Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 9 декабря 2008 г. N А12-16581/08-С22
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 апреля 2009 г. N А12-16581/2008 настоящее решение оставлено без изменения
ООО обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующим решения Волгоградской городской Думы от 15.05.2008 N 3/84 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена".
Заявленные требования мотивированы тем, что решение Волгоградской городской Думы от 15.05.2008 N 3/84 незаконно, поскольку увеличение арендной платы на землю экономически необоснованно, не соответствует статье 8 Конституции Российской Федерации, Регламенту работы Волгоградской городской Думы, статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены: администрация Волгоградской области, администрация г. Волгограда, Комитет земельных ресурсов администрации г. Волгограда.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования. Представитель Волгоградской городской Думы с заявленными требованиями не согласилась, просит суд отказать в удовлетворении заявления.
Представители администрации г. Волгограда, Комитета земельных ресурсов администрации г. Волгограда, администрации Волгоградской области с заявленными требованиями не согласились, считают, что оспариваемое решение Волгоградской городской Думы от 15.05.2008 N 3/84 с 1 января 2008 г. соответствует действующему законодательству. Из представленного отзыва на заявление Волгоградской областной Думы также следует, что, по ее мнению, заявленные требования необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Представитель Волгоградского отделения общероссийской общественной организации "Деловая Россия" М.В.А. требования, изложенные заявителем, поддержал, просит суд заявление удовлетворить полностью.
Представитель прокуратуры Волгоградской области Б.А.С. выразила несогласие с заявленными требованиями ООО.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив доказательства по делу, арбитражный суд находит требования заявителя по пункту 7 оспариваемого решения подлежащими прекращению. В остальной части заявления - не подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, решением Волгоградской городской Думы от 15.05.2008 N 3/84 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" утверждены значения коэффициента категории арендатора (Кка) и значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке.
При этом в большинстве случаев применение указанных коэффициентов привело к увеличению арендных платежей, что не оспаривается представителями сторон.
Однако в ряде случаев принятие коэффициентов привело к уменьшению арендной платы, что установлено решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу N A12-16768/08-C18.
В пункте 7 решения Волгоградской городской Думы от 15.05.2008 N 3/84 указано, что нормативный правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется с 1 января 2008 г. в соответствии с действующим гражданским и земельным законодательством.
Решение Волгоградской городской Думы опубликовано в газете "Городские вести. Царицын. Сталинград. Волгоград" от 07.06.2008.
Решением арбитражного суда по делу N А12-16768/08-С18 от 01.12.2008 был признан не действующим пункт 7 решения Волгоградской городской Думы от 15.05.2008 N 3/84 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" в части слов "и применяется с 1 января 2008 г." к арендным правоотношениям в случае увеличения размера арендной платы как не соответствующий положениям статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанное решение вступило в законную силу с 1 декабря 2008 г., а потому дело в указанной части подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 194 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействующим нормативного правового акта необходимо соблюдение двух обязательных условий: несоответствия данного акта закону и нарушения прав заявителя в сфере экономической деятельности.
Из приведенных положений статьи 192 АПК РФ следует, что поводом для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления являются факты нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей или создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом бремя доказывания обстоятельств, подтверждающих наличие таких фактов, согласно статье 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Из заявления наличие таких обстоятельств применительно к заявителю не усматривается. В обоснование заявленных требований ООО указано на то, что "в результате установления решением Волгоградской городской Думы от 15.05.2008 N 3/84 такого порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, стоимость арендной платы в среднем по г. Волгограду выросла в 5-10 раз, а в некоторых случаях повышение достигло 50-кратного размера прежней арендной платы. В силу этого обстоятельства осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, не представляется возможным. Аренда земельных участков, собственность на которые не разграничена, является убыточным использованием имущества". Однако, как правильно указали в своих возражениях представители Волгоградской городской Думы и администрации г. Волгограда, данные доводы доказательствами, имеющимися в материалах дела, не подтверждаются.
Доказательств, уполномочивающих заявителя обращаться в арбитражный суд в интересах других лиц, последним не представлено. Правом же на обращение в арбитражный суд в интересах неопределенного круга лиц заявитель в соответствии с частью 2 статьи 192 АПК РФ не обладает.
Суд считает, что решение Волгоградской городской Думы от 15.05.2008 N 3/84 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" соответствует действующему законодательству.
Как следует из текста оспариваемого решения, нормативный правовой акт принят в соответствии со статьями 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального образования, в частности, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального образования.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ).
