Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 31 августа 2010 г. N 27/1034
Рекомендации
депутатских слушаний по вопросу задолженности организаций коммунального комплекса Волгоградской области за потребленные энергоресурсы перед поставщиками, сложившейся по итогам отопительного сезона 2009-2010 годов, и возможностях ее погашения
Заслушав и обсудив повестку дня депутатских слушаний по вопросу задолженности организаций коммунального комплекса Волгоградской области за потребленные энергоресурсы перед поставщиками, сложившейся по итогам отопительного сезона 2009-2010 годов, и возможностях ее погашения, участники заседания отмечают, что в сложившихся экономических условиях положение в системе теплоснабжения Волгоградской области следует рассматривать как кризисное. Итоги отопительного сезона 2009-2010 годов как нельзя лучше показали накапливающиеся из года в год проблемы жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области. Более 2,1 млрд. рублей задолжали предприятия коммунального комплекса области поставщикам за потребленные энергоресурсы. В связи с этим более 10 муниципальных образований получили от энергоснабжающих организаций предупреждения об ограничении поставок. Наиболее проблемными из них на протяжении последних четырех лет являются Городищенский, Светлоярский, Николаевский, Иловлинский, Камышинский, Жирновский, Даниловский, Ольховский, Михайловский районы и г. Волгоград. Этот вопрос напрямую затрагивает энергетическую безопасность региона. К основным причинам постоянно возникающей задолженности следует отнести следующие:
несоответствие размера тарифа на услуги жилищно-коммунального хозяйства затратам предприятий на их производство. Это в первую очередь связано с тем, что тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства утверждаются с учетом предельного индекса роста тарифов и не сокращают разрыв между суммой затрат на производство коммунальных услуг и доходами организаций от их реализации (фактическое возмещение затрат предприятий по производству услуг жилищно-коммунального хозяйства во многих муниципальных образованиях не превышает уровень 60-70 процентов);
при утверждении тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства затраты формируются исходя из нормативных величин, без учета реального износа объектов коммунальной инфраструктуры (физический износ на сегодняшний день составляет более 72 процентов);
оплата населением услуг жилищно-коммунального хозяйства производится равномерно помесячно в течение всего года и не учитывает реальный расход энергоресурсов в отопительном сезоне;
недостаточная бюджетная обеспеченность полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обусловленная введением в действие Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Наблюдается постоянный рост задолженности организаций коммунального комплекса Волгоградской области и г. Волгограда перед поставщиками энергоресурсов. По состоянию на 1 июня 2010 года задолженность за энергоресурсы по предприятиям жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области составила 2119 млн. рублей, в том числе по г. Волгограду - 1116 млн. рублей. До настоящего времени не решен вопрос со стороны администрации г. Волгограда по погашению долговых обязательств ОАО "Коммунальные технологии Волгограда" перед ООО "Волгоградрегионгаз" в размере 359,8 млн. рублей. Главным образом из-за несоответствия экономически обоснованных тарифов реальным затратам предприятий, их недофинансирования в виде дотаций на разницу в тарифах, наличия льгот, задолженности бюджетных организаций за предоставленные услуги, выпадающих доходов от повышения цен на энергоносители практически все предприятия жилищно-коммунальной сферы являются убыточными. Продолжает нарастать износ основных фондов в системе жилищно-коммунального хозяйства, снижаются устойчивость и надежность систем инженерного обеспечения. Ставки и тарифы на услуги подотраслей жилищно-коммунального хозяйства до сих пор экономически не отрегулированы. Эксплуатация и развитие жилищно-коммунального хозяйства осуществляется в основном за счет бюджетных дотаций, растущих из года в год. Их размеры зависят не от качества и надежности обслуживания потребителей, а от монопольно высоких текущих затрат на производство услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Назрела необходимость совершенствования тарифной политики в сфере теплоэнергетики, электроэнергетики, водоснабжения и водоотведения в Волгоградской области обусловлена как потребностью регламентации отдельных существенных вопросов тарифного регулирования, так и в связи с произошедшими изменениями в экономической ситуации области.
В целях соблюдения экономических интересов субъектов регулирования и потребителей, обеспечения энергетической безопасности и развития экономического потенциала Волгоградской области, обеспечения комплекс мер по социальной защите населения в части оплаты жилья и коммунальных услуг, совершенствования деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере снабжения энергетическими и иными ресурсами, а также упорядочения деятельности по разработке инвестиционных программ, совершенствования нормативно-методической базы тарифного регулирования, оптимизации процедур рассмотрения дел об установлении тарифов (цен), повышения эффективности контроля и надзора за деятельностью субъектов регулирования Волгоградской области участники депутатских слушаний рекомендуют:
1. Волгоградской областной Думе:
1) подготовить проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части решения вопроса о продлении сроков предоставления бюджетных субсидий организациям, оказывающим коммунальные услуги и выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
2) разработать обращение к Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в части увеличения срока предоставления гражданам субсидий с 6 месяцев до 1 года.
