Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Волгоградской
городской Думы
от 24.03.2010 N 30/910
Положение
о стратегическом планировании устойчивого развития городского округа город-герой Волгоград
2 июля 2014 г.
Положение о стратегическом планировании устойчивого развития городского округа город-герой Волгоград (далее - Положение) регламентирует основные этапы и организацию управления процессом стратегического планирования устойчивого развития городского округа город-герой Волгоград (далее - Волгоград) (далее - стратегическое планирование).
1. Общие положения
1.1. Сущность и цели стратегического планирования
Стратегическое планирование является важнейшим элементом системы муниципального управления Волгограда, позволяющим органам местного самоуправления Волгограда принимать эффективные текущие решения с учетом долгосрочных стратегических целей и приоритетов, ориентированных на конкретный результат, и является инструментом, консолидирующим усилия органов местного самоуправления Волгограда и городского сообщества в решении вопросов развития Волгограда и улучшения его имиджа.
Основными целями стратегического планирования являются:
определение стратегических целей, задач и приоритетных направлений устойчивого развития Волгограда на долгосрочную перспективу;
взаимоувязка текущей, среднесрочной муниципальной политики и долгосрочных стратегических приоритетов устойчивого развития Волгограда;
обеспечение совместных действий и поиск предметов партнерства органов местного самоуправления Волгограда, представителей бизнеса и общественных организаций;
обеспечение согласованности действий федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления Волгограда.
Основными этапами стратегического планирования являются:
разработка стратегического плана устойчивого развития Волгограда (далее - Стратегический план);
реализация Стратегического плана;
мониторинг реализации Стратегического плана;
корректировка Стратегического плана.
Решением Волгоградской городской Думы от 2 июля 2014 г. N 14/444 в подраздел 1.2 раздела 1 настоящего приложения внесены изменения
1.2. Основные понятия и определения настоящего Положения
В настоящем Положении применяются следующие понятия и определения:
Генеральный план Волгограда - градостроительный документ, определяющий в интересах населения Волгограда условия проживания, направления территориального развития, границы Волгограда, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия, рациональное использование природных и иных ресурсов;
горизонт планирования Стратегического плана - срок, на который разрабатывается Стратегический план;
долгосрочное планирование - планирование на период продолжительностью свыше 5 лет;
концепция Стратегического плана - описание генеральной цели, стратегических целей и задач, приоритетных направлений Стратегического плана;
краткосрочное (текущее) планирование - планирование на период до 1 года;
мониторинг реализации Стратегического плана - процесс наблюдения за изменениями в социально-экономическом развитии Волгограда, наступившими в результате реализации Стратегического плана, построенный на анализе системы социально-экономических индикаторов с учетом мнения городского сообщества;
непрограммная деятельность - текущая деятельность субъекта бюджетного планирования, реализуемая вне рамок муниципальных программ и ведомственных целевых программ;
объект стратегического планирования - Волгоград, рассматриваемый как многофункциональная система, включающая природные ресурсы, инфраструктуру жизнедеятельности города, дорожно-строительный комплекс, социально-общественную инфраструктуру, историко-культурное наследие, проживающее в городе население, субъекты хозяйственной деятельности и т.д.;
период бюджетного планирования - период, включающий очередной финансовый год или очередной финансовый год и плановый период;
план действий администрации Волгограда по реализации Стратегического плана (далее - План действий) - документ, содержащий совокупность увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на достижение стратегических целей устойчивого развития Волгограда и решение тактических задач на период бюджетного планирования;
планово-прогнозные и программные документы - система прогнозных, плановых и программных документов органов местного самоуправления Волгограда, посредством которых формируется и реализуется муниципальная политика;
приоритетные направления развития - направления деятельности органов местного самоуправления Волгограда, реализация которых должна быть осуществлена в первоочередном порядке, включая обеспечение финансовыми ресурсами и наличие совместных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления Волгограда;
программная деятельность - деятельность (мероприятия), реализуемая (реализуемые) в рамках муниципальных программ и ведомственных целевых программ;
разработчик Стратегического плана - юридическое или физическое лицо, привлеченное к разработке Стратегического плана на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством, (далее - разработчик);
среднесрочное планирование - планирование на период продолжительностью от 1 года и до 5 лет;
стратегическая цель - краткое описание ожидаемого конечного общественно значимого результата решения одной или нескольких задач в развитии отрасли или территории;
стратегические проекты (программы) - проекты (программы), приоритетные для решения задач частных стратегий Стратегического плана. Стратегические проекты (программы) реализуются через разработку соответствующих муниципальных программ и ведомственных целевых программ, имеющих четкие сроки реализации, определенные источники и объемы финансирования. В каждом стратегическом проекте (программе) указываются объективные индикаторы, позволяющие оценить степень и эффективность реализации стратегии проекта (программы) в ходе реализации Стратегического плана;
Стратегический план - основной документ стратегического планирования в форме муниципального правового акта Волгограда, определяющий долгосрочную стратегию развития Волгограда;
субъекты стратегического планирования - органы местного самоуправления Волгограда и представители городского сообщества (организации, учреждения и население Волгограда), участвующие в разработке, реализации, мониторинге реализации и корректировке Стратегического плана, взаимодействующие на принципах стратегического партнерства. Перечень структурных подразделений администрации Волгограда - субъектов стратегического планирования определяется Стратегическим планом;
тактические задачи - конкретизация выбираемых направлений и мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей в периоде бюджетного планирования;
устойчивое развитие - развитие, обеспечивающее сбалансированное решение важнейших социально-экономических задач, улучшение окружающей среды и эффективное использование природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей;
частные стратегии Стратегического плана - часть Стратегического плана, раскрывающая стратегические цели, задачи и приоритетные направления деятельности субъектов стратегического планирования в рамках развития той или иной отрасли или территории Волгограда с целью достижения желаемого состояния Волгограда в долгосрочной перспективе;
SWOT-анализ - аналитический инструмент, результатом которого являются четкие суждения относительно сильных и слабых сторон, благоприятных возможностей и потенциальных опасностей в развитии Волгограда.
