Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Волгоградской
городской Думы
от 04.03.2009 N 16/472
Возражения
на протест прокурора Волгограда от 08.07.2008 N 7-15/08 на пункт 1.4.4 решения Волгоградской городской Думы от 18.06.2008 N 5/142 "О внесении изменений в постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 26.09.97 N 29/222 "О Положении о статусе депутата Волгоградского городского Совета народных депутатов" (в редакции на 08.04.2003)"
Рассмотрев протест прокурора Волгограда от 08.07.2008 N 7-15/08 на пункт 1.4.4 решения Волгоградской городской Думы от 18.06.2008 N 5/142 "О внесении изменений в постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 26.09.97 N 29/222 "О Положении о статусе депутата Волгоградского городского Совета народных депутатов" (в редакции на 08.04.2003)", Волгоградская городская Дума отклоняет его по следующим основаниям.
В силу статьи 9 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления" органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий.
Финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им Конституцией Российской Федерации или законом.
Финансовые системы, на которых основываются ресурсы местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, с тем чтобы следовать, насколько это практически возможно, за реальным изменением издержек, возникающих при осуществлении местными органами своих полномочий.
Согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Данные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в действующей редакции) установил, что:
в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления (включая деятельность представительного органа муниципального образования) (подпункт 8 пункта 10 статьи 35);
расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации (пункт 15 статьи 35);
уставом муниципального образования должны определяться структура и порядок формирования органов местного самоуправления, порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 44).
В силу пункта 1 статьи 5 Устава города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29.06.2005 N 20/362 "О новой редакции Устава города-героя Волгограда" (в редакции на 24.09.2008), к вопросам местного значения городского округа Волгоград относятся в том числе формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Волгоград и контроль за его исполнением, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Волгоград.
Согласно пункту 1 статьи 40 Устава города-героя Волгограда контрольно-счетная палата Волгограда - контрольный орган Волгограда, формируемый Волгоградской городской Думой в целях контроля за исполнением бюджета Волгограда, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета Волгограда, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Волгограда.
17 июня 2008 г. контрольно-счетная палата Волгограда дала заключение на проекты решений Волгоградской городской Думы "О гарантиях и компенсациях депутату Волгоградской городской Думы, осуществляющему свои полномочия (мандат) на непостоянной основе" и "О внесении изменений в постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 26.09.97 N 29/222 "О Положении о статусе депутата Волгоградского городского Совета народных депутатов", из которого следует, что указанные проекты решений не противоречат действующему законодательству и их принятие не приведет к нецелевому использованию денежных средств бюджета Волгограда.
Решением Волгоградской городской Думы от 24.10.2007 N 50/1239 "О бюджете Волгограда на 2008 год и на период до 2010 года" (в редакции на 20.02.2008) в бюджете Волгограда предусмотрены расходы на обеспечение деятельности Волгоградской городской Думы (в том числе компенсационные выплаты депутатам) отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации - раздел 01, подраздел 03, целевая статья расходов 0020400.
Данные расходные обязательства Волгограда возникали в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения - вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения Волгограда, установлены самостоятельно Волгоградской городской Думой и исполняются исключительно за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Волгограда, так как муниципальное образование Волгоград не является дотационным, а выступает донором бюджета Волгоградской области.
В соответствии со статьей 7 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г. статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их мандата.
Статус местных выборных лиц должен предусматривать надлежащую денежную компенсацию расходов в связи с осуществлением ими своего мандата, а также, при необходимости, денежную компенсацию за упущенный заработок или вознаграждения за проделанную работу и соответствующее социальное обеспечение.
В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в действующей редакции) депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.
Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что:
гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений;
компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (статья 164);
помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации при исполнении государственных или общественных обязанностей (статья 165);
работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время;
государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения (статья 170);
гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц (статья 172).
В соответствии с Законом Волгоградской области от 02 декабря 2008 г. N 1791-ОД "О гарантиях осуществления полномочий депутата и выборного должностного лица местного самоуправления в Волгоградской области":
уставом муниципального образования депутату, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, за счет средств местного бюджета гарантируются условия работы, обеспечивающие исполнение полномочий в соответствии с муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 2);
органы местного самоуправления самостоятельно определяют расходы местных бюджетов на обеспечение гарантий депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления;
финансирование расходов на обеспечение гарантий депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из областного бюджета (пункты 1 и 2 статьи 12).
