Городская программа Волжской городской Думы Волгоградской области от 6 мая 2006 г. N 36-ВГД
"Развитие и поддержка малого предпринимательства городского округа - город Волжский Волгоградской области на 2006-2010 годы"
(принята постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 21 апреля 2006 г. N 17/12)
Принята Волжской городской Думой 21 апреля 2006 г.
Паспорт Городской Программы
Наименование программы |
Городская Программа "Развитие и поддержка малого предпринимательства городского округа - город Волж- ский Волгоградской области на 2006-2010 годы" (далее - Программа). |
Дата принятия ре- шения о разработ- ке программы |
Постановление Волжской городской Думы от 21 сентября 2005 г. N 145/2. |
Заказчик програм- мы |
Администрация городского округа - город Волжский Вол- гоградской области; Волжская городская Дума. |
Основные разра- ботчики программы |
- Постоянная депутатская комиссия Волжской городской Думы по развитию предпринимательства; - Волжская Торгово-промышленная палата; - ОО "Совет директоров предприятий малого и среднего бизнеса г. Волжского"; - Волжская городская организация ВОО "ОПОРА России"; - ООО "Инженеры информации"; - Управление экономики администрации городского окру- га - город Волжский Волгоградской области. |
Исполнители прог- раммы |
- Управление экономики администрации городского окру- га - город Волжский Волгоградской области; - Волжская Торгово-промышленная палата; - Структуры поддержки предпринимательства; - Общественные организации предпринимателей; - Субъекты малого предпринимательства; - Институты и специалисты на конкурсной основе; - Научно-исследовательские организации; - Постоянная депутатская комиссия Волжской городской Думы по развитию предпринимательства. |
Основания для разработки |
- Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О госу- дарственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"; - Закон Волгоградской области от 02.10.1996 N 85-ОД "О государственной поддержке малого предпринима- тельства в Волгоградской области"; - Постановление Волгоградской областной Думы от 09.06.05 г. N 11/233 "Об областной целевой програм- ме "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Волгоградской области" на 2005-2010 годы"; - Постановление Главы администрации Волгоградской об- ласти от 13.09.2005 г. N 911 "Об утверждении поряд- ка предоставления субсидий на государственную под- держку экспортно-ориентированного малого предприни- мательства". |
Цели и задачи программы |
Цели программы: Создание благоприятных условий для развития предпри- нимательства в г. Волжском, обеспечивающих: - повышение социальной эффективности деятельности ма- лых и средних предприятий; - повышение темпов развития малого и среднего предп- ринимательства, как одного из стратегических факто- ров социально-экономического развития города. |
Задачи программы: - совершенствование правовых и экономических условий, обеспечивающих развитие предпринимательства; - преодоление административных барьеров на пути раз- вития предпринимательства; - повышение качества инфраструктурного обеспечения поддержки малого предпринимательства; - разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства; - стимулирование создания новых рабочих мест и повы- шения заработной платы в субъектах предприниматель- ства; - привлечение малых предприятий к выполнению госу- дарственных и муниципальных заказов; - развитие кооперации и контрактации малых и крупных предприятий города; - содействие субъектам малого предпринимательства в продвижении продукции на товарные рынки, стимулиро- вание внедрения инновационных технологий; - предоставление адресной методической, информацион- ной, консультационной, образовательной и правовой поддержки предприятиям в рамках инфраструктуры под- держки предпринимательства; - повышение социального статуса, социальной ответс- твенности и престижа предпринимательства. |
|
Сроки и этапы ре- ализации програм- мы |
- 2006-2010 годы. |
Основные програм- мные мероприятия |
- Нормативно-правовое обеспечение малого предпринима- тельства; - Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка ма- лого предпринимательства; - Повышение эффективности инфраструктуры поддержки предпринимательства; - Научно-методическое, информационное обеспечение развития предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации; - Содействие субъектам малого предпринимательства в продвижении продукции на товарные рынки, развитие инновационных технологий. |
Объем и источники финансирования программы |
- Всего: - 165220 тыс. руб., в том числе: - средства областного бюджета - 61800 тыс. руб. - средства городского бюджета - 50440 тыс. руб. - привлеченные средства - 52980 тыс. руб. |
Ожидаемые конеч- ные результаты программы |
Стратегическое партнерство предпринимательства, мест- ного самоуправления и городской общественности в сле- дующих направлениях: - Создание новых рабочих мест и повышение заработной платы в сфере предпринимательской деятельности и доходов населения; - Увеличение числа и совершенствование структуры дея- тельности субъектов предпринимательства; - Улучшение качества производимой продукции (работ, услуг); - Увеличение налоговых поступлений в бюджет от субъ- ектов предпринимательской деятельности. |
Схема контроля над исполнением программы |
