Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 9 декабря 2008 г. N А12-2214/08-С45
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 мая 2009 г. N А12-2214/08 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Автономная некоммерческая организация "Волжская телевизионная радиовещательная компания" (далее - Заявитель, Организация ) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным и не подлежащим применению Постановления Волгоградской областной Думы от 20 декабря 2007 г. N 15/988 "О плане работы Контрольно-счетной палаты Волгоградской области на 2008 г." в части, предусматривающей проверку финансово-хозяйственной деятельности автономной некоммерческой организации "Волжская телевизионная радиовещательная компания "Ахтуба-ТВ" за 2007 год" (п. 2.7 Постановления).
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения и далее по тексту допущены опечатки, имеется в виду пункт 2.7 приложения к названному постановлению
Решением арбитражного суда первой инстанции от 01.04.2008 г., оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2008 г., в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на правомочия контрольно-счетной палаты Волгоградской области по осуществлению контроля за наличием и отсутствием бюджетных средств в деятельности учрежденной организации и не предоставление истцом доказательств того, каким образом оспариваемым Постановлением нарушены его права.
Постановлением Арбитражного суда кассационной инстанции от 08 июля 2008 г. Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.04.2008 г. и Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2008 г. по делу N А12-2214/08 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области. В постановлении указано, что судебные акты приняты по неполно выясненным обстоятельствам и без всесторонней о объективной оценки доводов сторон и представленных по делу доказательств. При новом рассмотрении дела суду необходимо дать объективную и всестороннюю оценку доказательствам по делу в их совокупности и взаимосвязи.
В судебном заседании АНО "ВТРК" просило заявленные требования удовлетворить, признать оспариваемое постановление недействительным и не подлежащим применению.
Ответчик - Волгоградская областная Дума явку представителя в судебное заседание не обеспечила, отзыв не представила.
Определением суда для участия в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: 1) Администрация г. Волгограда, Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области; 3) Контрольно-счетная палата Волгоградской области.
3-е лицо - Контрольно-счетная палата Волгоградской области считает в удовлетворении требований следует отказать, ссылаясь на законность оспариваемого Постановления.
3-е лицо - Администрация городского округа - город Волжский Волгоградской считает в удовлетворении требований следует отказать.
3-е лицо - Администрация Волгоградской области, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, считает, что требования АНО "ВТРК" подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, 20 декабря 2007 г. Волгоградская областная Дума приняла Постановление N 15/988 "О плане работы Контрольно-счетной палаты Волгоградской области на 2008 г.", пункт 2.7, которого предусматривает проверку финансово-хозяйственной деятельности Автономной некоммерческой организации "Волжская телевизионная радиовещательная компания "Ахтуба-ТВ" за 2007 г.".
На основании оспариваемого постановления Контрольно-счетная палата Волгоградской области провела проверку всей хозяйственной деятельности АНО "ВТРК" ( акт проверки от 24.04.2008 г.).
Пологая, что Постановление Волгоградской областной Думы N 15/988 от 20 декабря 2007 г. (в части проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности Автономной некоммерческой организации "Волжская телевизионная радиовещательная компания "Ахтуба-ТВ" за 2007 г.") противоречит действующему законодательству и нарушает права и интересы АНО "ВТРК" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилась в Арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Телекомпания осуществляет свою деятельность в форме автономной некоммерческой организации. В соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ от 12.01.1996 г. "О некоммерческих организациях" (ч. 1, 3 ст. 32), некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам, в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации, а документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в т.ч. полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, т.е. в Федеральной регистрационной службу.
В соответствии со ст. 28 Устава (Основного закона) Волгоградской области N 73-ОД от 17.07.1996 г., Волгоградская областная Дума самостоятельно или через создаваемые ею органы осуществляет контроль за исполнением принятых законов и иных нормативных актов, исполнением областного бюджета, использованием кредитных ресурсов и ассигнований из федерального бюджета, средств территориальных государственных внебюджетных фондов Волгоградской области, выполнением областных программ и планов социально-экономического развития, распоряжением областной собственностью. Для осуществления контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей областного бюджета Волгоградская областная Дума образует контрольно-счетную палату Волгоградской области, которая является постоянно действующим органом государственного финансового контроля.
Полномочия Контрольно-счетной палаты в отношении некоммерческих организаций определены в статье 14 Закона "О контрольно-счетной палате Волгоградской области" N 344-ОД от 17.12.1999 г.
В пункте 2 статьи 14 Закона N 344-ОД указано, что на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия контрольно-счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств областного бюджета, использованием областной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных областным законодательством или органами государственной власти Волгоградской области налоговых льгот и преимуществ.
Из содержания указанной правовой нормы следует, что перечень контрольных полномочий КСП является исчерпывающим, возможность наделения контрольно-счетной палаты иными, не указанными в Законе Волгоградской области N 344-ОД от 17.12.1999 г. полномочиями, не предусмотрено.