2. Главе администрации Волгоградской области:
1) разработать основные направления тарифной политики в сфере теплоэнергетики, электроэнергетики, водоснабжения и водоотведения в Волгоградской области на 2010-2012 годы;
2) создать общественно-экспертный совет при главе администрации Волгоградской области, утвердить положение о совете и его состав. Обеспечить участие представителей субъектов регулирования, потребителей их услуг, экспертных организаций, общественных организаций г. Волгограда в работе совета, организовать его взаимодействие с Общественной палатой Волгоградской области и Волгоградской областной Думой;
3) в целях своевременного начала отопительного сезона 2010-2011 годов и недопущения социальной напряженности среди населения по итогам исполнения областного бюджета за 9 месяцев 2010 года внести в него соответствующие изменения и предусмотреть на 2010 год средства на погашение задолженностей за потребленные энергоресурсы организациям коммунального комплекса тех муниципальных образований, которые не располагают финансовыми средствами для самостоятельного погашения задолженности;
4) до 1 ноября 2010 года поручить соответствующим структурным подразделениям администрации Волгоградской области представить в установленном порядке предложения:
о целесообразности установления в 2010-2012 годах тарифов на основе метода доходности инвестированного капитала по итогам анализа преимуществ и рисков его применения (предусмотрев переходный период, в котором будет возможно применение действующих методик расчета тарифов для защиты экономических интересов потребителей, согласовавших инвестиционные программы и начавших их реализацию до начала применения указанного метода установления тарифов);
об установлении двухставочных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, расширении системы многоставочных тарифов на электрическую энергию;
о порядке перехода к использованию в Волгоградской области утвержденных федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов о расчете и применении двухставочных тарифов на тепловую энергию;
о проведении опытного введения двухставочного тарифа на тепловую энергию на территории отдельного муниципального района Волгоградской области;
о разграничении компетенции органов тарифного регулирования по отношению к субъектам регулирования, поставляющим тепловую энергию потребителям, расположенным как на территории г. Волгограда так и на территории Волгоградской области;
5) разработать и утвердить административный регламент проведения проверок субъектов регулирования в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
6) совместно с пресс-службой главы администрации Волгоградской области, комитетом по печати и информации администрации Волгоградской области активизировать работу по информационному обеспечению и разъяснению тарифной политики и принимаемых тарифных решений, в том числе о введении двухставочных и многоставочных тарифов, субъектам регулирования и потребителям;
7) для обеспечения своевременного рассмотрения обращений по вопросам тарифной политики установить порядок рассмотрения докладов, содержащих аналитические материалы, рекомендации;
8) в 2010 году и последующие годы продолжить реализацию мероприятий ведомственной целевой программы "Энерго-, ресурсосбережение и повышение качества поставки услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве Волгоградской области на 2009-2010 годы", определив приоритетные направления реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства в самых проблемных муниципальных образованиях Волгоградской области и сосредоточив в ней все источники финансирования в рамках действующего законодательства (долгосрочная целевая программа "Энергосбережение в Волгоградской области на 2009-2011 годы и на перспективу до 2020 года" в части тарифного стимулирования энергосбережения);
По-видимому, в подпункте 8 пункта 2 настоящего приложения допущена опечатка, название указанной ведомственной целевой программы следует читать как "Энерго- ресурсосбережение и повышение качества поставки услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве Волгоградской области на 2010-2012 годы"
9) поручить структурным подразделением администрации Волгоградской области представить предложения по потребности в инвестициях на техническое переоснащение в сфере водоснабжения, водоотведения и газоснабжения;
10) осуществлять государственный контроль (надзор) путем проведения проверок:
обоснованности производственных программ субъектов регулирования и расчетов соответствующих им тарифов и надбавок;
хозяйственной деятельности субъектов регулирования, в том числе для определения доступности для потребителей их товаров (работ, услуг);
использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые тарифы (цены);
соблюдения субъектами регулирования законодательства о ценообразовании, в том числе в части применения установленных тарифов (цен);
11) разработать механизм финансовой поддержки муниципальных образований Волгоградской области по компенсации убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области до проведения их полной модернизации;
12) предусмотреть в системе тарифного регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса Волгоградской области на 2011 год такую составляющую, как стимулирование коммунальных предприятий к снижению производственных издержек, повышению качества оказываемых услуг, а также привлечению в производство инвестиций;
13) в целях нормализации сложившейся ситуации с газоснабжением тепловых сетей г. Волгограда в отопительный период 2010-2011 годов рассмотреть возможность заключения соглашения между администрацией г. Волгограда, администрацией Волгоградской области и ООО "Межрегионгаз" о погашении долговых обязательств администрацией Волгоградской области за ОАО "Коммунальные технологии Волгограда" перед ООО "Межрегионгаз" в размере 359,78 млн. рублей с предоставлением рассрочки в погашении задолженности за газ, поставленный в отопительный период 2008-2009 годов, до 30 декабря 2011 года;
14) поручить заместителю главы администрации Волгоградской области, курирующему жилищно-коммунальную сферу, проанализировать эффективность управления жилищно-коммунальным хозяйством Волгоградской области и до конца текущего 2010 года дать предложения по оптимизации структуры управления отраслью;
15) подготовить обращение в Министерство регионального развития Российской Федерации (до конца 2010 года) по следующим вопросам:
о совершенствовании системы договорных отношений, в частности формировании прозрачных правил и условий договоров управления системами коммунальной инфраструктуры и перехода к применению концессионных соглашений, объектами которых являются системы коммунальной инфраструктуры;
о необходимости разработки стандартных форм договоров на поставку регулируемых товаров (услуг), а также регулирования их ключевых условий, принимая во внимание особенности функционирования инфраструктурных секторов, стандартных форм договоров, заключаемых между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, между исполнителем коммунальных услуг и потребителем-гражданином;
о необходимости разработки стандартных форм платежных документов, на основании которых вносится плата за коммунальные услуги.
