Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Волгоградской
городской Думы
от 29.02.2008 N 58/1473
Программа
комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Волгограда на 2008-2012 годы
Паспорт
Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Волгограда на 2008-2012 годы
Наименование - Программа комплексного развития систем коммунальной
Программы инфраструктуры Волгограда на 2008-2012 годы (далее -
Программа)
Основание - Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об
для разработки основах регулирования тарифов организаций
Программы коммунального комплекса" (в редакции на 18.10.2007)
Заказчик - администрация Волгограда
Программы
Разработчик - департамент жилищно-коммунального хозяйства и
Программы топливно-энергетического комплекса (далее -
департамент ЖКХ и ТЭК) администрации Волгограда
Исполнители - комитет по строительству администрации Волгограда;
Программы предприятия, эксплуатирующие объекты коммунальной
инфраструктуры Волгограда
Цели Программы - комплексное решение проблемы перехода к устойчивому
функционированию и развитию жилищной сферы;
обеспечение опережающего развития коммунальной
инфраструктуры Волгограда для наиболее полного
удовлетворения потребностей населения Волгограда при
сохранении уровня платежеспособности за оказываемые
коммунальные услуги
Задачи - модернизация объектов коммунальной инфраструктуры
Программы Волгограда с целью увеличения мощностей объектов
электро-, тепло- и водопроводно-канализационного
хозяйства;
сокращение затрат на производство и транспортировку
электрической и тепловой энергии, горячей и холодной
воды и снижение расходов потребления энергоресурсов
в жилищно-коммунальном хозяйстве Волгограда;
обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных
участков, определенных для вновь строящегося жилья;
привлечение средств внебюджетных источников для
реализации инвестиционных проектов по обеспечению
строительства объектов коммунальной инфрастуктуры#
Волгограда;
улучшение экологической обстановки путем прекращения
сбросов неочищенных хозяйственно-бытовых стоков в
р. Волгу;
упорядочение системы сбора твердых бытовых отходов и
ликвидация несанкционированных свалок на территории
Волгограда
Срок реализации - 2008-2012 годы
Программы
Объем - прогнозируемые общие затраты на реализацию
и источники мероприятий Программы составляют
финансирования 5555105,5 тыс. рублей, в том числе в 2008 году -
Программы 537945,3 тыс. рублей, в 2009 году -
813728,3 тыс. рублей, в 2010 году -
1139768,9 тыс. рублей, в 2011 году -
1243829,5 тыс. рублей, в 2012 году -
1819833,5 тыс. рублей;
источником финансирования мероприятий Программы
являются бюджет Волгограда, бюджеты иных уровней,
инвестиции и собственные средства предприятий,
эксплуатирующих объекты коммунальной инфраструктуры
Волгограда;
в бюджете Волгограда на 2008 год и на период до
2010 года на реализацию мероприятий Программы
предусмотрено в 2008 году 150063,3 тыс. рублей, в
2009 году - 109642,3 тыс. рублей, в 2010 году -
119143,9 тыс. рублей;
объем финансирования мероприятий Программы определен
в соответствии с имеющейся проектно-сметной
документацией или рассчитан по методу аналогий, в
том числе по предварительной оценке специалистов
Мероприятия - проектно-изыскательские работы и
по реализации строительно-монтажные работы на объектах
Программы коммунальной инфраструктуры Волгограда
Прогноз - бесперебойное обеспечение населения Волгограда
ожидаемых качественной питьевой водой;
социально- снижение объема и улучшение качественных
экономических характеристик отводимых после очистки сточных вод;
результатов повышение стабильности теплоснабжения;
реализации снижение затрат на производство и потребление
Программы тепловой энергии, горячей и холодной воды в жилых
домах Волгограда
Контроль - комитет Волгоградской городской Думы по городскому
за исполнением хозяйству;
Программы департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда;
департамент городского хозяйства администрации
Волгограда;
комитет по строительству администрации Волгограда
1. Обоснование необходимости реализации Программы
Настоящая Программа разработана на основании положений Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции на 18.10.2007), постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" (в редакции на 19.02.2008).
При разработке Программы учитывались основные положения Генерального плана Волгограда о территориальном планировании, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 N 47/1112 "Об утверждении Генерального плана Волгограда".
