Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 июля 2008 г. N А12-6395/08-С45
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Волгоградской городской Думе о признании решения N 50/1228 от 24.10.2007 г. Волгоградской городской Думы о внесении изменений в Постановление городского совета народных депутатов от 26.10.2005 г. N 22/430 "Об установлении на территории Волгограда видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2" не соответствующим Федеральному закону от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и не действующим в части отнесения территории Волгограда, расположенной по ул. Константина Симонова до дома N 18 Дзержинский район к "Зоне 0". Обязать Волгоградскую городскую Думу привести оспариваемое решение в соответствие с Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" с 01.01.2008 г. Считает, с принятием в оспариваемой части решения и изменением границ территориальной зоны увеличился коэффициент "К-2" для автостоянки заявителя по адресу: г. Волгоград ул. К. Симонова в Дзержинском районе города Волгограда по сравнению с граничащими смежных землепользователей - конкурентов.
Волгоградская городская Дума считает, оспариваемое решение соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" и не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
3-лица: Управление федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, Прокуратура Волгоградской области считают, требования следует удовлетворить.
3-лицо: Департамент экономики и инвестиций администрации г. Волгограда считает, заявленные требования удовлетворению не подлежат, оспариваемое решение соответствует Федеральному закону от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и не нарушает прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, оценив их доводы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, руководствуясь Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" (в редакции на 31.12.2005), Федеральным законом от 17 мая 2007 г. N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", статьями 24, 26 Устава города-героя Волгограда, Волгоградская городская Дума приняла Решение внести в Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 26.10.2005 N 22/430 "Об установлении на территории Волгограда видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2". Значения корректирующего коэффициента базовой доходности "К2" рассчитывается# по следующей формуле:
К2 = Кас x Кио x Квр,
где:
Кас - коэффициент, учитывающий ассортимент товаров, виды работ (услуг), особенности места ведения предпринимательской деятельности;
Кио - коэффициент, учитывающий иные особенности ведения предпринимательской деятельности;
Квр - коэффициент, учитывающий фактический период времени осуществления предпринимательской деятельности.
Значение коэффициента Кас, учитывающего ассортимент товаров, виды работ (услуг), особенности места ведения предпринимательской деятельности, применяется для налогоплательщиков в зависимости от территориального места расположения объекта предпринимательской деятельности по зонам, указанным в приложении "2" (в прежней редакции) к Постановлению Волгоградского городского Совета народных депутатов от 26.10.2005 N 22/430 "Об установлении на территории Волгограда видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2" (далее - Постановление).
Для Дзержинского района г. Волгограда в приложении N 2 Постановления были определены территории в границах: ул. 51-й Гвардейской; пр-кта им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (четная сторона); ул. Краснополянской (за исключением территории, вошедшей в 1-ю зону); ул. им. Землячки (за исключением территории, вошедшей в 1-ю зону); ул. Эльбрусской; ул. Батумской; ул. Рионской; ул. им. Карла Либкнехта; ул. Батурской; ул. Джаныбековской; ул. Иртышской; ул. Каспийской; ул. Аральской; пер. Бронзового; ул. Балтийской; ул. Онежской; ул. Кубанской; ул. Енисейской; ул. им. Рокоссовского; ул. Ангарской (за исключением территории, вошедшей в 1-ю зону); ул. Больничной; ул. Печерской; ул. Бурейской; ул. Нильской; пер. Солнечного; ул. им. Михаила Паникахи; ул. им. Полины Осипенко; ул. им. Полоненко; ул. Жирновской; ул. им. Калеганова; ул. им. Твардовского; ул. им. политрука Тимофеева; ул. им. Римского-Корсакова; ул. им. Хорошева; ул. Быковской; ул. им. Мусоргского; ул. Трехгорной; ул. Батайской; ул. Двинской; ул. Новодвинской; ул. Иртышской; ул. Невской; ул. Каспийской; ул. Волховской; ул. Грузинской; ул. Курской; ул. Ленской; ул. Черноморской; ул. Карской; ул. Иртышской; ул. Качинцев (за исключением территории, вошедшей в 1-ю зону); ул. 8-й Воздушной Армии (за исключением территории, вошедшей в 1-ю зону); ул. Днестровской; ул. Московской; б-ра 30-летия Победы (за исключением территории, вошедшей в 1-ю зону); ул. им. Константина Симонова; ул. Восточно-Казахстанской (14-20). Указанные территории в граница# были отнесены Постановлением к 2-й зоне в том числе для вида деятельности заявителя по оказанию услуг хранения транспортных средств (автомобильная стоянка), значение коэффициента Касс определено - 0,54.
