Решение Волгоградской городской Думы от 24 марта 2010 г. N 30/913
"Об утверждении Положения о порядке списания имущества муниципальной имущественной казны Волгограда и муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за органами местного самоуправления Волгограда, избирательной комиссией Волгограда и муниципальными учреждениями Волгограда"
Рассмотрев обращение администрации Волгограда от 15.01.2010 N 05-и/144, в целях установления единого порядка списания и совершенствования системы учета имущества муниципальной имущественной казны Волгограда, муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за органами местного самоуправления Волгограда, избирательной комиссией Волгограда, муниципальными учреждениями Волгограда, муниципального имущества, переданного иным хозяйствующим субъектам (гражданам (физическим лицам) и юридическим лицам) на основании гражданско-правовых договоров, а также с целью распоряжения муниципальным имуществом после его списания, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции на 23.11.2009), Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (в редакции на 30.12.2009), Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (в редакции на 27.11.2006), Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)" (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18.09.2006 N 115н), Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (в редакции на 26.03.2007), Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 27.11.2006 N 156н), едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР", унифицированными формами первичной учетной документации "Учет основных средств", утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств", Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (в редакции на 24.02.2009), Порядком управления и распоряжения муниципальной собственностью Волгограда, принятым постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 04.06.99 N 57/657 "О Порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Волгограда" (в редакции на 23.09.2009), Положением о муниципальных учреждениях Волгограда, принятым постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 10.12.2003 N 64/1238 "О Положении о муниципальных учреждениях Волгограда" (в редакции решения Волгоградской городской Думы от 23.09.2009 N 23/676), частью первой "Муниципальная имущественная казна" Положения о муниципальной казне Волгограда, принятой постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 18.01.2002 N 34/560 "О принятии части первой "Муниципальная имущественная казна" Положения о муниципальной казне Волгограда" (в редакции решения Волгоградской городской Думы от 17.04.2008 N 2/61), руководствуясь статьями 5, 7, 22, 24, 26, 36, 39, 47 Устава города-героя Волгограда, Волгоградская городская Дума решила:
1. Утвердить Положение о порядке списания имущества муниципальной имущественной казны Волгограда и муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за органами местного самоуправления Волгограда, избирательной комиссией Волгограда и муниципальными учреждениями Волгограда, (прилагается).
2. Рекомендовать администрации Волгограда списание отдельно стоящих зданий, строений, находящихся в муниципальной собственности Волгограда, в результате которого утрачиваются основания для государственной регистрации права муниципальной собственности Волгограда на земельные участки, используемые для эксплуатации этих объектов, осуществлять после государственной регистрации права муниципальной собственности Волгограда на вышеуказанные земельные участки.
3. Опубликовать настоящее решение в официальных средствах массовой информации в установленном порядке.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Ю.А. Гончарова - заместителя председателя Волгоградской городской Думы.
Глава Волгограда |
Р.Г. Гребенников |
Положение
о порядке списания имущества муниципальной имущественной казны Волгограда и муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за органами местного самоуправления Волгограда, избирательной комиссией Волгограда и муниципальными учреждениями Волгограда
(утв. решением Волгоградской городской Думы от 24 марта 2010 г. N 30/913)
1. Введение
1.1. Положение о порядке списания имущества муниципальной имущественной казны Волгограда и муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за органами местного самоуправления Волгограда, избирательной комиссией Волгограда и муниципальными учреждениями Волгограда, (далее - Положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету", Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР", унифицированными формами первичной учетной документации "Учет основных средств", утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств", Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", Порядком управления и распоряжения муниципальной собственностью Волгограда, принятым постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 04.06.99 N 57/657 "О Порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Волгограда", Положением о муниципальных учреждениях Волгограда, принятым постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 10.12.2003 N 64/1238 "О Положении о муниципальных учреждениях Волгограда", частью первой "Муниципальная имущественная казна" Положения о муниципальной казне Волгограда, принятой постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 18.01.2002 N 34/560 "О принятии части первой "Муниципальная имущественная казна" Положения о муниципальной казне Волгограда", Уставом города-героя Волгограда, в целях установления единого порядка списания и совершенствования системы учета имущества муниципальной имущественной казны Волгограда, муниципального имущества (основных средств), закрепленного на праве оперативного управления за органами местного самоуправления Волгограда, избирательной комиссией Волгограда, муниципальными учреждениями Волгограда, муниципального имущества, переданного иным хозяйствующим субъектам (гражданам (физическим лицам) и юридическим лицам) (далее - хозяйствующий субъект) на основании гражданско-правовых договоров, а также с целью распоряжения муниципальным имуществом после его списания.
1.2. Списание основных средств, закрепленных на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями Волгограда, производится в порядке, установленном департаментом муниципального имущества администрации Волгограда (далее - Департамент).
2. Общие положения
2.1. К основным средствам согласно Классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации относится следующее муниципальное имущество:
жилые помещения;
нежилые помещения;
здания и сооружения;
транспортные средства;
машины и оборудование;
производственный и хозяйственный инвентарь;
библиотечный фонд;
прочие основные средства.
2.2. Списание - заключительная хозяйственная операция при использовании основных средств.
