Основные направления бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов разработаны в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах и с Бюджетным посланием Главы Администрации Волгоградской области на 2010-2012 годы.
Бюджетная политика Волгоградской области на 2010-2012 годы должна быть направлена на преодоление последствий мирового финансового кризиса и ориентирована на складывающуюся в экономике ситуацию.
Социально-экономическое развитие Волгоградской области в IV квартале 2008 года происходило в условиях нестабильной макроэкономической ситуации, что было характерно для российской экономики в целом.
До 2008 года в экономике региона наблюдались позитивные тенденции: рост доходов и расходов консолидированного бюджета; наличие профицита бюджета; положительная динамика макроэкономических показателей.
Мировой финансовый кризис, затронувший российскую экономику осенью 2008 года, существенно изменил основные параметры, направление и динамику экономического развития Волгоградской области.
За 2008 год валовой региональный продукт по оценке составил 409,3 млрд. рублей, что выше уровня 2007 года на 75,4 млрд. рублей. Темп роста валового регионального продукта Волгоградской области в сопоставимых ценах составил 103,2% к предыдущему году, что ниже аналогичного показателя за 2007 год на 3,8%. Снижение темпов роста валового регионального продукта было вызвано: сокращением объемов промышленного производства - на 2%, снижением темпов роста объема розничной торговли - со 116,8% в 2007 году до 111% в 2008 году.
В соответствии с уточненным прогнозом социально-экономического развития, в 2009 году ожидается спад ВРП Волгоградской области на 11 млрд. рублей или на 2,2% по сравнению с 2008 годом.
В связи с ухудшением ситуации в экономике области по итогам I квартала 2009 года возникла необходимость пересмотра прогноза социально-экономического развития Волгоградской области и параметров бюджета, который не учитывал негативных изменений, особо остро возникших после его утверждения.
В основу внесения изменений в областной бюджет положен вариант прогноза социально-экономического развития, который предусматривает сокращение доходов и расходов бюджета.
Изменения доходной части бюджета Волгоградской области предусматривают уменьшение объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за счет уменьшения налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога на добычу полезных ископаемых.
Расходная часть областного бюджета уменьшена в связи с сокращением доходов и необходимостью оптимизации расходов, в том числе сокращены расходы на аппарат управления, национальную экономику, расходы по капитальным вложениям и отраслям социальной сферы. Сокращение расходов не затронуло ассигнований, предусмотренных на формирование фонда оплаты труда с учетом повышения на 30 процентов, оказание мер социальной поддержки населению области.
Дефицит составит 5433923,0 млн. рублей.
С целью устранения негативных последствий кризисных явлений Администрацией Волгоградской области был разработан план антикризисных мероприятий по обеспечению стабильного функционирования экономики и социальной сферы Волгоградской области. В соответствии с данным планом были предприняты следующие меры, направленные на стабилизацию экономической ситуации в регионе:
Сдержан рост действующих обязательств, включая повышение денежного содержания государственных гражданских служащих. Оптимизированы расходы бюджета.
Осуществляется мониторинг направления денежных средств на выплату заработной платы, мониторинг просроченной кредиторской задолженности.
Дополнительно осуществлены мероприятия, предусматривающие:
сокращение численности государственных служащих за счет оптимизации структуры органов государственной власти, сокращение расходов на содержание служебного автотранспорта, на связь, закупку оргтехники, премирование;
сокращение расходов бюджетных учреждений на материальные затраты;
финансирование объектов капитального строительства только с высокой степенью готовности (80%) и со сроком ввода в эксплуатацию в 2009-2010 гг.;
сокращение расходов областных целевых программ.
В настоящий момент действия органов государственной власти Волгоградской области направлены на:
1) Осуществление еженедельного мониторинга крупнейших налогоплательщиков региона с целью прогнозирования исполнения доходной части бюджета и соответственно, формирования кассового плана областного бюджета и кредитной политики региона.
2) Проведение комплексной инвентаризации расходной части консолидированного бюджета области с целью определения приоритетных статей расходов и резервов оптимизации.
3) Временное прекращение реализации инвестиционных проектов с чрезмерно высокими рисками, с ограниченными внешними эффектами для развития региональной экономики.
4) Реализацию мер, направленных на стабилизацию рынка труда Волгоградской области.
В связи с сокращением доходной базы областного бюджета по итогам его исполнения за I полугодие 2009 года и с целью дальнейшей оптимизации бюджетных расходов Администрации Волгоградской области подготовлены изменения в областной бюджет, в том числе доходы уменьшены на 1827193,5 тыс. рублей, расходы на 2578109,3 тыс. рублей, в итоге дефицит уменьшился на 750915,8 тыс. рублей.
Основные задачи бюджетной политики на 2010 год и дальнейшую перспективу
Сегодня, как никогда, становится понятно, что отлаженная система финансового управления играет огромнейшую роль в успешном развитии региона.
Бюджетная политика Волгоградской области на 2010-2012 годы и дальнейшую перспективу должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития региона в посткризисный период.
Кризис - не повод для пессимизма, а шанс задействовать имеющиеся ресурсы и повысить эффективность управления финансами. Накопленный в предыдущие годы опыт работы по мобилизации доходов в консолидированный бюджет региона, квалификация работников всех уровней власти - все это совместно с принимаемыми антикризисными мерами безусловно позволит в полном объеме выполнить социальные обязательства перед населением Волгоградской области.
Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.
В этих условиях необходимо решение следующих основных задач.
Первое. Обеспечить исполнение социальных обязательств.
При этом, надо добиться адресности предоставления социальной помощи. Социальную помощь должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.
Второе. Ограничить размер бюджетного дефицита в целях обеспечения экономической устойчивости и своевременного исполнения социальных обязательств.
Дефицит бюджетных средств, режим жесткой экономии не должны сказаться на социальной защищенности населения региона.
Снижение дефицита бюджета - это серьезная задача, которая требует реструктуризации бюджетных расходов, реформы бюджетных учреждений, повышения отдачи от каждого рубля. Необходимо обеспечить концентрацию бюджетных ресурсов на самых приоритетных направлениях, которые связаны с исполнением принятых социальных обязательств, с реализацией нацпроектов, инфраструктурой, но при общем снижении расходов.
Продолжить тенденцию сохранения процентного отношения государственного долга к доходам бюджета Волгоградской области без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений в пределах, установленных законодательством.
