Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 11 февраля 2010 г. N 19/612
Рекомендации
парламентского часа на тему "О состоянии системы здравоохранения Волгоградской области"
Заслушав информацию заместителя главы администрации Волгоградской области, председателя комитета по здравоохранению Е.А. Анищенко о состоянии системы здравоохранения Волгоградской области, депутаты Волгоградской областной Думы отмечают следующее.
Демографическая ситуация в 2008 году по сравнению с 2007 годом характеризовалась увеличением числа родившихся на 5,9 процента и снижением числа умерших на 0,9 процента. В то же время показатель смертности населения в 2007-2008 годах остается выше показателя рождаемости, коэффициент естественного прироста населения составил (-3,1). Доля населения старше трудоспособного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше) в Волгоградской области продолжает возрастать и составляет 22,9 процента, что является признаком демографически "старого" типа населения, характеризующегося высокими показателями смертности и низкими - рождаемости. Уровень детской и младенческой смертности остается по-прежнему высоким. В 2008 году по сравнению с 2007 годом вырос показатель младенческой смертности на 10,1 процента; вырос показатель смертности населения в возрастных группах от 5 до 9 лет - на 5,3 процента, от 10 до 14 лет - на 0,6 процента. Уровень смертности трудоспособного населения от новообразований в 2008 году по сравнению с 2007 годом вырос на 2,7 процента.
Состояние здоровья населения Волгоградской области характеризуется рядом негативных тенденций. Ухудшилось состояние здоровья женщин репродуктивного возраста. Так, в 2008 году доля нормальных родов у женщин снизилась до 19 процентов, а доля больных новорожденных детей увеличилась до 44,8 процента. Отмечается рост заболеваемости болезнями системы кровообращения: показатель заболеваемости острым инфарктом миокарда на 100 тыс. населения вырос в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 13 процентов, повторным острым инфарктом миокарда - на 6 процентов, другими острыми формами ишемической болезни сердца - на 19 процентов. Растет количество больных сахарным диабетом - абсолютный ежегодный прирост составляет 4-5 процентов. Показатель распространенности туберкулеза среди населения Волгоградской области в 2008 году составил 256,8 на 100 тыс. населения, что значительно выше среднероссийского показателя (194,5 на 100 тыс. населения). Число умерших больных туберкулезом в 2008 году увеличилось на 1,4 процента по сравнению с 2007 годом. Показатель пораженности ВИЧ-инфекцией среди жителей области к концу 2008 года составил 234,2 на 100 тыс. населения, что практически в три раза выше, чем в среднем по ЮФО (80,2). В последние три года наблюдается рост количества больных наркоманией - на 7,6 процента (2006 год - 3473 человек, 2007 год - 3585 человек, 2008 год - 3736 человек).
При этом проведенная контрольно-счетной палатой Волгоградской области оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере здравоохранения за 2007-2008 годы и на плановый период 2009 года, основанная на показателях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 322, свидетельствует о низком уровне эффективности деятельности системы здравоохранения Волгоградской области.
Виды, объемы, условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи, оказываемой населению Волгоградской области за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и средств обязательного медицинского страхования, определяются Территориальной программой государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи (далее также - Программа). Программа на 2009 год утверждена с дефицитом 24,4 процента относительно расчетной стоимости Программы, подушевой норматив финансирования Программы на одного жителя в год составил 5872,9 рублей, что на 24,4 процента меньше нормативного, утвержденного Правительством Российской Федерации. Реализация в 2009 году Программы с дефицитом ее финансового обеспечения неизбежно влечет ухудшение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи населению Волгоградской области, что является прямым нарушением права граждан на бесплатную медицинскую помощь, гарантированного статьей 41 Конституции Российской Федерации.
Фактическая стоимость единицы объема медицинской помощи, оказанной населению Волгоградской области, ниже минимальных нормативов, утвержденных Правительством Российской Федерации на соответствующие годы, в том числе: скорая медицинская помощь в 2007 году - на 17,9 процента, в 2008 году - на 18,8 процента; стационарная медицинская помощь в 2007 году - на 14,9 процента, в 2008 году - на 2,4 процента; амбулаторная медицинская помощь в 2007 году - на 16,9 процента, в 2008 году - на 6,2 процента; медицинская помощь в дневных стационарах в 2007 году - на 16,1 процента, в 2008 году - на 4,5 процента. Утверждение Программы на 2009 год с дефицитом 24,4 процента повлечет за собой невыполнение вышеуказанных нормативов в еще большем объеме.