1.3. Основные принципы стратегического планирования
Основными принципами стратегического планирования являются:
методологическое единство планирования развития Российской Федерации, Волгоградской области и Волгограда;
сочетание долгосрочного, среднесрочного и текущего планирования на основе комплексности и взаимосогласованности;
концентрация ресурсов, бюджетных и внебюджетных средств на приоритетных направлениях, обеспечивающих достижение генеральной и стратегических целей устойчивого развития Волгограда;
публичность (разработка, реализация и корректировка Стратегического плана осуществляются публично на принципах стратегического партнерства, которое является, по сути, договором общественного согласия между представителями городского сообщества в вопросах развития Волгограда);
непрерывность (этапы разработки, реализации, мониторинга реализации и корректировки Стратегического плана объединяются в непрерывном цикле);
принцип баланса интересов (предусматривает учет интересов и возможностей всех представителей городского сообщества в отношении концепции Стратегического плана и механизмов его практической реализации).
2. Организационная структура стратегического планирования
Для разработки, реализации, мониторинга реализации и корректировки Стратегического плана формируется организационная структура стратегического планирования, включающая следующие органы:
Генеральный совет Стратегического плана развития Волгограда (далее - Генеральный совет);
Экспертный совет Стратегического плана развития Волгограда (далее - Экспертный совет);
рабочие группы по разработке документов стратегического планирования (далее - Рабочие группы).
2.1. Генеральный совет
2.1.1. Статус Генерального совета
Генеральный совет - высший орган системы стратегического планирования. Генеральный совет образуется для обсуждения и утверждения всех ключевых решений, связанных с разработкой, реализацией, мониторингом реализации и корректировкой Стратегического плана. Генеральный совет формируется администрацией Волгограда на основании предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления Волгограда, деловых и научных кругов, общественных и общественно-политических организаций и утверждается решением Волгоградской городской Думы.
2.1.2. Членство в Генеральном совете
Общая численность Генерального совета не превышает 70 человек. Генеральный совет формируется согласно квоте от:
органов государственной власти и органов местного самоуправления Волгограда - от 35% до 45%;
представителей деловых кругов - от 15% до 25%;
представителей науки и культуры - от 15% до 25%;
общественных и общественно-политических организаций - от 15% до 25%.
Члены Генерального совета имеют право в инициативном порядке принимать участие во всех публичных обсуждениях вопросов, связанных с разработкой, реализацией, мониторингом реализации и корректировкой Стратегического плана, в том числе проводимых администрацией Волгограда.
Членами Генерального совета могут быть представители юридических лиц и граждане Российской Федерации (жители Волгограда, постоянно или преимущественно проживающие в Волгограде). Члены Генерального совета имеют право в инициативном порядке принимать участие во всех публичных обсуждениях вопросов, связанных с разработкой и реализацией Стратегического плана, в том числе проводимых администрацией Волгограда.
Членство в Генеральном совете осуществляется на общественных началах.
Решением Волгоградской городской Думы от 2 июля 2014 г. N 14/444 в подраздел 2.1.3 подраздела 2.1 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2.1.3. Основные функции Генерального совета
Основными функциями Генерального совета являются:
утверждение горизонта планирования и проекта концепции Стратегического плана;
рассмотрение и утверждение проекта базовой версии Стратегического плана;
рассмотрение и утверждение проекта изменений в принятый Волгоградской городской Думой Стратегический план;
принятие решения о необходимости разработки или продлении горизонта планирования действующего Стратегического плана.
Решением Волгоградской городской Думы от 2 июля 2014 г. N 14/444 в подраздел 2.1.4 подраздела 2.1 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2.1.4. Организация работы, формы проведения Генерального совета и порядок принятия решений Генеральным советом
Заседания Генерального совета проводятся по мере необходимости. Предложения, выносимые на Генеральный совет, готовятся департаментом экономического развития администрации Волгограда. Повестка дня заседания Генерального совета формируется и подписывается председателем Генерального совета. Не позднее чем за 7 рабочих дней до очередного заседания Генерального совета члены Генерального совета получают уточненную повестку дня заседания Генерального совета и материалы по выносимым на обсуждение вопросам.