С начала 90-х годов ХХ века в районах Волгограда сложился устойчивый дефицит мощностей тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения. В течение последних 5 лет средства из бюджетов всех уровней выделялись в недостаточном количестве. В связи с тяжелым финансовым положением предприятия жилищно-коммунального хозяйства Волгограда не имели средств на разработку проектов по решению технических, технологических и энергосберегающих проблем жилищно-коммунального хозяйства Волгограда.
Также в течение последних лет средства от оказания коммунальных услуг тратились в основном на поддержание оборудования городского коммунального хозяйства в работоспособном состоянии. Единая техническая политика по модернизации систем тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения и перспективе их развития не проводилась. В результате износ оборудования котельных, тепловых, водопроводных, канализационных и электрических сетей достиг 60-70%. Принятие в муниципальную собственность Волгограда на эксплуатацию и техническое обслуживание от различных ведомств коммунальных сетей и сооружений за последние 8-10 лет проходило без передачи необходимого объема затрат на их содержание и восстановление.
Существует и такая проблема, как частичное или полное уклонение инвесторов-застройщиков от выполнения технических условий: группа новых инвесторов-застройщиков отказывается выполнять необходимые технические обременения либо выполняет их частично. Инвесторы-застройщики не заинтересованы в развитии коммунальной инфраструктуры, так как перебои в обеспечении введенного в эксплуатацию жилого дома питьевой водой или в подаче тепла и электроэнергии становятся проблемой управляющих компаний.
Источниками водоснабжения Волгограда являются р. Волга, Волгоградское водохранилище и водозаборные скважины в ряде окраинных районов Волгограда. В Волгограде работают 7 водозаборов:
водозабор "Центральный" с водопроводными очистными сооружениями (далее - ВОС) производительностью 30 тыс. куб. м/сут.;
водозабор и ВОС рп. Горьковского производительностью 7 тыс. куб. м/сут.;
водозабор и ВОС Краснооктябрьского района Волгограда производительностью 120 тыс. куб. м/сут.;
Латошинский водозабор и ВОС проектной производительностью 125 тыс. куб. м/сут. (в строй введен только 1-й блок производительностью 55 тыс. куб. м/сут.);
водозабор и ВОС Тракторозаводского района Волгограда производительностью 320 тыс. куб. м/сут.;
водозабор и ВОС Кировского района Волгограда производительностью 220 тыс. куб. м/сут.;
водозабор (в Светлоярском районе Волгоградской области) и ВОС "Татьянка" производительностью 50 тыс. куб. м/сут. (в строй введен только 1-й блок).
Водоотведение в Волгограде разделено на две системы: Северную и Южную.
Из северных и центральных районов Волгограда хозяйственно-бытовые стоки (далее - стоки) от жилищной застройки и промышленных предприятий по самотечным и напорным коллекторам через канализационные насосные станции (далее - КНС) подаются на главную насосную станцию и далее - по дюкерным переходам через р. Волгу на канализационные очистные сооружения (далее - КОС), расположенные на о. Голодном. Производительность КОС составляет 400 тыс. куб. м/сут. КОС рассчитаны на полную биологическую очистку смеси промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод. Очищенные стоки сбрасываются в воложку Куропатку. Затянувшееся строительство 2-й очереди КОС не позволяет проводить модернизацию 1-й очереди КОС с применением эффективных технологий и оборудования. Строительство цеха механического обезвоживания осадка позволило сократить количество образующегося осадка. В то же время осталась нерешенной проблема складирования кека и дальнейшего его использования для рекультивации нарушенного почвенного покрова.
Из южной части Волгограда стоки отводятся на биологические очистные сооружения (далее - БОС) ОАО "Каустик" производительностью 140 тыс. куб. м/сут. БОС обеспечивают полную биологическую очистку стоков с их отведением на пруды-накопители и испарители.
Также имеются введенные в строй в 1986 году КОС больничного комплекса ст. Садовая производительностью 400 куб. м/сут. После очистки стоки отводятся в балку Ельшанку.
Часть стоков Волгограда сбрасывается без очистки:
в Дзержинском районе Волгограда - по ул. им. Хорошева (расход стоков - 3 тыс. куб. м/сут.);
в Кировском районе Волгограда - по ливневому сбросу ОАО "Химпром" (расход стоков - 22 тыс. куб. м/сут.).