В то же время, по заключению контрольно-счетной палаты Волгоградской области объем неэффективных расходов в сфере здравоохранения в 2007 году составил 520836,6 тыс. рублей, или 6,4 процента в общем объеме расходов на здравоохранение консолидированного бюджета Волгоградской области, в 2008 году составил 515724,3 тыс. рублей, или 5,6 процента в общем объеме расходов на здравоохранение консолидированного бюджета Волгоградской области. При этом объем неэффективных расходов вследствие излишнего количества больничных коек в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения в 2008 году в сравнении с 2007 годом увеличился на 36857,7 тыс. рублей; объем неэффективных расходов, связанных с недостаточной занятостью больничных коек, увеличился на 8456,9 тыс. рублей.
На протяжении многих лет на территории Волгоградской области фактические объемы стационарной медицинской помощи превышают правительственные нормативы для этого вида медицинской помощи. Контрольно-счетной палатой Волгоградской области установлена положительная динамика по переходу к стационарозамещающим видам медицинской помощи. Так, объем оказанной стационарной медицинской помощи в расчете на одного жителя снизился в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 3,3 процента. Параллельно снижению объемов стационарной медицинской помощи сократилось количество коек в учреждениях здравоохранения в городской местности на 1,8 процента, в сельской местности на 16,8 процента.
Но, тем не менее, в 2007-2008 годах не удалось соблюсти норматив объема стационарной медицинской помощи в расчете на одного жителя в соответствии с Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, утвержденной Правительством Российской Федерации. Объем амбулаторной медицинской помощи увеличился на 10,5 процента, но так и не достиг нормативов, установленных Правительством Российской Федерации.
См.:
Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год, утв. постановлением Правительства РФ от 15 мая 2007 г. N 286;
Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год, утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 885
Следует отметить, что увеличение объемов затратной стационарной медицинской помощи при невыполнении объемов других видов медицинской помощи приводит к неэффективному расходованию денежных средств в системе здравоохранения. По информации комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области реструктуризация коек стационара с круглосуточным пребыванием в муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляется в недостаточном объеме, что связано с нежеланием многих глав муниципальных районов и городских округов Волгоградской области сокращать неэффективно работающие койки в учреждениях здравоохранения, находящихся в их ведении.
Серьезной проблемой системы здравоохранения Волгоградской области продолжает оставаться разница в уровне обеспеченности, качестве и доступности медицинской помощи, предоставляемой городскому и сельскому населению области. Первичное звено сельского здравоохранения фельдшерско-акушерские пункты, которые в своей работе сталкиваются с такими сложностями, как недостаток финансирования, слабая материально-техническая база, низкая обеспеченность транспортом. Огромная проблема здравоохранения Волгоградской области - обеспеченность медицинскими кадрами на селе. Показатели обеспеченности медицинскими кадрами в сельской местности Волгоградской области ниже общероссийских показателей: на 15 процентов по врачам и на 40,3 процента по среднему медицинскому персоналу.
До настоящего момента не решен вопрос с обеспечением лекарственными средствами жителей сельских населенных пунктов. Законодательство Российской Федерации позволяет реализацию лекарственных средств в фельдшерско-акушерских пунктах только через открытые при них аптечные учреждения, имеющие соответствующую лицензию. Подавляющее большинство аптечных пунктов при фельдшерско-акушерских пунктах не в состоянии получить лицензию на осуществление фармацевтической деятельности из-за отсутствия специалистов с фармацевтическим образованием и необходимых площадей. В сложившейся ситуации прежде всего страдают сельские жители, лишенные возможности приобрести самые простые лекарственные средства. Это, в свою очередь, ставит под угрозу жизнь и здоровье сельского населения, создает социальную напряженность. Та же ситуация с обеспечением лекарственными средствами сельских жителей складывается и на территории других субъектов Российской Федерации. Разрешить данный вопрос возможно только на уровне федеральных органов государственной власти, в связи с чем еще в ноябре 2007 года депутатами Волгоградской областной Думы было принято соответствующее обращение к Председателю Правительства Российской Федерации. Однако ситуация до сих пор не изменилась.