Третье. Перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств.
Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, провести инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных затрат, продолжить работу по внедрению в бюджетный процесс индикаторов в составе докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования и ведомственных целевых программ, обеспечить контроль за расходованием бюджетных средств, проводя анализ достигнутых результатов.
"Экономия, оптимизация расходов и целевое планирование" должны стать ключевыми задачами бюджетной политики области на ближайшую перспективу.
Четвертое. Определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики.
При решении вопросов оказания поддержки реальному сектору должен применяться индивидуальный подход к каждому отдельному предприятию. Основной целью государственной поддержки малого и среднего предпринимательства должно стать увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике региона и формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства. Необходимо обеспечить доступ малого и среднего предпринимательства к государственному и муниципальному заказу.
Пятое. Обеспечить повышение качества предоставления гражданам государственных услуг.
Требуется развитие современных форм организации предоставления государственных услуг. Необходимо вывести на качественно новый уровень механизмы финансирования государственных услуг - распределять бюджетные средства в зависимости от оцененных потребностей населения при внедрении рычагов повышения качества оказания государственных услуг, обеспечить внедрение механизмов формирования расходов на финансирование услуг на уровне, максимально близком к потребности, внедряя стандарты качества предоставляемых бюджетных услуг. Продолжить работу по преобразованию бюджетных учреждений в автономные некоммерческие организации в тех сферах предоставления социальных услуг, где это может создать существенные стимулы для повышения эффективности деятельности. Стимулировать переход бюджетных учреждений в автономные, осуществить постепенный переход от сметных принципов финансирования к принципу бюджетирования, ориентированного на результат.
Шестое. Совершенствовать механизмы государственных и муниципальных закупок.
В рамках данной группы мероприятий необходимо совершенствование механизма государственных и муниципальных закупок за счет развития системы современных процедур размещения заказов - электронных торгов.
Государственными и муниципальными заказчиками должна применяться система электронных аукционов как качественного инструмента управления структурными преобразованиями экономики региона.
Постоянно повышать профессиональный уровень специалистов, отвечающих за размещение государственных и муниципальных заказов.
Седьмое. Определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуры налогов, соответствующих современной стадии развития экономики области и стимулирующих развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий.
Необходимо провести оценку финансовых последствий предоставляемых налоговых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по создаваемой методике, основным критерием которой является получение консолидированным бюджетом области экономического и социального эффектов. При этом должна быть продолжена работа по оценке эффективности раннее предоставленных налоговых льгот и их отмене в случае отсутствия положительного результата.
Восьмое. Обеспечить сбалансированность бюджета.
Задача бюджетной политики в сложившихся условиях - это достижение сбалансированности бюджета Волгоградской области, с одновременным обеспечением стабильного финансирования первоочередных обязательств области перед населением, в их числе оплата труда работников учреждений финансируемых из областного бюджета, а также полное выполнение установленных областным законодательством социальных расходных обязательств.
Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ.
Принятие новых обязательств по инициативе главных распорядителей бюджетных средств допустимо только в рамках установленных ограничений расходов, при условии и в пределах сокращения действующих расходных обязательств.
Основные направления налоговой политики
Налоговая политика Волгоградской области направлена на противодействие негативным последствиям финансово-экономического кризиса, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста и формируется с учетом изменений федерального законодательства.
Планируемые на федеральном уровне основные изменения законодательства по налогам, формирующим доходную базу консолидированного бюджета области:
- установление возможности признания в целях исчисления налога на прибыль организаций затрат инвесторов на строительство или финансирование объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей для государственных или муниципальных нужд;
- увеличение с 2010 года в два раза (с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей в год) предельного размера выручки, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения;
- повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости решения задач в области охраны здоровья населения;
- оптимизация системы налогов, связанных с добычей и экспортом нефти и нефтепродуктов, с учетом того, что поступления от данного сектора в среднесрочной перспективе будут в значительной степени формировать доходную базу бюджетной системы, отмена норматива зачисления в бюджет субъекта Российской Федерации налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат в размере 5 процентов;
- увеличение размеров государственной пошлины на ряд юридически значимых действий от 1,5 до 5 раз;
- разработка мер налогового стимулирования повышения энергоэффективности производства;
- усовершенствование порядка амортизации нематериальных активов;
- инвентаризация и оптимизация установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам, расширение налоговой автономии региональных и местных властей;
- увеличение средних ставок транспортного налога, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в два раза с сохранением действующего в настоящее время минимального уровня налоговых ставок путем предоставления органам власти субъектов Российской Федерации права уменьшать средние ставки не в пять, а в десять раз;
- скорейшее создание условий для введения местного налога на недвижимость, прежде всего, завершение формирования кадастра объектов недвижимости.
Кроме того, будет осуществляться:
- развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (предоставление отсрочек, рассрочек, инвестиционного налогового кредита);
- внедрение современных технологий налогового администрирования в целях мобилизации дополнительных бюджетных доходов и одновременного сокращения издержек, связанных с выполнением налоговых обязательств;
- законодательное закрепление инструментов противодействия злоупотреблению нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в целях минимизации налогов с использованием практического опыта, накопленного арбитражными судами;
- оперативное принятие поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации в части, касающейся контроля за трансфертным ценообразованием;
- законодательное закрепление механизмов противодействия использованию соглашений об избежании двойного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение.
В Волгоградской области деятельность органов государственной власти и местного самоуправления должна быть направлена на мобилизацию доходов и сокращение дефицита бюджета в условиях сокращения поступлений по ряду основных налоговых источников доходов бюджета, в том числе целесообразно усилить совместную работу в рамках межведомственных комиссий по обеспечению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области, обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды и повышению результативности бюджетных расходов, по обеспечению стабильного функционирования экономики и социальной сферы Волгоградской области, а также по легализации объектов налогообложения.
Одновременно эти действия должны быть скоординированы с мерами, направленными на поддержку малого и среднего предпринимательства, в частности, на период кризиса для отдельных категорий малого и среднего бизнеса необходимо сохранить пониженные ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Необходимо продолжить выявление и уточнение налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, что будет являться в дальнейшем основой для формирования налога на недвижимость.
В 2010-2012 годах приоритетным направлением должно стать сохранение благоприятных условий налогообложения, стимулирующих развитие инвестиционной деятельности, а также разработка качественно новых подходов применения налогоплательщиками установленных налоговых льгот.
