Настоящее Бюджетное послание Главы Администрации Волгоградской области подготовлено в соответствии со статьей 9 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 г. N 1694-ОД "О бюджетном процессе в Волгоградской области" и содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики на 2010-2012 годы.
Основы региональной экономической политики соответствуют направлениям ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Задачи, поставленные в предыдущем бюджетном послании Главы Администрации Волгоградской области, в целом последовательно реализуются.
Социально-экономическое развитие Волгоградской области в IV квартале 2008 года происходило в условиях нестабильной макроэкономической ситуации, что было характерно для российской экономики в целом.
До 2008 года в экономике региона наблюдались позитивные тенденции: рост доходов и расходов консолидированного бюджета; наличие профицита бюджета; положительная динамика макроэкономических показателей.
Мировой финансовый кризис, затронувший российскую экономику осенью 2008 года, существенно изменил основные параметры, направление и динамику экономического развития Волгоградской области.
За 2008 год валовой региональный продукт по оценке составил 409,3 млрд. рублей, что выше уровня 2007 года на 75,4 млрд. рублей. Темп роста валового регионального продукта Волгоградской области в сопоставимых ценах составил 103,2% к предыдущему году, что ниже аналогичного показателя за 2007 год на 3,8%. Снижение темпов роста валового регионального продукта было вызвано: сокращением объемов промышленного производства - на 2%, снижением темпов роста объема розничной торговли - со 116,8% в 2007 году до 111% в 2008 году.
В соответствии с уточненным прогнозом социально-экономического развития, в 2009 году ожидается спад ВРП Волгоградской области на 11 млрд. рублей или на 2,2% по сравнению с 2008 годом.
В связи с ухудшением ситуации в экономике области по итогам I квартала 2009 года возникла необходимость пересмотра прогноза социально-экономического развития Волгоградской области и параметров бюджета, который не учитывал негативных изменений, особо остро возникших после его утверждения.
В основу нового проекта бюджета положен вариант прогноза социально-экономического развития, который предусматривает сокращение доходов и расходов бюджета.
Изменения доходной части областного бюджета Волгоградской области предусматривают уменьшение объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, в том числе уменьшены налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налог на добычу полезных ископаемых.
Расходная часть областного бюджета уменьшена в связи с сокращением доходов и необходимостью оптимизации расходов, в том числе сокращены расходы на аппарат управления, национальную экономику, расходы по капитальным вложениям и отраслям социальной сферы. Сокращение расходов не затронуло ассигнований, предусмотренных на формирование фонда оплаты труда с учетом повышения на 30 процентов, оказание мер социальной поддержки населению области.
Дефицит составит 6766,2 млн. рублей или 1,7% валового регионального продукта.
С целью устранения негативных последствий реализации кризисных явлений Администрацией Волгоградской области был разработан план антикризисных мероприятий по обеспечению стабильного функционирования экономики и социальной сферы Волгоградской области. В соответствии с данным планом были предприняты следующие меры, направленные на стабилизацию экономической ситуации в регионе:
Дополнительные доходы, полученные в ходе исполнения областного бюджета, направлены на сдерживание роста расходов и сокращение государственного долга.
Сдержан рост действующих обязательств, включая повышение денежного содержания государственных гражданских служащих. Оптимизированы расходы бюджета.
Осуществляется мониторинг направления денежных средств на выплату заработной платы, мониторинг просроченной кредиторской задолженности.
Дополнительно осуществлены мероприятия, предусматривающие:
сокращение численности государственных служащих за счет совершенствования структуры органов государственной власти, сокращение расходов на содержание служебного автотранспорта, на связь, закупку оргтехники, премирование;
сокращение расходов бюджетных учреждений на материальные затраты;
финансирование объектов капитального строительства только с высокой степенью готовности (80%) и со сроком ввода в эксплуатацию в 2009-2010 гг.;
сокращение расходов областных целевых программ.