Положение дел в водопроводно-канализационном хозяйстве Волгограда является наиболее сложным. Система водоснабжения Волгограда подходит к критической точке, за год на ней устраняется более 3 тыс. повреждений. Для устранения одной течи затрачивается 15-30 тыс. рублей. Так, на сегодняшний день в Волгограде эксплуатируются 1878,9 км водопроводных и более 1048,16 км канализационных сетей, которые имеют средний износ 70%. Доля ветхих сетей, полностью выслуживших нормативный срок и требующих замены, составляет 535 км водопроводных сетей, что составляет 30% от общего количества водопроводных сетей, и 620 км канализационных сетей, что составляет 43% от общего количества канализационных сетей. Наибольший дефицит питьевой воды наблюдается во всех районах Волгограда с многоэтажной жилой застройкой, а также с наличием большого числа индивидуального жилищного фонда, где питьевая вода расходуется на полив приусадебных участков.
ВОС Тракторозаводского, Кировского, Краснооктябрьского, Центрального районов Волгограда, введенные в строй в начале 60-х годов ХХ века, не отвечают современным требованиям. Необходимы их реконструкция и капитальный ремонт. Система обеззараживания воды несовершенна: используемое в технологии оборудование (дозаторы хлора) снято с производства в 80-х годах ХХ века.
В настоящее время загруженность КОС, расположенных на о. Голодном, достигла 100%. Дальнейшее увеличение количества стоков, поступаемых на КОС, недопустимо. В то же время местоположение КОС на о. Голодном противоречит требованиям СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения", поэтому на расчетный срок необходим перенос КОС на новую площадку за чертой Волгограда. Площадка под КОС потребует порядка 20-30 га. Возможность реализации переноса КОС за черту Волгограда целесообразно определить технико-экономическим обоснованием.
Ряд районных повысительных водопроводных насосных станций (далее - ВНС) и перекачивающих КНС также требуют серьезных капиталовложений в целях их реконструкции или нового строительства с последующим закрытием отработавших объектов.
В настоящее время к наиболее острым проблемам систем водоснабжения и водоотведения Волгограда, влияющим на развитие жилищного строительства и промышленности, относятся:
недостаточная мощность сооружений водоподготовки в центральной части Волгограда (Центральном, Дзержинском, Ворошиловском и Советском районах Волгограда), их физический и моральный износ;
недостаточная производительность КОС, расположенных на о. Голодном;
отсутствие производственных мощностей для очистки стоков в Кировском, Дзержинском и Советском районах Волгограда;
нерешенная проблема утилизации осадка, образующегося на КОС, расположенных на о. Голодном;
нерешенная проблема ликвидации выпуска неочищенных стоков в Кировском районе Волгограда;
ветхое состояние инженерных сетей и коммуникаций.
Для полноценного развития районов Волгограда в ближайшей перспективе необходимо в первую очередь:
достроить 2-ю очередь коллектора N 28 диаметром 800 мм для ликвидации выпуска сточных вод в Проломный овраг в Дзержинском районе Волгограда;
разработать проектно-сметную документацию и начать строительство одним из двух способов - или коллектором шахтной проходки до КНС-4 в Красноармейском районе Волгограда и далее на БОС "Каустик", или дюкерными переходами на КОС, расположенные на о. Голодном, для ликвидации выпуска сточных вод в Кировском районе Волгограда;
построить к 2025 году согласно Генеральному плану Волгограда новые КОС на площадке в Красноармейском районе Волгограда с последующим закрытием КОС, расположенных на о. Голодном;
продолжить развитие магистральных коллекторных сетей по всем районам Волгограда;
увеличить производственные мощности центральной зоны водоснабжения за счет модернизации ВОС Краснооктябрьского района Волгограда и ВОС Тракторозаводского района Волгограда, строительства 2-й очереди ВОС "Латошинка" с подачей питьевой воды от них на ВНС "Олимпийская" в Дзержинском районе Волгограда и в пгт. Городище Волгоградской области;
увеличить производственные мощности южной зоны водоснабжения за счет строительства 2-й очереди ВОС "Татьянка";
провести реконструкцию (с применением санации) и начать строительство новых магистральных водопроводов.
С целью рационального использования воды, забираемой из поверхностных источников, необходимо также предусмотреть:
развитие и совершенствование систем оборотного водоснабжения и повторного использования очищенной промывной воды;
обеспечение надежности и максимальной эффективности водопроводящих и водозаборных сооружений, исключающих потери воды в водопроводных сетях;
внедрение водосберегающих технологий, обеспечивающих снижение удельного водопотребления на единицу продукции (питьевой воды) и экономию воды на всех циклах производства.