Основным критерием получения налоговых льгот должно стать получение экономического и социального эффектов.
Одновременно должна быть активизирована работа по оценке эффективности ранее предоставленных налоговых льгот и их отмене в случае отсутствия положительного результата.
Необходимо продолжить работу по корректировке (индексации) размеров ставок транспортного налога исходя из роста индекса потребительских цен на товары и услуги, с сохранением действующих мер социальной защиты для отдельных категорий налогоплательщиков.
С учетом возникших сложностей по доступу организаций к кредитным ресурсам необходимо активнее использовать все имеющиеся инструменты изменения сроков уплаты налогов (предоставление отсрочек, рассрочек, инвестиционного налогового кредита).
Главным администраторам доходов бюджета необходимо обратить особое внимание на качество администрирования доходов областного и местных бюджетов, мобилизацию дополнительных доходов, совершенствование форм взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Волгоградской области и органов местного самоуправления при администрировании доходов.
Важным направлением остается работа с крупными налогоплательщиками Волгоградской области на базе четырехсторонних соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с целью увеличения налогооблагаемой базы, стабилизации финансового состояния предприятий, обеспечения своевременного поступления платежей в бюджет
Следует обеспечить оперативное внесение изменений в законодательство Волгоградской области о налогах и сборах при выявлении внутренних противоречий, а также в случае его несоответствия положениям федеральных законодательных актов.
Концепция формирования расходов бюджетной системы Волгоградской области
Снижение под воздействием финансового кризиса доходов бюджета Волгоградской области и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера его дефицита определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов бюджета Волгоградской области в 2010-2012 годах по сравнению с 2009 годом.
Необходимо провести инвентаризацию действующих расходных обязательств. При этом новые обязательства могут приниматься только при наличии необходимых для их исполнения ресурсов.
Следует проводить мониторинг на рынке кредитования, организовывать информационное взаимодействие с банками, анализировать меняющуюся динамику, вносить коррективы в сроки и объемы предполагаемого размещения ценных бумаг и привлечения кредитов, проводить аукционы на право заключения государственных контрактов по оказанию финансовых услуг, в целях минимизации расходов на обслуживание государственного долга.
По отдельным направлениям бюджетной политики в области расходов целесообразно использование следующих подходов.
1. Безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи
Необходимо обеспечить безусловное выполнение социальных обязательств с одновременным повышением адресности предоставления социальной помощи, услуг и мер социальной поддержки населения.
Обеспечить проведение мероприятий, связанных с оптимизацией деятельности государственных учреждений социального обслуживания населения, модернизацией их сети с целью кардинального повышения качества предоставления гражданам социальных услуг, обеспечения их большей доступности и эффективности для населения. Активизировать работу по предупреждению семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми, профилактике социального сиротства.
Реализовывать комплекс мер по созданию "безбарьерной" среды для инвалидов, а также иные мероприятия, связанные с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо обеспечить внедрение государственных заданий на оказание государственных услуг и их оплату по реальным результатам, продолжить работу по стандартизации социальных услуг, регламентации предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций.
2. Повышение качества жизни населения, в части реализации государственных программ
Прежде всего, необходимо продолжить участие в реализации приоритетных национальных проектов, продолжить работу по реализации долгосрочных целевых программ, ведомственных целевых программ, отработке программно-целевой составляющей бюджета.
Особого внимания требует сфера жилищного строительства. Необходимо продолжить осуществление мер, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей, переселение семей из ветхого и аварийного жилищного фонда, строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства, необходимо разработать в 2010 году финансовый механизм, позволяющий в дальнейшем приступить к формированию жилищного фонда социального использования в муниципальных образованиях Волгоградской области для обеспечения жильем социально незащищенных категорий граждан.
Необходимо предусматривать средства на реализацию мероприятий по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, что позволит усилить инвестиционную привлекательность и развитие жилищного строительства.
Наряду с этим в целях снижения износа основных фондов коммунального комплекса и обеспечения населения Волгоградской области услугами надлежащего качества необходимо продолжить проведение работ по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
В целях сокращения потерь от физических разрушений и недопущения хищений на объектах незавершенного строительства, при формировании перечня строек и объектов на планируемый период основной приоритет должен оставаться за объектами незавершенного строительства с высокой степенью готовности.
Для обеспечения населения области качественной питьевой водой, реализации на территории Волгоградской области государственной программы "Чистая вода" необходимо обеспечить выделение финансовых средств на проведение работ по строительству новых систем водоснабжения в муниципальных образованиях, проведению реконструкции существующих систем в рамках долгосрочной областной целевой программы "Чистая вода".
Приоритетными направлениями бюджетных расходов продолжают оставаться здравоохранение, образование, культура, социальная политика, модернизация транспортной инфраструктуры.
3. Стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике
С целью дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области, с учетом сложившейся внешней среды, следует продолжить работу по привлечению средств из федерального бюджета по итогам участия в конкурсах Минэкономразвития России. Кроме того, необходимо активизировать работу по применению механизмов частно-государственного партнерства.
Обратить особое внимание на развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях путем оказания содействия в разработке муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
Необходимо продолжить предоставление государственных гарантий для реализации высокоэффективных, с точки зрения общественной значимости и экономической отдачи, программ и проектов. Поддерживать нужно только те предприятия реального сектора экономики, которые имеют рынки сбыта своей продукции. При этом необходимо тщательно отбирать претендентов на получение государственных гарантий области.
Одним из приоритетных направлений бюджетных расходов должна стать сфера информационных технологий и телекоммуникаций. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование современных технологий в рамках создаваемой комплексной информационной системы "Электронное правительство Волгоградской области" с целью повышения эффективности управления социально-экономическим развитием и инвестиционной привлекательности Волгоградской области, организации качественного предоставления государственных услуг населению и хозяйствующим субъектам. Создать условия для эффективного взаимодействия участников бюджетного процесса и прозрачности бюджетной системы Волгоградской области за счет развития комплексной информационной системы формирования и исполнения консолидированного бюджета Волгоградской области.
Необходимо формировать новые подходы к бюджетным инвестициям, предусматривающие систему мониторинга распределения и управления инвестиционными бюджетными ресурсами, проведение оценки бюджетного и социального эффектов планируемых и реализуемых инвестиционных проектов, разработку и утверждение системы критериев, удовлетворение которым является основанием для досрочного прекращения (корректировки) реализации инвестиционных проектов.
4. Повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки
Приоритет должен отдаваться мероприятиям, направленным на модернизацию производства и создание спроса со стороны смежных отраслей. В случае же необходимости принятия решений об отказе в поддержке неэффективных предприятий следует предусматривать компенсирующие механизмы, обеспечивающие сохранение стабильной социальной среды. Все подобные решения должны сопровождаться информационной поддержкой.
При размещении заказов для государственных и муниципальных нужд необходимо исполнять принятые решения о преференциях и поддержке отечественных товаропроизводителей.
Необходимо проводить анализ инвестиционно-строительных проектов, финансируемых за счет средств областного бюджета, их ранжирование по степени важности для принятия решений о временной приостановке их реализации в целях высвобождения финансовых ресурсов.
Муниципальным образованиям при принятии решения о финансировании начала строительства объектов муниципальной собственности следует рассчитывать ожидаемый эффект от создания каждого объекта с учетом расходов на его дальнейшее содержание.
5. Реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда
В 2010 году необходимо продолжить реализацию мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Волгоградской области.
Прежде всего, бюджетные ассигнования следует направить на профессиональную подготовку и переподготовку безработных и лиц, находящихся под риском увольнения, а также на поддержку граждан, которые хотят и готовы начать собственное дело.
Для снижения напряженности на рынке труда в сельских населенных пунктах Волгоградской области необходимо организовывать общественные работы.
Система организации общественных работ позволит органам местного самоуправления в полной мере осуществить мероприятия по организации работ по благоустройству и улучшению санитарного состояния населенных пунктов Волгоградской области с привлечением безработных и ищущих работу граждан.
Бюджетная политика в социальной сфере
В 2008 году в законе об областном бюджете были предусмотрены средства на повышение фонда оплаты труда работникам бюджетных учреждений Волгоградской области.
В соответствии с Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 22 января 2008 года N 35 "О повышении оплаты труда работников государственных учреждений Волгоградской области" с 1 февраля 2008 года произведено повышение оплаты труда работников государственных учреждений Волгоградской области на 14%. Органы местного самоуправления произвели аналогичное повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений.
С 1 декабря 2008 года увеличен фонд оплаты труда работников государственных учреждений Волгоградской области на 30 процентов.
Дополнительная потребность средств областного бюджета на увеличение фонда оплаты труда работникам бюджетных учреждений Волгоградской области в 2008 году составила 1714144,5 тыс. рублей, в том числе:
- для работников государственных учреждений Волгоградской области - 506752,5 тыс. рублей;
- для педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений - 507392 тыс. рублей;
- на субсидию муниципальным образованиям на повышение заработной платы работников муниципальных учреждений - 480000 тыс. рублей;
- на увеличение суммы взносов на обязательное медицинское страхование за неработающее население в связи с повышением оплаты труда работников медицинских учреждений, работающих в системе ОМС с 1 февраля 2008 года, - 220000 тыс. рублей.
Дополнительная потребность в средствах областного бюджета на увеличение фонда оплаты труда работников бюджетных учреждений Волгоградской области на 30 процентов в 2009 году составила 5955093 тыс. рублей, в том числе:
- на увеличение фонда оплаты труда работников государственных учреждений Волгоградской области - 1949126 тыс. рублей;
- на увеличение фонда оплаты труда педагогическому, административному, учебно-вспомогательному и обслуживающему персоналу муниципальных образовательных учреждений - 1926567 тыс. рублей;
- на увеличение фонда оплаты труда медицинских работников, работающих в системе обязательного медицинского страхования - 391400 тыс. рублей;
- на увеличение фонда финансовой поддержки муниципальных образований на повышение фонда оплаты труда работников муниципальных образований - 1688000 тыс. рублей.
В соответствии со статьей 144 Трудового Кодекса и с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов в 2009 году начата работа по введению новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Волгоградской области, принят закон Волгоградской области от 6 марта 2009 г. N 1862-ОД "Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений Волгоградской области", которым определены основные принципы и элементы формирования систем оплаты труда.
В 2010-2012 годах будет сохранен достигнутый уровень оплаты труда работников бюджетных учреждений.
Учитывая, что с 1 января 2010 года вступает в действие Федеральный закон от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", при формировании фонда оплаты труда учтено повышение с 1 января 2011 года тарифов страховых взносов в системы пенсионного, социального и медицинского страхования.
В 2010-2012 годах будет продолжена социальная поддержка льготных категорий граждан путем предоставления им права на приобретение социальных проездных билетов для проезда в общественном транспорте.
С 2005 года на территории области реализуются Федеральные законы: "О ветеранах" в части обеспечения мерами социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла и "О реабилитации жертв политических репрессий". Расходы на реализацию мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в полном объеме, выплаты осуществляются в соответствии с установленными сроками.
С 2009 года натуральные льготы по оплате жилья и коммунальных услуг заменены на денежные выплаты, при этом сумма денежной выплаты определяется индивидуально для каждого льготника.
С 2007 года органами государственной власти Волгоградской области установлены меры социальной защиты для малообеспеченных пенсионеров, имеющих звание "Ветеран труда Волгоградской области", принят закон, устанавливающий меры социальной поддержки для медицинских, фармацевтических и иных работников государственных организаций здравоохранения.
Одним из основных направлений деятельности Администрации Волгоградской области по улучшению социально-демографической политики является содействие улучшению положения семей с детьми, созданию благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
С 1 января 2006 года в целях поддержания семьи в связи с рождением ребенка на территории области осуществляется выплата единовременного пособия в соответствии с Законом Волгоградской области "О дополнительной государственной поддержке граждан в связи с рождением ребенка", в 2009 году размер пособия составил 7905 рублей.
С 1 января 2007 года вступил в силу закон Волгоградской области "О социальном пособии студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов". Право на получение социального ежемесячного пособия в размере 450 рублей распространяется на малоимущие семьи, имеющие детей, в которых оба родителя - студенты, а также неполные семьи, в которых один родитель является студентом, и отдельным категориям студентов.
В 2008 году начал действовать закон Волгоградской области "О мерах социальной поддержки беременных женщин, кормящих матерей и детей от одного года до трех лет, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного на территории Волгоградской области", который предусматривает ежемесячную денежную выплату: для беременных женщин и кормящих матерей в размере 500 рублей, для детей от года до 3 лет в размере 300 рублей.