Пунктами 1 и 4 статьи 27 Устава города-героя Волгограда предусмотрено, что депутатом Волгоградской городской Думы является избранный населением член представительного органа городского округа Волгоград, обладающий правом представлять интересы населения Волгограда и принимать от его имени решения в составе Волгоградской городской Думы.
Права, обязанности, ответственность, формы осуществления депутатом Волгоградской городской Думы своих полномочий, трудовые и социальные гарантии депутатской деятельности определяются федеральным и областным законодательством, Регламентом Волгоградской городской Думы, а также Положением о статусе депутата Волгоградской городской Думы, утвержденным постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 26.09.97 N 29/222 "О Положении о статусе депутата Волгоградского городского Совета народных депутатов" (в редакции на 26.11.2008).
Формы депутатской деятельности и обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатом его полномочий регламентированы Положением о статусе депутата Волгоградской городской Думы, утвержденным постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 26.09.97 N 29/222 "Об утверждении Положения о статусе депутата Волгоградской городской Думы" (в редакции на 26.11.2008), (далее - Положение).
Депутат Волгоградской городской Думы (далее - депутат) - выборное лицо, наделенное жителями города полномочиями по осуществлению представительных, нормотворческих, контрольных и иных функций городского самоуправления (статья 1 Положения).
В силу статьи 7 Положения вся работа депутата осуществляется в двух основных направлениях: в Волгоградской городской Думе и избирательных округах.
Анализируя вышеуказанные нормы права, можно сделать вывод, что депутат Волгоградской городской Думы для решения вопросов местного значения - вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения Волгограда осуществляет свои полномочия в следующих основных формах:
а) участие в разработке законодательных инициатив;
б) участие в заседаниях, совещаниях Волгоградской городской Думы;
в) участие в работе комитетов, депутатских фракций и групп, а также других органов, образуемых Волгоградской городской Думой;
г) участие в публичных слушаниях Волгоградской городской Думы;
д) участие в выполнении поручений Волгоградской городской Думы и создаваемых ею органов;
е) работа с избирателями;
ж) обращение с депутатским запросом (вопросом) в органы государственной власти и местного самоуправления, к руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
з) осуществление контроля за выполнением решений и постановлений органов местного самоуправления;
и) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принятия мер по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан;
к) участие в заседаниях администрации Волгограда с правом совещательного голоса;
л) внесение предложений в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и их должностным лицам и т.д.
Формы и порядок осуществления депутатами депутатских полномочий при решении вопросов местного значения Волгограда не могут быть связаны по времени с режимом и правилами внутреннего трудового распорядка депутата по основному месту работы, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, а обусловлены только интересами избирателей и зависят от времени работы в Волгоградской городской Думе и в избирательном округе.
Действующее трудовое законодательство Российской Федерации устанавливает, что на время исполнения работником государственных или общественных обязанностей в тех случаях, когда такие обязанности должны исполняться в рабочее время, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности), но не среднего заработка.
Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом либо решением соответствующего органа.
Данные затраты депутатов не компенсируются по основному месту работы. В то же время каждый имеет право на вознаграждение за труд. Поэтому на Волгоградской городской Думе как на представительном органе местного самоуправления лежит обязанность по соблюдению конституционных принципов, гарантий осуществления полномочий депутатов и обеспечению социально-экономических прав депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, в том числе по выплате компенсации за проделанную работу, связанную с исполнением депутатских полномочий (мандата).
Учитывая вышеизложенное, Волгоградская городская Дума полагает, что при принятии опротестованного прокуратурой Волгограда решения она действовала в рамках своей компетенции, определенной действующим законодательством.
Первый заместитель председателя |
А.И. Мордвинцев |
<< Назад |
||
Содержание Решение Волгоградской городской Думы от 4 марта 2009 г. N 16/472 "О протесте прокурора Волгограда на пункт 1.4.4 решения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.