В настоящий момент действия органов власти Волгоградской области направлены на:
1) Осуществление еженедельного мониторинга (ситуационного анализа) крупнейших налогоплательщиков региона с целью прогнозирования исполнения доходной части бюджета и соответственно, формирования кассового плана областного бюджета и кредитной политики региона.
2) Проведение комплексной инвентаризации расходной части консолидированного бюджета области с целью определения приоритетных статей расходов и резервов оптимизации.
3) Временное прекращение реализации инвестиционных проектов с чрезмерно высокими рисками, с ограниченными внешними эффектами для развития региональной экономики.
4) Реализацию мер направленных на стабилизацию рынка труда Волгоградской области.
I. Основные задачи бюджетной политики на 2010 год и дальнейшую перспективу
Сегодня, как никогда, становится понятно, что отлаженная система финансового управления играет огромнейшую роль в успешном развитии региона.
Бюджетная политика Волгоградской области на 2010-2012 годы и дальнейшую перспективу должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития региона в посткризисный период.
Кризис - не повод для пессимизма, а шанс задействовать имеющиеся ресурсы и повысить эффективность управления финансами. Накопленный в предыдущие годы опыт работы по мобилизации доходов в консолидированный бюджет региона, отлаженное тесное взаимодействие с налоговыми и правоохранительными органами, квалификация работников всех уровней власти - все это совместно с принимаемыми антикризисными мерами безусловно позволит в полном объеме выполнить социальные обязательства перед населением Волгоградской области.
Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.
В этих условиях необходимо решение следующих основных задач.
Первое. Обеспечить исполнение социальных обязательств.
При этом, надо добиться адресности предоставления социальной помощи. Социальную помощь должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.
Второе. Ограничить размер бюджетного дефицита в целях обеспечения экономической устойчивости и своевременного исполнения социальных обязательств.
Дефицит бюджетных средств, режим жесткой экономии не должны сказаться на социальной защищенности населения региона.
Снижение дефицита бюджета - это серьезная задача, которая требует реструктуризации бюджетных расходов, реформы бюджетных учреждений, повышения отдачи от каждого рубля. Необходимо обеспечить концентрацию бюджетных ресурсов на самых приоритетных направлениях, которые связаны с исполнением принятых социальных обязательств, с реализацией нацпроектов, инфраструктурой, но при общем снижении расходов.
Продолжить тенденцию сохранения процентного отношения государственного долга к доходам бюджета Волгоградской области без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений в пределах, установленных законодательством.
Третье. Перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств.
Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, провести инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных затрат, продолжить работу по внедрению в бюджетный процесс индикаторов в составе докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования и ведомственных целевых программ, обеспечить контроль за расходованием бюджетных средств, проводя анализ достигнутых результатов.
"Экономия, оптимизация расходов и целевое планирование" должны стать ключевыми задачами бюджетной политики области на ближайшую перспективу.
Четвертое. Определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики.
При решении вопросов оказания поддержки реальному сектору должен применяться индивидуальный подход к каждому отдельному предприятию. Основной целью государственной поддержки малого и среднего предпринимательства должно стать увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике региона и формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства. Необходимо обеспечить доступ малого и среднего предпринимательства к государственному и муниципальному заказу.
Пятое. Обеспечить повышение качества предоставления гражданам государственных услуг.
Требуется развитие современных форм организации предоставления государственных услуг. Необходимо вывести на качественно новый уровень механизмы финансирования государственных услуг - распределять бюджетные средства в зависимости от оцененных потребностей населения при внедрении рычагов повышения качества оказания государственных услуг, обеспечить внедрение механизмов формирования расходов на финансирование услуг на уровне, максимально близком к потребности, внедряя стандарты качества предоставляемых бюджетных услуг. Продолжить работу по преобразованию бюджетных учреждений в автономные некоммерческие организации в тех сферах предоставления социальных услуг, где это может создать существенные стимулы для повышения эффективности деятельности. Стимулировать переход бюджетных учреждений в автономные, осуществить постепенный переход от сметных принципов финансирования.
