Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 11
1.11. Стандарт качества государственных услуг (работ), оказываемых в специальных общеобразовательных школах закрытого типа для воспитанников с девиантным поведением
(утв. Приказом Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 30 апреля 2009 г. N 963)
I. Потребители государственной услуги
Потребителями государственных услуг (работ), оказываемых в специальных общеобразовательных школах закрытого типа для воспитанников с девиантным поведением (далее - учреждение), являются несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, совершившие общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения и требующие педагогического подхода.
II. Правовые акты, регулирующие оказание государственной услуги
Оказание государственных услуг регулируется следующими нормативными правовыми актами:
Конституцией Российской Федерации;
Семейным Кодексом Российской Федерации;
Гражданским Кодексом Российской Федерации;
Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании";
Федеральным Законом от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральным Законом от 26.06.1999 г. N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федеральным Законом от 21.12.1996 г. N 159 "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
Федеральным Законом от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей";
Постановлением Правительства РФ от 25.04.1995 г. N 420 "Об утверждении типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением";
Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. N 196 "Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 г. N 45 "Об утверждении СанПин 2.4.5.2409-08";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002 г. N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.1178-02";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2003 г. N 98 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.3.2.1324-03";
Законом Волгоградской области от 11.08.2006 г. N 1276-ОД "Об образовании в Волгоградской области";
Законом Волгоградской области от 10.10.2002 г. N 748-ОД "О профилактике безнадзорности в Волгоградской области";
Законом Волгоградской области от 16.08.1999 г. N 293-ОД "О профилактике наркомании и токсикомании на территории Волгоградской области";
Законом Волгоградской области от 15.12.2005 г. N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области";
Законом Волгоградской области от 12.12.2005 г. N 1144-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей";
Законом Волгоградской области от 6 марта 2009 г. N 1863-ОД "О стандартах качества оказания государственных услуг Волгоградской области";
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 10.02.2006 года N132 "Об утверждении норм обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в государственных учреждениях, а также несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в государственном образовательном учреждении "Октябрьская специальная общеобразовательная школа закрытого типа", в государственных школах-интернатах всех типов и видов";
настоящим стандартом, иными нормативными правовыми актами в сфере образования и защиты законных прав и интересов несовершеннолетних.
III. Требования к законности и безопасности оказания государственной услуги
В своей деятельности учреждение руководствуется международными актами в области защиты прав ребенка и его законных интересов, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Волгоградской области, Комитета по образованию Администрации Волгоградской области, настоящим стандартом.
Деятельность учреждения регулируется типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением и разработанным на его основе уставом.
Учреждение закрытого типа может быть только государственным.
Учреждение создается и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Отношения между учредителем (учредителями) и учреждением определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учреждение должно проходить процедуру лицензирования и государственной аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Учреждение как юридическое лицо должно иметь устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
Содержание образования в учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов.
Организация образовательного процесса в учреждении регламентируется учебным планом, разрабатываемым и утверждаемым учреждением самостоятельно в соответствии с базисным (примерным) учебным планом и расписанием занятий.
Учреждение создается при наличии не менее 25 воспитанников. Наполняемость класса (группы) при этом устанавливается в количестве не более 8-10 человек.
В учреждении закрытого типа должна создаваться режимная (вспомогательная) служба, которая обеспечивает специальные условия содержания воспитанников.
Специальные условия содержания предусматривают:
охрану территории учреждения и материальных ценностей;
организацию безопасных условий содержания воспитанников;
временную изоляцию воспитанников, исключающую возможность их ухода с территории учреждения по собственному желанию;
круглосуточное наблюдение и контроль за воспитанниками, в том числе во время, отведенное для сна;
проведение выборочного досмотра вещей воспитанников, поступающих им посылок, бандеролей, передач.
Реорганизация и ликвидация учреждения осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В учреждении должна организовываться психолого-медико-педагогическая комиссия.
Доставка несовершеннолетнего правонарушителя в учреждение закрытого типа осуществляется по решению суда либо в установленном порядке через центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, либо его родителями (законными представителями).
Администрация учреждения закрытого типа в 5-дневный срок со дня поступления воспитанника должна письменно известить об этом его родителей (законных представителей), органы внутренних дел по месту жительства воспитанника, а также образовательное учреждение, из которого он выбыл, и соответствующий орган, осуществляющий управление в сфере образования.