2.3. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
В случае наличия у одного инвентарного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
2.4. Бухгалтерскими учетными параметрами основных средств являются наименование, тип, марка, производственная мощность, инвентарный номер, год выпуска (постройки), дата ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость, восстановительная стоимость, начисленная амортизация, остаточная стоимость.
2.5. Мероприятия по списанию основных средств, закрепленных на праве оперативного управления за органами местного самоуправления Волгограда, избирательной комиссией Волгограда и муниципальными учреждениями Волгограда (далее - МУ), производятся органами местного самоуправления Волгограда, избирательной комиссией Волгограда, МУ в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами. Указанные хозяйствующие субъекты несут все необходимые затраты по ликвидации муниципального имущества в соответствии с настоящим Положением и условиями соответствующего договора. Мероприятия по списанию основных средств, включенных в состав муниципальной имущественной казны Волгограда, в том числе переданных иным хозяйствующим субъектам на основании гражданско-правовых договоров, производятся Департаментом в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами.
2.6. Актив (кроме основных средств, закрепленных на праве оперативного управления за органами местного самоуправления Волгограда, избирательной комиссией Волгограда и МУ) принимается хозяйствующим субъектом к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд хозяйствующего субъекта либо для предоставления хозяйствующим субъектом за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
хозяйствующий субъект не предполагает последующую перепродажу объекта;
объект способен приносить хозяйствующему субъекту экономическую выгоду (доход) в будущем.
К основным средствам МУ относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности МУ при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд МУ, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев.
К основным средствам, включенным в состав муниципальной имущественной казны Волгограда, относится имущество, находящееся в муниципальной собственности Волгограда и не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями Волгограда на праве хозяйственного ведения или за МУ на праве оперативного управления, в том числе переданное гражданам (физическим лицам) или юридическим лицам во временное владение, пользование и (или) распоряжение на основании гражданско-правовых договоров.
2.7. Сроки полезного использования основных средств для органов местного самоуправления Волгограда, избирательной комиссии Волгограда и МУ определяются в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".
2.7.1. Хозяйствующие субъекты вправе устанавливать сроки полезного использования основных средств на основании:
Классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации;
экономических и технических расчетов, технических условий, технического паспорта, пояснительной записки к проекту, формуляра к оборудованию и т.п.
Сроки полезного использования основных средств могут быть выражены во временном исчислении (годах, месяцах), количестве выпускаемой (обрабатываемой) продукции (штуках, килограммах, гектарах и т.п.), наработанных моточасах, пройденных километрах и другими способами.
2.7.2. При отсутствии в технической документации срока полезного использования основных средств (или при отсутствии технической документации) хозяйствующий субъект при назначении срока полезного использования основных средств руководствуется действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету.
2.7.3. Истечение срока полезного использования основных средств не является основанием для их списания, если они по своему техническому состоянию или после ремонта могут быть использованы по прямому назначению и приносить экономическую выгоду (доход).
Основанием для списания основных средств является техническое состояние объекта, не соответствующее требованиям нормативно-технической документации, правилам государственных надзорных органов, либо его моральный износ.
2.7.4. С баланса органов местного самоуправления Волгограда, избирательной комиссии Волгограда, МУ могут быть списаны, а из состава муниципальной имущественной казны Волгограда исключены в связи со списанием движимые и недвижимые объекты основных средств:
пришедшие в негодность вследствие физического износа;
морально устаревшие;
утраченные или разрушенные в результате стихийных бедствий, аварий, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и иных чрезвычайных ситуаций;
вышедшие из строя при нарушении правил технической эксплуатации;
снесенные (ликвидированные) при строительстве, реконструкции и техническом перевооружении здания, сооружения;
выбывшие из владения в результате совершения преступления против собственности (хищения, уничтожения, угона и др.);
в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
При этом основные средства могут быть списаны лишь в тех случаях, когда их восстановление невозможно или экономически нецелесообразно, а также если основные средства не могут быть в установленном порядке реализованы или переданы другим хозяйствующим субъектам.
2.8. Мероприятия по списанию основных средств ликвидируемых МУ производит ликвидационная комиссия, назначенная в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами Волгограда.
3. Организационные мероприятия по списанию основных средств, закрепленных за хозяйствующими субъектами на праве оперативного управления
3.1. Списание основных средств балансовой стоимостью до 3000 рублей включительно производится соответствующими хозяйствующими субъектами самостоятельно согласно действующему законодательству о бухгалтерском учете по мере отпуска в эксплуатацию. Руководитель хозяйствующего субъекта организует надлежащий контроль за движением основных средств с целью обеспечения их сохранности при эксплуатации.
3.2. Органы местного самоуправления Волгограда, избирательная комиссия Волгограда самостоятельно в соответствии с действующим законодательством о бухгалтерском учете осуществляют списание основных средств балансовой стоимостью свыше 3000 рублей за единицу, за исключением объектов недвижимости, транспортных средств и самоходных машин независимо от их балансовой стоимости.