С 1 июня 2008 года увеличены размеры ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, размер базового пособия увеличен до 200 рублей, пособие одиноким матерям составило 400 рублей, а пособие на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов и на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву - 300 рублей.
В связи со сложной социально-экономической и демографической ситуацией, в целях поддержки многодетных семей с 1 января 2009 года вступил в силу закон Волгоградской области "О мерах социальной поддержки многодетных семей".
Все выплаты по предоставляемым мерам социальной поддержки производятся в полном объеме в установленные сроки.
Кроме того, в Волгоградской области приняты законы "О социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей" и "Об оплате труда приемных родителей и предоставляемых им мерам социальной поддержки". В соответствии с указанными законами бюджетами муниципальных районов и городских округов предусмотрены субвенции на реализацию мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета.
На территории Волгоградской области ведется работа по жизнеустройству детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
С 1 января 2007 года вступил в силу Закон Волгоградской области "О патронатном воспитании в Волгоградской области".
В 2009 году принят новый закон Волгоградской области "О поддержке донорства крови и ее компонентов в Волгоградской области", который вступает в силу с 1 января 2010 года.
Исполнение бюджета Волгоградской области в 2009 году происходит в условиях ухудшения макроэкономических показателей, но несмотря на проведение антикризисных мер, экономическая ситуация на территории Волгоградской области продолжает оставаться неблагоприятной.
В сложившихся условиях основной задачей остается выполнение принятых социальных обязательств, при этом сохранив установленную законодательством индексацию мер социальной поддержки.
Кроме того, общий объем ассигнований, предусматриваемых в областном бюджете на реализацию мер социальной поддержки, возрастет и в связи с увеличением числа получателей мер социальной поддержки.
Наряду с антикризисными мерами проведение бюджетной политики должно ориентироваться на складывающуюся в экономике ситуацию.
В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов. При этом в условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств, чтобы сокращение расходов не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг.
Ключевую роль в повышении эффективности бюджетных расходов должны играть непосредственно органы исполнительной власти Волгоградской области, ответственные за организацию оказания государственных услуг.
Основные направления формирования межбюджетных отношений областного бюджета с бюджетами муниципальных образований
Созданная в последние годы система межбюджетных отношений обеспечила условия для устойчивого роста доходов консолидированных бюджетов муниципальных образований Волгоградской области. Рост доходов консолидированных бюджетов муниципальных образований за период с 2007 по 2009 гг. составил 125%.
Формирование межбюджетных отношений в 2009-2011 годах базировалось на укреплении местных бюджетов и стимулировании муниципальных образований по мобилизации собственных доходов и повышению эффективности расходов.
Условия финансового кризиса негативно повлияли на положительную динамику в реализации бюджетной политики в последние годы:
- снижается уровень исполнения бюджетов по собственным доходам периодов 2009 г. к аналогичным периодам 2008 г.;
- возросла стоимость привлечения заемных ресурсов, сократилась возможность их привлечения.
При этом объем полномочий органов управления как региона, так и муниципалитетов не уменьшен, но стоимость их осуществления вследствие инфляции цен выросла.
В подобных условиях, когда потребность в ресурсах возрастает, а доходы сокращаются, неизбежным становится пересмотр ранее распределенных доходных источников между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований таким образом, чтобы обеспечить сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы Волгоградской области.
В настоящее время сложилась ситуация при которой местные бюджеты в целом являются более устойчивым звеном бюджетной системы, нежели областной уровень. По состоянию на 1 августа 2009 г. объем собственных (налоговых и неналоговых) доходов в бюджеты муниципальных образований составил 94% от поступлений аналогичного периода 2008 г., в то время как собственные доходы областного бюджета составили 82% к исполнению на 1 августа 2008 г. В том числе консолидированные бюджеты муниципальных районов по собственным доходам исполнены за указанный период в среднем на 110% к аналогичному периоду 2008 г., бюджеты городских округов - на 88%.
Большинство консолидированных бюджетов территорий исполнены в диапазоне 100-120% к уровню прошлого года (диаграмма 1).
Налоговые и неналоговые доходы являются не единственным ресурсом, получаемым местными бюджетами для решения вопросов местного значения. Дотации и субсидии, а также субвенция на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений - формы межбюджетных трансфертов, выделяемых из областного бюджета территориям для исполнения собственных расходных полномочий. По данным формам, а также по нормативам отчислений по НДФЛ, закрепленных за территориями по единому и дополнительному нормативу, сложилось следующее исполнение (см. диаграмму 2).
Так, объем средств, передаваемых через дополнительные нормативы по итогам исполнения за семь месяцев 2009 г. в сравнении с аналогичным периодом 2008 г., несмотря на сокращение поступлений по НДФЛ в целом, не снизился и даже немного вырос - на 25 млн. рублей (рост 101%). Объем дотаций, несмотря на перенос лимитов на четвертый квартал, вырос на 306 млн. рублей (рост 136%), субвенции на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений также вырос - на 72 млн. рублей (рост 109%). Отметим, столь положительные тенденции достигнуты, несмотря на значительное недопоступление собственных доходов в областной бюджет.
Таким образом, объем ресурсов на решение вопросов местного значения 2009 г. превышает ресурсы 2008 г.
Обратная тенденция в области субсидирования - объем субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований сократился, при этом ухудшение качества бюджетных услуг не произошло.
Муниципалитеты нуждаются в дополнительных ресурсах на развитие, но форма и условия их предоставления нуждаются в доработке. Злоупотребление целевым финансированием приводит к тому, что муниципалитеты перестраивают свои бюджеты с целью получения дополнительных средств, а не с целью финансирования наиболее приоритетных расходов. В связи с этим, необходима разработка новых технологий в распределении субсидий на развитие.
За истекший год в планировании и исполнении расходов большинства муниципалитетов сложился определенный стереотип о том, что расходы 2009 г. не должны быть меньше 2008 г. Этой установке способствовал рост собственных доходов большинства муниципалитетов. Но, в условиях финансового кризиса это не верный подход. Отдельными муниципальными образованиями по-прежнему производятся расходы, не отнесенные к вопросам местного значения, прежде всего, это дополнительные меры социальной поддержки. Не надлежащим образом оптимизируются расходы на содержание аппарата управления. В то же время, большинством муниципальных районов практически не выполняется одно из собственных полномочий - выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений за счет собственных средств.