Заседания Генерального совета проводятся в следующих формах:
открытое заседание (совместное присутствие членов Генерального совета для обсуждения вопросов повестки дня заседания Генерального совета и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование). Решение Генерального совета правомочно, если при его принятии учитывалось мнение не менее половины членов Генерального совета от списочного состава Генерального совета. Члены Генерального совета могут и не присутствовать на открытом заседании Генерального совета, а выразить свое мнение письменно, и оно будет учитываться при определении результатов голосования. Решения принимаются большинством мнений от списочного числа членов Генерального совета и оформляются протоколом;
заочное голосование (по предложению председателя Генерального совета решение Генерального совета может быть принято путем проведения заочного голосования (без совместного присутствия членов Генерального совета для обсуждения вопросов повестки дня заседания Генерального совета и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование), в том числе с использованием средств связи. При этом должно учитываться мнение не менее чем двух третей членов Генерального совета от списочного состава Генерального совета. Решения принимаются, если за них проголосовали не менее чем 50% от списочного числа членов Генерального совета, и оформляются протоколом).
Руководит работой Генерального совета председатель Генерального совета. Председателем Генерального совета является по должности глава Волгограда, сопредседателем Генерального совета является по должности глава администрации Волгограда. Заместителями председателя Генерального совета являются по должности первый заместитель главы Волгограда и первый заместитель главы администрации Волгограда, курирующий вопросы экономики.
Координатором Генерального совета является по должности начальник управления социально-экономического развития департамента экономического развития администрации Волгограда, задачами которого являются организация подготовки и проведения заседаний Генерального совета, а также контроль исполнения решений Генерального совета.
2.2. Экспертный совет
2.2.1. Статус Экспертного совета
Экспертный совет - научно-консультативный орган, деятельность которого заключается в экспертизе предложений и информационных материалов по вопросам разработки, реализации, мониторинга реализации и корректировки Стратегического плана и подготовке заключений и рекомендаций.
Решением Волгоградской городской Думы от 2 июля 2014 г. N 14/444 в подраздел 2.2.2 подраздела 2.2 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2.2.2. Состав Экспертного совета
Экспертный совет формируется из:
ведущих ученых и экспертов, представителей Волгоградской городской Думы и структурных подразделений администрации Волгограда, являющихся специалистами в области устойчивого развития территории Волгограда;
руководителей вузов и научно-исследовательских институтов, имеющих возможность привлекать к экспертизе по отдельным проблемам сотрудников своих организаций и внедрять в учебный процесс результаты стратегического планирования.
Членство в Экспертном совете является персональным. Общая численность Экспертного совета не превышает 20 человек. Состав Экспертного совета утверждается постановлением администрации Волгограда.
Решением Волгоградской городской Думы от 2 июля 2014 г. N 14/444 в подраздел 2.2.3 подраздела 2.2 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2.2.3. Функции Экспертного совета
Функциями Экспертного совета являются:
экспертиза технического задания на разработку или корректировку проекта Стратегического плана;
экспертиза концепции Стратегического плана;
обеспечение экспертно-консультационной поддержки в процессе разработки, реализации, мониторинга реализации и корректировки Стратегического плана;
подготовка экспертного заключения по первой и второй редакции базовой версии Стратегического плана;
выработка рекомендаций о необходимости корректировки Стратегического плана.
Решением Волгоградской городской Думы от 2 июля 2014 г. N 14/444 подраздел 2.2.4 подраздела 2.2 раздела 2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.2.4. Руководство Экспертным советом
Экспертный совет возглавляет по должности первый заместитель главы администрации Волгограда, курирующий вопросы экономики. Координатором Экспертного совета является по должности начальник отдела перспективного планирования управления социально-экономического развития департамента экономического развития администрации Волгограда, задачами которого является организация подготовки и проведения заседаний Экспертного совета.
2.2.5. Организация работы Экспертного совета
Заседания Экспертного совета проводятся по мере необходимости. Не позднее чем за 5 дней до очередного заседания Экспертного совета члены Экспертного совета получают повестку дня заседания Экспертного совета и информационные материалы по выносимым на обсуждение вопросам.
Решение Экспертного совета правомочно, если за него высказались не менее половины от списочного состава Экспертного совета. Члены Экспертного совета могут и не присутствовать на заседании Экспертного совета, а выразить свое мнение письменно, и оно будет учитываться при определении результатов голосования. Решения принимаются большинством от списочного числа членов Экспертного совета и оформляются протоколом.
2.3. Рабочие группы
2.3.1. Статус Рабочих групп
Рабочие группы - рабочие совещательные органы, осуществляющие консультационную поддержку разработки, реализации, мониторинга реализации и корректировки Стратегического плана. Рабочие группы образуются из депутатов Волгоградской городской Думы, представителей структурных подразделений администрации Волгограда, объединений предпринимателей, общественности, ученых и иных лиц.
Представители разработчика принимают участие в заседаниях Рабочих групп по мере необходимости.
На заседания Рабочих групп могут быть приглашены другие заинтересованные лица.
2.3.2. Задачи Рабочих групп
Задачами Рабочих групп являются:
обсуждение и согласование аналитических материалов, проекта концепции, мероприятий Стратегического плана и действий Рабочих групп в процессе разработки Стратегического плана;
подготовка предложений для внесения в проекты Стратегического плана, Плана действий;
подготовка предложений по корректировке соответствующих разделов Стратегического плана для обсуждения Экспертным и Генеральным советами.
Решением Волгоградской городской Думы от 2 июля 2014 г. N 14/444 подраздел 2.3.3 подраздела 2.3 раздела 2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.3.3. Состав Рабочих групп
Проект состава Рабочих групп формирует департамент экономического развития администрации Волгограда по согласованию с главой Волгограда и руководителями структурных подразделений администрации Волгограда. Рекомендуемая численность Рабочей группы - от 9 до 20 профильных специалистов. На заседания Рабочих групп могут быть приглашены представители деловых кругов, общественных организаций, ученые. Состав Рабочих групп утверждается постановлением администрации Волгограда.
