Решением Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2010 г. N 40/1262 настоящее решение снято с контроля
В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации, руководствуясь статьями 7, 24, 26 Устава города-героя Волгограда, статьей 23 Регламента Волгоградской городской Думы, Волгоградская городская Дума решила:
1. Принять обращение депутатов Волгоградской городской Думы к депутатам Волгоградской областной Думы по вопросу внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проекта Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 09 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в редакции на 05.04.2009)", утвердив его текст, (прилагается).
2. Направить вышеуказанное обращение председателю Волгоградской областной Думы В.А. Кабанову.
3. Опубликовать настоящие решение и обращение в официальных средствах массовой информации в установленном порядке.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на А.И. Мордвинцева - первого заместителя председателя Волгоградской городской Думы.
Председатель Волгоградской |
И.А. Карева |
Депутатам Волгоградской
областной Думы
Обращение
(утв. решением Волгоградской городской Думы от 23 сентября 2009 г. N 23/693)
Уважаемые депутаты Волгоградской областной Думы!
В адрес депутатов Волгоградской городской Думы, должностных лиц органов местного самоуправления Волгограда поступают многочисленные обращения жителей Волгограда по вопросу о налоге на имущество физических лиц.
В связи с вступлением в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Закон Российской Федерации от 09 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон), устанавливающий порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации, действует в части, не противоречащей части первой Кодекса (статья 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
В соответствии со статьей 19 Кодекса налогоплательщиками - физическими лицами признаются физические лица, на которых в соответствии с Кодексом (актами законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятых до вступления в силу части первой Кодекса) возложена обязанность уплачивать налоги.
Таким образом, по общим правилам налогообложения обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у каждого собственника имущества.
Согласно статье 2 Закона объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 и пунктом 2 статьи 5 Закона, а также учитывая, что Законом не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на имущество, в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. В связи с этим ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются применительно к инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, указанных в статье 2 Закона.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона ставка налога на имущество физических лиц устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в пределах от 0% до 2%.
Согласно Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Однако однозначное трактование понятия "суммарная инвентаризационная стоимость" отсутствует.
Обращаем ваше внимание на проблему, возникшую в связи с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 21.04.2008 N 03-05-04-01/19, на основании которого налоговые органы в 2009 году изменили порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц, в частности, в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности.
Так, в случае если на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется несколько объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве общей долевой собственности или праве общей совместной собственности, сумма налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов недвижимости исчисляется налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости, находящихся в общей долевой собственности или общей совместной собственности данного налогоплательщика и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости соответствующих объектов недвижимости.
Таким образом, для определения размера применяемой налоговой ставки суммируется инвентаризационная стоимость всех объектов недвижимости в целом, независимо от доли собственника в этом объекте. Министерство финансов Российской Федерации ссылается в своих разъяснениях на то, что Законом не предусмотрена в качестве объекта налогообложения доля в праве собственности на имущество, хотя доля в праве на объект недвижимости по своим фактическим характеристикам, по своей ценности значительно отличается от неразделенного на доли права на такой же объект в целом.
Данный механизм определения налоговой ставки при исчислении налога на имущество физических лиц привел к значительному увеличению размера предъявленного к уплате налога за 2009 год и к доначислениям налога за 2008 год, что вызвало массовые обращения граждан по поводу несогласия с начисленной суммой налога на имущество физических лиц по причине ее значительного увеличения.
В связи с вышеизложенным депутаты Волгоградской городской Думы обращаются к депутатам Волгоградской областной Думы с предложением о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проекта Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 09 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в редакции на 05.04.2009)" в части:
а) дополнения перечня объектов налогообложения, определенного в статье 2 указанного Закона, такими видами имущества, как "комнаты и доля (доли) в указанном имуществе", изложив статью 2 Закона в следующей редакции:
"Статья 2. Объекты налогообложения
Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:
1) жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также доля (доли) в указанном имуществе.";
б) исключения из текста статьи 3 Закона слова "суммарной", изложив абзац первый пункта 1 статьи 3 Закона в следующей редакции:
"1. Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:".
Депутаты Волгоградской городской Думы готовы принять участие в работе над вышеуказанным проектом Федерального закона.
Выражаем уверенность, что совместными усилиями законодательной и представительной ветвей власти Волгоградской области и Волгограда будут внесены вышеуказанные поправки в Федеральное законодательство по исчислению сумм налога на имущество физических лиц.
Депутаты Волгоградской
городской Думы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградской городской Думы от 23 сентября 2009 г. N 23/693 "Об обращении депутатов Волгоградской городской Думы к депутатам Волгоградской областной Думы по вопросу внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проекта Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 09 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в редакции на 05.04.2009)"
Текст решения опубликован в газете "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" от 3 октября 2009 г. N 109
Настоящий документ снят с контроля