Для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при списании объекта основных средств руководитель хозяйствующего субъекта создает комиссию по определению целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств (далее - комиссия) из числа своих работников и при необходимости - специалистов по техническому обслуживанию и ремонту данных видов объектов основных средств из специализированных организаций.
Акты о списании основных средств утверждаются приказом (распоряжением) руководителя органа местного самоуправления Волгограда, избирательной комиссии Волгограда.
3.2.1. Списание органами местного самоуправления Волгограда, избирательной комиссией Волгограда объектов недвижимости, транспортных средств и самоходных машин независимо от их балансовой стоимости производится на основании распоряжения Департамента о согласовании списания основных средств.
Комиссия назначается руководителем органа местного самоуправления Волгограда, избирательной комиссии Волгограда из числа своих работников, специалистов, уполномоченных Департаментом по ходатайству органа местного самоуправления Волгограда, избирательной комиссии Волгограда, и при необходимости - представителей государственных надзорных органов, на которые возложены функции регистрации и надзора за отдельными видами имущества.
На основании распоряжения Департамента о согласовании списания основных средств акты о списании основных средств утверждаются руководителем органа местного самоуправления Волгограда, избирательной комиссии Волгограда, с бухгалтерского учета которых списываются основные средства.
Для подготовки распоряжения Департамента о согласовании списания основных средств орган местного самоуправления Волгограда, избирательная комиссия Волгограда направляют в Департамент ходатайство с приложением документов, перечень которых определен в пункте 5.1 раздела 5 "Требования к документам" настоящего Положения.
3.2.2. Акты о списании основных средств составляются в двух экземплярах: один - для органа местного самоуправления Волгограда, избирательной комиссии Волгограда, с бухгалтерского учета которых списываются основные средства, второй - для Департамента.
3.3. МУ самостоятельно в соответствии с действующим законодательством о бухгалтерском учете осуществляют списание основных средств балансовой стоимостью от 3000 рублей до 20000 рублей включительно, за исключением объектов недвижимости, транспортных средств, самоходных машин, сложной бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры, специализированной техники, компьютерной техники и оргтехники независимо от их балансовой стоимости, а также мебели, не подпадающей под условия, сформулированные в пункте 3.1 настоящего раздела.
Комиссия по списанию основных средств назначается руководителем МУ из числа своих работников.
Акты о списании основных средств утверждаются приказом руководителя МУ.
3.3.1. Списание МУ основных средств балансовой стоимостью свыше 20000 рублей за единицу, а также сложной бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры, специализированной техники, компьютерной техники и оргтехники, а также мебели, не подпадающей под условия, сформулированные в пункте 3.1 настоящего раздела, за исключением объектов недвижимости, транспортных средств и самоходных машин, производится по согласованию со структурным подразделением администрации Волгограда, которому подведомственно МУ.
Комиссия по списанию основных средств назначается руководителем МУ из числа своих работников и специалистов, уполномоченных структурным подразделением администрации Волгограда, которому подведомственно МУ, по ходатайству МУ.
Акты о списании основных средств согласовываются руководителем структурного подразделения администрации Волгограда, которому подведомственно МУ, и утверждаются приказом руководителя МУ.
3.3.2. Списание МУ объектов недвижимости, транспортных средств и самоходных машин производится по согласованию со структурным подразделением администрации Волгограда, которому подведомственно МУ, на основании распоряжения Департамента о согласовании списания основных средств.
Комиссия по списанию основных средств назначается руководителем МУ из числа своих работников, специалистов, уполномоченных структурным подразделением администрации Волгограда, которому подведомственно МУ, и специалистов, уполномоченных Департаментом по ходатайству МУ.
Акты о списании основных средств согласовываются руководителем структурного подразделения администрации Волгограда, которому подведомственно МУ, распоряжением Департамента о согласовании списания основных средств и утверждаются приказом руководителя МУ.
Для подготовки распоряжения Департамента о согласовании списания основных средств МУ направляет в Департамент ходатайство с приложением документов, перечень которых определен в пункте 5.1 раздела 5 "Требования к документам" настоящего Положения.
3.3.3. Акты о списании основных средств составляются в трех экземплярах: один - для МУ, второй - для структурного подразделения администрации Волгограда, которому подведомственно МУ, третий - для Департамента.
3.4. Списание сложной бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры, компьютерной техники, оргтехники и т.п. осуществляется комиссией по списанию основных средств при наличии заключения о техническом состоянии основного средства (дефектного акта), составленного специализированными организациями, оказывающими услуги по ремонту соответствующего оборудования.
Заключение о техническом состоянии основного средства (дефектный акт) должно содержать следующие реквизиты: дату проведения осмотра, подробное описание объекта списания с указанием его заводского и (или) инвентарного номера, наименование балансодержателя объекта списания, реквизиты специализированной организации, выдавшей заключение о техническом состоянии основного средства (дефектный акт).
4. Организационные мероприятия по списанию основных средств муниципальной имущественной казны Волгограда
4.1. Списание основных средств, переданных хозяйствующим субъектам в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление либо залог, осуществляется на основании распоряжения Департамента о списании основных средств.
В случае если основные средства используются в системе жилищно-коммунального хозяйства Волгограда необходимо согласование профильного структурного подразделения администрации Волгограда.