Шестое. Совершенствовать механизмы государственных и муниципальных закупок.
В рамках данной группы мероприятий необходимо совершенствование механизма государственных и муниципальных закупок за счет развития системы современных процедур размещения заказов - электронных торгов.
Государственными и муниципальными заказчиками должна применяться система электронных аукционов как качественного инструмента управления структурными преобразованиями экономики региона.
Постоянно повышать профессиональный уровень специалистов, отвечающих за размещение государственных и муниципальных заказов.
Седьмое. Определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуры налогов, соответствующих современной стадии развития экономики области и стимулирующих развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий.
Необходимо провести оценку финансовых последствий предоставляемых налоговых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по создаваемой методике, основным критерием которой является получение консолидированным бюджетом области экономического и социального эффектов. При этом должна быть продолжена работа по оценке эффективности раннее предоставленных налоговых льгот и их отмене в случае отсутствия положительного результата.
Восьмое. Обеспечить сбалансированность бюджета.
Задача бюджетной политики в сложившихся условиях - это обеспечение сбалансированности бюджета Волгоградской области, стабильное финансирование первоочередных обязательств области перед населением, в их числе оплата труда работников учреждений финансируемых из областного бюджета, а также полное выполнение установленных областным законодательством социальных расходных обязательств.
Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ.
Принятие новых обязательств по инициативе главных распорядителей бюджетных средств только в рамках установленных ограничений расходов, при условии и в пределах сокращения действующих расходных обязательств.
II. Основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы
Основными задачами налоговой политики в Волгоградской области в 2010-2012 годы должны стать обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы области, формирование комфортных условий для развития предпринимательской деятельности и инновационной активности, дальнейшее совершенствование налогового законодательства Волгоградской области.
Для формирования доходной части областного и местных бюджетов на 2010-2012 годы определяющее значение будут иметь следующие направления проводимой на федеральном уровне налоговой политики:
увеличение с 2010 года в два раза (с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей в год) предельного размера выручки, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения;
увеличение предельной величины процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходами, в соответствии с текущими процентными ставками;
установление временного специального порядка работы с налоговой задолженностью организаций, позволяющего по заявлению налогоплательщика использовать все имеющиеся инструменты изменения сроков уплаты налога;
развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (предоставление отсрочек, рассрочек, инвестиционного налогового кредита);
установление в 2009 году возможности признания в целях исчисления налога на прибыль организаций затрат инвесторов на строительство или финансирование объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей для государственных или муниципальных нужд;
разработка мер налогового стимулирования повышения энергоэффективности производства;
усовершенствование порядка амортизации нематериальных активов с установлением для нематериальных активов, по которым невозможно определить срок полезного использования, срока амортизации два года;
внедрение современных технологий налогового администрирования в целях мобилизации дополнительных бюджетных доходов и одновременного сокращения издержек, связанных с выполнением налоговых обязательств;
законодательное закрепление инструментов противодействия злоупотреблению нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
оперативное принятие поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации в части, касающейся контроля за трансфертным ценообразованием;
законодательное закрепление механизмов противодействия использованию соглашений об избежании двойного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечными выгодоприобретателями не являются резиденты страны, с которой заключено соглашение;
инвентаризация и оптимизация установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам (прежде всего по налогу на имущество физических лиц), расширение налоговой автономии региональных и местных властей;
скорейшее создание условий для введения местного налога на недвижимость, прежде всего, завершение формирования кадастра объектов недвижимости;
увеличение доходов от использования недвижимости, в том числе на основе решения вопросов оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество, их объективной оценки, а также взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при администрировании налогов;
повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости решения задач в области охраны здоровья населения;
оптимизация системы налогов, связанных с добычей и экспортом нефти и нефтепродуктов, с учетом того, что поступления от данного сектора в среднесрочной перспективе будут в значительной степени формировать доходную базу бюджетной системы.
