Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 июня 2008 г. N А12-7018/08-С6
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 апреля 2009 г. N А12-7018/2008 настоящее решение отменено
Именем Российской Федерации
Первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующими и не соответствующими статьям 294, 299 Гражданского Кодекса РФ, статье 20 Федерального Закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" абзацы "а" и "б" пункта 14.3.3 Положения о порядке предоставления в пользования и изъятия муниципального недвижимого имущества, принятого Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15.12.2000 года N 21/297 "О принятии положения о порядке предоставления в пользования и изъятия муниципального недвижимого имущества".
Волгоградская городская Дума не признает заявленные требования, просит отказать в их удовлетворении.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд считает, что требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 23 Устава города-героя Волгограда, принятым Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29.06.2005 г. N 20/362 (в редакции Постановления Волгоградского горсовета народных депутатов от 22.02.2006 г. N 28/565, Решения Волгоградской городской Думы от 08.11.2006 г. N 37/861, от 18.07.2007 г. N 48/1155) Волгоградская городская Дума является представительным органом местного самоуправления Волгограда. Согласно статье 24 названного Устава к исключительной компетенции Волгоградской городской Думы относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Волгограда.
Из представленных документов усматривается, что Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15.12.2000 г. N 21/297 принято Положение о порядке предоставления в пользование и изъятия муниципального недвижимого имущества (далее - Положение), действующее в настоящее время в редакции Постановлений Волгоградского городского Совета народных депутатов от 11.04.2002 года N 38/628, от 27.11.2003 года N 64/1221, от 14.09.2005 года N 21/396, с изменениями, внесенными Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29.12.2003 года N 68/1300. На момент принятия указанных нормативных правовых актов Волгоградский городской Совет народных депутатов являлся представительным органом местного самоуправления Волгограда.
Согласно пункту 14.3.3 Положения объект недвижимого имущества, закрепленный на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями, может быть изъят собственником полностью или частично в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации:
а) при неиспользовании или использовании объекта не по назначению;
б) при распоряжении объектом, в том числе продаже, передаче в аренду, в залог, взноса в качестве вклада в уставной капитал и иных способах без согласия Департамента муниципального имущества администрации Волгограда;
в) при случаях правомерного изъятия объекта у предприятия или учреждения по решению городского Совета и администрации Волгограда.
Суд считает, что пункт 14.3.3 Положения в части возможности изъятия у муниципального унитарного предприятия имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, собственником имущества в случаях его неиспользования или использования имущества не в соответствии с целевым назначением, а также при распоряжении имуществом, в том числе продаже, передаче в аренду, в залог, взноса в качестве вклада в уставной капитал и иных способах без согласия Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, не соответствует действующему законодательству.
Согласно статье 294 Гражданского Кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Полномочия собственника имущества, переданного унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, регламентированы статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 20 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". При этом право собственника имущества, переданного унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, на изъятие такого имущества в случаях его неиспользования или использовании не по назначению, нарушения порядка распоряжения им, данными правовыми актами не предусмотрено. Указанное право предоставлено собственнику лишь в отношении имущества, переданного унитарному предприятию на праве оперативного управления.
В пункте 40 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" указано, что при разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (уполномоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия.
Оспариваемые положения нормативного акта нарушают права муниципальных предприятий Волгограда на пользование и распоряжение имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения; не соответствуют статьям 294, 299 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статье 20 Федерального Закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на Волгоградскую городскую Думу.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Признать недействующими не соответствующими статьям 294, 299 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статье 20 Федерального Закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" абзацы "а" и "б" пункта 14.3.3 Положения о порядке предоставления в пользования и изъятия муниципального недвижимого имущества, принятого Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15.12.2000 года N 21/297 "О принятии положения о порядке предоставления в пользования и изъятия муниципального недвижимого имущества".
Взыскать с Волгоградской городской Думы государственную пошлину в размере 2000 руб. 00 коп. в доход федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 июня 2008 г. N А12-7018/08-С6
Текст решения официально опубликован не был
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 апреля 2009 г. N А12-7018/2008 настоящее решение отменено