4.2. Хозяйствующий субъект направляет в Департамент и в случае необходимости - в профильное структурное подразделение администрации Волгограда письменные ходатайства с указанием сведений, указанных в пункте 5.2 раздела 5 "Требования к документам" настоящего Положения, и просьбой о создании комиссии по списанию основных средств и осуществлении списания основных средств, указанных в пункте 4.1 настоящего раздела.
4.3. Не позднее 10 дней со дня получения от хозяйствующего субъекта письменного ходатайства о списании имущества муниципальной имущественной казны Волгограда Департамент распоряжением создает комиссию по списанию основных средств, в которую включается полномочный представитель профильного структурного подразделения администрации Волгограда.
4.4. Для определения целесообразности списания объектов основных средств, а также для оформления документации на списание основных средств приказом руководителя хозяйствующего субъекта для участия в работе комиссии по списанию основных средств направляются соответствующие должностные лица (при их наличии), в том числе:
главный бухгалтер (бухгалтер);
лица, ответственные за эксплуатацию и сохранность основных средств;
специалисты по техническому обслуживанию и ремонту соответствующих видов объектов основных средств.
4.5. Для подготовки распоряжения Департамента о списании основных средств хозяйствующий субъект направляет в Департамент документы, перечень которых определен в пункте 5.1 раздела 5 "Требования к документам" настоящего Положения.
4.6. При списании основных средств, относящихся к объектам жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и городского хозяйства Волгограда, работа комиссии по списанию основных средств организовывается с участием представителей профильных структурных подразделений администрации Волгограда, специалистов по техническому обслуживанию и ремонту соответствующих видов объектов основных средств, представителей государственных надзорных органов (при необходимости их привлечения). По результатам работы комиссии по списанию основных средств представители профильного структурного подразделения администрации Волгограда, специалисты по техническому обслуживанию и ремонту соответствующих видов объектов основных средств, представители государственных надзорных органов составляют акты технического состояния вышеуказанных объектов основных средств с рекомендациями по дальнейшему их использованию или списанию. На основании соответствующего акта технического состояния вышеуказанных объектов основных средств и личного участия в их осмотре все члены комиссии по списанию основных средств подписывают акт на списание основных средств (по формам ОС-4, ОС-4а).
4.7. При списании основных средств, высвобождаемых в результате реконструкции, модернизации, комиссия по списанию основных средств создается из представителей организации, проводящей реконструкцию, модернизацию, представителей хозяйствующего субъекта, использующего реконструируемое, модернизируемое имущество, представителей Департамента, представителей профильного структурного подразделения администрации Волгограда, а также представителей государственных надзорных органов (при необходимости их привлечения).
Комиссия по списанию основных средств определяет пригодность либо непригодность дальнейшего использования отдельных металлосодержащих узлов, деталей, оборудования.
По результатам работы комиссия по списанию основных средств готовит техническое заключение о состоянии основных средств с рекомендациями по их дальнейшему использованию либо списанию. Если в результате проведенной реконструкции, модернизации происходит выбытие металлосодержащих основных средств, непригодных для дальнейшей эксплуатации, их пользователь в установленном порядке документально оформляет выбытие основных средств.
Акт на списание металлосодержащего основного средства по форме ОС-4 согласовывается Департаментом и утверждается руководителем хозяйствующего субъекта, использующего списываемое имущество.
Основанием для производства работ по разборке и демонтажу основных средств является акт на списание основных средств, согласованный членами комиссии по списанию основных средств, Департаментом и утвержденный руководителем хозяйствующего субъекта.
Хозяйствующий субъект, использующий реконструируемое, модернизируемое имущество, после завершения процедуры списания основных средств сдает в организацию, имеющую лицензию на заготовку, переработку и реализацию лома черных и (или) цветных металлов, металлический лом, образовавшийся в результате разборки и демонтажа основных средств. Заверенная надлежащим образом копия акта, подтверждающего сдачу металлического лома, представляется в Департамент. В соответствии с действующим законодательством средства, полученные в результате реализации металлического лома, после уплаты налогов перечисляются хозяйствующим субъектом в бюджет Волгограда.
4.8. При проведении хозяйственной операции "списание основных средств" комиссия по списанию основных средств выполняет следующие мероприятия:
4.8.1. Производит непосредственный осмотр объекта основных средств, определяет его техническое состояние, возможность дальнейшего использования по назначению, пользуясь для этого необходимой технической документацией (техническим заключением, техническим паспортом, проектом, чертежом, техническими условиями, инструкцией по эксплуатации и т.д.), данными бухгалтерского учета, и устанавливает его пригодность либо непригодность к восстановлению и дальнейшему использованию.
4.8.2. Устанавливает конкретные причины выхода объекта основных средств из строя: износ физический, моральный, авария, нарушение условий эксплуатации, низкое качество ремонта (ремонтов), длительное неиспользование для производства, ликвидация по реконструкции и другие причины; выявляет лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта основных средств; вносит предложения об их наказании.
4.8.3. Определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов списываемого объекта основных средств в производственной деятельности хозяйствующего субъекта и в соответствии с действующим законодательством производит оценку отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов списываемого объекта основных средств исходя из текущей рыночной стоимости.
