Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 мая 2009 г. N А12-6932/2008
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 сентября 2009 г. N А12-6932/2008 настоящее решение оставлено без изменения
См. также постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 августа 2009 г. N А12-17121/2008
Именем Российской Федерации
Общество с ограниченной ответственностью "А-М" (далее Заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующим (несоответствующим ч.ч. 1, 5 ст. 41, ч. 3 ст. 43, ч.ч. 1-3, 5-9, 13 ст. 46 Градостроительного кодекса) нормативного акта: постановления Главы Волгограда от 30.01.2008 N 113 "О внесении изменения в Постановление главы Волгограда от 18.05.2007 N 1323 "Об утверждении перечня кварталов красных линий Волгограда, границы которых откорректированы, внесении изменений в схему красных линий в Волгограде".
Решением арбитражного суда от 20.06.2008 года в удовлетворении заявления Обществу было отказано по тем основаниям, что указанный нормативный акт не был опубликован. Кроме того, в решении было указано на то, что согласно Генеральному плану Волгограда, утвержденному решением городской Думы Волгограда "Об утверждении Генерального плана Волгограда" N 47/1112 от 29.06.2007 ул. 7-я Гвардейская является магистралью общегородского значения. ЗАО "Институт "Волгоградгражданпроект" разработана проектная документация по проекту "Улица 7-я Гвардейская г. Волгограда. Реконструкция и развитие" Пунктом 2.6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (утв. Постановлением главного государственного санитарного врача от 10.04.20003 г. N 38) красная линия отделяет территорию улично-дорожной сети от остальной территории города. За пределы красных линий в сторону улицы или площади не должны выступать здания и сооружения.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, дату названного постановления следует читать как 10 апреля 2003 г.
В целях приведения муниципальных правовых актов в соответствие Генеральному плану Волгограда, утвержденному решением Волгоградской городской Думы "Об утверждении Генерального плана Волгограда" N 47/1112 от 29.06.2007 года, в соответствии с действующим законодательством РФ было вынесено постановление администрации Волгограда N 113 от 30.01.2008 года "О внесении изменения в постановление главы Волгограда от 18.05.2007 года N 1323 "Об утверждении перечня кварталов красных линий Волгограда, границы которых откорректированы, внесении изменений в Схему красных линий в Волгограде".
Указанное выше решение вступило в законную силу.
1.04.2009 года Общество обратилось в арбитражный суд Волгоградской области о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, по тем основаниям, что 11 марта 2009 года, письмом N ар2193 Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда уведомил прокуратуру Центрального района о том, что проектная документация, обосновывающая отмену (перенос) красных линий квартала 04_04_006 в Центральном районе города Волгограда не разрабатывались. Утвержденный проект планировки на данную территорию также отсутствует.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 28 апреля 2009 года вышеуказанные обстоятельства были признаны судом существенными, решение арбитражного суда от 20.06.2008 года отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
При новом рассмотрении дела представитель заявителя указал на то, что оспариваемый нормативный акт был опубликован в газете "Городские вести" N 30 от 9.10.2008 года. Просит суд удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители администрации г. Волгограда и комитета по градостроительству и архитектуре администрации г. Волгограда считают, что в удовлетворении заявленных требований Общества должно быть отказано. При этом они подтверждают, что оспариваемый нормативный акт был опубликован в газете "Городские вести" 9.10.2008 года т.е. спустя 9 месяцев после его издания.
Представитель прокуратуры Волгоградской области считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что Постановление Главы Волгограда от 30.01.2008 N 113 "О внесении изменения в Постановление главы Волгограда от 18.05.2007 N 1323 "Об утверждении перечня кварталов красных линий Волгограда, границы которых откорректированы, внесении изменений в схему красных линий в Волгограде" незаконным, нарушающим права общества с ограниченной ответственностью "А-М" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 192 АПК РФ, заинтересованные лица имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, если полагают, что оспариваемый акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Материалами дела установлено, что постановлением администрации Волгограда от 28.02.2007 г. N 479 обществу с ограниченной ответственностью "А-М" был предоставлен земельный участок (учетный N 4-0-77, кадастровый N 34:34:04 00 15:0012) площадью 4339 кв. м для строительства капитального объекта - комплекса многоэтажных жилых домов по ул. 7-й Гвардейской, 21а в Центральном районе г. Волгограда.
28.02.2007 г. между администрацией г. Волгограда и обществом с ограниченной ответственностью "А-М" был заключен договор аренды земельного участка для строительства сроком на три года. Указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области 27 апреля 2007 года.
