Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 4 мая 2009 г. N А12-4192/2009
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Согласно части 2 статьи 192 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Администрация городского поселения г. Котово Волгоградской области обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации о признании пункта 2 статьи 11 "Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского поселения г. Котово", утвержденного постановлением Котовской городской Думы N 76/14 от 29 июня 2006 года недействующим, как несоответствующим пункту 4 статьи 51 Федерального Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьям 8, 29 Федерального закона N 161-ФЗ от 14.11.2002 года "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьям 13, 15 Федерального закона N 7-ФЗ от 12.01.1996 года "О некоммерческих организациях", статье 5 Федерального закона N 174-ФЗ от 03.11.2006 года "Об автономных учреждениях", пункту 4 статьи 48 Устава городского поселения г. Котово, а также пункту 2 статьи 8 "Порядка создания, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий в городском поселении г. Котово", принятого решением Котовской городской Думой# 31.05.2006 года N 71/13 и п. 2.1 статьи 2 "Порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений в городском поселении г. Котово", принятого решением Котовской городской Думой# 09.03.2007 года N 134/21, то есть нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическим# силу.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования, просят удовлетворить заявление.
Представитель ответчика заявленные требования не признал, просит отказать в удовлетворении заявления. Кроме того, просит взыскать с заявителя судебные расходы, выразившееся в оплате услуг представителя в сумме 10000 рублей.
Представитель прокуратуры Волгоградской области считает заявленные требования необоснованными.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Постановлением Котовской городской Думы N 76/14 от 29.06.2006 года утверждено "Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского поселения г. Котово".
В статье 11 указанного Положения определена компетенция администрации городского поселения г. Котово.
Заявителем оспаривается пункт 2 статьи 11 указанного Положения в части необходимости согласования Администрацией городского поселения г. Котово с Котовской городской Думой принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу части 1 статьи 34 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно части 2 статьи 43 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Согласно статье 7 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения, отнесенным к их компетенции, органы местного самоуправления и должностные лица издают муниципальные правовые акты. В соответствии с пунктом 1 статьи 37 этого Федерального закона в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно пункта 8 статьи 30 Устава городского поселения г. Котово Волгоградской области, определяющей полномочия главы городского поселения г. Котово, последний "представляет на рассмотрение в Котовскую городскую Думу проекты нормативных актов о введение или отмене местных налогов и сборов, а также другие правовые акты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета городского поселения г. Котово."
То есть, все правовые акты, предусматривающие расходы денежных средств, выделяемых из бюджета городского поселения г. Котово, в обязательном порядке согласовываются с Котовской городской Думой. Создание, реорганизация, ликвидация муниципальных предприятий в любом случае предусматривает использование средств бюджета городского поселения г. Котово.
Часть 4 статьи 51 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального Закона N 161-ФЗ от 14.11.2002 года "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Статья 8 Федерального Закона N 161-ФЗ от 14.11.2002 года "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определяет порядок учреждения унитарного предприятия. В данной статье указано, что решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.
В статье 29 Федерального Закона N 161-ФЗ от 14.11.2002 года "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определено, что унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статьи 13 и 15 Федерального закона N 7-ФЗ от 12.01.1996 года "О некоммерческих организациях", определяют порядок создания некоммерческих организаций. По смыслу данных статей учредителями некоммерческих организаций могут выступать собственники имущества (учредители).
Статья 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации также наделяет муниципальное образование правами на создание муниципального учреждения, при этом муниципальные учреждения могут быть бюджетными или автономными.
Статья 5 Федерального закона N 174-ФЗ от 03.11.2006 года "Об автономных учреждениях", определяет право, принятии решения о создании автономного учреждения, также собственником имущества (учредителем). В частности в пункте 3 статьи 5 указано, что решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования.
Котовской городской Думой, были приняты следующие нормативно-правовые акты, определяющие порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений.
Так, пункт 2.1 статьи 2 "Порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений в городском поселении г. Котово", принятого решением Котовской городской Думой# 09.03.2007 года N 134/21, определяет, что муниципальное учреждение городского поселения г. Котово создается распоряжением главы городского поселения г. Котово в соответствии с Гражданским кодексом РФ и действующим законодательством РФ, Уставом городского поселения г. Котово по инициативе администрации городского поселения г. Котово или ее структурных подразделений.