В сложившихся условиях исполнения областного и местных бюджетов возникла необходимость в корректировке приоритетов бюджетной политики в части межбюджетных отношений. Если за период 2006-2008 гг. было достигнуто заметное укрепление местных бюджетов за счет наращивания финансовой помощи и передачи дополнительных нормативов отчислений по НДФЛ, то в кризисных условиях 2009-2010 гг. приоритетным становится обеспечение баланса ресурсов местных и областного бюджетов.
В рамках реализации данного приоритета в краткосрочном периоде будут осуществлены следующие преобразования:
1. Сокращение финансовых ресурсов, выделяемых из областного бюджета местным бюджетам на решение вопросов местного значения в объеме до 90% от ресурсов, переданных в форме дотаций, нормативов отчислений по НДФЛ и субвенции на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений 2009 г.
В результате объем межбюджетных трансфертов в виде расчетного объема дотаций и субвенций на передачу госполномочий по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности поселений составит 7890,9 млн. рублей.
При реализации данной меры предполагается рассмотреть вопрос о сохранении единого норматива отчислений от НДФЛ в прежнем размере еще на 1 год и рассмотреть вопрос об отмене льгот, установленных для муниципальных образований по уплате налога на имущество организаций и транспортного налога.
2. Изменение технологий распределения дотаций муниципальным образованиям.
В том числе переход на подушевое распределение дотаций по городским округам, уточнение расчета отдельных коэффициентов удорожания, используемых при определении индекса бюджетных расходов. Введение процедуры согласования замены расчетной дотации дополнительными нормативами отчислений по НДФЛ.
3. Снижение нормативов на содержание органов местного самоуправления. Волгоградская область по-прежнему выделяется достаточно высоким объемом расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований, как по поселениям, так по муниципальным районам, и, к сожалению, больше всего по городским округам.
Снижение нормативов на содержание органов местного самоуправления в 2010 г. к 2009 г. составит 5%. Произойдет снижение и нормативов на денежное содержание, в среднем - на 10-20% от оклада.
В среднесрочной перспективе потребуются дополнительные преобразования:
1. Будет рассмотрен вопрос об отмене с 2011 г. практики делегирования государственных полномочий на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений и осуществление выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений непосредственно - путем предоставления дотаций из областного бюджета. Наряду с этим потребуется создание стимулирующих механизмов, побуждающих муниципальные районы к оказанию дополнительной финансовой помощи поселениям за счет собственных средств.
2. Предусматривается провести инвентаризацию законов о делегировании государственных полномочий муниципальным образованиям на предмет администрирования и целесообразности делегирования; отказа от делегирования и исполнения государственных полномочий главными распорядителями средств областного бюджета самостоятельно.
Делегирование может быть экономически обосновано в том случае, если достигается экономия или повышается качество услуг.
3. Необходима разработка новых технологий распределения субсидий на развитие общественной инфраструктуры, исходя из уровня социально-экономического развития территорий с учетом численности жителей.
4. Предусматривается усиление мониторинга финансового состояния местных бюджетов.
В Волгоградской области разработана и применяется трехуровневая система мониторинга, направленная на оценку качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований. Каждый из уровней ориентирован на использование специального инструментария воздействия на органы местного самоуправления. В совокупности, уровни мониторинга, сочетая использование методов ограничений и поощрений, создают действенный инструмент управления, обеспечивающий повышение качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований.
Таким образом, формирование бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений на среднесрочную перспективу ориентировано на повышение эффективности использования средств, как областного бюджета, выделяемых в форме межбюджетных трансфертов, так и на побуждение муниципалитетов к пересмотру стереотипов, сложившихся за докризисные годы, ориентируя органы местного самоуправления на экономное использование бюджетных средств.
Государственная поддержка транспорта
В 2010-2012 годах будет осуществляться поддержка автомобильного, водного и железнодорожного транспорта в форме субсидий из областного бюджета на компенсацию убытков от перевозки пассажиров по регулируемым тарифам.
Государственная поддержка дорожного хозяйства
В 2010-2012 годах будет продолжено выделение бюджетных средств на поддержку дорожного хозяйства, являющегося одним из приоритетных направлений государственной политики.
Будет осуществляться строительство второго, третьего и четвертого пусковых комплексов мостового перехода через реку Волгу в Волгограде, являющегося составной частью транспортного коридора "Запад-Восток" и имеющего исключительно важное значение для решения транспортных проблем Волгоградской области.
Будет продолжено финансирование расходов на содержание, ремонт региональных и межмуниципальных автомобильных дорог и расходов, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования.
Выделение средств на строительство региональных, межмуниципальных и сельских автомобильных дорог в первую очередь будет осуществляться на финансирование переходящих объектов.
Государственная поддержка предпринимательства
В рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области" на 2009-2011 годы будет продолжаться государственная поддержка малого предпринимательства, в том числе:
создание и развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства;
субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства;
повышение уровня профессионального образования и просвещения субъектов малого и среднего предпринимательства.
Развитие инновационной деятельности
В целях активизации инновационной деятельности и формирования региональной инновационной инфраструктуры в 2010-2012 годах предусматривается выделение бюджетных средств на развитие инновационной деятельности в Волгоградской области.
Государственная поддержка сельского хозяйства и рыболовства
В 2010-2012 годах государственная поддержка агропромышленного комплекса будет осуществляться в соответствии с "Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 года N 446, а также Законом Волгоградской области от 06 октября 2005 г. N 1105-ОД "О государственной поддержке агропромышленного производства в Волгоградской области".
В соответствии с подписанным Соглашением между администрацией Волгоградской области и Минсельхозом РФ по реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, принята долгосрочная областная целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса Волгоградской области" на 2009-2012 годы, обеспечивающая выполнение условий реализации "Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" и достижение целевых индикаторов, что позволит согласованно выполнять поставленные в рамках Программы задачи по повышению уровня жизни на селе и конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции, а также по сохранению и воспроизводству используемых в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов.