Генеральным планом Волгограда предусматривается развитие централизованной системы хозяйственно-бытовой канализации Волгограда с подключением канализационных сетей от новых площадок строительства к уже существующим канализационным сетям. Существующая схема по бассейнам канализования расширяется, для ранее застроенных территорий сохраняется сложившаяся схема отведения стоков с прокладкой дополнительных коллекторов на перегруженных участках.
Для повышения качества очистки стоков при проведении реконструкции действующих мощностей КОС, расположенных на о. Голодном, необходимо завершить строительство 3-го блока очистных сооружений производительностью 200 тыс. куб. м/сут.
В Волгограде большая часть тепловой энергии для жилищного фонда и объектов социальной сферы производится муниципальными котельными. В муниципальной собственности Волгограда находятся 125 котельных проектной мощностью 2646,5 Гкал/час с суммарной присоединенной нагрузкой 1971,2 Гкал/час, 314 центральных тепловых пунктов (далее - ЦТП), местных тепловых пунктов и насосных станций, 912,3 км тепловых сетей в двухтрубном исчислении. Кроме того, имеется 12 ведомственных источников теплоснабжения. Основной способ прокладки тепловых сетей - подземный канальный. Охват населения Волгограда центральным теплоснабжением составляет 85%.
Физический износ тепловых сетей составляет 70% и более. Требуется замена 409 км ветхих тепловых сетей, износ которых достиг 100%. Под воздействием влаги и длительного срока эксплуатации тепловая изоляция из минеральной ваты на трубопроводах подземной канальной прокладки в основном разрушена, ее теплоизоляционная способность снизилась в 2-3 раза, соответственно увеличились потери тепла во столько же раз. Суммарные потери тепла в тепловых сетях достигают 20-25%, что эквивалентно 120 тыс. т условного топлива в год.
Общая ситуация с тепловыми сетями в Волгограде в последние годы резко ухудшилась. В большинстве случаев перебои в теплоснабжении вызваны порывами тепловых сетей. Сокращение финансирования привело к уменьшению объемов перекладок трубопроводов. Замена трубопроводов тепловых сетей (в двухтрубном исчислении) производилась ежегодно по 12 км в год вместо 50 км по нормативу.
В настоящее время к наиболее острым проблемам системы теплоснабжения Волгограда относятся:
повышенный износ тепловых сетей и, как следствие, их частые порывы;
физический и моральный износ котельного оборудования, теплообменников и насосного оборудования ЦТП;
отсутствие циркуляционных сетей горячего водоснабжения, что приводит к повышенному расходу тепловой энергии и питьевой воды;
отсутствие резервных мощностей тепловой энергии (например, в Советском районе Волгограда).
В целях решения указанных проблем в ближайшей перспективе необходимо:
построить 6 муниципальных котельных разной мощности с целью отказа от покупного тепла;
провести реконструкцию существующих муниципальных котельных с целью замены устаревших котлов с низким коэффициентом полезного действия (далее - КПД) на современные с КПД до 90%;
модернизировать ЦТП с внедрением пластинчатых теплообменников, приборов автоматического контроля и регулирования температуры.
В дальнейшем, вплоть до 2025 года, покрытие предполагаемых расчетных нагрузок предполагается от следующих источников тепла:
от существующих муниципальных котельных с заменой оборудования на современное в районах с сохраняемой застройкой;
от новых котельных и автономных энергетических комплексов в районах комплексной застройки (например, по Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы");
от индивидуальных источников тепла и крышных котельных для вновь строящихся высотных зданий;
от автономных источников тепла, работающих на газе, в районах малоэтажной и коттеджной застройки.
При строительстве новых тепловых сетей и реконструкции существующих планируется применять современные технологии с использованием пенополиуретановой изоляции и бестраншейной прокладки. В настоящее время подобные работы осуществляются в Краснооктябрьском районе Волгограда по проекту Международного банка реконструкции и развития. Для повышения эффективности использования тепловой энергии тепловые пункты планируется оборудовать автоматизированными системами регулирования и учета теплоносителя с установкой поквартирных счетчиков тепла.
Источниками электроснабжения Волгограда являются ВолгоГРЭС и Волгоградская ТЭЦ-2, принадлежащие филиалу ОАО "ЮГК ТГК-8" "Волгоградская генерация", ТЭЦ-3, принадлежащая ОАО "ГК Волжская", и Волжская ГЭС.