Во исполнение указанной нормы, а также на основании Закона Волгоградской области от 01.04.2005 N 1039-ОД "О разграничении полномочий государственной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений" главой администрации Волгоградской области 06.12.2007 издано постановление N 2033 "Об утверждении Порядка расчета арендной платы на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области", в соответствии с которым на органы местного самоуправления возложена обязанность принять расчетные показатели, используемые для определения арендной платы.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, название указанного постановления следует читать как "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области"
Согласно пункту 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. При этом пункт 5 Правил содержит указание, согласно которому государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Результаты оценки утверждаются органами государственной власти субъектов РФ.
Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области, которые заявителем не оспариваются, утверждены постановлением главы администрации Волгоградской области от 03.08.2005 N 779. Из изложенного следует:
- определение размера арендной платы в 2008 г. не может определяться посредством дифференциации ставок платы в зависимости от зон градостроительной ценности г. Волгограда;
- порядок определения арендной платы экономически обоснован, ибо изначально исходит из такого экономического показателя, как кадастровая стоимость земельного участка.
Утвержденным Порядком предусматривалась обязанность органов местного самоуправления принять на местном уровне расчетные показатели, используемые для определения арендной платы. Арендная плата за земельный участок, арендованный заявителем, в момент заключения договора определялась исходя из размера земельного налога, дифференцированного в зависимости от зоны градостроительной ценности г. Волгограда. Во исполнение пункта 2.8 договора аренды от 15.04.2004 N 5224 заявитель был уведомлен об изменении размера арендной платы, рассчитанной в соответствии с постановлением N 2033. При этом, поскольку в соответствии с пунктом 1.3 утвержденного этим постановлением Порядка размер арендной платы за земельные участки по общему правилу не может быть меньше суммы земельного налога для данного земельного участка, а согласно статье 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, до сведения заявителя была доведена информация о величине арендной платы, также установленной в размере земельного налога.
Из письма от 30.07.2008 N 93, направленного заявителем в адрес Комитета земельных ресурсов администрации г. Волгограда, следует, что заявитель относит себя к числу промышленных предприятий, в связи с чем размер арендной паты за арендуемый земельный участок должен составить 1,2-кратную величину от размера платы, установленного в 2007 г.
Однако из письма Комитета от 27.08.2008 N 12621 видно, что при расчете арендной платы заявитель не рассматривался как промышленное предприятие. Обществу было предложено представить сведения о кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка, которые могли бы указывать на необходимость применения коэффициента 1,2 к размеру платы, существовавшему в 2007 г. вместо величины земельного налога.
Как правильно указал представитель администрации г. Волгограда, возникшие разногласия относительно размера арендной платы за арендуемый заявителем участок не могут быть разрешены способом защиты, избранным заявителем, поскольку утвержденные оспариваемым решением коэффициенты не повлияли на размер арендной платы.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не противоречит закону или иному правому акту, равно как и не нарушает прав заявителя в сфере экономической деятельности. Ссылка заявителя на нарушение указанным нормативным актом статьи 8 Конституции Российской Федерации не может быть принята судом, поскольку данная норма носит общий характер.
Доводы заявителя о том, что Дума в нарушение статьи 62 Регламента Волгоградского городского Совета народных депутатов приняла решение, а не постановление, не принимаются судом, поскольку неправильное наименование формы принятого акта не может повлиять на законность и обоснованность оспариваемого нормативного акта, принятого в виде решения, а не в виде постановления.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции на 29.06.2008), статьями 7, 24, 25, 26 Устава города-героя Волгограда Волгоградская городская Дума как представительный орган местного самоуправления по вопросам своей компетенции принимает муниципальные правовые акты, в том числе и нормативного правового характера, в форме решений.
Устав города-героя Волгограда и оформленные в виде муниципальных правовых актов Волгограда решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории Волгограда. Иные муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Волгограда и должностных лиц местного самоуправления Волгограда не должны противоречить им.
Порядок работы Волгоградской городской Думы определяется ее Регламентом (статья 23 Устава города-героя Волгограда). В настоящее время Регламент Волгоградского городского Совета народных депутатов в связи с изменившимся законодательством и новой редакцией Устава города-героя Волгограда применяется в части, не противоречащей Уставу города-героя Волгограда. Поскольку Устав города Волгограда имеет большую силу по отношению к Регламенту, то доводы заявителя о том, что Волгоградская городская Дума не вправе принимать нормативный правовой акт в виде (форме) решения, не состоятелен и противоречит статье 43 Федерального закона # 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 7 Устава города-героя Волгограда в действующей редакции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, частью 7 статьи 194, статьей 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
в части признания недействующим пункта 7 решения Волгоградской городской Думы от 15.05.2008 N 3/84 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" производство по делу прекратить. В остальной части отказать.
Решение вступает в силу немедленно после его принятия. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня вступления в силу в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 9 декабря 2008 г. N А12-16581/08-С22
Текст решения опубликован в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2009 г., N 2
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 апреля 2009 г. N А12-16581/2008 настоящее решение оставлено без изменения