В соответствии со статьей 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 и в целях обеспечения улучшения питания, развития и здоровья детей грудного и раннего возраста на территории Волгоградской области постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию формирования системы поддержки и поощрения грудного вскармливания детей на территории Волгоградской области (далее именуется - Концепция).
2. Комитету по здравоохранению Администрации Волгоградской области подготовить для муниципальных районов и городских округов Волгоградской области методические рекомендации по разработке межведомственного комплексного плана реализации Концепции.
3. Рекомендовать главам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области разработать межведомственный комплексный план по реализации Концепции в городских округах и муниципальных районах Волгоградской области.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации Волгоградской области - председателя Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области Н.А. Черняеву.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Глава Администрации |
А.Г. Бровко |
Концепция
формирования системы поддержки и поощрения грудного вскармливания детей на территории Волгоградской области
(утв. постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 27 февраля 2010 г. N 254)
1. Введение
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и ратифицированной постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-1, питание является основным, повсеместно признаваемым компонентом права ребенка на достижение возможно высшего уровня здоровья. Дети имеют право на полноценное питание и на доступ к безопасным пищевым продуктам питания.
Вскармливание грудным молоком является оптимальным для детей раннего возраста. Вместе с тем, в России в течение последних десятилетий отмечаются стабильно низкие показатели грудного вскармливания младенцев, достигшие в начале XXI века угрожающего и самого низкого за 100 лет уровня - лишь 34 из 100 матерей кормят детей своим молоком не менее 6 месяцев. Это обстоятельство наряду с другими неблагоприятными факторами способствует развитию высокой заболеваемости, формированию хронической патологии, инвалидизации уже в раннем возрасте, смертности детей и может расцениваться как национальная проблема.
Неправильная практика вскармливания детей раннего возраста и ее последствия в определенной степени являются факторами, препятствующими устойчивому социально-экономическому развитию общества и улучшению демографической ситуации в стране.
Большинство женщин первоначально настроены на грудное вскармливание, однако многие из них переводят своего ребенка на кормление искусственными смесями уже в первые месяцы его жизни.
Выделяются следующие наиболее важные причины перевода младенцев на смешанное вскармливание с последующим отлучением от груди матери:
активная пропаганда и реклама среди населения России заменителей грудного молока, в том числе непосредственно в лечебных учреждениях;
отсутствие убедительной, целенаправленной агитации за грудное вскармливание, умалчивание жизненной важности материнского молока;
незнание и недооценка медицинскими работниками и матерями значимости длительного грудного вскармливания детей для формирования здорового образа жизни, физического и психического здоровья;
отсутствие знаний у современных родителей и медицинского персонала особенностей техники кормления младенца грудью и одновременно наличие отрицательного опыта по естественному вскармливанию у предыдущих поколений близких родственников;
отсталая, противоречащая природе система организации вскармливания новорожденных в акушерских стационарах: позднее начало грудного вскармливания, допаивание и докармливание детей заменителями грудного молока с использованием бутылок и сосок, раздельное пребывание матери и ребенка и кормление "по часам", рекомендованное в подавляющем большинстве устаревших учебников по акушерству и педиатрии и прочно усвоенное многими поколениями выпускников отечественных средних и высших медицинских учреждений;
отсутствие современных учебных программ по грудному вскармливанию, недостаточное количество специалистов в медицинских институтах и колледжах, способных на основе доказательной медицины преподавать вопросы обеспечения грудного вскармливания;
нейтральная позиция авторитетных представителей отечественной педиатрической науки;
незнание или игнорирование организаторами здравоохранения, руководителями учреждений здравоохранения Инициативы Всемирной организации здравоохранения и Детского фонда Организации Объединенных Наций "Больница доброжелательного отношения к ребенку" (далее именуется - Инициатива "Больница доброжелательного отношения к ребенку") и других международных документов по кормлению и питанию грудных детей и детей раннего возраста;
отсутствие в обществе одобрения и поощрения матерей, вскармливающих своих детей грудью не менее двух лет, ослабление и утрата народных традиций, поддерживающих длительное грудное вскармливание;
отсутствие федерального закона о защите, поддержке и поощрении грудного вскармливания.
2. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в Волгоградской области
Волгоградская область - одна из территорий Российской Федерации, где медицинские работники родильных домов, детских поликлиник и больниц провели организационную работу по внедрению Инициативы "Больница доброжелательного отношения к ребенку" в лечебных учреждениях. Для реализации указанной инициативы на базе государственного учреждения здравоохранения "Областной клинический перинатальный центр" в 2000 году был организован центр по охране здоровья матери и ребенка. Сотрудники центра на курсах "Консультирование по грудному вскармливанию" за последние 10 лет обучили более 2000 врачей и средних медицинских работников, психологов, преподавателей медицинских колледжей, которые, в свою очередь, в своих учреждениях обучили на 18-часовых курсах "Помощь матерям в кормлении грудью" еще более 2500 коллег. Проведенная работа позволила передать знания о важности сохранения грудного вскармливания детей раннего возраста и технике вскармливания.
В настоящее время подготовлены и аттестованы на соответствие званию "Больница доброжелательного отношения к ребенку" более 170 медицинских учреждений области, включая акушерские стационары, детские поликлиники, женские консультации, фельдшерско-акушерские пункты, сельские врачебные амбулатории, участковые больницы, отделения патологии новорожденных, детские отделения и детские больницы. В 2009 году 28000 младенцев (93 процента) родились в акушерских стационарах, удостоенных почетного звания "Больница доброжелательного отношения к ребенку".
Поддержка грудного вскармливания позволила улучшить показатели здоровья детей на региональном уровне.
Доля детей на грудном вскармливании в возрасте 6-12 месяцев повысилась с 42,3 процента в 1998 году до 75,9 процента в 2008 году, что в 2 раза выше показателя по России. За десять лет в акушерских стационарах области у новорожденных детей показатель гнойно-септических заболеваний и сепсис снизились в десять раз, количество послеродовых кровотечений у женщин сократилось в два раза.
Экономическая эффективность реализации программы Инициативы "Больница доброжелательного отношения к ребенку" в акушерских стационарах области составляет для областного и муниципальных бюджетов несколько миллионов рублей в год.
За последние десять лет у детей первого года жизни по классу кишечные инфекции смертность снизилась в 3,5 раза, по классу пневмония смертность снизилась в 1,8 раза, а заболеваемость в 1,7 раза.
За период с 2004 по 2008 годы регистрируется снижение заболеваемости детей первого года жизни по 16 классам заболеваний. Также в 2007 и 2008 годах отмечено снижение заболеваемости по 16 классам заболеваний у детей до 14 лет.
Вместе с тем, в Российской Федерации до настоящего времени не приняты нормативные документы по охране, поддержке и защите грудного вскармливания младенцев, что позволяет в средствах массой# информации проводить активную рекламу заменителей грудного молока. В Волгоградской области активно проводится работа по рекламе заменителей грудного молока, бутылок, сосок, что наносит вред здоровью детей.
Принятие Концепции формирования системы поддержки и поощрения грудного вскармливания детей на территории Волгоградской области (далее именуется - Концепция) позволит изменить существующее положение и реализовать комплекс мероприятий по поддержке и поощрению грудного вскармливания детей раннего возраста.
3. Цель и основные направления формирования системы поддержки и поощрения грудного вскармливания детей
Концепция разработана с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 в соответствии с законами Волгоградской области от 30 октября 2008 г. N 1753-ОД "О пропаганде и поддержке грудного вскармливания", от 31 декабря 2008 г. N 1837-ОД "Об охране здоровья граждан в Волгоградской области" и постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 22 марта 2007 г. N 441 "О мерах по применению Международного свода правил маркетинга заменителей грудного молока на территории Волгоградской области", постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 25 июля 2007 г. N 1332 "О присвоении статуса "Территория доброжелательного отношения к ребенку", Национальной программой оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации, Глобальной стратегией по кормлению детей грудного и раннего возраста, разработанной в 2003 году Всемирной организацией здравоохранения и Детским фондом Организации Объединенных Наций.