Решением Волгоградской городской Думы от 2 июля 2014 г. N 14/444 в подраздел 2.3.4 подраздела 2.3 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2.3.4. Руководство Рабочими группами
Каждую из Рабочих групп возглавляют председатель и сопредседатель, представляющие администрацию Волгограда и Волгоградскую городскую Думу.
Координатором Рабочих групп является по должности начальник отдела перспективного планирования управления социально-экономического развития департамента экономического развития администрации Волгограда.
Решением Волгоградской городской Думы от 2 июля 2014 г. N 14/444 в подраздел 2.4 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2.4. Координатор разработки, реализации, мониторинга реализации и корректировки Стратегического плана
Координацию, методическое и организационное обеспечение работы по разработке, реализации, мониторингу реализации и корректировке Стратегического плана осуществляет департамент экономического развития администрации Волгограда, задачами которого являются:
инициирование создания организационной структуры стратегического планирования и обеспечение ее работы;
подготовка технического задания на разработку Стратегического плана;
координация разработки Стратегического плана и других планово-прогнозных документов;
привлечение к разработке или корректировке Стратегического плана творческих коллективов, научно-исследовательских организаций, ведущих ученых и специалистов в области стратегического развития территорий в соответствии с действующим законодательством;
освещение работы по разработке Стратегического плана в средствах массовой информации;
обеспечение непрерывности работы по разработке Стратегического плана на всех этапах стратегического планирования: разработки, реализации, мониторинга реализации, корректировки Стратегического плана.
Координатор разработки, реализации, мониторинга реализации и корректировки Стратегического плана взаимодействует со всеми структурными подразделениями администрации Волгограда, которые оказывают ему содействие в осуществлении основных функций и решении задач, и иными организациями и учреждениями, участвующими в процессе разработки, реализации, мониторинга реализации и корректировки Стратегического плана.
3. Стратегический план
Стратегический план является основным плановым документом, определяющим долгосрочные цели, задачи и приоритетные направления устойчивого развития Волгограда в интересах городского сообщества. Разработка Стратегического плана осуществляется на принципах целевой направленности как Стратегического плана в целом, так и отдельных его частных стратегий и стратегических проектов (программ), системности и комплексности целей и подцелей, а также мероприятий, необходимых для их достижения. Стратегический план разрабатывается в соответствии с действующим законодательством.
3.1. Содержание Стратегического плана
Основное содержание Стратегического плана составляют:
раздел "Стратегический анализ и долгосрочный прогноз социально-экономического развития Волгограда", включающий описания социально-экономических стандартов и параметров качества жизни населения Волгограда, характеризующих современный и перспективный облик территории Волгограда, выявление основных проблем функционирования экономики и инфраструктуры жизнедеятельности Волгограда, значимых для определения концепции Стратегического плана;
раздел "Концепция Стратегического плана", включающий формулировки генеральной цели, задач, приоритетных направлений Стратегического плана и перечень частных стратегий развития отдельных территорий, отраслей и сфер;
раздел "Планирование и прогнозирование устойчивого развития Волгограда", включающий описания конкретных частных стратегий, стратегических проектов (программ) по отраслям и территориям Волгограда в рамках реализации каждого приоритетного направления с фиксацией количественных индикаторов их выполнения;
раздел "Мониторинг и оценка эффективности реализации Стратегического плана", включающий системы индикаторов и критериев оценки эффективности реализации частных стратегий, стратегических проектов (программ) и Стратегического плана в целом, а также предварительную оценку затрат и прогнозируемого эффекта;
раздел "Этапы, механизмы реализации и субъекты стратегического планирования", включающий подробное описание этапов и механизмов реализации Стратегического плана, а также перечень субъектов стратегического планирования - структурных подразделений администрации Волгограда с указанием сфер ответственности в рамках реализации Стратегического плана.
3.2. Временные рамки Стратегического плана
Стратегический план разрабатывается на срок от 10 до 20 лет в интервале горизонта планирования утвержденных концепций и стратегий социально-экономического развития Российской Федерации и Волгоградской области. При постановке целей и отборе мер рассматриваются долгосрочные тенденции и последствия с глубиной прогноза до 20 лет. Срок реализации стратегических проектов (программ) Стратегического плана варьируется от 3 до 10 лет.
3.3. Формы представления Стратегического плана
Стратегический план формируется в трех версиях:
базовая версия Стратегического плана служит для обсуждения и последующего принятия Волгоградской городской Думой в форме муниципального правового акта;
полная версия Стратегического плана, включающая методологию разработки Стратегического плана, подробные обоснования концепции, стратегических проектов (программ), размещается на официальном информационно-справочном портале Волгограда;
презентационная версия Стратегического плана с изложением основных позиций базовой версии Стратегического плана издается типографским способом на русском и английском языках.
4. Разработка, экспертиза и принятие Стратегического плана
Решением Волгоградской городской Думы от 2 июля 2014 г. N 14/444 в подраздел 4.1 раздела 4 настоящего приложения внесены изменения
4.1. Организация разработки Стратегического плана
На начальном этапе разработки Стратегического плана проводятся следующие организационные мероприятия:
подготовка постановления администрации Волгограда об организации разработки Стратегического плана;
проведение открытого конкурса на право разработки Стратегического плана в соответствии с действующим законодательством и определение разработчика;
формирование (или актуализация) составов всех организационных структур стратегического планирования: Рабочих групп, Экспертного и Генерального советов.
