Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 августа 2008 г. N А12-10803/08-С24
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Истец в обоснование своих доводов указывает, что оспариваемое Постановление принято с превышением полномочий, не соответствует ч. 1 ст. 424 ГК РФ, ст. 100 Устава Автомобильного транспорта РСФСР, ст. 3 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 запрещено органам исполнительной власти субъекта РФ принимать акты, которые приводят или могут привести к устранению конкуренции. Устав автомобильного транспорта РСФСР фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Согласно ст. 3 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Правила перевозок грузов автомобильным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации перевозок различных видов грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств, контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.
Пункт 1 статьи 790 ГК РФ устанавливает, что за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлено, что регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта, включая метрополитен, и в пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Пункт 1 статьи 424 ГК РФ устанавливает, что в предусмотренных законом случаях применяются тарифы устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Пунктом 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов РФ уполномочены на установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и осуществление контроля за их применением. Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области согласно п. 1.1 Положения, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 15 мая 2006 года N 540, является органом исполнительной власти Волгоградской области, который уполномочен в соответствии с п. 2.1.12 указанного Положения устанавливать цены (тарифы) на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, включая такси, по городским, внутриобластным и межобластным маршрутам. Регулирование провозной платы за перевозку пассажиров автомобильным транспортом является государственным. Устанавливать цены, подлежащие государственному регулированию, уполномочены органы исполнительной власти субъекта РФ (п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 55 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ).
Согласно ст. 789 ГК РФ организация, осуществляющая перевозки транспортом общего пользования, обязана оказать данную услугу по обращению любого гражданина с взиманием провозной платы, устанавливаемой на основании утвержденных тарифов. Перевозка пассажиров автомобильным транспортом, не финансируемым из бюджетов различных уровней, в городском и пригородном сообщении городского округа город Волгоград по утвержденным маршрутам, является перевозкой транспортом общего пользования, поскольку данная услуга оказывается любому обратившемуся пассажиру.
Таким образом, довод заявителя об отсутствии полномочий у органа исполнительной власти субъектов РФ по регулированию провозной платы за перевозку пассажиров автомобильным транспортом неоснователен.
В соответствии со статьей 192 АПК РФ, заинтересованные лица имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, если полагают, что оспариваемый акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
31.03.2008 УРТ Администрации Волгоградской области принято Постановление N 11/1 "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом, финансируемым из бюджетов всех уровней". Согласно данному Постановлению тариф на проезд и провоз багажа в пределах города установлен 7 рублей. Согласно примечанию к оспариваемому Постановлению перевозчик имеет право применять единый тариф на маршруте или тарифы, разбивая маршрут на тарифные участки. Согласно справки УГАДН по Волгоградской области от 11.07.2008 N 01-03/1253 заявитель осуществляет перевозки автобусами вместимостью до 21 человека. Разбив маршрут на тарифные участки, заявитель может установить проездную плату как ниже 7 рублей, так и значительно выше 7 рублей на каждом отдельном маршруте в зависимости от объема оказанной услуги (л.д. 10-11). Норма части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" содержат# запрет принимать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Заявитель, а также ТУ УФАС по Волгоградской области не доказали, что принятие оспариваемого акта привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Также не представлены доказательства того, что созданы дискриминационные условия для деятельности перевозчиков и устраняется ценовая конкуренция при перевозке пассажиров автобусами вместимостью до 21 человека на маршрутах определенной протяженности.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что оспариваемое Постановление нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Представитель Прокурора Волгоградской области считает, что оспариваемое Постановление не нарушает экономических прав истца и не противоречит Закону, принято в пределах компетенции.
При таких обстоятельствах заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Отказать в иске предпринимателю К. к Управлению по региональным тарифам Администрации Волгоградской области о признании недействующим нормативного акта: Постановления Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 05.03.2008 N 8/2 "Об утверждении тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, не финансируемым из бюджетов различных уровней, в городском и пригородном сообщении городского округа город Волгоград по утвержденным маршрутам".
Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 августа 2008 г. N А12-10803/08-С24
Текст решения официально опубликован не был