Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 17 февраля 2011 г. N 39/1483
Рекомендации
круглого стола по вопросу эффективности деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере здравоохранения
Государственная политика Российской Федерации направлена на повышение эффективности государственного управления в социальной сфере. Основной целью государственной политики в сфере здравоохранения является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения. Для оценки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения используются показатели эффективности использования ресурсов, качества управления, достижения результатов, определенные Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Результаты оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере здравоохранения, проведенной комитетом экономики администрации Волгоградской области, показали низкий уровень эффективности управления системой здравоохранения Волгоградской области.
По результатам оценки объем неэффективных расходов в 2009 году в сфере здравоохранения в целом составил 1625 млн. рублей. Объем неэффективных расходов на управление: кадровыми ресурсами составил 1458 млн. рублей, объемами стационарной медицинской помощи - 323 млн. рублей, объемами скорой медицинской помощи - 184 млн. рублей.
По общему уровню эффективности деятельности органов исполнительной власти в сфере здравоохранения Волгоградская область в 2007 году занимала 49 место из восьмидесяти трех субъектов Российской Федерации, в 2008 году - 54 место, а в 2009 году - 64 место.
Кроме того, в результате проведенной оценки были выявлены следующие основные проблемы здравоохранения Волгоградской области:
показатель материнской смертности в 2009 году вырос по сравнению с 2008 годом более чем в 2 раза (с 20,4 до 44,1 числа умерших женщин на 100 тыс. детей, родившихся живыми) и стал выше среднероссийского уровня (22,6);
показатель удовлетворенности населения медицинской помощью в 2009 году составил всего 32,1 процента от числа опрошенных при среднероссийском показателе 35 процентов;
количество государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в 2009 году увеличилось на 71 единицу по сравнению с 2008 годом и составило 197 единиц.
Ряд показателей свидетельствует о нерациональном управлении в системе здравоохранения. Так, количество коек в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (в 2008 году - 97, в 2009 году 95,7 единицы на 10 тыс. населения) превышает среднероссийский показатель (в 2008 году - 88,5, в 2009 году 86,1 единицы на 10 тыс. населения). В то же время среднегодовая занятость койки (в 2008 году 315 дней, в 2009 году 318 дней) ниже среднероссийской (330 дней). Такие низкие показатели работы койки, а также выявленные высокая длительность лечения в круглосуточном стационаре и высокий уровень госпитализации свидетельствуют о нерациональном использовании коечного фонда.
В течение последних лет администрацией Волгоградской области проводятся мероприятия по реструктуризации коечной сети путем уменьшения объема стационарной медицинской помощи за счет развития стационарозамещающих видов медицинской помощи. Однако, как показывают результаты проведенной оценки, в 2009 году объем оказанной стационарной медицинской помощи в расчете на одного жителя (2,963 койко-дня) превысил установленный в 2009 году Правительством Российской Федерации норматив (2,812 койко-дня), объем оказанной амбулаторной медицинской помощи (8,845 посещения) ниже норматива (9,198 посещения), объем оказанной медицинской помощи в дневных стационарах (0,489 пациенто-дня) ниже норматива (0,577 пациенто-дня).
Неблагополучную ситуацию в системе здравоохранения Волгоградской области отражает также соотношение численности врачей и среднего медицинского персонала, которое составляет 1:2,4 при оптимальном значении 1:3-1:4. Это свидетельствует о неэффективности структуры должностей медицинских работников в Волгоградской области.
Принципиальными показателями эффективности управления здравоохранением являются финансирование отрасли за счет средств субъекта Российской Федерации и дефицитность Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи (далее - Территориальная программа). В соответствии с действующим законодательством за счет средств субъекта Российской Федерации осуществляется обязательное медицинское страхование (ОМС) неработающего населения. В 2009 году за счет средств бюджета Волгоградской области были предусмотрены ассигнования на ОМС неработающего населения объемом 46 процентов от расчетной потребности, в 2010 году - 48 процентов. В 2011 году ситуация с недофинансированием ОМС неработающего населения сохраняется.
Дефицит финансового обеспечения Территориальной программы в целом в 2009 году составил 28,5 процента от расчетной потребности. В 2010 году дефицитность Территориальной программы - 24,6 процента. Реализация Территориальной программы с дефицитом ее финансового обеспечения неизбежно влечет ухудшение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи населению Волгоградской области, что является прямым нарушением права граждан на бесплатную медицинскую помощь, гарантированного статьей 41 Конституции Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации проводится реформирование отрасли здравоохранения. В соответствии с Концепцией развития здравоохранения до 2020 года и Перечнем поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития российского здравоохранения стратегической целью реформы здравоохранения является переход на преимущественно одноканальное финансирование и внедрение подушевого принципа оплаты медицинской помощи. В настоящее время в России функционирует бюджетно-страховая модель финансирования государственной системы здравоохранения. Эта модель основана на привлечении средств бюджетной системы Российской Федерации (всех уровней) и средств обязательного медицинского страхования. Многоканальность финансирования здравоохранения снижает управляемость отрасли и создает трудности в осуществлении контроля над рациональным и целевым расходованием средств.