Контроль над ходом реализации мероприятий программы осуществляет#: - Волжская городская Дума; - Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области. |
Принятые сокращения:
ВТПП - Волжская Торгово-промышленная палата
ООП - Общественные организации предпринимателей
АТП - Ассоциация товаропроизводителей
МФПМП - Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства
СМИ - Средства массовой информации
Основные направления и принципы реализации Городской Программы
"Развитие и поддержка малого предпринимательства городского
округа - город Волжский Волгоградской области на 2006-2010 годы"
1. Характеристика и анализ исходного состояния проблемы
На 1 января 2005 года в городе зарегистрировано более 6000 предпринимателей без образования юридического лица и 1400* малых предприятий. В сфере малого предпринимательства занято около 25 тысяч человек или 23 процента работоспособного населения. В 2004 году объем продукции, выпускаемый малыми предприятиями, составил более 11 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 134,0 процента больше, чем в 2003 году и составляет около 30 процентов от общего объема продукции города Волжского. Поступления в городской бюджет от налогов, уплачиваемых малыми предприятиями, составляют около 10 процентов от общих поступлений налогов в местный бюджет. В течение нескольких последних лет количественные характеристики и отраслевая структура малого предпринимательства практически не меняются.#
Более привлекательными остаются сферы торговли и общественного питания. В этих сферах занято более 40% действующих малых предприятий и 63% индивидуальных предпринимателей.
На долю малых предприятий от общих показателей по городу приходится:
- 9,3% сальдированной прибыли;
- 3,3% инвестиций в основной капитал;
- 35% строительных работ, выполненных по договорам подряда;
- 25% оборота розничной торговли;
- 15% объема оказанных услуг.
Все больше у предпринимателей возникает необходимость в наемных работниках, с которыми заключаются трудовые договора. В настоящее время количество наемных работников составляет около 12,0 тыс. чел., против 6,0 тыс. чел. в 2003 году.
Субъекты малого предпринимательства активно участвуют в проводимых администрацией города конкурсах на выполнение муниципального заказа. Более 80% предприятий, выполняющих муниципальный заказ, относятся к категории малых.
Достигнутый уровень развития малого предпринимательства в г. Волжском недостаточен. Необходимо создание цивилизованной конкурентной среды, увеличение налоговых поступлений в бюджет города и снижение социальных нагрузок на расходы бюджета, создание новых рабочих мест.
В г. Волжском, начиная с 1999 года, ежегодно представительным органом местного самоуправления утверждались Программы муниципальной поддержки развития предпринимательства**, предусматривающие комплексные мероприятия, финансируемые как из городского бюджета, так и из других источников. Программы координировали действия Администрации города, Волжской Торгово-промышленной палаты, предпринимательских объединений и других исполнителей. За прошедшие годы, финансирование выполнения мероприятий Программ поддержки и развития предпринимательства за счет бюджета города практически не осуществлялось. Соответственно, не был выполнен целый ряд запланированных мероприятий. Но программные мероприятия сыграли определенную роль в улучшении климата для развития предпринимательства и создания инфраструктуры его поддержки. Волжская Торгово-промышленная палата, используя собственные средства, а так же привлеченные, от трех до четырех миллионов рублей ежегодно, осуществила ряд проектов по совершенствованию методов обеспечения нормативно-законодательными актами предпринимательство города, создав на своей базе городскую информационную сеть. Нарабатывался опыт взаимодействия власти и бизнеса.#
Несмотря на некоторые положительные тенденции развития предпринимательства в городе, оно продолжает сталкиваться с проблемами, среди которых наиболее актуальными являются:
- нестабильное законодательство;
- постоянно повышающийся уровень налоговой нагрузки, арендной платы, стоимости энергоносителей и других обязательных платежей;
- недостаточный уровень экономических знаний у предпринимателей и специалистов;
- сложность получения разрешений и согласований при создании и реализации новых проектов;
- ограниченность источников финансирования и недоступность долгосрочных кредитов для предприятий производственной сферы.
В настоящее время значение малого и среднего предпринимательства для социально-экономического развития города значительно повышается. Изменения налогового законодательства приводят к постоянному снижению поступлений в городской бюджет от налоговых платежей крупных предприятий. Для социально-экономического развития города все большее значение приобретает фактор интенсивности развития малого и среднего предпринимательства в городе.
2. Основные цели и задачи Программы
Концепция программы "Развитие и поддержка малого предпринимательства городского округа - город Волжский Волгоградской области на 2006-2010 годы" (далее - Программа) базируется на признании малого и среднего предпринимательства субъектами экономической деятельности, способной (в силу максимальной адаптивности, самоорганизации и саморазвития) при должной государственной и муниципальной политике обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект.