Деятельность органов государственной власти должна быть ориентирована в первую очередь на мобилизацию доходов и сокращение дефицита бюджета. Одновременно эти действия должны быть скоординированы с мерами, направленными на поддержку малого и среднего предпринимательства.
Главным администраторам доходов бюджета необходимо повысить качество администрирования в целях мобилизации дополнительных доходов в бюджет Волгоградской области и бюджеты муниципальных образований, в том числе за счет внедрения современных технологий администрирования, совершенствовать процедуры администрирования, устранить дублирующие друг друга показатели, оптимизировать число выездных проверок, максимизировать результативность камерального изучения финансового состояния налогоплательщиков, совершенствовать формы взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Волгоградской области и органов местного самоуправления при администрировании налогов.
В 2010-2012 годах приоритетным направлением должно стать сохранение благоприятных условий налогообложения, стимулирующих развитие инвестиционной деятельности, а также разработка качественно новых подходов применения налогоплательщиками установленных налоговых льгот.
Основным критерием получения налоговых льгот должна стать эффективность предоставляемых льгот, получение консолидированным бюджетом области экономического и социального эффектов. Должна продолжиться работа по оценке эффективности ранее предоставленных налоговых льгот и их отмене в случае отсутствия положительного результата.
Продолжится работа по совершенствованию регионального налогового законодательства, в частности - по корректировке размеров ставок транспортного налога с сохранением действующих мер социальной защиты для отдельных категорий налогоплательщиков.
С учетом возникших сложностей по доступу организаций к кредитным ресурсам необходимо активнее использовать все имеющиеся инструменты изменения сроков уплаты налогов (предоставление отсрочек, рассрочек, инвестиционного налогового кредита).
Целесообразно продолжить работу по совершенствованию регионального налогового законодательства по следующим направлениям:
своевременное внесение изменений в областные налоговые законы в целях приведения их в соответствие с федеральным законодательством;
участие в работе по внесению изменений в налоговое законодательство, направленных на создание благоприятных условий для развития бизнеса, устранение противоречий в налоговом законодательстве.
III. Основные приоритеты бюджетных расходов
Снижение под воздействием финансового кризиса доходов бюджета Волгоградской области и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера его дефицита определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов бюджета Волгоградской области в 2010-2012 годах по сравнению с 2009 годом.
Необходимо провести инвентаризацию действующих расходных обязательств. При этом новые обязательства могут приниматься только при наличии необходимых для их исполнения ресурсов.
Проводить мониторинг на рынке кредитования, организовывать информационное взаимодействие с банками, анализировать меняющуюся динамику, вносить коррективы в сроки и объемы предполагаемого размещения ценных бумаг и привлечения кредитов, проводить аукционы на право заключения государственных контрактов по оказанию финансовых услуг, в целях минимизации расходов на обслуживание государственного долга.
По отдельным направлениям бюджетной политики в области расходов целесообразно использование следующих подходов.
1. Безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи
Необходимо обеспечить безусловное выполнение социальных обязательств с одновременным повышением адресности предоставления социальной помощи, услуг и мер социальной поддержки населения.
Обеспечить проведение мероприятий, связанных с оптимизацией деятельности государственных учреждений социального обслуживания населения, модернизацией их сети с целью кардинального повышения качества предоставления гражданам социальных услуг, обеспечения их большей доступности и эффективности для населения. Активизировать работу по предупреждению семейного неблагополучия, жесткого обращения с детьми, профилактике социального сиротства.
Реализовывать комплекс мер по созданию "безбарьерной" среды для инвалидов, а также иные мероприятия, связанные с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо обеспечить внедрение государственных заданий на оказание государственных услуг и их оплату по реальным результатам, продолжить работу по стандартизации социальных услуг, регламентации предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций.
