Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Волгоградской области
"О Территориальной программе
государственных гарантий оказания
населению Волгоградской области
бесплатной медицинской помощи
на 2009 год"
Территориальная программа
государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год
Решением Волгоградского областного суда от 28 июля 2009 г. N 3-52/2009 настоящее приложение признано недействующим и не подлежащим применению с момента вступления в силу названного решения в части абзаца 7 раздела "Объем и источники финансирования Программы" паспорта настоящей Территориальной программы
Паспорт программы
Наименование Программы |
- Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы |
- Администрация Волгоградской области |
Цели и задачи Программы |
- Создание единого механизма реализации конституционных прав населения Волгоградской области по получению бесплатной медицинской помощи гарантированного объема за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, средств системы обязательного медицинского страхования и других поступлений. Обеспечение сбалансированности обязательств государства по предоставлению населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств. Повышение эффективности использования ресурсной базы системы здравоохранения Волгоградской области с учетом потребности населения в оказании медицинской помощи и внедрения ресурсосберегающих технологий |
Срок реализации Программы |
- 2009 год |
Основные программные мероприятия |
- Определение потребности населения Волгоградской области в медицинской помощи, исходя из особенностей демографического состава, уровней и структуры заболеваемости населения. Обеспечение соответствия предоставляемой населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи территориальным нормативам оказания медицинской помощи, предусмотренным Программой. Обоснование необходимых материальных и финансовых затрат для обеспечения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Оптимизация ресурсной базы системы здравоохранения, участвующей в реализации Программы. Формирование муниципальных заданий на предоставление медицинской помощи в рамках Программы жителям муниципальных образований. Формирование заказов медицинским организациям и учреждениям на реализацию объемов медицинской помощи в рамках Программы |
Исполнители Программы |
- Комитет по здравоохранению администрации Волгоградской области. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области. Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области. Органы местного самоуправления муниципальных образований. Медицинские организации и учреждения |
Объем и источники финансирования Программы |
- Расчетная потребность в финансировании Программы, предложенной для утверждения, составляет всего - 19698592 тыс. рублей, из них: средства областного бюджета и бюджетов муниципальных образований - 9332942 тыс. рублей; средства обязательного медицинского страхования области - 10365650 тыс. рублей. Общий подушевой норматив финансирования Программы на одного жителя в год составляет 7792,6 рубля; в том числе за счет средств областного и муниципальных бюджетов - 3577,5 рубля; из средств системы обязательного медицинского страхования - 4215,1 рубля. Финансовое обеспечение Программы в соответствии с Законом Волгоградской области от 10 декабря 2008 г. N 1813-ОД "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и Законом Волгоградской области от 10 декабря 2008 г. N 1810-ОД "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" составляет 14883611,5 тыс. рублей, из них: средства областного бюджета и бюджетов муниципальных образований - 7682591,0 тыс. рублей; средства обязательного медицинского страхования - 7201020,5 тыс. рублей. Общий подушевой норматив финансирования Программы на одного жителя в год при этом составит - 5872,9 рубля; в том числе за счет средств областного и муниципальных бюджетов - 2944,8 рубля; за счет средств системы обязательного медицинского страхования - 2928,1 рубля. Дефицит финансового обеспечения Программы по сравнению с потребностью составляет 24,4 процента, в том числе в части бюджетного финансирования - 17,7 процента, в части средств системы обязательного медицинского страхования - 30,5 процента |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- Предоставление населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи в объеме, предусмотренном Программой. Повышение эффективности использования ресурсов системы здравоохранения Волгоградской области |
Контроль за исполнением Программы |
- Информация о реализации Программы представляется в администрацию Волгоградской области и Волгоградскую областную Думу |
1. Введение
В связи с тем, что правительственное постановление, регламентирующее порядок формирования Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год до настоящего времени отсутствует, Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год (далее - Программа) разработана на основе постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. N 286 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год" (далее - постановление Правительства N 286) и проекта постановления Правительства Российской Федерации, переданного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на рассмотрение Правительству Российской Федерации.
2. Обоснование Программы
В соответствии со статьями 20 и 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан объем бесплатной медицинской помощи, предоставляемой населению, регламентируется Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Основой настоящей Программы является гарантированный государством объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи, предусматривающей профилактические, диагностические, лечебные и медико-социальные услуги. Программа определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению Волгоградской области бесплатно. Территориальная программа обязательного медицинского страхования входит в структуру Программы, является ее неотъемлемой частью и регламентирует условия, виды и объемы медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования.
Организационно-правовые аспекты взаимодействия сторон, участвующих в реализации Программы, сформулированы в приложениях 1-16 к настоящей Программе.