4.8.4. Осуществляет контроль за изъятием из списываемого оборудования пригодных узлов, деталей, конструкций и материалов, драгоценных металлов и камней, цветных металлов и вторичного сырья.
Драгоценные металлы или их сплавы в соответствии с действующим законодательством могут реализовываться или передаваться на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов из драгоценных металлов, первичной обработке и переработке для дальнейшего производства и аффинажа.
Собранные отходы драгоценных камней могут использоваться в собственном производстве, в соответствии с действующим законодательством реализовываться или передаваться организациям на давальческой основе.
Отходы драгоценных камней (за исключением алмазов), непригодные к дальнейшему использованию, могут быть списаны по акту.
4.8.5. Определяет возможность реализации в соответствии с действующим законодательством на аукционных торгах предлагаемого для списания объекта основных средств.
4.8.6. Составляет акты на списание основных средств (по формам ОС-4, ОС-4а).
4.9. Акты технического состояния и акты на списание основных средств (по формам ОС-4, ОС-4а) комиссия по списанию основных средств готовит отдельно на каждую учетную единицу основных средств.
4.10. Оформление актов, указанных в пункте 4.9 настоящего раздела, на группу основных средств возможно при следующих условиях:
одна марка на все единицы группы;
ввод в эксплуатацию в одном месяце всех единиц группы;
одинаковая стоимость всех единиц группы.
4.11. Документы по списанию движимого имущества, кроме транспортных средств, комиссия по списанию основных средств составляет в двух экземплярах: один - для Департамента, второй - для хозяйствующего субъекта, а по объектам недвижимости, транспортным средствам, подлежащим регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГИБДД), техническим средствам, подлежащим регистрации в Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Администрации Волгоградской области (далее - Гостехинспекция), в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор), других государственных надзорных органах, - в трех экземплярах.
4.12. Для организации работы по списанию имущества, включенного в состав муниципальной имущественной казны Волгограда и не переданного в пользование хозяйствующим субъектам, Департамент направляет в адрес профильного структурного подразделения администрации Волгограда письмо с просьбой об уполномочивании его специалиста для участия в работе комиссии по списанию имущества муниципальной имущественной казны Волгограда.
В состав комиссии по списанию имущества муниципальной имущественной казны Волгограда кроме представителей Департамента и профильного структурного подразделения администрации Волгограда при необходимости включаются представители государственных надзорных органов и специализированных организаций.
Комиссия по списанию имущества муниципальной имущественной казны Волгограда создается распоряжением руководителя Департамента на основании представленных предложений о ее составе.
5. Требования к документам
5.1. Перечень документов, направляемых в Департамент для списания основных средств:
5.1.1. При списании движимого имущества, кроме транспортных средств, хозяйствующий субъект направляет в Департамент:
копию приказа руководителя хозяйствующего субъекта о создании соответствующей комиссии;
копию инвентарной карточки учета объекта основных средств по форме ОС-6;
заключение (акт технического состояния, дефектный акт и т.п.) специализированной организации, оказывающей услуги по ремонту соответствующего оборудования и имеющей соответствующий сертификат, о техническом состоянии списываемого объекта основных средств с указанием даты проведения его осмотра, подробным описанием списываемого объекта основных средств с указанием его заводского и (или) инвентарного номера, наименования его балансодержателя, реквизитов специализированной организации, выдавшей заключение о техническом состоянии списываемого объекта основных средств (дефектный акт). При полном износе объекта основных средств в вышеуказанном заключении указывается причина (причины) невозможности дальнейшей эксплуатации объекта основных средств, при наличии остаточной стоимости объекта основных средств - причина (причины) нецелесообразности выполнения восстановительного ремонта;
для аппаратов сотовой, радиотелефонной связи (радиосвязи) - копию соглашения о расторжении договора об оказании услуг сотовой, радиотелефонной связи (радиосвязи); заключение (акт технического состояния, дефектный акт и т.п.) специализированной организации, оказывающей услуги по ремонту соответствующего оборудования и имеющей соответствующий сертификат, о техническом состоянии аппарата сотовой, радиотелефонной связи (радиосвязи);
другие документы, подтверждающие необходимость списания движимого имущества.
5.1.2. Хозяйствующий субъект направляет в Департамент письменное ходатайство с указанием наименования списываемого объекта основных средств, его инвентарного номера, даты ввода в эксплуатацию, балансовой и остаточной стоимости по состоянию на дату списания и обоснованием причин его списания.
Для подготовки распоряжения Департамента о согласовании списания основных средств к письменному ходатайству хозяйствующего субъекта прилагаются:
инвентарная карточка учета каждой единицы основных средств в бюджетных учреждениях по форме 0504031, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 сентября 2005 г. N 123н "Об утверждении форм регистров бюджетного учета" (для органов местного самоуправления Волгограда, избирательной комиссии Волгограда и МУ);
копия инвентарной карточки учета объекта основных средств по форме ОС-6 (для иных хозяйствующих субъектов).