Целью Программы является создание благоприятных условий для интенсивного развития предпринимательства в г. Волжском, обеспечивающих:
- повышение социальной эффективности деятельности малых и средних предприятий - рост численности занятых в секторе предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых и средних предприятий и, как следствие - формирование среднего класса - партнера власти и местного самоуправления в решении социальных проблем города;
- повышение темпов развития малого и среднего предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития города - увеличение доли предпринимательского сектора в формировании всех составляющих регионального валового продукта (производство товаров, оказание услуг), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление предприятий.
Для достижения поставленной цели в сфере предпринимательской деятельности необходимо решить следующие задачи:
- совершенствование правовых и экономических условий, обеспечивающих развитие малого предпринимательства;
- повышение эффекта от деятельности субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- устранение административных барьеров на пути развития малого предпринимательства;
- разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства;
- стимулирование создания новых рабочих мест и повышения заработной платы субъектами предпринимательства;
- привлечение малых предприятий г. Волжского к выполнению государственных и муниципальных заказов;
- развитие кооперации и контрактации малых и крупных предприятий города;
- предоставление адресной методической, информационной, консультационной, образовательной и правовой поддержки в рамках инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- содействие субъектам малого предпринимательства в продвижении продукции на товарные рынки;
- повышение социального статуса, социальной ответственности и престижа предпринимательства.
Разработка различных инструментов муниципальной политики поддержки предпринимательства должна опираться на соответствующую информацию и аналитические разработки, сведения о действующих предприятиях города.
Приоритетными направлениями развития предпринимательства определены:
- поддержка всех видов инновационного бизнеса, главным образом, в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях;
- поддержка инвестиционных проектов, создающих новые рабочие места и имеющих высокий мультипликативный эффект и бюджетную отдачу;
- поддержка проектов, направленных на выпуск продукции массового спроса и создающих конкурентную среду на потребительском рынке;
- поддержка проектов, имеющих долевое внебюджетное финансирование;
- поддержка проектов международных и донорских организаций, направленных на развитие предпринимательства в г. Волжском;
- поддержка проектов, направленных на импортозамещение;
- поддержка проектов, направленных на активизацию межрегиональных деловых связей и экспорт продукции;
- развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
- поддержка начинающих предпринимателей, в особенности молодежи и социально незащищенных групп населения.
Основные принципы политики органов местного самоуправления в решении задач, поставленных в Программе:
- комплексность - обеспечение полного спектра услуг для малых предприятий;
- системность - обеспечение функциональной взаимосвязанности всех элементов городской инфраструктуры малого бизнеса;
- конкурсность - обеспечение равных прав и возможностей малых предприятий при получении поддержки и проведении конкурсов на исполнение муниципальных заказов;
- гласность - наличие полной и доступной информации о содержании конкретных мер муниципальной поддержки;
- делегирование функций - обеспечение участия предпринимательских кругов, общественных объединений и союзов предпринимателей в реализации проектов.
4. Мероприятия по реализации Программы
Предлагаемые к реализации мероприятия базируются на результатах выполнения предыдущих программ развития и поддержки предпринимательства в г. Волжском.
Программные мероприятия представлены пятью разделами, характеризующими основные направления поддержки малого предпринимательства (Приложение N 1):
1. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства.
Мероприятиями раздела предусмотрено проведение анализа практики применения нормативных правовых актов в сфере регулирования и поддержки малого предпринимательства, разработка предложений по внесению изменений в федеральное законодательство, нормативные правовые акты Волгоградской области.
2. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства.
Для решения проблем финансирования малых предприятий предусмотрены мероприятия по возмещению из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами предпринимательства в кредитных организациях, содействие деятельности кредитно-потребительских кооперативов.
3. Повышение эффективности использования инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Создание новых объектов инфраструктуры (Бизнес-инкубатор) и дальнейшее развитие системы предоставления услуг субъектам малого предпринимательства - Фондом поддержки малого предпринимательства г. Волжского, Торгово-промышленной палатой, другими субъектами, призвано решить проблемы доступа предпринимателей к необходимой информации по ведению бизнеса.
Организация выставочной деятельности будет способствовать продвижению продукции предпринимателей на товарные рынки.
4. Научно-методическое, информационное обеспечение развития предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации.
Данный раздел включает мероприятия по обеспечению взаимодействия органов власти, организаций поддержки предпринимательства, общественных организаций и субъектов малого предпринимательства посредством проведения конференций, совещаний, семинаров, конкурсов.