Программа включает в себя:
перечень видов медицинской помощи, предоставляемых населению Волгоградской области бесплатно за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования (приложение 1);
перечень медицинской помощи и мероприятий, предоставляемых населению Волгоградской области за счет средств федерального бюджета (приложение 2);
перечень медицинской помощи, предоставляемой населению Волгоградской области за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований (приложение 3);
перечень специализированной высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в медицинских учреждениях, расположенных на территории Волгоградской области (приложение 4);
перечень медицинской помощи, предоставляемой населению Волгоградской области в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение 5);
условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи населению Волгоградской области в медицинских организациях и учреждениях, участвующих в реализации Программы (приложение 6);
схему взаимосвязи перечней болезней и состояний пациентов, специальностей врачей и профилей отделений стационара при оказании медицинской помощи в рамках Программы (приложение 7);
перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Программы (приложение 8);
перечень медицинских организаций и учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Волгоградской области (приложение 9);
порядок формирования перечня медицинских организаций и учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Волгоградской области (приложение 10);
перечень учреждений (подразделений) здравоохранения, а также мероприятий, финансируемых за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Волгоградской области (приложение 11);
перечень заболеваний, видов медицинской помощи, услуг, других поводов обращения граждан в медицинские организации и учреждения, не входящих в Программу (приложение 12);
информацию по предоставлению дополнительной бесплатной медицинской помощи, предусматривающей обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", включающую численность получателей необходимых лекарственных средств (приложение 13);
сводный расчет стоимости Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год (по постановлению Правительства N 286) (приложение 14);
стоимость Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи по источникам финансирования на 2009 год (приложение 15);
сводный расчет стоимости Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год (по областному бюджету, бюджетам муниципальных образований и бюджету ТФОМС) (приложение 16).
Населению Волгоградской области бесплатно предоставляется в рамках настоящей Программы первичная медико-санитарная помощь, неотложная медицинская помощь, скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная, в объемах и на условиях, определенных Программой.
При оказании медицинской помощи в больницах, дневных стационарах всех типов и службой скорой медицинской помощи бесплатное лекарственное обеспечение больных осуществляется в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Программы.
В исключительных случаях медицинские организации и учреждения могут приобретать медикаменты вместо лекарственных средств, входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Программы, при наличии абсолютных показаний для их назначения по заключению врачебной комиссии и согласованию с руководителем медицинской организации в пределах выделенных ассигнований на медикаменты.
Государственное регулирование цен касается только лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2007 г. N 376-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств", и является составной частью перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Программы.
Все виды медицинской помощи в рамках реализации Программы обязательного медицинского страхования предоставляются в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы, имеющих лицензию, аккредитованных в установленном порядке и внесенных в перечень медицинских организаций и учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования Волгоградской области.
В перечень заболеваний, видов медицинской помощи, услуг, других поводов обращения граждан в медицинские организации и учреждения, не входящих в Программу, включены виды медицинской помощи, в том числе профилактические, оказываемые за счет средств федерального бюджета, средств предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также предоставляемые населению в рамках программ добровольного медицинского страхования или оплачиваемые за счет личных средств граждан.
3. Цели и задачи Программы
Цели Программы
Создание единого механизма реализации конституционных прав населения Волгоградской области на получение бесплатной медицинской помощи гарантированного объема за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений.
Обеспечение сбалансированности обязательств государства по предоставлению населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств.
Повышение эффективности использования ресурсов системы здравоохранения Волгоградской области.
Задачи Программы
Определение потребности населения Волгоградской области в медицинской помощи, исходя из особенностей демографического состава, а также уровней и структуры заболеваемости населения Волгоградской области.
Обеспечение соответствия гарантируемых объемов медицинской помощи, предоставляемой медицинскими организациями, федеральным нормативам и стандартам оказания медицинской помощи.
4. Основные мероприятия Программы
Программа предусматривает осуществление следующих основных мероприятий:
определение потребности населения Волгоградской области в видах и объемах медицинской помощи, предоставляемой бесплатно;
обеспечение соответствия предоставляемой населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи федеральным нормативам оказания медицинской помощи, предусмотренным Программой;
обоснование необходимых материальных, кадровых и финансовых затрат на выполнение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
достижение сбалансированности объемов, структуры гарантируемой населению Волгоградской области медицинской помощи и необходимых для их реализации финансовых средств;
повышение эффективности использования ресурсной базы системы здравоохранения Волгоградской области с учетом потребности населения Волгоградской области в оказании медицинской помощи и внедрения ресурсосберегающих технологий;
формирование планов-заданий по предоставлению населению муниципальных образований медицинской помощи;
формирование заказов медицинским организациям на реализацию объемов медицинской помощи в рамках Программы;
переход на принцип использования подушевого норматива финансирования на жителя территории при определении потребности Программы в денежных средствах и в ходе ее дальнейшей реализации.