После выпуска из учреждения выпускники должны направляться к родителям (законным представителям), не имеющие таковых несовершеннолетние воспитанники - в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Администрация учреждения не позднее, чем за один месяц должна информировать родителей (законных представителей), органы внутренних дел и комиссию по делам несовершеннолетних по месту жительства воспитанника о его выпуске.
Воспитанники находятся в учреждении на полном государственном обеспечении.
Воспитанники обязаны выполнять устав учреждения.
В случае самовольного ухода воспитанника за пределы учреждения закрытого типа администрация должна информировать об этом его родителей (законных представителей), органы внутренних дел по месту нахождения учреждения и по месту постоянного проживания воспитанника, принять меры к его розыску. Вопрос о возвращении воспитанника в данное учреждение должен решаться учреждением совместно с комиссией по делам несовершеннолетних по месту нахождения учреждения и его родителями (законными представителями).
За совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава учреждения к воспитанникам могут применяться следующие меры взыскания:
предупреждение;
объявление выговора в устной форме или в приказе директора;
обсуждение на собрании воспитанников, педагогическом совете учреждения;
лишение права выходить за пределы учреждения в воскресные и праздничные дни, каникулярное время;
сообщение водителям (законным представителям).
Решение об исключении из учреждения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно приниматься с согласия органов опеки и попечительства. По отношению к воспитанникам не должны допускаться:
применение методов физического и психического насилия;
применение мер воздействия, не учитывающих возраст воспитанников, носящих антипедагогический характер, унижающих достоинство личности;
ограничение или лишение воспитанников контактов с родителями (законными представителями);
уменьшение норм питания;
лишение воспитанников прогулок;
привлечение их к выполнению функций, связанных с поддержанием дисциплины.
Общественно полезный труд не должен применяться в качестве дисциплинарной меры воздействия.
IV. Требования, обеспечивающие доступность государственной услуги для потребителей государственной услуги
Потребителям государственной услуги гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Учреждение должно открываться в населенном пункте с благоприятными климатическими и экологическими условиями, имеющем транспортную и телефонную связь.
Воспитанники в учреждении должны имеют# право на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Прием детей и подростков в учреждение должен осуществляться в порядке, определяемом уставом учреждения.
Направление в учреждение закрытого типа должно осуществляться в соответствии с перечнем медицинских показаний, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации.
Перевод воспитанника, испытывающего трудности при адаптации, из одного учреждения закрытого типа в другое должен осуществляться постановлением комиссии по делам несовершеннолетних по месту нахождения учреждения на основании представления администрации учреждения.
Администрация учреждения в течение 5 дней после принятия комиссией по делам несовершеннолетних постановления о переводе воспитанника должна информировать об этом его родителей (законных представителей).
В учреждении закрытого типа воспитанники должны содержаться не более 3 лет.
Срок содержания по желанию воспитанника может быть продлен до завершения им одной из ступеней образования.
Психолого-медико-педагогическая комиссия учреждения каждые 6 месяцев должна рассматривать динамику реабилитационного процесса и вносить коррективы в индивидуальный план работы с воспитанником. При позитивных результатах администрация учреждения должна вносить в комиссию по делам несовершеннолетних по месту нахождения этого учреждения предложение о досрочном выпуске воспитанника из учреждения. Выпуск воспитанника из учреждения закрытого типа должен производиться по решению суда по месту нахождения этого учреждения на основании заключения администрации учреждения.
Срок реабилитации воспитанника в учреждении должен устанавливаться психолого-медико-педагогической комиссией этого учреждения после проведения в течение 3 месяцев диагностики его личности. Материалы диагностических обследований и наблюдения являются конфиденциальной информацией и не должны использоваться во вред правам и законным интересам воспитанника.
В случае досрочного выбытия или выпуска из учреждения (по окончании учреждения) воспитаннику должен выдаваться бесплатно комплект одежды и обуви, бывший в его пользовании в период обучения в учреждении, принадлежащие ему вещи и деньги, личные документы. Он также должен обеспечиваться проездными документами и продуктами питания на путь следования.
Воспитанники в возрасте до 16 лет должны направляться к месту их постоянного проживания в сопровождении работника учреждения либо родителей (законных представителей).
В соответствии с уставными целями и задачами в учреждении должны создаваться условия для реализации дополнительных образовательных программ: занятий спортом, искусством, ремеслами.