2. Повышение качества жизни населения, в части реализации государственных программ
Прежде всего, необходимо продолжить участие в реализации приоритетных национальных проектов, продолжить работу по реализации долгосрочных целевых программ, ведомственных целевых программ, отработке программно-целевой составляющей бюджета.
Особого внимания требует сфера жилищного строительства. Необходимо продолжить осуществление мер, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей, переселение семей из ветхого и аварийного жилищного фонда, строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства, необходимо разработать финансовый механизм, позволяющий в 2010 году приступить к формированию жилищного фонда социального использования Волгоградской области для обеспечения жильем социально незащищенных категорий граждан.
Необходимо разработать нормативный правовой акт о предоставлении субсидий гражданам на возмещение части первоначального взноса или части процентной ставки по кредитам, полученным в кредитных организациях на приобретение объекта недвижимости на первичном рынке жилья, что позволит в последующие годы повысить качество жилищных условий граждан, проживающих на территории Волгоградской области и сделать жилье более доступным.
Необходимо предусматривать средства на реализацию мероприятий по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, что позволит усилить инвестиционную привлекательность и развитие жилищного строительства.
Наряду с этим в целях снижения износа основных фондов коммунального комплекса и обеспечения населения Волгоградской области услугами надлежащего качества необходимо продолжить проведение работ по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
В целях сокращения потерь от физических разрушений и недопущения хищений на объектах незавершенного строительства, при формировании перечня строек и объектов на планируемый период основной приоритет должен оставаться за объектами незавершенного строительства с высокой степенью готовности.
Для обеспечения населения области качественной питьевой водой, реализации на территории Волгоградской области государственной программы "Чистая вода" необходимо обеспечить выделение финансовых средств на проведение работ по строительству новых систем водоснабжения в муниципальных образованиях, проведению реконструкции существующих систем в рамках долгосрочной областной целевой программы "Чистая вода".
Приоритетными направлениями бюджетных расходов продолжают оставаться здравоохранение, образование, культура, социальная политика, модернизация транспортной инфраструктуры.
3. Стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике
С целью дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области, с учетом сложившейся внешней среды, продолжить работу по привлечению средств из федерального бюджета по итогам участия в конкурсах Минэкономразвития России. Кроме того, необходимо активизировать работу по применению механизмов частно-государственного партнерства.
Обратить особое внимание на развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях путем оказания содействия в разработке муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
Необходимо продолжить предоставление государственных гарантий для реализации высокоэффективных, с точки зрения общественной значимости и экономической отдачи, программ и проектов. Поддерживать нужно только те предприятия реального сектора экономики, которые имеют рынки сбыта своей продукции. При этом необходимо тщательно отбирать претендентов на получение государственных гарантий области.
Одним из приоритетных направлений бюджетных расходов должна стать сфера информационных технологий и телекоммуникаций. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование современных технологий в рамках создаваемой комплексной информационной системы "Электронное правительство Волгоградской области" с целью повышения эффективности управления социально-экономическим развитием и инвестиционной привлекательности Волгоградской области, организации качественного предоставления государственных услуг населению и хозяйствующим субъектам. Создать условия для эффективного взаимодействия участников бюджетного процесса и прозрачности бюджетной системы Волгоградской области за счет развития единой информационной системы формирования и исполнения консолидированного бюджета Волгоградской области.
Необходимо формировать новые подходы к бюджетным инвестициям, предусматривающие систему мониторинга распределения и управления инвестиционными бюджетными ресурсами, проведение оценки бюджетного и социального эффектов планируемых и реализуемых инвестиционных проектов, разработку и утверждение системы критериев, удовлетворение которым является основанием для досрочного прекращения (корректировки) реализации инвестиционных проектов.
4. Повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки
Приоритет должен отдаваться мероприятиям, направленным на модернизацию производства и создание спроса со стороны смежных отраслей. В случае же необходимости принятия решений об отказе в поддержке неэффективных предприятий следует предусматривать компенсирующие механизмы, обеспечивающие сохранение стабильной социальной среды. Все подобные решения должны сопровождаться информационной поддержкой.