5. Финансовое обоснование Программы
Расчет стоимости реализации Программы на территории Волгоградской области произведен в соответствии с нормативными документами, перечисленными в разделе "Паспорт Программы" и в разделе 1 "Введение".
В соответствии с требованиями по формированию Программы расчеты ее стоимости произведены в двух вариантах.
Вариант первый.
Расчет проведен с учетом всех статей финансирования в структуре тарифа на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Общая стоимость Программы - 19698592,0 тыс. рублей, из них средства областного бюджета и бюджетов муниципальных образований - 7216245,0 тыс. рублей, средства системы обязательного медицинского страхования - 12482347,0 тыс. рублей.
Подушевой норматив финансирования за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и средств обязательного медицинского страхования составит 7792,6 рубля, в том числе за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований - 2766,1 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 5075,8 рубля.
Вариант второй.
Этот вариант Программы предлагается в качестве основного.
Расчет проведен с учетом финансирования только части статей в структуре тарифа на медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования.
При формировании второго варианта стоимости Программы используются статьи и подстатьи бюджетной классификации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В расчеты средней стоимости койко-дня в системе обязательного медицинского страхования включены следующие статьи и подстатьи бюджетной классификации:
подстатья 211 "Заработная плата";
подстатья 213 "Начисления на оплату труда" в размере 26,2 процента;
статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов":
расходы на приобретение медикаментов (в том числе питательных смесей для энтерального питания) и перевязочных средств;
мягкого инвентаря и обмундирования;
медицинского инструментария со сроком службы до 12 месяцев;
реактивов и химикатов, стекла и химпосуды;
продуктов питания;
прочих материальных запасов (расходные материалы для рентген-кабинетов, для электрофизиологических приборов, для функциональной диагностики, шовный материал, шприцы, дезинфицирующие средства (в части обработки медицинского инструментария и приборов) и другие лечебные расходы по перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Программы;
статья 310 "Увеличение стоимости основных средств" - расходы на приобретение медицинского инструментария со сроком службы более 12 месяцев;
подстатья 226 "Прочие услуги" - в части расходов по оплате анализов и инструментальных исследований, производимых в других медицинских учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), по организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока), по оплате труда врачей-консультантов.
В расчеты средней стоимости посещения, пациенто-дня лечения в дневном стационаре в системе обязательного медицинского страхования включены следующие статьи и подстатьи бюджетной классификации:
подстатья 211 "Заработная плата";
подстатья 213 "Начисления на оплату труда" в размере 26,2 процента;
статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов":
расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств;
мягкого инвентаря и обмундирования;
медицинского инструментария со сроком службы до 12 месяцев;
реактивов и химикатов, стекла и химпосуды;
прочих материальных запасов (расходные материалы для рентген-кабинетов, для электрофизиологических приборов, для функциональной диагностики, шовный материал, шприцы, дезинфицирующие средства (в части обработки медицинского инструментария и приборов) и другие лечебные расходы по перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Программы;
статья 310 "Увеличение стоимости основных средств" - расходы на приобретение медицинского инструментария со сроком службы более 12 месяцев;
подстатья 226 "Прочие услуги" - в части расходов по оплате анализов и инструментальных исследований, производимых в других медицинских учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), по оплате труда врачей-консультантов.
Другие виды расходов медицинских организаций и учреждений при оказании медицинской помощи населению Волгоградской области и иногородним гражданам в объеме Территориальной программы обязательного медицинского страхования должны быть отнесены: для государственных и муниципальных медицинских учреждений - соответственно на областной бюджет и бюджеты муниципальных образований, для учреждений и организаций иных форм собственности - на средства собственника.
Расчетная потребность в финансировании Программы, предложенной для утверждения, составляет всего 14883611,5 тыс. рублей, из них:
средства областного бюджета и бюджетов муниципальных образований - 7682591,0 тыс. рублей;
за счет средств системы обязательного медицинского страхования - 7201020,5 тыс. рублей.
