Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена повторная юридическая экспертиза постановления главы администрации Волгоградской области от 21 января 2008 г. N 22 "О лекарственном обеспечении населения Волгоградской области с правом на получение государственной социальной помощи" (в редакции от 11 ноября 2008 г. N 1526) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения повторной юридической экспертизы является изменение федерального законодательства.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утвержден порядок организации обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной помощи, необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления являются общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в редакции от 27.12.2009 N 365-ФЗ);
- Федеральным законом от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ);
- Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции от 28.04.2009 N 72-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 17.12.2009 N 326-ФЗ);
- Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в редакции от 27.12.2009 N 365-ФЗ);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 12.05.2009 N 1885-ОД "О лекарственном обеспечении населения Волгоградской области".
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 3 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится принятие законодательных и иных правовых актов, контроль за их соблюдением и исполнением, законодательная инициатива в области охраны здоровья граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О лекарственных средствах" законодательство Российской Федерации о лекарственных средствах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определено, что законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 4.1 указанного выше Федерального закона к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
1) организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;
3) организация обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Таким образом, глава администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем издания нормативного правового акта в форме постановления.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта несоответствий действующему федеральному законодательству не выявлено.
Однако, в тексте анализируемого Постановления выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. Абзацем 4 подпункта 1 пункта 5 рассматриваемого Постановления рекомендовано главам администраций муниципальных районов и городских округов Волгоградской области организовать представление сведений до 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в Комитет по здравоохранению администрации Волгоградской области по персонифицированному учету и лекарственному обеспечению граждан независимо от статуса на право бесплатного лекарственного обеспечения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 682 "О централизованной закупке в 2008 и 2009 годах лекарственных средств, предназначенных для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей".
Вместе с тем, в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации 30.12.2009 N 1151 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2007 г. N 682", наименование названного выше постановления изложено в следующей редакции: "О закупках в 2010 году лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей".
С целью устранения неточности в использовании названия федерального нормативного правового акта, предлагаем внести соответствующее изменение в рассматриваемое Постановление.
2. Пунктом 5 Порядка организации обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной помощи, необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, утвержденного анализируемым Постановлением, определено, что объем средств рассчитывается исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", а также из норматива финансовых затрат в размере 417 рублей в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде указанной социальной услуги.
Вместе с тем, необходимо отметить, что указанный выше норматив финансовых затрат определен в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 36 Федерального закона 18.10.2007 N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", устанавливающего величину названного норматива на 2008 год.
Однако, статьей 1 Федерального закона от 28.11.2009 N 298-ФЗ "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов" определено, что в 2010 году норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, составляет 531 рубль.
Таким образом, выявленное нарушение правил юридической техники заключается в установлении в тексте анализируемого Постановления норматива финансовых затрат на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, без учета изменений федерального законодательства.
В тексте исследуемого нормативного правового акта положений, способствующих проявлению коррупции, не выявлено.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 30 января 2008 г. N 16.
Постановление от 11 ноября 2008 г. N 1526, которым внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликовано в газете "Волгоградская правда" от 19 ноября 2008 г. N 213-214.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что постановление главы администрации Волгоградской области от 21 января 2008 г. N 22 "О лекарственном обеспечении населения Волгоградской области с правом получения государственной социальной помощи" (в редакции от 11 ноября 2008 г. N 1526) соответствует действующему федеральному законодательству.
Предлагаем устранить выявленные нарушения правил юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления Министерства |
М.А. Колесников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 30 марта 2010 г. N 351с "На постановление главы администрации Волгоградской области от 21 января 2008 г. N 22 "О лекарственном обеспечении населения Волгоградской области с правом на получение государственной социальной помощи" (в редакции от 11 ноября 2008 г. N 1526)"
Текст заключения официально опубликован не был