5. Содействие субъектам малого предпринимательства в продвижении продукции на товарные рынки, развитие инновационных технологий.
С целью создания условий выхода на новые товарные рынки, привлечения инвестиций в малый бизнес, программой предусмотрены мероприятия по компенсации части расходов, связанных с участием предпринимателей в международной выставочно-ярмарочной деятельности; по поддержке субъектов предпринимательства, производящих продукцию на экспорт; по рекламированию инновационной деятельности.
5. Положения и законы, на основании которых должна
реализовываться Программа
Программа разработана в соответствии с правовыми нормативными документами:
- Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации";
- Законом Волгоградской области от 02.10.96 г. N 85-ОД "О государственной поддержке малого предпринимательства в Волгоградской области";
- Постановлением Волгоградской областной Думы от 09.06.05 г. N 11/233 "Об областной целевой программе "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Волгоградской области" на 2005-2010 годы";
- Постановлением Главы администрации Волгоградской области от 13.09.05 г. N 911 "Об утверждении порядка предоставления субсидий на государственную поддержку экспортно-ориентированного малого предпринимательства".
6. Ресурсное обеспечение Программы
Программа рассчитана на период 2006-2010 гг., стоимость реализации мероприятий составляет - 165220 тыс. руб.
Финансирование Программы предусматривается осуществлять за счет выделения средств городского, областного бюджетов, в том числе на возвратной основе; банковских кредитов, собственных средств субъектов предпринимательства и других внебюджетных источников (Приложение N 2).
Объемы финансирования подлежат уточнению при формировании бюджета на соответствующий год.
7. Механизм реализации Программы и контроль над ходом ее исполнения
Механизм реализации Программы предусматривает взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций предпринимателей.
Для эффективной реализации Программы предусматривается объединение ресурсов бюджетов и общественных организаций предпринимателей, привлечение внебюджетных источников финансирования, используя механизмы конкурсного распределения средств.
8. Оценка эффективности реализации Программы
Результатами реализации мероприятий Программы будут являться:
1. Обеспечение занятости, в том числе молодежи и незащищенных слоев общества, за счет увеличения числа рабочих мест на уже действующих и вновь создаваемых малых предприятиях, а также, за счет расширения возможностей в сфере самозанятости населения.
2. Насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами.
3. Обеспечение социальных программ городского округа - город Волжский за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет от малого и среднего бизнеса.
4. Обеспечение приоритетного опережающего развития малого предпринимательства в инновационных и высокотехнологичных сферах. Создание единого информационного пространства и условий для электронного ведения бизнеса, привлечение интеллектуального потенциала города к занятию предпринимательской деятельностью в наукоемких областях.
5. Усиление роли города Волжского как центра деловой активности и туризма, привлечение инвестиций в экономику города через развитие межрегионального и международного сотрудничества в предпринимательской деятельности.
6. Оптимизация деятельности крупных предприятий города за счет развития субконтрактных и иных кооперационных связей с малыми предприятиями.
7. Создание условий для развития малого предпринимательства в сфере содержания и обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства.
8. Укрепление семьи через поддержку семейных форм организации предпринимательской деятельности.
9. Увеличение отдачи от использования городской собственности за счет передачи ее эффективным собственникам в сфере малого предпринимательства.
10. Гармонизация общественных отношений через развитие социального и стратегического партнерства между властью, предпринимателями, наемными работниками и общественностью города.
9. Организация управления и контроль над ходом реализации Программы
Контроль над ходом реализации мероприятий Программы осуществляет#:
- Волжская городская Дума;
- Администрация городского округа - город Волжский.
------------------------------
* Сведения по предприятиям, предоставившим отчеты в органы статистики.
** Решение Волжского городского Совета народных депутатов от 21 апреля 1999 г. N 98/1 "О Программе муниципальной поддержки развития предпринимательства в г. Волжском на 1999-2000 гг.", Решение Волжского городского Совета народных депутатов от 30 мая 2001 г. N 14/12 "Об утверждении городской Программы "Муниципальная поддержка и развитие предпринимательства в городе Волжском на 2001-2004 годы".
Глава городского округа - город
Волжский Волгоградской области |
И.Н. Воронин |
N 36-ВГД
6 мая 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Городская программа Волжской городской Думы Волгоградской области от 6 мая 2006 г. N 36-ВГД "Развитие и поддержка малого предпринимательства городского округа - город Волжский Волгоградской области на 2006-2010 годы" (принята постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 21 апреля 2006 г. N 17/12)
Текст Городской программы опубликован в газете "Волжская Правда" от 13 мая 2006 г. N 69-71
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Городское положение Волжской городской Думы Волгоградской области от 8 декабря 2008 г. N 383-ВГД