Решением Волгоградского областного суда от 28 июля 2009 г. N 3-52/2009 Территориальная программа, утвержденная настоящим Законом, признана недействующей и не подлежащей применению с момента вступления в силу названного решения в части абзаца 38 раздела 5 настоящего приложения
Общий подушевой норматив финансирования Программы на одного жителя в год составляет 5872,9 рубля, в том числе за счет средств областного и муниципальных бюджетов - 2944,8 рубля;
Решением Волгоградского областного суда от 28 июля 2009 г. N 3-52/2009 Территориальная программа, утвержденная настоящим Законом, признана недействующей и не подлежащей применению с момента вступления в силу названного решения в части абзаца 39 раздела 5 настоящего приложения
из средств системы обязательного медицинского страхования - 2928,1 рубля.
При расчете стоимости Программы использованы нормативы объемов медицинской помощи, определенные постановлением Правительства N 286 и скорректированные с учетом заболеваемости и демографического состава населения.
На 2009 год устанавливаются следующие объемы деятельности медицинской сети по оказанию бесплатной медицинской помощи населению Волгоградской области:
скорая медицинская помощь - 0,318 вызова на одного жителя;
амбулаторно-поликлиническая помощь - 9,233 посещения на одного жителя, из них: 8,469 посещения в системе обязательного медицинского страхования, 0,764 посещения по видам медицинской помощи, финансируемым за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований;
медицинская помощь, предоставляемая в дневных стационарах, стационарах на дому амбулаторно-поликлинических учреждений и стационарах дневного пребывания больничных учреждений, - 0,558 пациенто-дня лечения на одного жителя, из них: 0,463 пациенто-дня лечения по видам медицинской помощи, финансируемой за счет средств системы обязательного медицинского страхования, 0,095 пациенто-дня лечения по видам медицинской помощи, финансируемым за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований;
стационарная помощь - 2,862 койко-дня на одного жителя, из них: 1,960 койко-дня в системе обязательного медицинского страхования; 0,902 койко-дня по видам медицинской помощи, финансируемым за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований.
При расчете стоимости Программы использовались финансовые нормативы проекта постановления Правительства Российской Федерации, переданного Министерством здравоохранения и социального развития РФ на рассмотрение Правительству Российской Федерации:
нормативы стоимости одной единицы объема по бюджету и ОМС по всем статьям затрат в среднем составляют:
койко-дня - 1380,6 рубля;
пациенто-дня лечения в дневном стационаре - 478,0 рубля;
амбулаторно-поликлинического посещения - 218,1 рубля;
вызова скорой медицинской помощи - 1710,1 рубля;
по статьям затрат в системе ОМС, указанным в постановлении Правительства N 286 на 2008 год, установлены следующие нормативы затрат на единицу объема:
койко-дня - 1167,1 рубля;
пациенто-дня лечения в дневном стационаре - 470,5 рубля;
амбулаторно-поликлинического посещения - 168,4 рубля.
В соответствии с финансовым обеспечением Программы по проекту бюджета обязательного медицинского страхования нормативы затрат на единицу объема медицинской помощи по статьям затрат в системе ОМС, указанным в постановлении Правительства N 286 на 2008 год, составят в среднем:
койко-дня - 819,6 рубля;
пациенто-дня лечения в дневном стационаре - 329,3 рубля;
амбулаторно-поликлинического посещения - 117,0 рубля.
Нормативы затрат на единицу объема при оказании медицинской помощи по проектам областного бюджета и бюджетов муниципальных образований составят в среднем:
койко-дня - 934,9 рубля;
пациенто-дня лечения в дневном стационаре - 334,5 рубля;
амбулаторно-поликлинического посещения - 182,7 рубля;
вызова скорой медицинской помощи - 1157,0 рубля.
Финансовое обеспечение Программы составляет 14883611,5 тыс. рублей, из них:
средства областного бюджета и бюджетов муниципальных образований - 7682591,0 тыс. рублей;
средства системы обязательного медицинского страхования - 7201020,5 тыс. рублей.
Решением Волгоградского областного суда от 28 июля 2009 г. N 3-52/2009 Территориальная программа, утвержденная настоящим Законом, признана недействующей и не подлежащей применению с момента вступления в силу названного решения в части абзаца 68 раздела 5 настоящего приложения
Общий подушевой норматив финансирования Программы на одного жителя в год при этом составит 5872,9 рубля, в том числе за счет средств областного и муниципальных бюджетов - 2944,8 рубля; за счет средств системы обязательного медицинского страхования - 2928,1 рубля.
Дефицит финансового обеспечения Программы по сравнению с потребностью составляет 24,4 процента, в том числе в части бюджетного финансирования - 17,7 процента, в части средств системы обязательного медицинского страхования - 30,5 процента.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы при условии полного (бездефицитного) финансового обеспечения позволит:
предоставить населению Волгоградской области гарантированный государством объем медицинской и лекарственной помощи;
повысить эффективность функционирования системы здравоохранения Волгоградской области в целом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.