Решением Волгоградской городской Думы от 2 июля 2014 г. N 14/444 в подраздел 4.2 раздела 4 настоящего приложения внесены изменения
4.2. Основные этапы разработки Стратегического плана
Подготовка Стратегического плана осуществляется разработчиком поэтапно с привлечением Рабочих групп и структурных подразделений администрации Волгограда по критерию целевой направленности задач, отдельных приоритетных направлений, частных стратегий, стратегических проектов (программ) Стратегического плана:
первый этап - стратегический анализ (диагностика состояния Волгограда, изучение внешних и внутренних факторов, определяющих устойчивое развитие, SWOT-анализ). В результате этапа стратегического анализа происходит:
выявление наиболее острых проблем, сдерживающих развитие Волгограда;
формулировка выводов и предположений, относительно возможных направлений развития Волгограда, позволяющих максимально использовать сильные стороны, определение параметров устойчивого развития Волгограда;
выдвижение нескольких формулировок генеральной цели, задач и приоритетных направлений устойчивого развития Волгограда (далее - концепции) на исследуемую перспективу;
второй этап - целеполагание (определение, обоснование и вынесение разработчиком на утверждение Генерального совета проекта концепции Стратегического плана);
третий этап - планирование (формирование частных стратегий достижения целей по каждому приоритетному направлению, формирование и отбор стратегических проектов (программ) в рамках частных стратегий, распределение ответственности за их реализацию, разработку системы индикаторов оценки эффективности реализации запланированных мероприятий и Стратегического плана в целом, а также механизма реализации Стратегического плана).
Описания стратегических проектов (программ), включаемых в Стратегический план, должны характеризоваться строгой целевой направленностью, временным интервалом, обоснованными объемами работ и ресурсных затрат, просчитанным экономическим, социальным, экологическим и бюджетным эффектом, а также содержать прогноз возможных источников финансирования. По структуре описания стратегические проекты (программы) Стратегического плана должны соответствовать требованиям к разработке муниципальных программ, утвержденных соответствующим муниципальным правовым актом Волгограда.
Решением Волгоградской городской Думы от 2 июля 2014 г. N 14/444 в подраздел 4.3 раздела 4 настоящего приложения внесены изменения
4.3. Экспертиза Стратегического плана
По итогам выполнения всех трех этапов разработки Стратегического плана проводится процедура экспертизы по следующему алгоритму:
материалы, подготовленные разработчиком, проходят обсуждение в Рабочих группах и экспертизу в Экспертном совете и в случае положительного заключения Экспертного совета направляются в департамент экономического развития администрации Волгограда;
при наличии замечаний материалы дорабатываются разработчиком и проходят дополнительную экспертизу в Экспертном совете. В случае если предложения и рекомендации Экспертного совета значительно отличаются от предложений разработчика и Рабочих групп, с целью согласования позиций проводится совместное заседание с участием представителей разработчика, Рабочих групп и членов Экспертного совета. Итоги совместного заседания оформляются протоколом, в котором согласовывается общая позиция сторон и при необходимости даются рекомендации по доработке материалов и документов.
По завершении экспертизы всех трех этапов Стратегического плана разработчик совместно с департаментом экономического развития администрации Волгограда готовит первую редакцию базовой версии Стратегического плана, которая направляется в Экспертный совет и при положительном заключении Экспертного совета передается на открытое профессиональное и общественное обсуждение.
Решением Волгоградской городской Думы от 2 июля 2014 г. N 14/444 подраздел 4.4 раздела 4 настоящего приложения изложен в новой редакции
4.4. Принятие Стратегического плана
В целях профессионального и общественного обсуждения первая редакция базовой версии Стратегического плана распространяется среди деловых кругов, профессиональных и общественных организаций, а также опубликовывается в официальных средствах массовой информации и размещается на официальном информационно-справочном портале Волгограда. В течение месяца после опубликования и размещения первой редакции базовой версии Стратегического плана заинтересованные организации проводят общественное обсуждение, присылают в департамент экономического развития администрации Волгограда свои замечания и предложения. Разработчик совместно с Рабочими группами готовит мотивированные заключения по всем замечаниям и предложениям и направляет их для обобщения в департамент экономического развития администрации Волгограда. Департамент экономического развития администрации Волгограда совместно с разработчиком формирует вторую (скорректированную) редакцию базовой версии Стратегического плана, которая проходит повторную экспертизу в Экспертном совете и вносится для обсуждения на заседание Генерального совета. Заседания Генерального совета проходят в форме открытых заседаний с участием разработчика, Рабочих групп и приглашением авторов замечаний и предложений.
После одобрения Генеральным советом проект базовой версии Стратегического плана, прошедший публичные слушания, принимается на заседании Волгоградской городской Думы по представлению главы администрации Волгограда в установленном порядке.