Обществом с ограниченной ответственностью "Р." на основании муниципального контракта N 3 от 25.04.2007 г. был разработан проект межевания территории города Волгограда, в том числе квартала N 04-04-006 (см. том 1 л. дела 47-56). Данный проект межевания разработан ООО "Р." с учетом картографических данных, включающих расположение красных линий, по состоянию на 9.06 2007 года (том. 1 л. дела 57). Красные линии в указанном проекте межевания учтены в соответствии с постановлением администрации г. Волгограда от 18.05.2007 г. N 1323, где арендуемый Заявителем земельный участок не нарушает красных линий.
Далее, в период # 01.08.2007 г. по 28.03.2008 г. Общество неоднократно обращалось в Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда с просьбой о выдаче градостроительного плана земельного участка, который необходим, в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, для выдачи разрешения на строительство.
Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда письмом от 03.04.2008 г. N ар2715-08 отказал в выдаче градостроительного плана на том основании, что арендуемый земельный участок выходит за границы красных линий и находится на землях общего пользования в соответствии с постановлением главы Волгограде от 30.01.2008 г. N 113 "О внесении изменения в постановление главы Волгограда от 18 мая 2007 г. N 1323 "Об утверждении Перечня кварталов красных линий Волгограда, границы которых откорректированы, внесении изменений в Схему красных линий в Волгограде" внесено изменение в постановление главы Волгограда от 18 мая 2007 г. N 1323 которым исключена из Перечня кварталов красных линий, границы которых откорректированы, утвержденного указанным постановлением, раздела "Центральный район" строка 1. Данное постановление опубликовано в установленном порядке только 9.10.2008 года в газете "Городские вести" N 30.
Таким образом, оспариваемым постановлением из Перечня кварталов красных линий, границы которых откорректированы, исключен квартал N 04-04-006. Между тем, земельный участок с кадастровым N 34:34:04 00 15:0012, предоставленный в аренду Обществу, расположен в данном квартале N 04-04-006 т.е. оспариваемым постановлением границы красных линий применительно к данному кварталу перенесены таким образом, что арендуемый земельный участок стал выходить за границы красных линий и располагаться на землях общего пользования.
Перечень кварталов красных линий Волгограда, границы которых откорректированы, в редакции Постановления главы Волгограда от 18.05.2007 г. N 1323, содержал указание на границы красных линий по указанному кварталу таким образом, что арендуемый Обществом земельный участок не нарушал установленных красных линий.
Согласно части 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии п. 3.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации РДС 30-201-98, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 г. N 18-30 (Приложение N 11), красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях. Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Согласно ст. 41 ч. 1, 5 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно ст. 43 ч. 3 Градостроительного Кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
Согласно ст. 46 ч. 1-3, 5-9, 13 Градостроительного Кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. Указанное ... решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения. Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний. Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, вместо "настоящей статьи" следует читать "статьи 46 Градостроительного кодекса РФ"
Решение о принятии новой редакции красных линий было принято администрацией г. Волгограда без учета мнения заинтересованных лиц. Публичные слушания по проекту красных линий квартала N 04-04-006 не проводились. Заинтересованные лица, в том числе ООО "А-М", как арендатор земельного участка в указанном квартале, были лишены законной возможности подать замечания и предложения по данному вопросу, реализовать свои установленные законом права по участию в разработке градостроительной документации.
Кроме того, в пункте 4.6 Инструкции РДС 30-201-98, принятой Постановлением Госстроя РФ 6 апреля 1998 года N 18-30 указано, что корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения. В постановлении администрации от 30.01.2008 года N 113 таких оснований для изменения существующих красных линий не указано.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт администрации г. Волгограда противоречит ч. 1, 5 ст. 41, ч. 3 ст. 43, ч.1-3, 5-9, 13 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права Заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует проведению подготовительных работ и осуществления строительства на арендуемом земельном участке объектов капитального строительства - комплекса многоквартирных жилых домов. Кроме того, из представленных Обществом документов следует что, за время действия договора аренды земельного участка Общество оплатило 722448 рублей 84 копейки арендной платы, при этом так и не приступило к освоению данного земельного участка по причинам не зависящим от него.
- При таких обстоятельствах заявление Общества подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Заявление общества с ограниченной ответственностью "А-М" удовлетворить. Признать недействующим (несоответствующим ч.ч. 1, 5 ст. 41, ч. 3 ст. 43, ч.ч. 1-3, 5-9, 13 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации) нормативный акт - постановление администрации города Волгограда от 30.01.2008 N 113 "О внесении изменения в Постановление главы Волгограда от 18.05.2007 N 1323 "Об утверждении перечня кварталов красных линий Волгограда, границы которых откорректированы, внесении изменений в схему красных линий в Волгограде".
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "А-М" справку на возврат из бюджета оплаченной им госпошлины в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 мая 2009 г. N А12-6932/2008
Текст решения официально опубликован не был
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 сентября 2009 г. N А12-6932/2008 настоящее решение оставлено без изменения