Оспариваемым решением, при внесение изменений в Постановление, ул. К. Симонова была отнесена к Зоне "0" с установлением коэффициента Касс - 1 для вида деятельности по оказанию услуг хранения транспортных средств, в том числе для заявителя.
Увеличение коэффициента К-2, в связи с изменением и отнесением границ земельного участка заявителя расположенного по ул. К. Симонова к территориальной Зоне "О" по мнению заявителя не соответствует требованиям подпункта 2 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" и нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
В соответствии со ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов в отношении размещения и (или) распространения наружной рекламы.
Согласно п.п. 2, 4, 6 ст. 346.29 Кодекса налоговой базой для исчисления ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты "К1" и "К2".
Корректирующие коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, а именно:
К1 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности.
В целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение корректирующего коэффициента "К2", учитывающего влияние указанных факторов на результат предпринимательской деятельности, определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода (п. 6 ст. 346.29 Кодекса).
В силу п. 7 ст. 346.29 Кодекса значения корректирующего коэффициента "К2" определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.
На территории Волгоградской области ЕНВД был введен Законом Волгоградской области от 20 ноября 2002 г. N 755-ОД "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Волгоградской области". Названным Законом были определены значения корректирующего коэффициента базовой доходности (К2).
Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 26.10.2005 N 22/430 "Об установлении на территории Волгограда видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2" при установлении корректирующего коэффициента базовой доходности "К2" для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории г. Волгограда по виду предпринимательской деятельности - оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках, территория г. Волгоград была распределена на 3 зоны в зависимости от хозяйственной деятельности автостоянок, особенностей места ведения предпринимательской деятельности, удаленности от жилых массивов, географического места расположения стоянок и доступности для потребителей.
Как установлено судом оспариваемым Решением N 50/1228 от 24.10.2007 г. Волгоградская городская Дума о внесении изменений в Постановление городского совета народных депутатов от 26.10.2005 г. N 22/430 "Об установлении на территории Волгограда видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2" отнесла автостоянку заявителя к Зоне "0".
Текст приводится в соответствии с источником
При этом, отнесение автостоянки заявителя расположенной по ул. К. Симонова г. Волгограда к Зоне "0" и установления# значения коэффициента Касс в размере - 1 не является произвольным, как об этом указывает заявитель.
Единый налог на вмененный доход введен, прежде всего, для привлечения к уплате налогов организаций и индивидуальных предпринимателей в сферах, где налоговый контроль значительно затруднен, то есть там, где налогоплательщики производят расчет с покупателями преимущественно в наличной денежной форме. Суть ЕНВД заключается в том, что некоторые субъекты малого предпринимательства обязаны уплачивать налог исходя не из фактически полученных доходов, а из некоторой суммы, так называемого "вмененного дохода", который трактуется законодателем как потенциально возможный доход плательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода.
Согласно требованиям ст. 194 АПК РФ при рассмотрении дел данной категории арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону, и иному нормативному правовому акту имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Из смысла названной нормы, а также части 1 статьи 1 Федерального закона "О защите конкуренции" следует, что антимонопольным законодательством запрещено принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Поскольку приложение N 2 в части отнесения автостоянки заявителя, расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. К. Симонова к Зоне "0" принято уполномоченным органом в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, и коэффициент К2 не превышает предельных значений, определенных ст. 346.29 Кодекса, не нарушает требований Закона "О защите конкуренции" оснований для признания недействующим решения в оспариваемой части не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что нормативный акт в оспариваемой части, полностью соответствует требованиям антимонопольного законодательства не создает препятствий в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности и оснований для признания его недействующим у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ, арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявления индивидуальный# предпринимателя о признании решения N 50/1228 от 24.10.2007 г. Волгоградской городской Думы о внесении изменений в Постановление городского совета народных депутатов от 26.10.2005 г. N 22/430 "Об установлении на территории Волгограда видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и значений корректирующего коэффициента базовой доходности К2" как не соответствующего Федеральному закону от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части отнесения территории Волгограда, расположенной по ул. Константина Симонова до дома N 18 Дзержинский район к "Зоне 0" и обязании Волгоградскую городскую Думу привести оспариваемое решение в соответствие с Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" с 01.01.2008 г., отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Кассационную инстанцию арбитражный# суда Поволжского Федерального Округа в месячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 июля 2008 г. N А12-6395/08-С45
Текст решения официально опубликован не был