Целью Концепции является формирование системы защиты, пропаганды, поддержки и поощрения грудного вскармливания детей, обеспечивающей оптимальные условия формирования здорового образа жизни ребенка, достижение и сохранение физического и психического здоровья детей Волгоградской области.
Поставленная цель достигается решением следующего комплекса взаимосвязанных задач;
1) совершенствование нормативно-правовых основ организации надлежащего питания, в том числе грудного вскармливания новорожденных детей, детей грудного и раннего возраста в соответствии с рекомендациями Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения.
Решение данной задачи предусматривает:
разработку и совершенствование существующих нормативных актов по охране, защите и поддержке грудного вскармливания;
подготовку законодательной инициативы по совершенствованию Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" с целью ограничения рекламы заменителей грудного молока в средствах массовой информации;
подготовку предложений по совершенствованию существующих отчетных форм по грудному вскармливанию в системе здравоохранения;
подготовку предложений по совершенствованию и изменению рекомендации НИИ питания РАМН по срокам введения прикорма у детей первого года жизни;
разработку и реализацию совместных межведомственных планов действий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов;
2) повышение ответственности органов государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области за осуществление оптимальной практики грудного вскармливания детей грудного и раннего возраста.
Решение данной задачи предусматривает:
содействие осуществлению принципов и целей Международного свода правил по сбыту заменителей грудного молока и последующих резолюций Всемирной Ассамблеи здравоохранения по этому вопросу в их полном объеме;
объединение усилий заинтересованных ведомств и укрепление сотрудничества в организации грудного вскармливания детей грудного и раннего возраста;
развитие сети дошкольных образовательных учреждений, которая обеспечит работающим матерям возможность продолжения грудного вскармливания и ухода за своими детьми грудного и раннего возраста;
содействие внедрению в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование у детей и подростков позитивных установок в отношении грудного вскармливания детей грудного и раннего возраста;
3) повышение информированности населения в отношении основных проблем, касающихся грудного вскармливания детей грудного и раннего возраста.
Решение данной задачи предусматривает:
формирование общественного мнения и социальной мотивации для охраны, поощрения и поддержки практики грудного вскармливания детей грудного и раннего возраста и особенно практики исключительного грудного вскармливания детей в первые шесть месяцев жизни;
обеспечение матерям, отцам и другим лицам, осуществляющим уход за детьми, доступа к объективной, последовательной и полной информации о надлежащей, свободной от коммерческого влияния, практике грудного кормления детей грудного и раннего возраста;
повышение уровня информированности населения о влиянии на развитие и здоровье детей различных видов вскармливания, а также о преимуществах грудного вскармливания;
обеспечение информационной поддержки надлежащей практики грудного вскармливания детей грудного и раннего возраста, расширение социальной рекламы в средствах массовой информации, выпуск тематических теле- и радиопрограмм, периодических изданий;
4) содействие организации грудного вскармливания детей грудного и раннего возраста.
Решение данной задачи предусматривает:
содействие в своевременном удовлетворении потребностей детей грудного возраста в адекватном и безопасном прикорме при продолжении грудного вскармливания до двух лет или более;
обеспечение матерям доступа к квалифицированной практической помощи, предоставляемой подготовленными работниками здравоохранения, а также возможности получения рекомендаций дипломированных консультантов по лактации, которые могут предотвращать или решать проблемы, возникающие в связи с грудным вскармливанием;
содействие созданию условий для продолжения грудного вскармливания и надлежащего прикорма госпитализированных детей, а также детей госпитализированных матерей;
обеспечение эффективного лечебного питания больных детей и детей с низкой массой тела, включая, в случае необходимости, предоставление квалифицированной поддержки для продолжения грудного вскармливания;
обеспечение квалифицированного консультирования беременных женщин и кормящих матерей в области питания, в том числе при плановых медосмотрах, в ходе иммунизации, в стационарных и амбулаторных медико-санитарных службах для детей, службах по вопросам питания, репродуктивного здоровья и в акушерских службах;
оказание поддержки семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в целях создания условий для сохранения грудного вскармливания детей;
развитие сельскохозяйственного сектора, способного обеспечить доступность подходящих продуктов питания местного производства для использования в прикорме детей грудного и раннего возраста;
5) создание системы защиты, поддержки и поощрения грудного вскармливания в здравоохранении.