При размещении заказов для государственных и муниципальных нужд необходимо исполнять принятые решения о преференциях и поддержке отечественных товаропроизводителей.
Необходимо проводить анализ инвестиционно-строительных проектов, финансируемых за счет средств областного бюджета, их ранжирование по степени важности для принятия решений о временной приостановке их реализации в целях высвобождения финансовых ресурсов.
Муниципальным образованиям при принятии решения о финансировании начала строительства объектов муниципальной собственности следует рассчитывать ожидаемый эффект от создания каждого объекта с учетом расходов на его дальнейшее содержание.
5. Реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда
В 2010 году необходимо продолжить реализацию мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Волгоградской области.
Прежде всего, бюджетные ассигнования следует направить на профессиональную подготовку и переподготовку безработных и лиц, находящихся под риском увольнения, а также на поддержку граждан, которые хотят и готовы начать собственное дело.
Для снижения напряженности на рынке труда в сельских населенных пунктах Волгоградской области необходимо организовывать общественные работы.
Система организации общественных работ позволит органам местного самоуправления в полной мере осуществить мероприятия по организации работ по благоустройству и улучшению санитарного состояния населенных пунктов Волгоградской области с привлечением безработных и ищущих работу граждан.
IV. Политика в сфере межбюджетных отношений
Формирование межбюджетных отношений в 2007-2008 годах положительно сказалось на состоянии местных бюджетов. Однако, несмотря на положительные изменения, в системе межбюджетных отношений и в организации бюджетного процесса сохраняются определенные проблемы.
В настоящее время возникла объективная необходимость оптимизации структуры органов местного самоуправления.
Основной задачей межбюджетных отношений на 2010-2012 годы является формирование межбюджетных отношений исходя из режима жесткой экономии расходов при безукоснительном обеспечении муниципальными образованиями исполнения социальных обязательств.
Основным приоритетом бюджетных расходов является обеспечение сбалансированности бюджетной системы области, для чего потребуется:
1. Отмена Закона Волгоградской области от 30.11.2006 года N 1332-ОД "Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты поселений и городских округов Волгоградской области от налога на доходы физических лиц". Высвободившиеся средства частично будут направлены на компенсационную фондов финансовой поддержки муниципальных образований.
2. Отказ от индексации в 2010 году фондов финансовой поддержки муниципальных образований.
3. Принятие мер по сокращению расходов на содержание органов местного самоуправления, в связи с чем, нормативы на 2010 год предусматривают их уменьшение на 5%, 2011 год - 7,5%. Оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления может быть достигнута, в том числе за счет территориального укрупнения муниципальных образований Волгоградской области.
4. Сохранение практики выделения субсидий муниципальным образованиям, распределяемых исходя из оценки эффективности деятельности.
5. Усиление мониторинга финансового состояния местных бюджетов.
6. Реализация действующего Закона Волгоградской области от 26 июля 2005 г. N 1095-ОД "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями Волгоградской области по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности поселений" показала наличие следующих недостатков:
некорректное применение методики при расчете районных фондов финансовой поддержки поселений;
поселения, которые получают дотацию из районного фонда финансовой поддержки поселений, не попадают под действие пункта 3 и 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В то время как имеется объективная необходимость в соблюдении установленных ограничений.
В связи с чем, к 2011 году планируется отказаться от наделения органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями по расчету и предоставлению из областного бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и осуществлять вышеуказанные полномочия самостоятельно.
7. Принимая во внимание, что муниципальные районы сокращают объем финансовой помощи поселениям за счет собственных средств, необходима разработка стимулирующих механизмов, побуждающих муниципальные районы к поддержке поселений за счет районных бюджетов.
