Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 декабря 2008 г. N А12-8081/2008
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 апреля 2009 г. N А12-8081/08 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании несоответствующим статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статье 5 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и не действующим постановление администрации Волгограда от 29.12.2005 г. N 2782 "О нормах образования отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006-2010 гг.".
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 10.07.2008 г. в удовлетворении требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что оспариваемое постановление определяет ориентиры для субъектов предпринимательской деятельности при заключении договоров на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов, в случае, если для таких субъектов не утверждены в установленном законодательством РФ порядке нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, то есть, дает рекомендации для ситуации, которая урегулирована нормами федерального законодательства. Оно не обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, применять данные нормы и не исключает их обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Предложенные нормы образования твердых отходов не обязательны к применению и имеют рекомендательный характер. Тем самым, отсутствуют достаточные доказательства, подтверждающих факт нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.10.2008 г. решение суда первой инстанции было отменено, как принятое с нарушением норм материального права. Кассационная инстанция указала, что при новом рассмотрении суд установить# соответствие оспариваемого нормативного правового акта не только не только нормативным правовым актам указанным в заявлении но и другим нормативным правовым актам регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу. Указала на необходимость устранения указанных недостатков, полного и всестороннего исследования доводов сторон и представленных сторонами доказательств.
Текст приводится в соответствии с источником
В судебном заседании заявитель требования поддержал.
Администрация Волгограда (далее - Администрация) с требованиями не согласилась и просила в их удовлетворении отказать. Считает оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает чьих-либо прав и не устанавливает требований не предусмотренных законом.
Определением суда для участия в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору, Департамент городского хозяйства администрации Волгограда.
3-е лицо - Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору полагает, что требования подлежат удовлетворению.
3-е лицо - Департамент городского хозяйства администрации Волгограда считает, в удовлетворении требований следует отказать.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд считает требования подлежат удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 29.12.2005 Администрация города Волгограда приняла постановление N 2782 "О нормах образования твердых отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006-2010 гг.", которым утвердила нормы образования твердых отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006-2010 гг.
Пунктом 1 названного постановления организациям, оказывающим услуги по вывозу и размещению отходов, рекомендовано заключать договоры на оказание услуг в соответствие с лимитами на размещение отходов, утвержденными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для конкретного предприятия.
В пункте 2 постановления индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, не имеющим в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также утвержденных и выданных им лимитов на размещение отходов до момента их утверждения, рекомендовано при заключении договоров на оказание услуг по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых отходов руководствоваться нормами образования отходов при осуществлении конкретного вида деятельности предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006-2010 гг. в соответствии с приложением к постановлению от 29.12.2005 N 2782.
В приложении приведены рекомендуемые нормы образования твердых отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006-2010 гг. с указанием наименования объекта образования отходов (предприятия бытового обслуживания, гостиницы и общежития, медицинские учреждения, объекты автоуслуг и т.д.), а также единицы измерения, среднегодовой нормы накопления.
Согласно части 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, вместо "настоящим Кодексом" следует читать "названным Кодексом"
Считая, что регулирование указанного вопроса относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения и далее по тексту допущены опечатки, вместо "настоящего Федерального закона" следует читать "названного Федерального закона" в соответствующих падежах
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды установлены пунктом 3 статьи 7 названного Федерального закона.
Согласно статье 2 Устава города-героя Волгограда Волгоград является городским округом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 названного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относятся:
- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные полномочия прописаны и в подпунктах 14 и 26 пункта 1 статьи 5 Устава города-героя Волгограда (л.д. 30).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 3 названной статьи определены полномочия органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами, к которым относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, вместо "Пунктом 3 названной статьи" следует читать "Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды""
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.
Уполномоченным территориальным органом исполнительной власти является Управление по технологическому и экологическому надзору по Волгоградской области - Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору.
Кроме этого, в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении местного самоуправления находится организация утилизации и переработки бытовых отходов, а в соответствии с подпунктами 11 и 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Таким образом, из положений названных норм следует, что полномочия органов местного самоуправления городских округов по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, полномочиями по утверждению нормативов образования твердых отходов от предприятий, учреждений и организаций органы местного самоуправления городских округов не обладают.
Оспариваемое постановление Администрации Волгограда от 12.12.2007 г. N 2782 "О нормах образования твердых отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006-2010 гг.", затрагивает права и законные интересы предпринимателей и организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, а также учреждений, в процессе которой образуются отходы, так как устанавливает единые среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех субъектов, без учета особенностей осуществления деятельности и объемов реализуемой продукции. Указанные особенности в объемах образующихся отходов должны быть учтены в разрабатываемых предприятиями, учреждениями и организациями проектах нормативах образования отходов, а не устанавливаться нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Так, ГУЗ "Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер N 2" г. Волгограда не имея утвержденных в установленном законе порядке лимитов на размещение отходов заключила# договор с МУП "Автокоммунтранс" на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от 29.01.2007 г. ГУ "ВОПТД N 2". Согласно п. 4.1 указанного договора стоимость работ по договору на обслуживание объектов ГУЗ "ВОПТД N 2" рассчитывается, исходя из норм накопления отходов от предприятий в куб. м, утвержденных Администрацией г. Волгограда постановлением 29.12.2005 г. N 2782 "О нормах образования твердых отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006-2010 гг.".
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, дату постановления Администрации Волгограда N 2782 следует читать как 29 декабря 2005 г.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона "Об отходах" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатываются# проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяется Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"). Нарушение указанных требований образует состав административного правонарушения (ст. 8.1 КоАП РФ) и является основанием для привлечения к административной ответственности. Оспариваемое постановление фактически легализует осуществление хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц без обязательной разработки проектов нормативов образования отходов, утверждения лимитов на их размещение.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, название указанного Федерального закона следует читать как "Об отходах производства и потребления"
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление противоречит соответствующим положениям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не носит рекомендательный характер и в силу правовой природы обязателен к исполнению.
Правовая позиция подтверждена выводами Кассационной инстанции в постановлении от 21.10.2008 г. по настоящему делу.
Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Признании# несоответствующим статье 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статье 5 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и не действующим постановление администрации Волгограда от 29.12.2005 г. N 2782 "О нормах образования отходов от предприятий, учреждений и организаций Волгограда на 2006-2010 гг.".
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в одномесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 декабря 2008 г. N А12-8081/2008
Текст решения официально опубликован не был