Воспитанники имеют право на обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальному учебному плану и на ускоренный курс обучения в порядке, определяемом уставом учреждения и другими актами, принимаемыми учреждением.
Порядок содержания, обучения и воспитания детей и подростков в учреждении устанавливается с учетом их индивидуальности, возраста, пола, а также психического и физического состояния и должен обеспечивать:
создание условий для психокоррекционной работы на основе индивидуальной социально-психологической диагностики;
организацию оптимального распорядка дня, включающего в себя систему оздоровительно-воспитательных мероприятий, занятие общественно-полезной деятельностью, личное время воспитанников;
безопасные условия проживания, максимальную защищенность воспитанников от негативного влияния;
социально-правовую помощь.
Бытовые условия учреждения (планировка, отделка помещений и т.д.) должны способствовать реабилитационному процессу, создавать условия для снятия у воспитанников эмоционального напряжения и агрессии.
Администрация учреждения имеет право обеспечить выпускнику, выпущенному из учреждения, проживание и питание в учреждении в течение 3 месяцев для решения вопроса о его трудоустройстве или дальнейшем обучении.
Воспитанники имеют право на получение юридической консультации за счет средств учреждения.
Воспитанники имеют право на переписку, получение передач, посылок, бандеролей, денежных переводов, телефонные переговоры, пользование личными вещами.
В случае ухудшения состояния здоровья воспитанника или его смерти администрация учреждения должна немедленно уведомить об этом его родителей (законных представителей), а при отсутствии таковых - комиссию по делам несовершеннолетних по месту постоянного проживания воспитанника.
В случае смерти родителей (законных представителей) воспитанник имеет право присутствовать на их похоронах, а при тяжелом заболевании родителей (законных представителей) - навестить их. Расходы на проезд производятся за счет средств учреждения.
В период пребывания воспитанника в учреждении закрытого типа по решению администрации учреждения он может быть отпущен на каникулы. При этом расходы на питание за дни отсутствия возмещаются воспитаннику в натуральной или денежной форме по действующим в учреждении нормам.
Уставом учреждения могут устанавливаться меры поощрения воспитанников за добросовестное отношение к труду и учебе, примерное поведение.
Родители (законные представители) имеют право:
защищать законные права и интересы детей, принимать участие в организации деятельности учреждения в соответствии с его уставом;
посещать воспитанников без каких-либо ограничений. При этом в учреждении должны создаваться условия для их временного проживания (оборудованные отдельные комнаты), им должна оказываться помощь в организации питания, приобретении проездных документов.
Родители (законные представители) обязаны выполнять относящиеся к ним требования устава учреждения.
В случае нанесения воспитаннику физического, морального или материального ущерба администрация учреждения должна информировать учредителя (учредителей), органы внутренних дел, комиссию по делам несовершеннолетних по месту нахождения учреждения, родителей (законных представителей), назначить дисциплинарное расследование, по результатам которого принять соответствующие меры.
О всех чрезвычайных происшествиях администрация учреждения должна немедленно информировать учредителя (учредителей), органы внутренних дел и органы управления образованием по месту его нахождения, а также Министерство образования и науки Российской Федерации.
При поступлении мотивированной жалобы о нанесении воспитаннику работником учреждения морального или физического ущерба работник отстраняется от контакта с воспитанниками до завершения дисциплинарного расследования.
V. Требования к материально-техническому обеспечению оказания государственной услуги
Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должен закрепить его за учреждением.
Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
Учреждение должно владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.
Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за учреждением, допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Земельные участки закрепляются за учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.
Деятельность учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между учреждением и учредителем (учредителями).
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются:
собственные средства учредителя (учредителей);
бюджетные и внебюджетные средства;
имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным им органом);
доход, полученный от реализации учреждением продукции и услуг, а также от других видов разрешенной деятельности;
другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учреждение должно отвечать по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При недостаточности этих средств по обязательствам учреждения отвечает его учредитель (учредители) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Финансирование учреждения должно осуществляться в соответствии с государственными и местными нормативами. Нормативы финансирования учреждений устанавливаются с учетом тех затрат, которые не зависят от количества воспитанников.
Воспитанники должны обеспечиваться питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия согласно установленным нормам.
Содержание воспитанника в учреждении, расположенном вне региона, где находится место его постоянного проживания, осуществляется в соответствии с договором между регионами за счет средств направляющего региона.