Рассмотреть возможность выделения из областного фонда софинансирования, начиная с 2011 года субсидии муниципальным районам на выполнение расходных обязательств муниципальных районов по вопросу муниципального значения: "выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений" на условиях софинансирования.
V. Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета
В 2010 году и в среднесрочной перспективе необходимо осуществить действия по следующим направлениям.
1. Минимизация бюджетных рисков
Важнейшую роль в преодолении финансового кризиса играют механизмы, способы управления, которые должны использоваться для правильной оценки возникающих рисков и их минимизации. Бюджетное планирование должно быть основано на консервативном варианте прогноза.
Необходимо провести тщательный анализ текущих условных обязательств, оценить их объемы и продумать подходы к снижению бюджетных рисков, вызванных этими обязательствами. Необходимо определить возможные варианты действий в случае, если условные обязательства придется исполнять.
2. Обеспечение ритмичности исполнения областного бюджета
Все необходимые меры для организации исполнения бюджета Волгоградской области необходимо принимать до начала финансового года.
Все решения в процессе исполнения бюджета, в особенности связанные с реализацией антикризисных мер, должны приниматься и реализовываться максимально оперативно.
3. Расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств
Необходимо развивать систему мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета, использовать ее результаты при оценке деятельности главных распорядителей средств областного бюджета и их руководителей в целях повышения их ответственности за достижение установленных показателей.
4. Повышение эффективности использования ресурсов при закупках товаров и услуг для государственных нужд
Необходимо развивать такие инструменты эффективности бюджетных расходов как совместные торги, централизованные закупки, консолидация государственных и муниципальных заказчиков, применение современных процедур электронных торгов.
При размещении заказов для государственных и муниципальных нужд необходимо исполнять принятые решения о преференциях и поддержке отечественных товаропроизводителей. Также следует обеспечить реализацию мер содействия субъектам малого предпринимательства.
5. Совершенствование государственного и муниципального контроля
Изменения, происходящие в бюджетной системе, требуют соответствующих изменений в порядке осуществления органами финансового контроля Волгоградской области контрольных мероприятий.
Переход к методам бюджетирования, ориентированного на результат, должен сопровождаться изменениями в работе органов финансового контроля Волгоградской области, связанными с дальнейшей координацией их работы и разграничением контрольных функций в зависимости от задач, стоящих перед органом финансового контроля, обеспечением методологической и нормативно-правовой базы финансового контроля.
Немаловажное значение имеет повышение финансовой дисциплины всех участников бюджетного процесса, как органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, так и бюджетных учреждений Волгоградской области.
Учитывая функционирование экономики страны в 2009 году, а возможно и в последующий период в условиях кризиса и преодоления его последствий, необходимо усилить при проведении контрольных мероприятий аналитическую работу по оценке полноты использования получателями бюджетных средств имеющихся возможностей для максимальной экономии бюджетных средств.
6. Внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования
Одни из основных приоритетов проводимой в регионе бюджетной политики - эффективность бюджетных расходов, внедрение новых методов финансирования, позволяющих обеспечить конечные результаты (количественные и качественные) деятельности каждого учреждения в строгой зависимости от объема выделяемых ему средств.
Необходимо продолжить развитие программно-целевых методов бюджетирования, а именно внедрение в бюджетный процесс индикаторов в составе докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования и ведомственных целевых программ с целью использования результатов достижения показателей, обозначенных в докладах, при распределении средств между субъектами бюджетного планирования.
27 июля 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Бюджетное послание Главы Администрации Волгоградской области содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики на 2010-2012 годы.
Подведены итоги реализации бюджетной политики за 2007-2008 гг.
Определены основные задачи бюджетной политики на 2010 год и дальнейшую перспективу, основные направления налоговой политики и формирования доходов бюджетной системы, направления совершенствования технологий формирования и исполнения бюджета.
Приводятся основные приоритеты бюджетных расходов.
Бюджетное послание Главы Администрации Волгоградской области на 2010-2012 годы
Текст послания официально опубликован не был