Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 6 октября 2008 г. N А12-13522/08-С67
(извлечение)
ООО обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Волжской городской Думе о признании городского Положения о бюджете городского округа Город Волжский Волгоградской области на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. от 29.12.2007 N 301-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области # 28.12.2007 N 49/1, в части выставления на аукцион встроенного нежилого помещения первого этажа с подвалом по адресу: г. Волжский, пр. Л., 97, арендуемого ООО, недействительным, а также обязать Волжскую городскую Думу Волгоградской области исключить встроенное нежилое помещение первого этажа с подвалом по адресу: г. Волжский, пр. Л., 97, арендуемое ООО, из городской программы приватизации (продажи) муниципального имущества (приложение N 1 к приложению N 2 "Городской программы "Муниципальный сектор экономики" к городскому Положению о бюджете городского округа Город Волжский Волгоградской области на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. от 29.12.2007 N 301-ВГД).
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемое положение в части выставления на аукцион встроенного нежилого помещения первого этажа с подвалом, расположенного по адресу: г. Волжский, пр. Л., 97, не соответствует требованиям статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Представитель Волжской городской Думы с заявленными требованиями не согласен, считает их незаконными и необоснованными, поскольку заявителем не доказано наличие преимущественного права на приобретение арендованного имущества.
Представитель Управления муниципальным имуществом администрации городского округа Город Волжский возражения Волжской городской Думы поддержал.
Представитель ООО в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (подпись в протоколе от 26.09.2008, кроме того, информация о деле размещена в сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Волгоградской области). В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие заявителя.
Как следует из материалов дела, между Управлением муниципальным имуществом администрации городского округа Город Волжский Волгоградской области и ООО подписан договор аренды нежилых помещений общей площадью 572,5 кв. м (подвальное помещение - 146,7 кв. м, первый этаж - 425,8 кв. м), расположенных по адресу: г. Волжский пр. Л., 97, для использования под услуги по продаже билетов и резервированию мест на воздушных судах ООО. Срок аренды установлен с 10.01.2008 по 05.01.2009.
28.12.2007 постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области N 49/1 принято городское Положение о бюджете городского округа Город Волжский Волгоградской области на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 гг. от 29.12.2007 N 301-ВГД (в редакции городского Положения Волжской городской Думы Волгоградской области от 11.04.2008 N 331-ВГД).
Приложением N 1 к городской программе "Муниципальный сектор экономики" утверждена городская программа приватизации (продажи) муниципального имущества, в перечень объектов недвижимости, подлежащих приватизации путем аукциона, включено встроенное нежилое помещение первого этажа с подвалом по адресу: г. Волжский, пр. Л., 97 (N 303), находящееся в аренде у ООО.
Заявитель полагает, что указанное Положение противоречит статье 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку выставление на аукцион спорного нежилого помещения лишает его возможности реализовать преимущественное право на приобретение имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком.
05.08.2008 вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья 3 указанного Федерального закона предусматривает, что субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке. При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Порядок реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества определен статьей 4 указанного Федерального закона, согласно пункту 1 которого орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов, соответствующих установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям на приобретение арендуемого имущества.
Согласно статье 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, в случае если до 1 января 2009 г. законом субъекта Российской Федерации не установлены предельные значения площади арендуемых помещений и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, предусмотренные соответственно статьями 3 и 5 настоящего Федерального закона, применяются предельные значения и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, установленные Правительством Российской Федерации. До 1 января 2009 г. Правительство Российской Федерации устанавливает указанные предельные значения и срок рассрочки.
Как установлено в судебном заседании, в настоящее время Закон Волгоградской области об установлении предельных значений площади арендуемых помещений не принят, следовательно, не установлено преимущественное право заявителя на приобретение арендуемого имущества (пункт 3 статьи 3 ФЗ от 22.07.2008 N 159-ФЗ).
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 9 ФЗ N 159-ФЗ только с 01.01.2009 субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Следовательно, обязанность по рассмотрению вопроса о соответствии арендатора требованиям статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ и совершению иных действий, направленных на отчуждение арендуемого объекта в собственность арендатора, возникает у уполномоченного органа только после 01.01.2009.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает, что заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств наличия у него преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Кроме того, как уже ранее отмечено, Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ вступил в законную силу 05.08.2008, постановление о принятии городского Положения о бюджете городского округа Город Волжский Волгоградской области на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. принято 28.12.2007, при этом изменений в указанное положение главой городского округа Город Волжский не вносилось.
В соответствии со статьей 31 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Волжском, утвержденного решением Волжской городской Думы от 25.06.2000 N 146/5, составление проекта бюджета городского округа, проекта изменений к бюджету, а также подготовка проектов программ и планов социально-экономического развития города является исключительной прерогативой администрации городского округа. В то же время статьей 23 Устава городского округа правом внесения в Волжскую городскую Думу проекта городского бюджета, изменений в бюджет, изменений в программы, в том числе и в программу приватизации муниципального имущества "Муниципальный сектор экономики", наделен глава городского округа.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, дату названного решения следует читать как 25 июля 2000 г.
Статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно статье 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" способами приватизации имущества являются продажа имущества на аукционе и посредством публичного предложения.
Статьей 14 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.
Пункт 1.20 статьи 26 и статья 41 Устава городского округа Город Волжский Волгоградской области, принятого в новой редакции постановлением Волжской городской Думы от 27.05.2005 N 137/1, утверждение порядка и условий приватизации муниципального имущества относят к компетенции Волжской городской Думы.
Следовательно, нормативный акт в оспариваемой части принят Волжской городской Думой в пределах предусмотренных законом полномочий, в соответствии с действующим законодательством - Бюджетным кодексом РФ, Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Волжском, утвержденным решением Волжской городской Думы от 25.07.2000 N 146/5, Уставом городского округа Город Волжский Волгоградской области.
Как следует из содержания части 1 статьи 192 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из данной нормы Закона следует, что при обращении в арбитражный суд с указанным иском заявитель должен доказать, что его права и законные интересы оспариваемым нормативным актом (были) нарушены.
На основании изложенного ввиду непредставления заявителем доказательств несоответствия оспариваемого нормативного акта закону, а также доказательств нарушения его прав, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении требований ООО о признании городского Положения о бюджете городского округа Город Волжский Волгоградской области на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. от 29.12.2007 N 301-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области # 28.12.2007 N 49/1, в части выставления на аукцион встроенного нежилого помещения первого этажа с подвалом по адресу: г. Волжский, пр. Ленина, 97, арендуемого ООО, недействительным, а также обязании Волжской городской Думы Волгоградской области исключить встроенное нежилое помещение первого этажа с подвалом по адресу: г. Волжский, пр. Ленина, 97, арендуемого ООО, из городской программы приватизации (продажи) муниципального имущества (приложение N 1 к приложению N 2 "Городской программы "Муниципальный сектор экономики" к городскому Положению о бюджете городского округа Город Волжский Волгоградской области на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. от 29.12.2007 N 301-ВГД) отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 6 октября 2008 г. N А12-13522/08-С67
Текст решения опубликован в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2009 г., N 1