Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 июля 2008 г. N А12-8081/08-С6
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 октября 2008 г. N А12-8081/08 настоящее решение отменено
См. также решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 декабря 2008 г. N А12-8081/2008 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 апреля 2009 г. N А12-8081/08
Именем Российской Федерации
Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании несоответствующим статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статье 5 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и не действующим постановление администрации Волгограда от 29.12.2005 г. N 2782 "О нормах образования отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006-2010 гг.".
Администрация Волгограда не признает заявленные требования, считая их необоснованньми.
Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору полагает, что требования подлежат удовлетворению.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Из материалов дела усматривается, что Постановление администрации Волгограда от 29.12.2005 г. N 2782 "О нормах образования твердых отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006-2010 гг." принято в целях совершенствования системы по сбору и удалению отходов, улучшения санитарного состояния Волгограда, приведения в соответствие с фактическими нормами образования твердых отходов от предприятий, учреждений, организаций Волгограда, в соответствие с Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно пункту 1 оспариваемого постановления организациям, оказывающим услуги по вывозу и размещению отходов, рекомендовано заключать договоры на оказание услуг в соответствие с лимитами на размещение отходов, утвержденными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для конкретного предприятия.
В пункте 2 постановления рекомендуется индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, не имеющим в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также утвержденных и выданных им лимитов на размещение отходов до момента их утверждения, при заключении договоров на оказание услуг по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых отходов руководствоваться нормами образования отходов при осуществлении конкретного вида деятельности предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006-2010 гг. в соответствии с приложением к постановлению от 29.12.2005 г. N 2782.
В приложении, утвержденным оспариваемым постановлением, рекомендованы нормы образования твердых отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006-2010 гг. с указанием наименования объекта образования отходов (предприятия бытового обслуживания, гостиницы и общежития, медицинские учреждения, объекты автоуслуг и т.д.), а также единицы измерения, среднегодовой нормы накопления.
Суд считает, что постановление администрации Волгограда от 29.12.2005 г. N 2782 "О нормах образования твердых отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006-2010 гг." носит рекомендательный характер и не содержит общеобязательных правил поведения.
Согласно части 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, вместо "настоящим Кодексом" следует читать "названным Кодексом"
Таким образом, для удовлетворения требования о признании недействующим нормативного правового акта необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу; нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель не представил достаточных доказательств, подтверждающих факт нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Предложенные нормы образования твердых отходов не обязательны к применению и имеют рекомендательный характер.
Суд считает, что оспариваемое постановление не противоречит статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статье 5 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Оспариваемое постановление определяет ориентиры для субъектов предпринимательской деятельности при заключении договоров на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов, в случае, если для таких субъектов не утверждены в установленном законодательством РФ порядке нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Таким образом, муниципальный правовой акт дает рекомендации для ситуации, которая урегулирована нормами федерального законодательства. При этом следует учесть, что оспариваемое постановление не обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, применять данные нормы и не исключает их обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для заявленных требований.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения пропущена часть текста, вместо "основания для заявленных требований" следует читать "основания для удовлетворения заявленных требований"
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Отказать в удовлетворении требований заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании несоответствующим статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статье 5 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и не действующим постановления администрации Волгограда от 29.12.2005 г. N 2782 "О нормах образования отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006-2010 гг."
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 июля 2008 г. N А12-8081/08-С6
Текст решения официально опубликован не был
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 октября 2008 г. N А12-8081/08 настоящее решение отменено