Решением Волгоградской городской Думы от 2 июля 2014 г. N 14/444 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Реализация Стратегического плана
5.1. Стратегический план в системе муниципального управления Волгограда
Стратегический план определяет стратегические цели, задачи и приоритетные направления развития Волгограда на долгосрочную перспективу. Положения Стратегического плана учитываются при разработке и (или) корректировке следующих документов перспективного планирования и прогнозирования:
стратегий устойчивого развития отдельных отраслей и территорий Волгограда;
прогноза социально-экономического развития Волгограда на очередной финансовый год и плановый период;
муниципальных программ и ведомственных целевых программ;
плана действий на очередной финансовый год и плановый период;
докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств Волгограда.
5.2. Стратегии устойчивого развития отдельных отраслей и территорий Волгограда
С целью уточнения положений Стратегического плана в аспекте развития отдельных территорий и отраслей Волгограда возможна разработка и утверждение постановлением администрации Волгограда стратегий развития отраслей и территорий на среднесрочную перспективу. Инициаторами и разработчиками данных документов вправе выступать территориальные и отраслевые структурные подразделения администрации Волгограда в рамках сферы своей компетенции.
Вышеуказанные стратегии разрабатываются на основе Стратегического плана с учетом утвержденных отраслевых стратегий Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - Волгоградской области и иных документов стратегического планирования федерального и регионального значения.
5.3. Прогноз социально-экономического развития Волгограда
Прогноз социально-экономического развития Волгограда (далее - прогноз развития Волгограда) - это планово-прогнозный документ, содержащий основные параметры экономического и социального развития Волгограда в периоде бюджетного планирования (прогнозном периоде).
Прогноз развития Волгограда, являющийся основой для составления проекта бюджета Волгограда, включает в себя количественные и качественные характеристики развития Волгограда в периоде бюджетного планирования на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных показателей, представляемых для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации по Волгоградской области, с учетом приоритетных направлений Стратегического плана, выраженные через систему прогнозных социально-экономических индикаторов, и содержит следующие параметры:
краткую характеристику положенных в основу прогноза социально-экономического развития Волгограда сценарных условий;
приоритетные направления развития Волгограда на основании Стратегического плана и Генерального плана Волгограда с учетом текущей социально-экономической конъюнктуры и общеэкономических тенденций развития;
прогноз развития по отдельным видам экономической деятельности и сферам экономики Волгограда;
прогноз основных демографических тенденций, структуры трудовых ресурсов, занятости населения Волгограда, уровня жизни, структуры денежных доходов и расходов населения Волгограда;
прогноз развития социальной сферы Волгограда;
сводный финансовый баланс Волгограда на очередной финансовый год и плановый период;
другие параметры.
5.4. Программно-целевое планирование
Одним из механизмов реализации Стратегического плана является программно-целевой подход, позволяющий трансформировать цели, задачи, приоритетные направления и мероприятия Стратегического плана в муниципальные программы и ведомственные целевые программы (далее - программы), имеющие четкие бюджетные, временные и ресурсные ограничения. Программы являются одним из основных инструментов реализации Стратегического плана, в том числе частных стратегий и стратегических проектов (программ).
Приоритетные задачи, для решения которых принимаются программы, определяются в соответствии с Стратегическим планом, прогнозом развития Волгограда на очередной финансовый год и плановый период.
Основные положения Стратегического плана определяют перечень и параметры программ, а сформулированные показатели и индикаторы результативности уточняют и дополняют перечень и целевые значения индикаторов, характеризующих состояние развития территорий и отраслей Волгограда, а также эффективность работы структурных подразделений администрации Волгограда - субъектов стратегического планирования.
Программы содержат качественные и количественные целевые ориентиры, позволяющие делать выводы о ходе реализации Стратегического плана, а также степени достижения генеральной цели Стратегического плана.
С целью обеспечения эффективной реализации Стратегического плана департаментом экономического развития администрации Волгограда проводятся мониторинг и оценка эффективности реализации действующих программ; для решения наиболее важных задач, входящих в сферу компетенции органов местного самоуправления Волгограда, с учетом приоритетов и целей, определенных Стратегическим планом, формируется проект перечня муниципальных программ, предлагаемых к реализации (реализуемых) на территории Волгограда. Результаты оценки эффективности реализации действующих программ используются в целях обеспечения объективных решений по составу программ, предлагаемых к финансированию на очередной финансовый год, и распределения средств по программам с учетом хода их реализации.
5.5. План действий
План действий определяет стратегические цели и тактические задачи структурных подразделений администрации Волгограда - субъектов стратегического планирования на период бюджетного планирования во взаимосвязи с выделяемыми ему бюджетными лимитами, устанавливает комплекс программных и непрограммных мероприятий, а также формирует систему согласованных по срокам и ресурсам показателей ожидаемых результатов, обеспечивающих достижение поставленных стратегических целей и решение тактических задач.
5.5.1. Назначение Плана действий
План действий имеет следующее назначение:
осуществление функции общего организующего стержня в процессе реализации Стратегического плана;
уточнение (по этапам и срокам выполнения, финансовым средствам и т.д.) перечня мероприятий Стратегического плана, которые должны быть реализованы в очередном финансовом году и плановом периоде;
распределение ответственности за реализацию Стратегического плана между структурными подразделениями администрации Волгограда - субъектами стратегического планирования;
создание информационно-аналитической базы для проведения мониторинга и оценки эффективности деятельности структурных подразделений администрации Волгограда - субъектов стратегического планирования.