Финансовые средства учреждения находятся в его распоряжении и изъятию не подлежат.
Учреждение устанавливает:
заработную плату работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты);
структуру управления учреждением;
штатное расписание и должностные обязанности.
Учреждение должно иметь:
комплекс жилых и учебных зданий для воспитанников;
помещения для педагогического, административного и обслуживающего персонала, подсобное хозяйство, пищеблок, клуб, спортгородок, учебно-опытный участок, учебно-производственные мастерские и другие помещения, необходимые учреждению для достижения цели;
материальную базу для проведения лечебных и специальных коррекционных занятий, в том числе медицинские кабинеты (стоматологический, процедурный, физиопроцедурный, психиатра), помещение для занятий психотерапией, комнату психологической разгрузки и другие;
спальные помещения, рассчитанные на 1-3 человек, санитарные узлы с отдельными кабинами в соответствии с установленными нормами;
транспортные средства (автобус, легковая и грузовая автомашины).
VI. Требования к кадровому обеспечению оказания государственной услуги
Порядок комплектования учреждения педагогическими, инженерно-педагогическими и другими работниками регламентируется его уставом.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную и педагогическую квалификацию, которая соответствует требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтверждена документами об образовании.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
При исполнении профессиональных обязанностей педагогические и инженерно-педагогические работники учреждения должны имеют# право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний воспитанников.
На каждый класс (группу) в учреждении должно быть предусмотрено не менее 2 воспитателей, 2 мастера производственного обучения, 2 учителя трудового обучения.
В штате учреждения должны быть предусмотрены должности учителя-логопеда, дефектолога (из расчета по 1 штатной единице на каждые 15-20 воспитанников с нарушениями речи), педагога-психолога, социального педагога (из расчета по 1 штатной единице на каждые 25 воспитанников), психотерапевта (2 штатные единицы).
Медицинское обслуживание (общепедиатрическое, психиатрическое, неврологическое) воспитанников должно обеспечиваться штатным медицинским персоналом, закрепленным органами здравоохранения за учреждением. Медицинский персонал наряду с администрацией и педагогическим персоналом несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания воспитанников.
Психологическую реабилитацию воспитанников, консультативную и профилактическую работу с педагогическими и медицинскими работниками учреждения, родителями (законными представителями) должны осуществлять педагоги-психологи.
Социальные педагоги должны осуществлять связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживать связь с родителями (законными представителями) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний.
Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования и уставом учреждения.
Управление учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Непосредственное руководство учреждением должен осуществлять прошедший соответствующую аттестацию директор.
Директор учреждения несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за жизнь и здоровье воспитанников и работников учреждения, за комплектование учреждения квалифицированными кадрами работников.
Директор должен организовать работу учреждения и несет полную ответственность за организацию образовательного и воспитательного процесса, за соблюдение в нем плановой, финансовой и организационной дисциплины.
VII. Требования к уровню информационного обеспечения потребителей государственной услуги
Учреждение обязано довести до сведения потребителей свое наименование, местонахождение (адрес) и режим работы. Данная информация должна быть размещена на вывеске.
Учреждение должно предоставить потребителю государственной услуги информацию о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа.
До потребителя государственной услуги должна быть доведена информация о виде деятельности учреждения, номер лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии# и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
Учреждение обязано своевременно предоставить потребителям достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, ознакомить с правилами и условиями использования государственной услуги.
В состав информации об услугах, предоставляемых учреждением, должны быть включены:
перечень основных услуг, предоставляемых учреждением;
характеристика услуги;
наименования государственных и настоящего стандартов;
информация о качестве услуги, условиях ее предоставления;
информация о возможности влияния потребителей на качество услуги;
сведения о средствах коммуникации потребителей с работниками учреждения;
информация о возможности получения оценки качества услуги со стороны потребителя;
правила и условия эффективного и безопасного предоставления услуг;
гарантийные обязательства учреждения - исполнителя услуг.
Информация о предоставлении услуги должна содержать указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу.
Способ и порядок предоставления информации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
VIII. Иные требования, необходимые для обеспечения оказания государственной услуги
Иные требования, необходимые для обеспечения оказания государственной услуги, регулируются нормативными правовыми актами Российской Федерации, Волгоградской области, Комитета по образованию Администрации Волгоградской области в сфере защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.