В соответствии с п. 2.3 вышеназванного Порядка Учредителем муниципального учреждения выступает городское поселение г. Котово в лице главы городского поселения. Устав муниципального учреждения городского поселения г. Котово разрабатывается и утверждается учредителем.
Аналогичный порядок определен и по муниципальным унитарным предприятиям. Статья 8 "Порядка создания, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий в городском поселении г. Котово", принятого решением Котовской городской Думой# от 31.05.2006 года N 71/13, устанавливает, что учредителем унитарного предприятия выступает муниципальное образование. Решение об учреждении муниципального образования принимается уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органом#.
На основании изложенного, анализируя положения приведенных выше норм, суд приходит к выводу о том, что именно органы местного самоуправления наделены правом создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий.
Котовская городская Дума и Администрация городского поселения г. Котово Волгоградской области составляют единую структуру органов местного самоуправления.
В связи, с чем суд считает, что указание в оспариваемом в части Положении на необходимость согласования Администрацией городского поселения г. Котово Волгоградской области с Котовской городской Думой решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий не противоречит действующему законодательству, как и не установлено законодательством запрета на необходимость такого согласования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункт 2 статьи 11 "Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского поселения г. Котово", утвержденного постановлением Котовской городской Думы N 76/14 от 29 июня 2006 года, принят в соответствии с Федеральным Законом N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом N 161-ФЗ от 14.11.2002 года "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральным законом N 7-ФЗ от 12.01.1996 года "О некоммерческих организациях", Федеральным законом N 174-ФЗ от 03.11.2006 года "Об автономных учреждениях", Уставом городского поселения г. Котово, "Порядком создания, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий в городском поселении г. Котово", принятым решением Котовской городской Думой# от 31.05.2006 года N 71/13, "Порядком создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений в городском поселении г. Котово", принятым решением Котовской городской Думой# от 09.03.2007 года N 134/21, и не нарушает права и законные интересы заявителя, граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а потому суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Ходатайство Котовской городской думы о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Текст приводится в соответствии с источником
В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Котовская городская Дума просит взыскать с заявителя - Администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области, судебные расходы, состоящие из оплаты услуг представителя Лихарева В.В., который представлял его интересы в судебных заседаниях.
Согласно договора возмездного оказания юридических услуг N 5 от 18.03.2009 года, Лихарев Виктор Владимирович обязался оказывать Котовской городской Думе услуги по представлению его интересов в арбитражном суде Волгоградской области по делу N А12-4192/2009. Стоимость услуг составляет 10000 рублей. Котовской городской Думой были перечислены денежные средства Лихареву В.В., что подтверждается справкой о доходах последнего и платежным поручением N 709 от 24.03.2009 года.
Из пункта 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.04 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" следует, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности, нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость услуг адвокатов; сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов.
Суд, исходя из пределов разумности расходов, представленных доказательств, считает, требования заявителя о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета, поскольку истец - Администрация городского поселения г. Котово в силу пункта 1.1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьям 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, решил:
Отказать Администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области в удовлетворении заявления к Котовской городской Думе о признании пункта 2 статьи 11 "Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского поселения г. Котово", утвержденного постановлением Котовской городской Думы N 76/14 от 29 июня 2006 года недействующим, как несоответствующим пункту 4 статьи 51 Федерального Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьям 8, 29 Федерального закона N 161-ФЗ от 14.11.2002 года "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьям 13, 15 Федерального закона N 7-ФЗ от 12.01.1996 года "О некоммерческих организациях", статье 5 Федерального закона N 174-ФЗ от 03.11.2006 года "Об автономных учреждениях", пункту 4 статьи 48 Устава городского поселения г. Котово, а также пункту 2 статьи 8 "Порядка создания, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий в городском поселении г. Котово", принятого решением Котовской городской Думой# 31.05.2006 года N 71/13 и п. 2.1 статьи 2 "Порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений в городском поселении г. Котово", принятого решением Котовской городской Думой# от 09.03.2007 года N 134/21, то есть нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическим# силу.
Взыскать с Администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области в пользу Котовской городской Думы судебные расходы в размере 10000 рублей.
Выдать Администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (через Арбитражный суд Волгоградской области).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 4 мая 2009 г. N А12-4192/2009
Текст решения официально опубликован не был