Кроме того, прилагаются следующие документы:
5.1.2.1. При списании транспортных средств и самоходных машин:
акт специализированной организации (автоэкспертного бюро) о техническом состоянии транспортного средства с заключением о его утилизационной стоимости, возможности восстановления и оценке его рыночной стоимости;
копия отчета специализированной организации (автоэкспертного бюро) о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства и сумме материального ущерба;
копия паспорта транспортного средства;
копия свидетельства о регистрации транспортного средства;
копия акта (протокола) о дорожно-транспортном происшествии в случае возникновения необходимости списания транспортного средства в результате аварии;
другие документы, подтверждающие необходимость и целесообразность списания транспортного средства, (акты о пожаре, стихийном бедствии, хищении и др.);
акт о списании транспортного средства по форме, утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
5.1.2.2. При списании объектов недвижимости:
технический паспорт на объект недвижимости;
для жилых помещений (жилых домов) - документы, подтверждающие, что в жилом помещении (жилом доме) никто не проживает и не зарегистрирован; заключение межведомственной комиссии при администрации соответствующего района Волгограда о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
заключение специализированной проектной организации на предмет технического состояния объекта недвижимости, возможности его списания и утилизации или возможности его восстановления и оценки рыночной стоимости (при наличии);
заключение комиссии по определению целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств;
другие документы, подтверждающие необходимость и целесообразность списания объекта недвижимости, (заключения органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, Ростехнадзора и др., акты о разрушении объекта недвижимости в результате пожара, аварии, стихийного бедствия и пр.);
предложения хозяйствующего субъекта об условиях и возможности утилизации объекта недвижимости с приложением сметы затрат на утилизацию объекта недвижимости;
для объектов недвижимости незавершенного строительства дополнительно представляются информация о разрешении строительства, проектная, проектно-сметная и иная документация, дата начала строительства, акты на фактически выполненные строительные работы, справка о финансировании объемов строительных работ, причинах прекращения строительных работ, источниках и объемах финансирования утилизации;
акт о списании объекта недвижимости по форме, утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
5.2. В письменном ходатайстве, направляемом в Департамент и в случае необходимости - в профильное структурное подразделение администрации Волгограда, хозяйствующий субъект указывает право пользования муниципальным имуществом (договор аренды, договор хранения, договор безвозмездного пользования и пр.), перечень предлагаемых к списанию основных средств, в котором указываются номер по порядку, наименование основного средства, его тип, марка, год выпуска или ввода в эксплуатацию, инвентарный номер, балансовая стоимость, начисленный износ и остаточная стоимость на дату списания основного средства, обоснование причины его списания.
5.2.1. В актах технического состояния указываются следующие сведения, характеризующие объект основных средств:
наименование, тип, марка, модель;
инвентарный номер, заводской номер, регистрационный номер Ростехнадзора, регистрационный знак ГИБДД или Гостехинспекции;
год изготовления или постройки;
дата поступления в хозяйствующий субъект, дата ввода в эксплуатацию;
для каких целей и в каких условиях использовался объект основных средств;
техническое состояние - подробное описание основных дефектов и причины их возникновения, техническое состояние основных узлов, частей, деталей и конструктивных элементов;
для транспортных средств, кроме специальных, - пробег транспортного средства;
другие сведения.
5.2.2. Списание специального оборудования, смонтированного на шасси автомобилей, тракторов и прицепов, (поливомоечного, экскаваторного, кранового и т.п.) производится раздельно:
смонтированного оборудования;
базовой единицы автотракторной техники.
5.2.3. Акты на списание основных средств (по формам ОС-4, ОС-4а, ОС-4б) заполняются на основании актов технического состояния с указанием первоначальной (восстановительной) стоимости объектов основных средств, их остаточной стоимости (если таковая имеется), шифра и процента амортизационных отчислений (износа).
5.2.4. Акты, указанные в подпункте 5.2.3 пункта 5.2 настоящего раздела, утверждает руководитель хозяйствующего субъекта, использующего муниципальное имущество, либо лицо, назначенное приказом руководителя хозяйствующего субъекта.
5.2.5. Пакет документов по списанию основных средств согласовывается с профильным структурным подразделением администрации Волгограда.
5.2.6. Ответственность за полноту и достоверность информации, содержащейся в документах по списанию основных средств, правильность заполнения актов на списание основных средств несет руководитель хозяйствующего субъекта.
При несоблюдении требований, указанных в настоящем разделе, документы по списанию основных средств возвращаются Департаментом хозяйствующему субъекту без рассмотрения.
5.3. Руководители хозяйствующих субъектов, за которыми основные средства закреплены на праве оперативного управления, ежеквартально по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным периодом, для внесения сведений в реестр муниципального имущества Волгограда направляют в Департамент копии приказов о списании основных средств, пришедших в негодность, реестр списанных основных средств с приложением актов на их списание, подготовленных в соответствии # пунктами 3.1, 3.2, 3.3, подпунктом 3.3.1 пункта 3.3 раздела 3 "Организационные мероприятия по списанию основных средств, закрепленных за хозяйствующими субъектами на праве оперативного управления" настоящего Положения.
