субсидий за реализованную продукцию животноводства, произведенную в личных подсобных хозяйствах
Получателями субсидий являются:
личные подсобные хозяйства, имеющие в наличии документы, подтверждающие реализацию продукции животноводства заготовителям, и направление на промышленную переработку;
бюджеты муниципальных образований, администрации которых организуют работу на своих территориях по закупкам продукции животноводства.
В перечень продукции животноводства включается молоко натуральное коровье базисной жирности и молокопродукты в пересчете на молоко базисной жирности; скот и птица, мясо и мясопродукты в пересчете на скот и птицу в живом весе.
Объемы (квоты) закупаемой продукции, порядок и размеры предоставления субсидий, направления использования субсидий устанавливаются нормативными правовыми актами администрации Волгоградской области.
Продукция животноводства, реализованная в декабре месяце текущего года, субсидируется из лимита, установленного на эти цели в следующем году.
4.4.2. Возмещение части затрат на укрепление материально-технической базы сельскохозяйственным потребительским кооперативам, сельскохозяйственным кооперативным рынкам и садоводческим некоммерческим объединениям граждан
Субсидии выплачиваются на возмещение части затрат на приобретение:
сельскохозяйственной малогабаритной техники для обработки земельных участков, ухода за садами, борьбы с вредителями и болезнями плодовых и ягодных культур;
тракторов мощностью до 100 л.с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин для обработки земельных участков и заготовки кормов;
грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 тонн;
материалов и оборудования, используемых для водо- и электроснабжения, оснащения цехов переработки сельскохозяйственной продукции, пунктов искусственного осеменения и ветеринарного обслуживания скота, пунктов по закупке излишков сельскохозяйственной продукции;
оборудования для охлаждения и сохранения качества молока, мяса и плодоовощной продукции, оснащения торговых мест и лабораторий по определению качества сельскохозяйственной продукции.
Получателями субсидий являются садоводческие некоммерческие объединения граждан, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кооперативные рынки.
Порядок предоставления субсидий устанавливается нормативными правовыми актами администрации Волгоградской области.
4.4.3. Проведение областных смотров-конкурсов и выставок
За право носить почетное звание Волгоградской области "Образцовое подворье";
на лучшую организацию закупок молока и мяса у населения;
за право присвоения почетного звания образовательным учреждениям Волгоградской области "Учреждение высокой культуры земледелия";
за право носить почетное звание "Лучшее садоводческое некоммерческое объединение граждан".
Нормативными правовыми актами администрации Волгоградской области устанавливается:
положение о порядке присвоения почетного звания Волгоградской области "Образцовое подворье";
положение об областном смотре-конкурсе на лучшую организацию закупок молока и мяса у населения;
положение о порядке присвоения почетного звания образовательным учреждениям Волгоградской области "Учреждение высокой культуры земледелия";
положение о порядке присвоения почетного звания "Лучшее садоводческое некоммерческое объединение граждан";
положение об областной выставке садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан.
4.5. Ресурсное обеспечение
Выделение средств областного бюджета в части капитальных вложений и государственного заказа производится на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Объемы и источники финансирования
(млн. рублей) | |||||
N п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки реализации, годы |
Всего финансовых средств |
Источники финансирования |
|
федеральный бюджет |
областной бюджет |
||||
|
|
|
|
|
|
1. |
Государственная поддержка за реализованную продукцию животноводства личными подсобными хозяйствами |
2008 |
154,0 |
|
154,0 |
2009 |
137,94 |
- |
137,94 |
||
2010 |
160,14 |
- |
160,14 |
||
2011 |
172,951 |
- |
172,951 |
||
2012 |
189,75 |
- |
189,75 |
||
2008-2012 |
814,781 |
|
814,781 |
||
2. |
Государственная поддержка садоводческих некоммерческих товариществ, сельскохозяйственных потребительских кооперативов по комплексному обслуживанию ЛПХ |
2008 |
7,0 |
- |
7,0 |
2009 |
- |
- |
- |
||
2010 |
- |
- |
- |
||
2011 |
- |
- |
- |
||
2012 |
- |
- |
- |
||
2008-2012 |
7,0 |
|
7,0 |
||
3. |
Государственная поддержка садоводческих некоммерческих товариществ, сельскохозяйственных потребительских коперативов# по комплексному обслуживанию ЛПХ, сельскохозяйственных кооперативных рынков |
2008 |
- |
- |
- |
2009 |
17,5 |
- |
17,5 |
||
2010 |
8,0 |
- |
8,0 |
||
2011 |
8,64 |
- |
8,64 |
||
2012 |
22,14 |
- |
22,14 |
||
2008-2012 |
56,28 |
- |
56,28 |
||
|
|
|
|
||
4. |
Мероприятия по проведению выставок, семинаров, конкурсов в сфере сельского хозяйства |
2008 |
9,16 |
- |
9,16 |
2009 |
11,4 |
- |
11,4 |
||
2010 |
12,37 |
- |
12,37 |
||
2011 |
13,37 |
- |
13,37 |
||
2012 |
14,44 |
- |
14,44 |
||
2008-2012 |
60,74 |
- |
60,74 |
||
|
Итого |
2008 |
170,16 |
|
170,16 |
2009 |
166,84 |
|
166,84 |
||
2010 |
180,51 |
|
180,51 |
||
2011 |
194,961 |
|
194,961 |
||
2012 |
226,33 |
|
226,33 |
||
2008-2012 |
938,801 |
|
938,801 |
4.6. Целевые индикаторы и показатели
Реализация мероприятий создаст благоприятные условия для развития малых форм хозяйствования, позволит обеспечить увеличение производства, реализации сельскохозяйственной продукции и повышение эффективности их деятельности.