Финансирование расходов в области охраны окружающей среды
Реализация основных направлений бюджетной политики в 2010-2012 годах в области охраны окружающей среды будет продолжена в исполнении полномочий, делегированных федеральным законодательством субъектам Российской Федерации в области водных ресурсов и лесного хозяйства, а также в осуществлении полномочий в сфере использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды, сохранения биологического разнообразия и развития особо охраняемых природных территорий в рамках долгосрочной областной программы "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Волгоградской области" на 2010-2012 годы.
Государственная поддержка жилищно-коммунального хозяйства и капитальных вложений
В 2010-2012 годах улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории Волгоградской области будет оставаться одним из основных социально-значимых приоритетов.
В 2008 году продолжилась реализация национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", что позволило:
- улучшить жилищные условия 684 молодым семьям (из них 490 молодых семей уже оформили жилье в собственность);
- осуществить переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда 90 семей или 247 человек, в том числе во вновь построенное жилье - 65 семей или 186 человек;
- продолжить строительство 21 объекта жилищно-коммунального хозяйства в 17 муниципальных образованиях Волгоградской области.
В целях обеспечения жильем граждан, а так же# молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами, продолжается реализация областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года". В 2008 году предоставлены субсидии гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, проживающим в сельской местности на строительство (приобретение) жилья в общей сумме 156417,1 тыс. рублей (за счет средств федерального и областного бюджетов).
Кроме того, в рамках реализации областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" в 2008 году введены в эксплуатацию 38 км водопроводных сетей, что позволило улучшить качество питьевого водоснабжения в 11 сельских населенных пунктах.
В 2009 году областные целевые программы "Жилище" и "Социальное развитие села" преобразовываются в долгосрочные областные целевые программы, действие которых продлевается до 2012 года.
Программа газификации Волгоградской области по программе синхронизации с ОАО "Газпром" в 2008 году позволила построить газопроводы высокого, среднего и низкого давления протяженностью 262,95 км, в том числе сдать в эксплуатацию 143,67 км газопроводов. Кроме того, завершены строительством 119,28 км газопроводов, по которым в настоящее время оформляется документация на ввод в эксплуатацию. Таким образом, объем завершенных строительством объектов газоснабжения в 2008 году в 2,8 раза превышает объемы 2007 года и в 4,1 раза объемы 2006 года.
В области здравоохранения в 2008 году начато строительство областного перинатального центра за счет средств федерального и областного бюджета, которое будет завершено в 2009 году, что позволит улучшить качество оказания консультативно-диагностической помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным детям.
Основные направления государственной поддержки в области жилищно-коммунального хозяйства связаны с реализацией мероприятий, определенных в Федеральном законе от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В соответствии с поставленной Президентом Российской Федерации задачей по повышению эффективности реформирования жилищно-коммунального хозяйства для Волгоградской области предусматривается выделение финансовой поддержки на проведение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.
В рамках областных адресных программ "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2008-2011 годах на территории Волгоградской области с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и "Капитальный ремонт многоквартирных домов в 2008-2011 годах на территории Волгоградской области с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" при формировании областного бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов будут предусмотрены средства на софинансирование указанных расходов из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.
По результатам реализации указанных программ планируется переселение граждан из 367 многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными до 1 января 2007 г., общая площадь жилых помещений которых составляет 123,3 тыс. квадратных метров, проведение капитального ремонта многоквартирных домов общей площадью 3512544 квадратных метра, приведение жилищного фонда в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания, улучшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, обеспечение условий для создания товариществ собственников жилья.
Бюджетные обязательства на реализацию мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, на предоставление гражданам субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг будут выполняться в полном объеме.
Политика в области управления государственным долгом
Управление государственным долгом является частью системы управления финансовыми ресурсами Волгоградской области, поскольку государственный долг при непродуманной долговой политике является потенциальным источником экономических и политических рисков. Данный фактор предопределяет тесную взаимосвязь управления государственным долгом с вопросами экономической безопасности Волгоградской области.
Основной целью управления долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств региона в полном объеме по возможно низкой стоимости. Основными задачами при управлении государственным долгом на 2010-2012 годы являются:
- определение потенциала и экономически безопасного уровня государственного долга и государственных заимствований, способных не только обеспечить для области решение важных социально-значимых в условиях кризиса задач, но и не допустить неконтролируемого роста долга и увеличения рисков исполнения долговых обязательств Волгоградской области;
- снижение влияния платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Волгоградской области на финансирование иных статей расходов областного бюджета;
- недопущение единовременного отвлечения значительного объема средств областного бюджета на погашение и обслуживание государственного долга Волгоградской области.
Совершенствование управления государственным внутренним долгом Волгоградской области включает три взаимосвязанных направления деятельности:
1. Бюджетная политика в части планирования объема и структуры государственного долга Волгоградской области.
2. Осуществление заимствований с учетом платежеспособности областного бюджета, проведение операций с государственным долгом, направленных на оптимизацию его структуры и минимизацию расходов на обслуживание.
3. Организация учета долговых обязательств и операций с государственным долгом.
Долговые инструменты в виде кредитов, облигаций и государственных гарантий остаются основными способами взаимодействия органов власти с коммерческими банками.
При планировании программы заимствований на 2010-2012 годы и ее исполнении следует учесть, что условия предоставления заемных средств становятся менее приемлемы для субъектов из-за сокращения сроков кредитования и повышения процентной ставки.
Тем не менее, привлечение кредитных ресурсов остается необходимым для Волгоградской области.
Основные задачи по определению объемов и сроков кредитования заключаются в том, чтобы привлекать заемные средства в пределах сумм, необходимых для финансирования утвержденных лимитов бюджетных обязательств, проводить регулярный мониторинг на рынке кредитования, регулярно организовывать информационное взаимодействие с банками.
В целях минимизации расходов по процентным платежам за пользование кредитными средствами предусматривается проведение аукционов на право заключения государственных контрактов по оказанию финансовых услуг, при этом процентная ставка должна быть фиксированной на весь срок заключенного контракта.
Ключевыми задачами в области государственных внутренних заимствований остаются: повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и сохранение оптимальной дюрации и доходности на рынке государственных ценных бумаг.
Кризис внес свои корректировки в стратегию размещения ценных бумаг Волгоградской области. Из-за роста процентных ставок по заемным ресурсам и снижения интереса инвесторов к данному сегменту рынка, региональным эмитентам приходится более тщательно проводить мониторинг рынка, осуществлять взаимодействие, консультации и обмен информацией с банковским сектором и рынком, анализировать меняющуюся динамику, вносить коррективы в сроки и объемы предполагаемого размещения.