6. Досрочное списание
Основные средства, не выработавшие нормативный срок полезного использования и имеющие остаточную стоимость, утерянные, разрушенные в аварии, выведенные из эксплуатации преждевременно по другим причинам, списываются в следующем порядке:
6.1. При обнаружении утраты, аварии или преждевременного выхода из строя основных средств руководитель хозяйствующего субъекта в срочном порядке приказом назначает служебное расследование комиссией в составе лиц, не причастных к преждевременному выходу из строя основных средств, их утере либо аварии.
6.2. Комиссия, указанная в пункте 6.1 настоящего раздела, берет объяснительные с лиц, причастных к преждевременному выходу из строя основных средств, устанавливает фактические причины их преждевременного выхода из строя, размер фактического ущерба, лиц, виновных в свершившемся факте, и разрабатывает мероприятия по исключению повторения подобных случаев.
6.3. Комиссия, указанная в пункте 6.1 настоящего раздела, представляет руководителю хозяйствующего субъекта на утверждение акт о проведенном служебном расследовании с приложением других "рабочих" документов.
6.4. По документам, представленным комиссией, указанной в пункте 6.1 настоящего раздела, руководитель хозяйствующего субъекта утверждает акт о проведенном служебном расследовании и издает приказ с указанием необходимых мероприятий по исключению повторения подобных случаев, мер наказания виновных лиц, способа возмещения нанесенного ущерба и при необходимости - привлечения к расследованию правоохранительных органов.
6.5. Списание с баланса хозяйствующего субъекта объекта основных средств (списание и исключение объекта основных средств из имущества муниципальной имущественной казны Волгограда), утерянного в результате совершенного преступления или административного правонарушения против собственности (хищения, уничтожения, угона и пр.), может быть произведено только после прекращения уголовного дела или административного производства по факту совершенного преступления или правонарушения, что подтверждается соответствующим документом правоохранительных органов.
Справка или постановление органа внутренних дел о приостановлении производства по уголовному делу по факту совершенного преступления не является основанием для списания объекта основных средств.
6.6. В случае наложения ареста на имущество объекты основных средств не могут быть списаны до снятия ареста на имущество, за исключением случаев выбытия объектов основных средств по основаниям, указанным в пунктах 6.5 и 6.7 настоящего раздела.
6.7. Списание вышедших из строя объектов основных средств при стихийных бедствиях, иных чрезвычайных ситуациях или ликвидации таковых оформляется с участием служб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, противопожарных и других специальных служб.
6.8. Списание суммы материального ущерба на результаты хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта при преждевременном выходе из строя основных средств производится только в следующих случаях:
стихийного бедствия, иных чрезвычайных ситуаций;
ликвидации стихийного бедствия, иных чрезвычайных ситуаций;
если согласно действующему законодательству Российской Федерации возмещение материального ущерба за счет виновных лиц невозможно;
сумма материального ущерба превышает возможную действующим законодательством Российской Федерации для востребования сумму возмещения с виновных лиц;
смерти виновного лица.
6.9. Определение суммы материального ущерба от утраты основных средств производится по остаточной стоимости основных средств, затрат на ликвидацию и восстановление технологического процесса (работы оборудования).
6.10. Для получения разрешения на досрочное списание основных средств хозяйствующему субъекту необходимо к документам, указанным в разделе 3 "Организационные мероприятия по списанию основных средств, закрепленных за хозяйствующими субъектами на праве оперативного управления" настоящего Положения, дополнительно представить в Департамент материалы служебного расследования: копии приказов, актов и других документов по списываемому имуществу, в том числе документов по оприходованию и компенсации материального ущерба.
7. Порядок подготовки распоряжения о списании основных средств
Контроль за движением имущества муниципальной имущественной казны Волгограда осуществляет Департамент по согласованию с профильным структурным подразделением администрации Волгограда в порядке, установленном муниципальными правовыми актами Волгограда.
7.1. Составленные, подписанные комиссией по списанию основных средств и утвержденные руководителем хозяйствующего субъекта акты на списание основных средств, согласованные профильным структурным подразделением администрации Волгограда, направляются в Департамент для согласования.
7.2. Департамент в месячный срок со дня поступления от хозяйствующего субъекта документов по списанию основных средств, за исключением случаев, требующих дополнительной проверки обоснованности списания основных средств (в том числе с выездом на место) или дополнительного изучения и доработки представленных хозяйствующим субъектом документов по списанию основных средств, согласовывает акт на списание основных средств и подготавливает соответствующее распоряжение либо обоснованный письменный отказ.
В распоряжении Департамент поручает руководителю хозяйствующего субъекта списать и в установленном порядке утилизировать объекты движимого и недвижимого имущества, транспортные средства снять с учета в межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе ГИБДД (далее - МРЭО ГИБДД), объекты жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и городского хозяйства Волгограда в случае необходимости - в органах Ростехнадзора.
7.3. Оформленные надлежащим образом акты на списание основных средств и распоряжение Департамента направляются хозяйствующему субъекту и являются основанием для внесения в инвентарные карточки отметки о выбытии объектов основных средств и их снятия с бухгалтерского (забалансового) учета.