Решение данной задачи предусматривает:
определение регионального координатора по вопросам грудного вскармливания с соответствующими полномочиями;
создание межведомственной комиссии по вопросам грудного вскармливания в составе представителей соответствующих государственных органов власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и специалистов системы здравоохранения;
создание системы регулярного мониторинга практики питания, оценки тенденций и воздействия осуществляемых мероприятий на здоровье детей и репродуктивное здоровье;
обеспечение выполнения в полном объеме медицинскими учреждениями, предоставляющими услуги в области охраны здоровья матери и ребенка, "Десяти принципов успешного грудного вскармливания", изложенных в заявлении Всемирной организации здравоохранения и Детского фонда Организации Объединенных Наций по грудному вскармливанию, включая отказ от бесплатных или льготных поставок заменителей грудного молока, бутылок и сосок;
создание в медицинских стационарах условий, благоприятных для успешного начала и продолжения грудного вскармливания;
расширение доступа к дородовой помощи и просвещению по вопросам грудного вскармливания, практике родовспоможения, которая способствует грудному вскармливанию, а также к послеродовой помощи, которая помогает обеспечить продолжение грудного вскармливания;
мониторинг роста и развития детей грудного и раннего возраста в качестве плановой меры контроля за питанием с удилением# особого внимания больным и родившимся с низкой массой тела детям, а также детям ВИЧ-позитивных матерей;
подготовка работников здравоохранения, осуществляющих консультирование матерей по вопросам грудного вскармливания, введения оптимального прикорма, кормления грудных детей ВИЧ-позитивных матерей и, в необходимых случаях, вскармливания заменителями грудного молока во время болезни матери или ребенка;
обеспечение работников здравоохранения точной информацией о практике вскармливания грудных детей, конкретными знаниями и навыками, требующимися для оказания поддержки по всем аспектам кормления детей грудного и раннего возраста;
выявление ослабленных детей грудного и раннего возраста и принятие коррективных мер, обеспечивающих им оптимальное питание;
установление критериев для определения детей, которых необходимо кормить заменителями грудного молока, обеспечивая подходящий заменитель и безопасное кормление в течение периода, необходимого для таких детей, не допуская перевода на искусственное питание детей, которые в этом не нуждаются;
6) привлечение общественных объединений к решению проблемы оптимальной практики кормления детей грудного и раннего возраста материнским молоком.
Решение данной задачи предусматривает:
обеспечение членов общественных объединений новейшей информацией о кормлении детей грудного и раннего возраста;
содействие созданию общественных объединений поддержки беременных женщин и кормящих матерей;
содействие созданию в общественных объединениях доброжелательного отношения к матери и ребенку, поддерживающего практику кормления детей грудного и раннего возраста материнским молоком.
4. Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции
В ходе реализации Концепции в течение 2-5 лет ожидается улучшение показателей состояния здоровья детей, службы охраны здоровья матери и ребенка Волгоградской области, включая:
повышение доли новорожденных детей, выписанных из родильного дома на грудном вскармливании, до 90-95 процентов;
повышение доли детей, находящихся на исключительно грудном вскармливании в возрасте до 6 месяцев, до 80-90 процентов;
повышение доли детей, получающих материнское молоко в возрасте до 2 лет и более, до 40-50 процентов;
снижение заболеваемости новорожденных детей на 5-10 процентов;
снижение заболеваемости детей первого года жизни на 10-20 процентов;
снижение смертности детей первого года жизни от управляемых причин на 5-10 процентов;
снижение заболеваемости детей в возрасте до 14 лет на 10-20 процентов;
снижение инвалидизации детей до 14 лет на 5-10 процентов.
Экономия финансовых средств в государственном и муниципальном бюджетах в течение года составит в акушерских стационарах - до 10 млн. рублей, в детских поликлиниках и детских больницах - до 20-40 млн. рублей в год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 27 февраля 2010 г. N 254 "Об утверждении Концепции формирования системы поддержки и поощрения грудного вскармливания детей на территории Волгоградской области"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в газете "Волгоградская правда" от 3 марта 2010 г. N 37