Таким образом, Волгоградская областная Дума не может возложить на контрольно-счетную палату дополнительные полномочия, в т.ч. касающиеся проверки деятельности АНО "ВТРК", не связанной с получением и использованием средств областного бюджета.
Судом установлено, что государственное имущество АНО "ВТРК" никогда не выделялось, что подтверждается справкой Комитета по управлению государственным имуществом по Волгоградской области (N 10-07/727 от 12.02.2008 г.), налоговыми и иными льготами и преимуществами, предусмотренными областным законодательством, АНО "ВТРК" не пользуется, а средства областного бюджета поступают в АНО "ВТРК" исключительно на основании государственных контрактов, заключенных по итогам проводимых конкурсов на информационное обслуживание деятельности органов государственной власти Волгоградской области.
Следовательно, контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты Волгоградской области могут распространяться на проверку деятельности АНО "ВТРК" в части, связанной с получением, перечислением или использованием организацией средств областного бюджета.
Между тем, из дословного текста пункта 2.7 оспариваемого Постановления следует, что Контрольно-счетная палата Волгоградской области наделена Волгоградской областной Думой полномочием на проведение проверки АНО "ВТРК" не только в части, связанной с получением, перечислением или использованием средств областного бюджета, но и всей финансово-хозяйственной деятельности АНО "ВТРК" за 2007 г.
Наделение Контрольно-счетной палаты Волгоградской области полномочием на проведение проверки всей финансово-хозяйственной деятельности АНО "ВТРК" следует и из плана-задания на проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности АНО "ВТРК" за 2007 г., подписанного начальником инспекции КСП Волгоградской области Подгайновым В.В., и утвержденного аудитором КСП Волгоградской области Серпокрыловой В.И. 11 января 2008 г.
Согласно Плана-задания, целью проверки является "проверка бюджетных средств и средств от предпринимательской деятельности", а содержание проверяемого вопроса, помимо проверки по вопросам использования Телекомпанией бюджетных средств (п. 3) и использования государственного имущества (п. 4), включает в себя вопросы, проведение проверки по которым не относится к компетенции КСП: проверка соответствия деятельности АНО "ВТРК" действующему законодательству (п. 1); проверка учредительных документов, локальных документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность АНО "ВТРК" (п. 2); анализ формирования и проверка обоснованности операционных и вне операционных расходов АНО "ВТРК" (п. 5, 6); состояние дебиторской и кредиторской задолженности АНО "ВТРК" (п. 7).
С учетом изложенного, суд считает, что Постановление N 15/988 от 20.12.2007 г. "О плане работы Контрольно-счетной палаты Волгоградской области на 2008 г.", в части, предусматривающей проверку финансово-хозяйственной деятельности Автономной некоммерческой организации "Волжская телевизионная радиовещательная компания "Ахтуба-ТВ" за 2007 г.", принято Волгоградской областной Думой с превышением предоставленных ей Уставом (Основной закон) Волгоградской области N 73-ОД от 17.07.1996 г. полномочий, противоречит действующему законодательству (ст. 10, 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" N 7-ФЗ от 12.01.1996 г.; ст. 28 Устава (Основной закон) Волгоградской области N 73-ОД от 17.07.1996 г.; ст. 14 Закона Волгоградской области "О контрольно-счетной палате Волгоградской области" N 344-ОД от 17.12.1999 г.), расценивается судом как вмешательство в деятельность АНО "ВТРК", и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В процессе проведения проверки была затребована вся информация о деловых контактах и контрагентах Организации, методы расчета, структура стоимости оказываемых услуг, сведения о ценовой политики, финансовом положении организации, маркетинговой политике, информация о деловой переписки и другое. Проверка проводилась с января по май 2008 г. при этом был задействован персонал Организации в отрыве и в ущерб Уставной деятельности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 167-170 АПК РФ, суд решил:
Заявление АНО "ВТРК" удовлетворить. Признать недействительным и не подлежащим применению Постановления Волгоградской областной Думы N 15/988 от 20.12.2007 г. "О плане работы Контрольно-счетной палаты Волгоградской области на 2008 г.", в части, предусматривающей проверку финансово-хозяйственной деятельности Автономной некоммерческой организации "Волжская телевизионная радиовещательная компания "Ахтуба-ТВ" за 2007 г." (п. 2.7 Постановления).
Взыскать с Волгоградской областной Думы в пользу Автономной некоммерческой организации "Волжская телевизионная радиовещательная компания" расходы по оплате госпошлины в сумме 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый апелляционный арбитражный суд в одномесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 9 декабря 2008 г. N А12-2214/08-С45
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 мая 2009 г. N А12-2214/08 настоящее решение оставлено без изменения