5.5.2. Содержание Плана действий
Содержание Плана действий составляют:
раздел 1 "Система стратегических целей и тактических задач администрации Волгограда на период бюджетного планирования в соответствии с Стратегическим планом";
раздел 2 "Перечень мероприятий и действий, запланированных к реализации, в том числе в рамках реализации муниципальных программ и ведомственных целевых программ, с указанием ответственных исполнителей и соисполнителей и необходимых финансовых средств из бюджета Волгограда и внебюджетных источников с разбивкой по годам";
раздел 3 "Комплекс показателей и индикаторов результативности запланированных мероприятий (эффективности)".
5.5.3. Участники и процедура разработки Плана действий
Проект Плана действий формируется департаментом экономического развития администрации Волгограда на основе Стратегического плана и прогноза развития Волгограда.
В ходе разработки проект Плана действий согласовывается со структурными подразделениями администрации Волгограда и утверждается постановлением администрации Волгограда в установленном порядке.
5.6. Территориальное планирование
Стратегический план является социально-экономической основой для разработки и реализации Генерального плана Волгограда - документа территориального планирования, основного вида градостроительной документации о планировании развития территории Волгограда, определяющего градостроительную стратегию и условия формирования среды жизнедеятельности. Генеральным планом Волгограда определяется функциональное назначение городских территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Основными функциями Генерального плана Волгограда являются градорегулирование, координация участников градостроительной деятельности в рамках принятой городским сообществом градостроительной стратегии.
Цель Генерального плана Волгограда - разработка долгосрочной градостроительной стратегии на основе принципов устойчивого развития, создания благоприятной городской среды. Устойчивое развитие Волгограда предполагает обеспечение существенного прогресса в развитии основных секторов экономики, повышение инвестиционной привлекательности Волгограда, повышение уровня жизни и условий проживания населения, достижение долговременной экологической безопасности Волгограда и смежных территорий, рациональное использование всех видов ресурсов, современные методы организации транспортных и инженерных систем, создание благоприятной для жизни городской среды.
Основными задачами Генерального плана Волгограда являются:
разработка мероприятий по качественному улучшению состояния городской среды (реконструкция и благоустройство всех типов городских территорий);
резервирование территорий для жилищного строительства, производства, бизнеса, торговли, науки, управления, туризма, образования, здравоохранения, отдыха и других функций;
предложения по оптимизации экологической ситуации;
мероприятия по охране природного и культурного наследия;
мероприятия по развитию системы зеленых насаждений и благоустройству Волгограда, развитию транспортной и инженерной инфраструктур.
При подготовке заключений по согласованию возможности размещения на территории Волгограда новых, расширения и реконструкции действующих предприятий и организаций независимо от форм собственности, организационно-правовых форм, сметной стоимости и источников финансирования необходимо руководствоваться принципами размещения производительных сил, определенных Стратегическим планом и Генеральным планом Волгограда.
5.7. Реестр документов стратегического планирования социально-экономического развития Волгограда
Администрация Волгограда формирует единую информационную базу, содержащую сведения о составе документов стратегического планирования Волгограда, - реестр документов стратегического планирования Волгограда.
Реестр документов стратегического планирования Волгограда ведет департамент экономического развития администрации Волгограда. Порядок формирования и ведения реестра документов стратегического планирования Волгограда определяется постановлением администрации Волгограда.
Решением Волгоградской городской Думы от 2 июля 2014 г. N 14/444 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Мониторинг реализации Стратегического плана
6.1. Цели и структура мониторинга реализации Стратегического плана
Мониторинг реализации Стратегического плана (далее - мониторинг) в системе муниципального управления Волгограда позволяет отследить достигнутый прогресс в достижении стратегических целей и на этой основе корректно оценить влияние результатов реализации Стратегического плана на уровень социально-экономического развития Волгограда.
В ходе мониторинга решаются следующие задачи:
оценка степени достижения целевых индикаторов Стратегического плана, в том числе получение информации для принятия решений о перераспределении ресурсов на достижение целей или корректировке целей, задач и приоритетных направлений Стратегического плана;
оценка степени реализации мер и эффективность деятельности структурных подразделений администрации Волгограда - субъектов стратегического планирования с целью стимулирования реализации Стратегического плана в целом и отдельных его приоритетных направлений.
Мониторинг имеет следующую структуру:
мониторинг результатов реализации Стратегического плана и территориально-отраслевого развития Волгограда;
мониторинг реализации Плана действий и оценка эффективности деятельности структурных подразделений администрации Волгограда - субъектов стратегического планирования;
мониторинг общественного мнения в отношении приоритетов и направлений устойчивого развития Волгограда.
Проведение мониторинга по трем данным направлениям позволяет получить объективную оценку актуальности и адекватности Стратегического плана, делать выводы о необходимости корректировки Стратегического плана, степени эффективности мер, предпринимаемых субъектами стратегического планирования по реализации Стратегического плана.
Отчеты и аналитические записки по результатам мониторинга размещаются на официальном информационно-справочном портале Волгограда и направляются департаментом экономического развития администрации Волгограда главе администрации Волгограда, главе Волгограда, Контрольно-счетной палате Волгограда.
6.2. Мониторинг результатов реализации Стратегического плана и территориально-отраслевого развития Волгограда
Мониторинг результатов реализации Стратегического плана и территориально-отраслевого развития Волгограда за отчетный период базируется на анализе и сопоставлении статистических показателей и значений индикаторов развития и частных стратегий Стратегического плана. Мониторинг результатов реализации Стратегического плана и территориально-отраслевого развития Волгограда проводится в следующей последовательности:
мониторинг и оценка достижения целей и решения задач Стратегического плана, частных стратегий Стратегического плана;
оценка результатов реализации Стратегического плана за отчетный период (анализ развития территорий и отраслей Волгограда);
выработка рекомендаций об адекватности и необходимости корректировки Стратегического плана.