Опорными подстанциями энергосистемы Волгограда (далее - подстанция) служат подстанции 220/110 кВ "Алюминиевая", "Гумрак", "Садовая", "Кировская", "Северная" и "Юбилейная", подключенные высоковольтными линиями ВЛ-220 кВ к распределительным устройствам РУ-220 кВ Волжской ГЭС. Оборудование Волго-ГРЭС# и Волгоградской ТЭЦ-2 изношено и требует замены. Агрегаты ВолгоГРЭС установлены в основном в 30-50-х годах ХХ века, Волгоградской ТЭЦ-2 - в 60-90-х годах ХХ века.
Тепловые электростанции в Волгограде выдают в сеть 110 кВ. Распределение электроэнергии по Волгограду осуществляется сетями напряжением 110 и 35 кВ. Всего в Волгограде насчитывается 43 подстанции напряжением 110 и 35 кВ, 12 из которых обслуживают промышленных потребителей.
Для обслуживания коммунально-бытовых потребителей задействовано 1194 трансформаторных подстанций# (далее - ТП), из них 13 мачтовых, 549 однотрансформаторных, 632 двухтрансформаторных (в том числе распределительных пунктов (далее - РП)). Протяженность электрических сетей составляет 3425,1 км, из них 2220,7 км - кабельных линий и 1204,4 км - воздушных линий. Износ оборудования ТП и РП - 86%, кабельных линий - 77%, воздушных линий - 93%. Доля ветхих электрических сетей, требующих срочной замены, составляет 2800 км, или 80%.
К проблемам в энергоснабжении коммунально-бытовых потребителей, которые необходимо решить, относятся дефицит мощностей и повышение энергонадежности. Для этого предполагается построить 6 РП, 30 разгрузочных ТП, произвести замену 17 трансформаторов.
Полигоны твердых бытовых отходов (далее - ТБО) относятся к природоохранным сооружениям повышенного экологического риска. Состояние окружающей среды в зоне полигона ТБО обусловлено:
выбросами в атмосферу загрязняющих веществ в процессе эксплуатации и после закрытия полигона ТБО;
загрязнением почвенного покрова окружающей территории загрязняющими элементами, легкими фракциями ТБО;
загрязнением грунта фильтратом, сточными (дождевыми и талыми) водами;
изъятием земельных ресурсов;
изменением визуального ландшафта.
В настоящее время захоронение ТБО с территории Волгограда производится на четырех полигонах ТБО.
Центральный полигон ТБО в связи с изменением границ Волгограда в настоящее время находится на территории Дзержинского района Волгограда. Его площадь составляет 21,7 га. 18 декабря 2002 г. администрацией Городищенского района Волгоградской области Центральный полигон ТБО передан в аренду ЗАО "Волжский СКАРАБЕЙ" сроком на 25 лет. Прием ТБО осуществляется с территорий Тракторозаводского, Краснооктябрьского, Дзержинского, Центрального, Ворошиловского районов Волгограда. ЗАО "Волжский СКАРАБЕЙ" разработаны проекты по приему ТБО III, IV, V классов опасности, на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на производственные стоки. Ежеквартально лабораторией территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области проводится отбор проб на территории полигона ТБО и в санитарно-защитной зоне. Загрязнение окружающей среды отмечается в пределах установленных нормативов. На территории, прилегающей к полигону ТБО, построен мусоросортировочный комплекс (далее - МСК), мощность которого составляет 250,0 тыс. т в год. Производится частичная сортировка ТБО. В 2006 году на полигон ТБО поступило 1223,4 тыс. куб. м, из них от населения Волгограда - 808,6 тыс. куб. м, от организаций Волгограда - 414,8 тыс. куб. м.
Площадь полигона ТБО Кировского района Волгограда составляет 12,28 га, захоронение ТБО производится курганным методом. Прием ТБО осуществляется с территорий Кировского и Советского районов Волгограда. В 2006 году объем принятых ТБО составил 502,1 тыс. куб. м, из них от населения Волгограда - 347,4 тыс. куб. м, организаций Волгограда - 154,7 тыс. куб. м. Эксплуатацией полигона ТБО Кировского района Волгограда занимается ЗАО "Волжский СКАРАБЕЙ". Ежеквартально лабораторией террит
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.