Целевые индикаторы реализации мероприятий раздела 4 "Развитие мелкотоварного производства продукции сельского хозяйства"
Производство сельскохозяйственной продукции субъектами малых форм хозяйствования на 2008-2012 годы
(тыс. тонн) | |||||||
Наименование продукции |
Объемы производства |
||||||
2006 год (отчет) |
2007 год (отчет) |
2008 год (оценка) |
2009 год (прогноз) |
2010 год (прогноз) |
2011 год (прогноз) |
2012 год (прогноз) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зерно |
890,3 |
619,6 |
1300,0 |
1000,0 |
1050,0 |
1100,0 |
1120,0 |
Подсолнечник |
172,9 |
164,8 |
200,0 |
175,0 |
180,0 |
186,0 |
192,0 |
Картофель |
412,9 |
409,7 |
423,3 |
430,4 |
436,2 |
442,3 |
447,2 |
Плоды |
84,6 |
204,3 |
221,3 |
223,5 |
225,6 |
226,9 |
228,1 |
Овощи |
334,4 |
346,3 |
358,7 |
367,5 |
375,6 |
384,1 |
394,3 |
Бахчевые |
296,2 |
241,8 |
238,7 |
242,0 |
247,2 |
250,5 |
254,6 |
Мясо (ж.в.) |
121,4 |
126,6 |
124,0 |
135,0 |
136,0 |
138,0 |
140,0 |
Молоко |
374,3 |
389,0 |
403,0 |
417,0 |
428,5 |
433,9 |
441,3 |
Яйцо (млн. штук) |
282,7 |
300,8 |
292,0 |
296,0 |
300,0 |
303,0 |
307,0 |
Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования
N п/п |
Показатели |
Еденица# измерения |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Рост объема реализации продукции, произведенной хозяйствами населения, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами к предыдущему году в сопоставимых ценах |
% |
4,9 |
5 |
5 |
5 |
5 |
2. |
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности |
рублей на члена хозяйства в месяц |
7212,7 |
9087 |
10578 |
11329 |
12043 |
3. |
Удельный вес работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов всех видов (кредитных, перерабатывающих, снабженческо-сбытовых) - |
в % к общему числу зарегистрированных кооперативов |
|
|
|
|
|
всего |
|
64 |
65 |
69 |
75 |
82 |
|
в том числе: кредитных перерабатывающих снабженческо-сбытовых |
|
70 100 56 |
70 100 58 |
75 100 60 |
78 100 70 |
82 100 80 |
|
4. |
Объем привлеченных кредитных ресурсов личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами |
млн. рублей |
800 |
900 |
960 |
980 |
1000 |
5. |
Объем субсидируемых кредитов, привлеченных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и гражданами, проживающими в сельской местности |
млн. рублей |
720 |
940 |
1100 |
1200 |
1300 |
Изменится правовой статус малых форм хозяйствования. Улучшится их материально-техническая, финансовая и информационная обеспеченность.
Расширятся кооперативные и интеграционные связи фермеров, личных подсобных хозяйств и других субъектов малых форм хозяйствования. В основном сформируется развитая система сельскохозяйственной потребительской кооперации, выполняющая функции переработки и сбыта продукции, снабжения хозяйств средствами производства, комплексного обслуживания, кредитования и социального обустройства села.
Укрепится экономическое положение крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, потребительских кооперативов, расширится сфера занятости населения, существенно повысятся доходы и уровень жизни населения, улучшится демографическая ситуация в сельской местности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.