Итоги мониторинга результатов реализации Стратегического плана и территориально-отраслевого развития Волгограда подводятся департаментом экономического развития администрации Волгограда ежегодно до 1 июля в аналитическом отчете с выводами о степени достижения целей и необходимости корректировки Стратегического плана.
6.3. Мониторинг реализации Плана действий и оценка эффективности деятельности структурных подразделений администрации Волгограда - субъектов стратегического планирования
Мониторинг реализации Плана действий и оценка эффективности деятельности структурных подразделений администрации Волгограда - субъектов стратегического планирования осуществляются департаментом экономического развития администрации Волгограда ежегодно на основе системы индикаторов и показателей социально-экономического развития Волгограда, составляемых на основе Плана действий и информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области.
Мониторинг реализации Плана действий и оценка эффективности деятельности структурных подразделений администрации Волгограда - субъектов стратегического планирования проводятся в следующей последовательности:
мониторинг и оценка достижения целевых (контрольных) показателей и выполнения запланированных мероприятий за отчетный период;
выявление причинно-следственных связей достижения (недостижения) запланированных индикаторов, характеризующих мероприятия и действия структурных подразделений администрации Волгограда - субъектов стратегического планирования;
выработка рекомендаций о необходимости корректировки Стратегического плана или действий структурных подразделений администрации Волгограда - субъектов стратегического планирования.
По результатам мониторинга реализации Плана действий и оценки эффективности деятельности структурных подразделений администрации Волгограда - субъектов стратегического планирования департамент экономического развития администрации Волгограда до 15 июля готовит аналитическую записку с выводами о степени достижения стратегических целей и решении тактических задач структурными подразделениями администрации Волгограда - субъектами стратегического планирования и эффективности их деятельности в анализируемом периоде.
6.4. Мониторинг общественного мнения в отношении приоритетов и направлений устойчивого развития Волгограда
Целью проведения мониторинга общественного мнения в отношении приоритетов и направлений устойчивого развития Волгограда (далее - мониторинг общественного мнения) является выявление общественного мнения горожан о стратегических приоритетах, возможностях и перспективах развития Волгограда для последующего учета и использования при принятии решений по формированию приоритетных направлений развития Волгограда и корректировке Стратегического плана.
Мониторинг общественного мнения должен обеспечить решение следующих задач:
определение отношения населения Волгограда к условиям жизни в Волгограде;
выявление мнения населения Волгограда по поводу его современного видения Волгограда;
выявление представления населения Волгограда об основных целях Стратегического плана.
Инструментом проведения мониторинга общественного мнения является независимое социологическое исследование, исполнитель которого определяется в соответствии с действующим законодательством. Мониторинг общественного мнения проводится не реже чем 1 раз в 2 года.
По результатам социологического исследования исполнителем готовится аналитический отчет, содержащий выводы и рекомендации по оценке общественного мнения о стратегических приоритетах, возможностях и перспективах развития Волгограда для последующего учета и использования при принятии решений по корректировке Стратегического плана.
Решением Волгоградской городской Думы от 2 июля 2014 г. N 14/444 в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Корректировка Стратегического плана
Предложения по корректировке Стратегического плана вносятся в департамент экономического развития администрации Волгограда:
главой Волгограда;
депутатами Волгоградской городской Думы;
Контрольно-счетной палатой Волгограда;
членами Генерального и Экспертного советов;
главой администрации Волгограда и структурными подразделениями администрации Волгограда;
представителями городского сообщества.
Поступившие предложения по корректировке Стратегического плана обобщаются департаментом экономического развития администрации Волгограда, обсуждаются на заседаниях Рабочих групп и вместе с отчетами по мониторингу выносятся на обсуждение Экспертного совета.
По результатам заседания Экспертного совета готовятся рекомендации о целесообразности корректировки Стратегического плана и в случае необходимости формируется перечень изменений к тексту базовой версии Стратегического плана.
Далее перечень изменений к тексту базовой версии Стратегического плана утверждается Генеральным советом и вносится главой администрации Волгограда в форме проекта муниципального правового акта в Волгоградскую городскую Думу для рассмотрения в установленном порядке.
Необходимость радикального изменения генеральной цели, стратегических целей и задач, приоритетных направлений или продления горизонта планирования действующего Стратегического плана (в случае если до конца периода действия Стратегического плана остается менее 5 лет) рассматривается на заседании Генерального совета, на котором принимается рекомендательное решение о комплексном обновлении Стратегического плана с возобновлением процедуры разработки Стратегического плана в рамках процедуры, установленной настоящим Положением, или продлении горизонта планирования действующего Стратегического плана.
8. Внесение изменений в настоящее Положение
Изменения в настоящее Положение вносятся решением Волгоградской городской Думы и подлежат опубликованию в установленном порядке в официальных средствах массовой информации.
Глава Волгограда |
Р.Г. Гребенников |
<< Назад |
||
Содержание Решение Волгоградской городской Думы от 24 марта 2010 г. N 30/910 "О принятии Положения о стратегическом планировании... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.