Переход к преимущественно одноканальной форме финансирования здравоохранения предполагает, что основная часть средств будет направляться из системы ОМС, при этом оплата медицинской помощи будет осуществляться по конечному результату на основе комплексных показателей объема и качества оказанных услуг. В настоящее время тарифы в системе ОМС формируются на основе планируемых объемов медицинской помощи и выделяемого финансирования. Одноканальное финансирование позволит заменить данный подход расчетом стоимости лечения по законченному случаю по стандартам медицинской помощи. Переход к оплате за проделанную работу приведет к изменению структуры и качества самой медицинской помощи. Таким образом, переход на одноканальное финансирование позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств в системе здравоохранения, что особенно актуально в сложившихся экономических условиях.
В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, предусмотрено увеличение доли средств ОМС в финансировании здравоохранения к 2012 году до 70 процентов. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" содержит следующие показатели:
количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, переведенных преимущественно на одноканальное финансирование через систему ОМС;
количество государственных (муниципальных) амбулаторно-поликлинических учреждений, финансирование которых осуществляется по результатам деятельности на основании подушевого норматива на прикрепленное население;
количество государственных (муниципальных) больничных учреждений, финансирование которых осуществляется по результатам деятельности по законченному случаю.
Как свидетельствуют значения показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере здравоохранения за 2008-2009 годы, переход на одноканальное финансирование и внедрение подушевого принципа оплаты медицинской помощи в Волгоградской области не осуществляются. В настоящее время реализация мероприятий по переходу на преимущественно одноканальное финансирование не планируется до 2012 года.
Таким образом, проведенный анализ показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере здравоохранения за 2008-2009 годы позволяет сделать вывод о неудовлетворительном уровне эффективности системы здравоохранения Волгоградской области и крайне медленных темпах внедрения на территории области современных методов управления в сфере здравоохранения.
При этом нельзя не отметить ежегодный рост заболеваемости населения Волгоградской области. По данным доклада Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации "Заболеваемость населения России в 2009 году. Статистические материалы" за период с 2008 года по 2009 год численность граждан, проживающих в Волгоградской области, страдающих онкологическими заболеваниями, увеличилась на 3190 человек и составила 94253 человека. Численность больных сахарным диабетом с 2008 года по 2009 год увеличилась на 4324 человека, показатель заболеваемости населения Волгоградской области сахарным диабетом на 100 тыс. населения в 2009 году (2343,8) превысил среднероссийский показатель (2240,2). Численность страдающих болезнями системы кровообращения с 2008 года по 2009 год увеличилась на 8717 человек, показатель заболеваемости населения Волгоградской области болезнями системы кровообращения на 100 тыс. населения в 2009 году составил 22202,6, что выше среднего показателя по Южному федеральному округу (17517,3). Численность страдающих болезнями органов дыхания в Волгоградской области с 2008 года по 2009 год выросла на 96080 человек, показатель заболеваемости на 100 тыс. населения в 2009 году (36732,9) превысил средний показатель по Южному федеральному округу (33051,4).
В целом заболеваемость населения Волгоградской области (всего болезней) увеличилась на 49057 человек, показатель общей заболеваемости на 100 тыс. населения (140654,3) выше среднего показателя по Южному федеральному округу (137200,4). По показателю общей заболеваемости Волгоградская область занимает четвертое место среди шести субъектов Российской Федерации Южного федерального округа.
На основании вышеизложенного, руководствуясь необходимостью повышения качества и доступности медицинской помощи для населения Волгоградской области, участники круглого стола рекомендуют главе администрации Волгоградской области:
1) разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на снижение объема неэффективных расходов Волгоградской области в сфере здравоохранения в целом, на управление кадровыми ресурсами и объемами стационарной медицинской помощи;
2) рассмотреть вопрос о разработке и утверждении концепции реформирования системы здравоохранения Волгоградской области, включающей следующие направления:
реструктуризацию коечной сети путем уменьшения объема стационарной медицинской помощи за счет развития стационарозамещающих видов медицинской помощи, в том числе путем разработки долгосрочной областной целевой программы;
переход на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования и внедрение подушевого принципа оплаты медицинской помощи;
переход к расчету стоимости лечения по законченному случаю в соответствии со стандартами медицинской помощи;
внедрение частичного фондодержания (частичного аккумулирования средств на амбулаторно-поликлиническом уровне), создание системы внутри- и межучрежденческих взаиморасчетов;
перевод ряда непрофильных (немедицинских) функций учреждений здравоохранения на аутсорсинг на основе расчета экономической эффективности перевода индивидуально для каждого учреждения;
3) увеличить в 2011 году объемы финансирования здравоохранения в Волгоградской области за счет средств областного бюджета, ликвидировав дефицит ОМС неработающих граждан и дефицит финансового обеспечения Территориальной программы в целом; увеличить объем расходов областного бюджета на бесплатное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями, а также обеспечить эффективную организацию расходования указанных средств; решить вопрос финансирования капитального ремонта государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта;
4) разработать и реализовать комплекс мероприятий по снижению на территории Волгоградской области материнской смертности, заболеваемости населения онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом, болезнями системы кровообращения, болезнями органов дыхания;
5) проанализировать результаты перехода государственных учреждений здравоохранения Волгоградской области на новую систему оплаты труда, принять меры по устранению выявленных недостатков и по недопущению уменьшения заработной платы медицинских работников;
6) рассмотреть вопрос об изменении структуры должностей медицинских работников в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Волгоградской области с целью оптимизации соотношения численности врачей и среднего медицинского персонала.
Председатель Волгоградской |
В.В. Ефимов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Волгоградской областной Думы от 17 февраля 2011 г. N 39/1483 "О рекомендациях круглого стола по вопросу эффективности... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.