7.4. Списание основных средств, их снятие с бухгалтерского (забалансового) учета, разборка и демонтаж основных средств до подписания соответствующего распоряжения Департамента, кроме случаев, указанных в пунктах 3.1, 3.2, 3.3, подпункте 3.3.1 пункта 3.1 раздела 3 "Организационные мероприятия по списанию основных средств, закрепленных за хозяйствующими субъектами на праве оперативного управления" настоящего Положения, не допускаются.
8. Оприходование остатков списанного имущества
8.1. На основании полученного от Департамента распоряжения Департамента о списании основных средств соответствующая комиссия проводит следующие мероприятия:
8.1.1. Снимает списываемую единицу основных средств с учета в государственных надзорных органах (ГИБДД, Гостехинспекции, Ростехнадзоре и др.).
8.1.2. Контролирует разборку, демонтаж объекта основных средств.
8.1.3. В случае использования имущества муниципальной имущественной казны Волгограда организует сдачу в муниципальную имущественную казну Волгограда материально-производственных запасов хозяйствующего субъекта, узлов и деталей, пригодных к дальнейшему использованию, с представлением накладных для постановки на учет.
8.1.4. Организует сдачу вторичного сырья в организации вторичного сырья с представлением документов в бухгалтерию хозяйствующего субъекта.
8.1.5. Организует утилизацию основных средств или их частей с составлением соответствующего акта.
8.2. Денежные средства от сдачи вторичного сырья, полученного в результате ликвидации списанных основных средств, после уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством перечисляются хозяйствующим субъектом в бюджет Волгограда.
8.3. Хозяйствующий субъект комплектует все возвратные документы, производит расчеты по затратам при ликвидации основных средств и оформляет акты на их списание, составленные по унифицированным формам, с соблюдением требований действующего законодательства.
8.4. Имущество, полученное в результате ликвидации списанного имущества муниципальной имущественной казны Волгограда и пригодное для дальнейшего использования, включается в состав муниципальной имущественной казны Волгограда на основании распоряжения Департамента.
8.5. Номерные агрегаты (двигатель, шасси, грузоподъемный механизм, сосуды, работающие под давлением, и пр.), пригодные для вторичного использования, приходуются хозяйствующим субъектом после их регистрации в государственных надзорных органах.
8.6. В течение 10 дней со дня снятия с бухгалтерского (забалансового) учета списанного имущества муниципальной имущественной казны Волгограда хозяйствующий субъект, в пользовании которого оно находилось, представляет в Департамент следующие документы:
копии приказов о списании имущества муниципальной имущественной казны Волгограда;
копии накладных о сдаче непригодных узлов и материалов как вторичного сырья;
акты об утилизации объектов движимого и недвижимого имущества;
документы, подтверждающие снятие с учета в МРЭО ГИБДД и Гостехинспекции списанного транспортного средства;
документы, подтверждающие снятие с учета в государственных надзорных органах списанных объектов недвижимости и объектов жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и городского хозяйства Волгограда.
8.7. Хозяйствующий субъект, оформивший списание основных средств в соответствии с настоящим Положением, вправе обратиться в Департамент с просьбой о внесении соответствующих изменений в договор пользования.
8.8. Списанные основные средства исключаются из реестра муниципального имущества Волгограда на основании распоряжения Департамента.
8.9. При получении обоснованного письменного отказа на списание основных средств руководитель хозяйствующего субъекта дает распоряжение о приведении документов по списанию основных средств и единицы основных средств в соответствие с требованиями Департамента, а также о выполнении других указаний Департамента.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение обязательно для исполнения органами местного самоуправления Волгограда, избирательной комиссией Волгограда, МУ, а также иными хозяйствующими субъектами, которым муниципальное имущество передано во владение, пользование и (или) распоряжение на основании гражданско-правовых договоров.
9.2. Изменения в настоящее Положение вносятся решением Волгоградской городской Думы в установленном порядке и вступают в законную силу со дня официального опубликования.
Департамент муниципального имущества
администрации Волгограда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Списание основных средств, закрепленных на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями Волгограда, производится в порядке, установленном департаментом муниципального имущества администрации Волгограда.
К основным средствам отнесены:
жилые помещения;
нежилые помещения;
здания и сооружения;
транспортные средства;
машины и оборудование;
производственный и хозяйственный инвентарь;
библиотечный фонд;
прочие основные средства.
Списание - заключительная хозяйственная операция при использовании основных средств.
Определены: перечень организационных мероприятий по списанию основных средств, закрепленных за хозяйствующими субъектами на праве оперативного управления, и основных средств муниципальной имущественной казны Волгограда, требования к документам, основания для досрочного списания, порядок подготовки распоряжения о списании основных средств, порядок оприходования остатков списанного имущества.
Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Решение Волгоградской городской Думы от 24 марта 2010 г. N 30/913 "Об утверждении Положения о порядке списания имущества муниципальной имущественной казны Волгограда и муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за органами местного самоуправления Волгограда, избирательной комиссией Волгограда и муниципальными учреждениями Волгограда"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст решения опубликован в газете "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" от 22 апреля 2010 г. N 42
Решением Волгоградской городской Думы от 11 июля 2018 г. N 68/2029 настоящее решение признано утратившим силу с 14 июля 2018 г.
Настоящий документ снят с контроля