Сложной остается проблема лекарственного обеспечения за счет средств областного бюджета при амбулаторном лечении отдельных категорий граждан. В соответствии с действующим законодательством за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются лекарственные средства в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включая обеспечение граждан лекарственными средствами, предназначенными для больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен. Однако в настоящее время Волгоградская область не исполняет указанные полномочия. В соответствии с законодательством Волгоградской области за счет средств областного бюджета бесплатное лекарственное обеспечение при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях предоставляется проживающим на территории Волгоградской области гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, за исключением граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В 2008 году на бесплатное лекарственное обеспечение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями, из областного бюджета было выделено 102,6 млн. рублей. Комитетом по здравоохранению администрации Волгоградской области недостаточно эффективно была организована работа по освоению указанных средств, в результате чего 4,8 млн. рублей к концу 2008 года не были освоены и по завершении финансового года возвращены в областной бюджет. В областном бюджете на 2009 год на бесплатное лекарственное обеспечение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями, изначально было предусмотрено 113,4 млн. рублей. Однако при корректировке областного бюджета в ноябре 2009 года объем расходов сокращен до 92 млн. рублей, что негативно сказывается как на лекарственном обеспечении, так и на лечении граждан в целом.
На основании изложенного участники парламентского часа решили:
1. Принять к сведению информацию заместителя главы администрации Волгоградской области, председателя комитета по здравоохранению Е.А. Анищенко о состоянии системы здравоохранения Волгоградской области.
2. Рекомендовать депутатам Волгоградской областной Думы:
при рассмотрении проекта закона об областном бюджете на 2010 год и последующие годы и проекта закона о Территориальной программе государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год при наличии сложившегося дефицита финансирования Программы за счет средств областного бюджета в части страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения требовать от администрации Волгоградской области разработки мероприятий по снижению дефицитности Программы, а также не допускать уменьшения объемов финансирования бесплатного лекарственного обеспечения граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями;
повторно обратиться к Председателю Правительства Российской Федерации и к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос об установлении упрощенного порядка реализации лекарственных средств фельдшерско-акушерскими пунктами либо иным образом решить вопрос обеспечения лекарственными средствами жителей сельских населенных пунктов;
обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с предложением о разработке нормативного правового акта, определяющего механизм государственного распределения выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования, получивших образование на бюджетной основе, а также с предложением о разработке нормативного правового акта, предусматривающего обеспечение указанной категории выпускников социальными гарантиями, в том числе по предоставлению жилья;
обратиться к Председателю Правительства Российской Федерации и к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о финансировании мероприятий по восстановительному лечению и реабилитации работающих граждан в условиях санатория за счет средств федерального бюджета.
3. Рекомендовать главе администрации Волгоградской области:
разработать систему мер по снижению дефицитности Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи, обеспечить соответствие нормативов объема и стоимости медицинской помощи минимальным нормативам, утвержденным Правительством Российской Федерации;
в целях повышения эффективности функционирования системы здравоохранения ускорить темпы проведения реструктуризации видов и объемов медицинской помощи путем уменьшения объемов стационарной помощи и развития стационарозамещающих форм организации медицинской помощи;
обеспечить в 2010 году финансирование за счет средств областного бюджета бесплатного лекарственного обеспечения граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями, в полном объеме, а также обеспечить эффективную организацию расходования указанных средств;
в целях улучшения ситуации с обеспеченностью медицинскими кадрами в сельской местности Волгоградской области рассмотреть вопрос о предоставлении за счет средств областного бюджета дополнительных мер социальной поддержки молодым специалистам, работающим в областных государственных и муниципальных учреждениях, расположенных в сельской местности;
разработать и принять программу поддержки фельдшерско-акушерских пунктов в Волгоградской области, приоритетами которой должны стать обеспечение транспортом и развитие материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов.
4. Рекомендовать главам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области в целях соблюдения соотношения объемов и видов медицинской помощи нормативам, утвержденным Правительством Российской Федерации, разработать и представить в комитет по здравоохранению администрации Волгоградской области план мероприятий по реструктуризации коечной сети в подведомственных учреждениях здравоохранения.
Председатель Волгоградской |
В.А. Кабанов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Волгоградской областной Думы от 11 февраля 2010 г. N 19/612 "О рекомендациях парламентского часа на тему "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.