16) поручить управлению по региональным тарифам администрации Волгоградской области:
обеспечить установление тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций в соответствии со сценарными условиями функционирования экономики, предусмотренными прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год, в рамках предельных индексов и предельных уровней тарифов, утверждаемых Федеральной службой по тарифам;
в соответствии с действующим законодательством начать переход к установлению долгосрочных тарифов;
в целях своевременного утверждения предельных индексов изменения размера оплаты граждан за коммунальные услуги в 2011 году обеспечить подготовку проекта постановления администрации Волгоградской области об установлении системы критериев доступности для населения платы за коммунальные услуги;
осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса в установленном порядке;
рассмотреть возможность проведения согласительных процедур с профильным комитетом Волгоградской областной Думы до установления тарифов на коммунальные ресурсы на 2011 год;
постоянно привлекать к участию в работе органов, определяющих тарифную политику, общественные организации.
обеспечить на территории Волгоградской области контроль за соблюдением исполнителями коммунальных услуг установленного порядка определения размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, а управлению по региональным тарифам администрации Волгоградской области оказать помощь Государственной жилищной инспекции Волгоградской области в рамках утвержденного регламента взаимодействия;
обеспечить возможность обратной связи для граждан по телефонам "горячей линии" по вопросам соблюдения установленного порядка определения размера платы граждан за коммунальные услуги.
3. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области:
1) организовать постоянное информирование на доступном уровне всех категорий населения по вопросам социальной поддержки граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг (не реже одного раза в квартал);
2) освещать в средствах массовой информации проблемные вопросы по обеспечению потребителей коммунальными услугами, а также информировать о возможностях разрешения проблемных ситуаций, о правах и обязанностях самих граждан (постоянно);
3) принимать действенное участие в разрешении спорных ситуаций, возникающих между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями в сфере жилищно-коммунального хозяйства, исходя из необходимости обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования;
4) рассмотреть возможность внедрения муниципальных информационных систем управления жилищно-коммунального хозяйства для контроля деятельности управляющих организаций в части размера платы населения за коммунальные услуги и непосредственно расчетов за потребляемые ресурсы (до декабря 2010 года);
5) разработать меры по последовательному оснащению многоквартирных домов узлами учета тепловой энергии, теплоносителя, воды и электроэнергии (до декабря 2010 года);
6) усилить контроль по сбору платежей за потребленные энергоресурсы;
7) обеспечить контроль за хозяйственной деятельностью операторов коммунальных сетей и ужесточить меры ответственности за ненадлежащее исполнение ими договорных обязательств.
8) обеспечить рациональное использование оборудования, полученного муниципальными образованиями в рамках действующих программ энергосбережения.
4. Руководителям управляющих организаций жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области обеспечить:
1) раскрытие информации об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них; о размерах оплаты в соответствии с ценами и тарифами; об объеме, перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ; о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, что предусмотрено ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) своевременное и качественное выполнение взятых на себя обязательств по управлению многоквартирными домами (явка по вызовам граждан, составление необходимых актов о качестве предоставляемых услуг, произведение перерасчетов платы при непредоставлении услуг или предоставлении услуг ненадлежащего качества).
Председатель Волгоградской |
В.А. Кабанов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Волгоградской областной Думы от 31 августа 2010 г. N 27/1034 "О рекомендациях депутатских слушаний по вопросу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.