Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 17 декабря 2009 г. N 15/504
Рекомендации
круглого стола по вопросу противодействия распространению пьянства и алкоголизма среди детей и молодежи
Ежегодно в стране от случайных отравлений алкоголем умирает около 30 тыс. человек, в том числе в Волгоградской области около 500 человек. В регулярном мониторинге по вопросам социально-трудовой сферы села, ответы жителей по наиболее важным проблемам современной деревни сконцентрировались на бедности 86 процентов и алкоголизме 45 процентов. И только затем идут безработица, тяжелый физический труд, здоровье, профессиональное образование, отток молодежи и т.д.
Однако в современных условиях масштаб проблемы усугубляется тем, что наше общество столкнулось с небывалой алкоголизацией детей и молодежи, одной из главных причин которой является популярность потребления пива и доступность этого напитка среди молодых людей.
Социологический опрос, проведенный 22-23 августа 2009 года Фондом "Общественное мнение" среди 2 тыс. респондентов (44 субъекта Российской Федерации, 100 населенных пунктов), свидетельствует о том, что 36 процентов лиц от 18 до 30 лет часто употребляют алкоголь и 36 процентов молодежи - регулярно.
Согласно тому же опросу, пиво - самый популярный алкогольный напиток среди лиц в возрасте от 18 до 30 лет, его употребляют 57 процентов опрошенных молодых людей.
Анализируя причины, связанные с катастрофическим распространением пивного алкоголизма среди детей и молодежи, участники круглого стола пришли к выводу об отсутствии правовой политики со стороны государства, адекватной характеру и масштабу данной проблемы.
Существующий мировой опыт реализации антиалкогольных мер, начиная с полного запрета алкоголя ("сухой закон") в начале XX века и заканчивая широкой антиалкогольной кампанией в России в 80-е годы XX века, свидетельствует о невозможности решить проблему чрезмерного потребления алкоголя только с помощью ужесточения административных запретов и ограничений. Такие меры приводят, обычно, к развитию теневого рынка алкоголя и потреблению населением опасного для здоровья суррогата.
Масштабы распространения среди молодежи именно пивного алкоголизма свидетельствуют о малоэффективности государственной политики в области оборота данного вида продукции.
Как следует из статьи 1 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность по производству и обороту пива.
Регламентация оборота пива в настоящее время осуществляется посредством Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
В печатном виде Федеральный закон "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" умещается всего на одной странице. Как видно из его содержания, правовой режим розничной продажи пива отличается либеральностью в сравнении с режимом продажи крепкой алкогольной продукции.
Согласно статье 2 данного Закона не допускается розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе:
1) в детских, образовательных и медицинских организациях;
2) на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;
3) в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;
4) несовершеннолетним.
Об ограничениях потребления (распития) пива можно узнать из статьи 3 Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Согласно указанной статье не допускается потребление (распитие) пива в местах, указанных в пунктах 1-3 статьи 2 настоящего Федерального закона, а несовершеннолетними в любых общественных местах.
Кроме того, данная статья устанавливает полномочия органов местного самоуправления по определению на территории соответствующего муниципального образования мест общественного питания, где не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Данное полномочие должно осуществляться с учетом положений настоящего Федерального закона и в порядке, устанавливаемом субъектами Российской Федерации.
Мониторинг соблюдения вышеуказанных требований федерального законодательства показывает, что названные запреты и ограничения оборота и потребления пива почти повсеместно нарушаются.
Так, прошедший в этом году День знаний 1 сентября, по мнению большинства жителей г. Волгограда и г. Волжского, ознаменовался небывалым количеством школьников (то есть несовершеннолетних) и молодежи на улицах, площадях, парках города (в общественных местах), распивающих алкогольные напитки, главным образом, пиво, и находящихся в состоянии алкогольного опьянения.
В качестве одной из главных причин нарушения закона участники круглого стола усматривают не только бездействие государственных органов и должностных лиц, но и отсутствие у населения активной гражданской позиции.
Анализ исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области полномочий по определению мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, свидетельствует о формализме в его исполнении.
Определение данных мест общественного питания в местных правовых актах зачастую сводится лишь к дублированию категорий общественных мест, уже названных в Федеральном законе "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе". Ответственность за такое состояние проблемы отчасти разделяют органы государственной власти Волгоградской области, которыми принят только временный порядок исполнения данного полномочия (постановление главы администрации Волгоградской области от 13 апреля 2005 г. N 318 "Об определении мест общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории Волгоградской области").
Участники круглого стола отмечают, что запреты по продаже и потреблению пива и ограничения розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, указанные в пунктах 1-4 статьи 2 Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", не соответствуют характеру и степени разрастания пивного алкоголизма не только в среде молодежи, но и среди населения в целом.
Повсеместное распитие пива в скверах, на площадях, улицах, внутридворовых площадках, ставшее для многих молодых и зрелых людей обязательным элементом отдыха, создает для детей и молодежи негативный пример для подражания.
Подобное явление проистекает из-за несовершенства федерального законодательства: устанавливая вышеуказанные полномочия органам местного самоуправления, федеральный закон наделяет муниципалитеты не самым эффективным инструментом противодействия чрезмерному потреблению пива молодежью. Представляется более эффективным установление на уровне федерального законодательства запрета на продажу и потребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в местах массового скопления людей и местах нахождения источников повышенной опасности, а также наделение органов местного самоуправления полномочиями по определению территорий, прилегающих к данным местам.
Представляется очевидным, что при совершенствовании правового регулирования алкогольного рынка задачу защиты здоровья потребителей необходимо считать в качестве приоритетного направления. Разработка и реализация механизма развития отрасли на практике должны осуществляться с учетом минимизации социальных проблем, связанных с чрезмерным потреблением алкоголя.
Государственная политика по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации должна наряду с краткосрочными административными мерами, в своей основе содержать долгосрочные профилактические мероприятия, направленные на воспитание негативного отношения к алкоголю у несовершеннолетних и молодежи, пропаганду здорового образа жизни среди населения.
Ужесточение в последние годы ограничений на рекламу пива и напитков, изготавливаемых на его основе (статья 22 Федерального закона "О рекламе"), с одной стороны, показало правильность данных правовых новелл, с другой стороны, их недостаточность в условиях, когда потребление пива стало неотъемлемым атрибутом отдыха молодежи.
В связи с вышеизложенным участники круглого стола рекомендуют:
1. Волгоградской областной Думе:
разработать и внести в порядке реализации права законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его осн
<< Назад |
||
Содержание Постановление Волгоградской областной Думы от 17 декабря 2009 г. N 15/504 "О рекомендациях круглого стола по вопросу противодействия... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.