Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 октября 2008 г. N А12-13648/08-С30
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 января 2009 г. N А12-13648/2008 настоящее решение оставлено без изменения
ООО обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании не действующим пункта 3.2 Положения о местных налогах на территории, утвержденного постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов (Волгоградской городской Думы) от 23.11.2005 N 24/464 "О Положении о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлении и введении местных налогов на территории Волгограда", в части установления срока оплаты авансовых платежей по налогу на землю не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, как не соответствующего пункту 1 статьи 397 и пункту 3 статьи 398 НК РФ.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения и далее по тексту допущены опечатки, название Положения, утвержденного названным постановлением, следует читать как "Положение о местных налогах на территории Волгограда"
Заявитель мотивирует свои требования тем, что оспариваемый акт противоречит федеральному законодательству в части установления сроков уплаты авансовых платежей по земельному налогу.
Ответчик заявленные требования не признал, указав, что действовал в пределах полномочий и в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ, Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", Уставом города-героя Волгограда, а также с одобрения Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области и контрольно-счетной палаты городского Совета народных депутатов.
Представитель прокуратуры области поддержал позицию ответчика. Рассмотрев материалы дела и заслушав доводы представителей, участвующих в судебном заседании, суд не установил оснований для удовлетворения заявления, исходя из следующего: в соответствии со статьей 13 ГК РФ нормативный или ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Следовательно, для признания нормативного акта недействительным необходимо одновременно несоответствие акта закону и нарушение гражданских прав гражданина или юридического лица.
Как следует из материалов дела, 23 ноября 2005 г. Волгоградским городским Советом народных депутатов утверждено постановление N 24/464 "О Положении о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлении и введении местных налогов на территории Волгограда". Постановление опубликовано в установленном порядке.
Указанным выше Положением утверждено в том числе взимание, порядок и сроки уплаты земельного налога, плательщиком которого является истец. Указанное подтверждает право истца на обжалование названного постановления, если он считает, что Положением затронуты его права и законные интересы. Истец владеет земельным участком, расположенным на территории г. Волгограда, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно статье 393 Налогового кодекса отчетными периодами для налогоплательщиков признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 3.2 обжалуемого Положения установлено, что плательщики земельного налога уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Согласно статье 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Указанная статья содержит оговорку для уплаты налога, установив срок уплаты налога для налогоплательщиков не ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 НК РФ. Пунктом 3 статьи 398 НК РФ установлено, что расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Налоговое законодательство различает понятия "уплата налога" и "уплата авансового платежа". При этом сроки уплаты налога обусловлены пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ. Установление сроков уплаты авансовых платежей отнесено к компетенции органов муниципальных образований. Следовательно, нормативно-правовой акт органа местного самоуправления должен соответствовать требованиям статьи 55 НК РФ, которой установлены определенные налоговые периоды.
Положением о местных налогах в отношении авансовых платежей установлено, что налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Согласно статье 55 НК РФ налоговым периодом является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых оплачиваются авансовые платежи.
Следовательно, норма Налогового кодекса прямо указывает на сроки уплаты авансовых платежей по итогам отчетного периода.
Соответственно пунктом 3 статьи 398 НК РФ установлено представление расчетов по авансовым платежам в течение налогового периода, но не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Исходя из изложенного в оспариваемом Положении не усматривается противоречий требованиям налогового законодательства. Одновременно следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 216-ФЗ) с 1 января 2008 г. отчетными периодами для налогоплательщиков земельного налога - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Кроме того, до 1 января 2008 г. пунктом 1 статьи 397 Кодекса было установлено, что срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 Кодекса. С вступлением в силу Федерального закона N 216-ФЗ данное ограничение распространяется и на установление сроков уплаты авансовых платежей по земельному налогу.
Учитывая изложенное, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, не соответствующие Кодексу, должны быть приведены в соответствие с Кодексом.
Волгоградской городской Думой было принято решение от 24.09.2008 N 229 о внесении изменения в Положение о местных налогах на территории г. Волгограда, принятое постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 23.11.2005 N 24/464 "О Положении о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлении и введении местных налогов на территории Волгограда" (в редакции на 15.05.2008), в котором пункт 3.2 раздела 3 изложен в редакции: "Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, и организации уплачивают авансовые платежи по налогу в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом".
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 191-195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении заявления ООО отказать. Признать нормативный акт Волгоградского городского Совета народных депутатов - Положение о местных налогах на территории, утвержденного постановлением Волгоградского городского совета народных депутатов от 23.11.2005 N 24/464 "О Положении о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлении и введении местных налогов на территории Волгограда", в части установления срока оплаты авансовых платежей по налогу на землю соответствующим статьям 397, 398 Налогового кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в установленном законном порядке в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 октября 2008 г. N А12-13648/08-С30
Текст решения опубликован в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2009 г., N 1
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 января 2009 г. N А12-13648/2008 настоящее решение оставлено без изменения