Основные задачи Волгоградской области по определению объемов и сроков заимствований в условиях финансового кризиса на рынке ценных бумаг включают в себя:
- целенаправленную последовательную работу на рынке ценных бумаг по мониторингу;
- проведение размещения ценных бумаг Волгоградской области только при благоприятной конъюнктуре на рынке;
- использование практики заимствований на рынке ценных бумаг для финансирования дефицита областного бюджета и погашения долговых обязательств только с приемлемой (не влекущей излишних расходов на обслуживание государственного долга для бюджета области) доходностью;
- приоритетное использование среднесрочных заимствований на рынке ценных бумаг с целью снижения долговой нагрузки на бюджет области;
- выпуск финансовых инструментов только с постоянной или фиксированной ставкой купонного дохода, или дисконта с целью снижения риска непредвиденных расходов на обслуживание государственного долга в будущие периоды.
Планируется осуществить привлечение новых выпусков государственных облигаций в 2010-2012 гг. по 1500,0 млн. руб. ежегодно, погашение составит в 2010 г. - 1413,0 млн. рублей; в 2011 г. - 1300,0 млн. рублей, в 2012 г. -1450,0 млн. рублей.
Одним из наиболее выгодных способов привлечения заемных средств является получение бюджетных кредитов из средств федерального бюджета.
В соответствии с Бюджетным кодексом бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет.
Возможность привлечения бюджетных кредитов на цели сбалансированности областного бюджета приведет к сокращению расходов на обслуживание государственного долга.
В рамках мероприятий, проводимых Правительством Российской Федерации по поддержанию реального сектора экономики, Волгоградская область намерена продолжать предоставлять государственные гарантии для реализации высокоэффективных, с точки зрения общественной значимости и экономической отдачи, программ и проектов системообразующим предприятиям, являющимся крупными работодателями, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения.
Вопрос о предоставлении государственной гарантии Волгоградской области должен решаться с учетом взвешенного подхода на этапе включения принципалов в перечень государственных гарантий на очередной финансовый год.
Реализация Программы реформирования региональных финансов и внедрение формализованных процедур управления государственным долгом Волгоградской области, а также разработанная Стратегия управления государственным долгом Волгоградской области позволяют повысить эффективность проведения долговой политики, направленной на оптимизацию параметров, характеризующих долговую нагрузку на бюджет области.
Отношение расходов на обслуживание государственного долга к расходам бюджета за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ, за 2009 год и в планируемом периоде не превысит 5%. Такая стоимость обслуживания государственного долга может считаться экономически обоснованной.
В результате проводимой долговой политики государственный внутренний долг Волгоградской области не превысит 50% к утвержденному общему годовому объему доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, отношение долга по гарантиям к утвержденному общему годовому объему доходов бюджета Волгоградской области без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений необходимо ограничится 5 процентами.
В сложившейся финансово-экономической ситуации следует искать новые пути взаимодействия с кредитными организациями, решать как стандартные, так и новые финансовые задачи.
Волгоградская область в 2010-2012 гг. будет стремиться к проведению максимально гибкой политики заимствований, позволяющей оперативно заменять одни долговые инструменты другими, в зависимости от изменения условий на внутреннем и внешнем рынках в интересах бюджета Волгоградской области.
Достаточно низкий уровень государственного долга позволяет проводить такую политику, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости Волгоградской области. Несмотря на резкое ухудшение условий экономического развития, показатели долговой устойчивости Волгоградской области остаются одними из лучших в ЮФО и в целом по России.
Финансовый контроль
В связи с изменениями в бюджетном законодательстве Российской Федерации, связанными с усилением роли главных администраторов бюджетных средств в организации и осуществлении бюджетного процесса, необходимо активизировать их работу по проведению ведомственного контроля.
В частности, необходимо обеспечить эффективную работу главных администраторов по контролю за целевым и эффективным использованием средств, передаваемых ими на муниципальный уровень в виде межбюджетных трансфертов.
В период 2010-2012 годов необходимо продолжить работу, направленную на внедрение в практику проведения контрольных мероприятий всеми органами финансового контроля методов аудита эффективности.
Особую актуальность это направление в контроле за расходованием бюджетных средств приобретает в условиях финансового кризиса и связанного с ним дефицита в бюджетах всех уровней материальных и финансовых ресурсов.
В этих условиях особенно необходимо обеспечить не только эффективное и рациональное, но и экономное расходование бюджетных средств.
Важным направлением в работе всех органов финансового контроля остается организация их эффективного взаимодействия между собой и с другими государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам организации и осуществления контрольных мероприятий, а также реализации материалов ревизий и проверок.
Заместитель Главы Администрации |
А.В. Дорждеев |
22 июля 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждены основные показатели бюджетной и налоговой политики в Волгоградской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.
Главной особенностью бюджетной политики Волгоградской области на 2010-2012 годы является ее направленность на преодоление последствий мирового финансового кризиса и ориентирование на складывающуюся в экономике ситуацию.
Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Волгоградской области на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 г. являются:
осуществление еженедельного мониторинга крупнейших налогоплательщиков региона с целью прогнозирования исполнения доходной части бюджета и, соответственно, формирования кассового плана областного бюджета и кредитной политики региона;
проведение комплексной инвентаризации расходной части консолидированного бюджета области с целью определения приоритетных статей расходов и резервов оптимизации;
временное прекращение реализации инвестиционных проектов с чрезмерно высокими рисками, с ограниченными внешними эффектами для развития региональной экономики;
реализация мер, направленных на стабилизацию рынка труда Волгоградской области.
Определены: основные задачи бюджетной политики на 2010 год и дальнейшую перспективу, концепция формирования расходов бюджетной системы Волгоградской области, основные направления формирования межбюджетных отношений областного бюджета с бюджетами муниципальных образований, порядок осуществления государственной поддержки транспорта, дорожного хозяйства, предпринимательства, сельского хозяйства и рыболовства, жилищно-коммунального хозяйства и капитальных вложений, порядок финансирования расходов в области охраны окружающей среды, основные задачи по определению объемов и сроков заимствований в условиях финансового кризиса на рынке ценных бумаг.
Основные направления бюджетной и налоговой политики в Волгоградской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
Текст Основных направлений официально опубликован не был