Решение Волгоградского областного суда от 11 января 2008 г. N 3-4/2008
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просил признать не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункт 3 статьи 38 Закона Волгоградской области от 16.11.1998 года N 222-ОД "О местном референдуме в Волгоградской области" в той части, в которой названная норма предусматривает установление уставом муниципального образования максимального размера пожертвований юридических и физических лиц в фонд референдума.
В обоснование требований прокурором указано на то, что выше изложенные положения оспариваемого Закона, предоставившие муниципальным образованиям право устанавливать в своих уставах максимальный размер пожертвований юридических и физических лиц в фонд референдума, противоречат пунктам 2 и 9 статьи 58 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которым предельный размер расходования средств фонда референдума, источники его формирования и предельный размер пожертвований и перечислений в фонд референдума может быть установлен исключительно законом.
В судебном заседании прокурор Волгоградской областной прокуратуры М.И.И. заявленные требования уточнил и просил суд признать не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункт 3 статьи 38 Закона Волгоградской области от 16.11.1998 года N 222-ОД "О местном референдуме в Волгоградской области" в части слов "максимальный размер пожертвований юридических и физических лиц устанавливается уставом муниципального образования, при этом" по мотиву его противоречия Федеральному закону N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав...".
Представитель Волгоградской областной Думы С.О.К., действующая на основании доверенности, требования прокурора признала в полном объеме.
Выслушав объяснения заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Волгоградский областной суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Волгоградской областной Думой 22 октября 1998 года был принят, 16 ноября 1998 года подписан главой Администрации Волгоградской области Закон Волгоградской области N 222-ОД "О местном референдуме в Волгоградской области".
Названный Закон опубликован в газете "Волгоградская правда", N 36, 02.03.1999 года.
Закон в настоящее время действует в редакции Законов Волгоградской области от 02.09.1999 N 302-ОД, от 04.12.2001 N 639-ОД, от 09.07.2003 N 845-ОД, от 30.09.2003 N 866-ОД, от 10.03.2005 N 1025-ОД, от 20.06.2006 N 1239-ОД, от 30.11.2006 N 1329-ОД, от 18.05.2007 N 1468-ОД.
Согласно пункту 3 статьи 38 оспариваемого Закона Волгоградской области максимальный размер пожертвований юридических и физических лиц устанавливается уставом муниципального образования, при этом предельные размеры средств, выделяемых в фонды для участия в референдуме, а также предельные суммы расходования средств указанных фондов не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения местного референдума:
собственные средства членов инициативной группы - не более чем в 50 раз;
собственные средства общественных объединений - не более чем в 100 раз;
добровольные пожертвования физических и юридических лиц - не более чем в 10 и 50 раз соответственно;
предельные суммы расходов из фонда для участия в референдуме инициативной группы и из фонда для участия в референдуме общественного объединения - не более чем в 300 раз.
Частью 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
Законодательство РФ о референдумах составляют Конституция РФ, Закон об основных гарантиях избирательных прав, Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации (пункт 2 ст. 11 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ).
С учетом указанных положений Конституции Российской Федерации и норм действующего федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что компетенция, полномочия и порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются не только Федеральным законом, но и законами субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить положениям федерального законодательства.
Согласно буквальному смыслу оспариваемого прокурором пункта 3 статьи 38 Закона Волгоградской области "О местном референдуме в Волгоградской области" максимальный размер пожертвований юридических лиц в фонд референдума вправе устанавливать муниципальные образования в своих уставах.
Между тем, пунктом 2 статьи 58 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что предельный размер расходования средств фонда референдума, источники его финансирования и предельный размер пожертвований и перечислений в фонд референдума устанавливается# законом.
В силу п. 17 ст. 2 названного Федерального Закона под законом понимается федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации.
Устав муниципального образования является муниципальным правовым актом и к категории закона субъекта Российской Федерации отнесен быть не может. Таким образом, определение предельного размера расходования средств фонда референдума, источников его финансирования, а равно и предельного размера пожертвований и перечислений в фонд референдума в уставе муниципального образования недопустимо по мотиву прямого запрета, содержащегося в федеральном законодательстве.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, и должен быть признан недействующим.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку процедура принятия областного закона прокурором не оспаривается, а нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим в части со дня вступления решения в законную силу.
Также в соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд считает необходимым после вступления решения в законную силу обязать редакцию областной газеты "Волгоградская правда" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Руководствуясь ст.ст. 191-194, 251-253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Волгоградской области удовлетворить в полном объеме.
Признать не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу пункт 3 статьи 38 Закона Волгоградской области от 16.11.1998 года N 222-ОД "О местном референдуме в Волгоградской области" в части слов "максимальный размер пожертвований юридических и физических лиц устанавливается уставом муниципального образования, при этом".
Взыскать с Волгоградской областной Думы государственную пошлину в доход государства в сумме 2000 рублей.
Сообщение о принятом решении опубликовать в газете "Волгoградская правда" по вступлении решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 11 января 2008 г. N 3-4/2008
Текст решения официально опубликован не был