Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 17 ноября 2011 г. N 54/2112
Рекомендации
круглого стола по вопросу защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
Защита прав субъектов предпринимательской деятельности была и остается приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. Роль малого и среднего бизнеса является существенной в экономическом развитии государства благодаря выполнению присущих ему функций: решение проблем занятости и финансовой стабильности, формирование среднего класса, реализация концепции активной социальной политики. Для эффективного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса необходимо развитие нормативной правовой базы, учитывающей его специфику.
Принятые в последние годы на федеральном уровне меры по совершенствованию правового обеспечения малого и среднего предпринимательства, безусловно, сыграли огромную роль для его развития. С целью устранения административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности был принят Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон). За время действия Федеральный закон претерпел ряд существенных изменений. В частности, с 1 января 2011 года проведение плановой проверки органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, относится к категории грубых нарушений, влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица. Изменения, внесенные в постановление Правительства Российской Федерации "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности", вступившие в силу с 1 января 2011 года, позволяют юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся видами деятельности, определенными Федеральным законом, представлять уведомление о начале своей деятельности в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган) в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя.
С 1 августа 2011 года вступили в силу изменения в Федеральный закон, касающиеся организации и проведения плановых проверок, в соответствии с которыми в ежегодных планах проведения проверок и распоряжениях о проведении проверок указываются не только наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, но и места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности. Также в ежегодных планах проведения проверок необходимо указывать дату начала и сроки проведения каждой плановой проверки. Помимо этого новым основанием для проведения внеплановой проверки является требование прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Кроме того, 13 августа 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 239-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым введена статья 19.6.1, устанавливающая административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в отношении должностных лиц органов государственного контроля (надзора) за несоблюдение ими требований законодательства о государственном контроле (надзоре).
По информации прокуратуры Волгоградской области в первом полугодии 2011 года органами прокуратуры в сфере соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности выявлено 527 (в первом полугодии 2010 года - 398) нарушений законодательства, в целях устранения которых внесено 168 (153) представлений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 137 (91) должностных лиц, по инициативе прокурора к административной ответственности привлечено 49 (0) должностных лиц, принесено 233 (168) протеста, в суды направлено 12 (1) исков (заявлений).
В 2011 году на предмет соблюдения требований Федерального закона аппаратом прокуратуры Волгоградской области проверено 18 региональных и федеральных органов контроля (надзора), по итогам проверок внесено 17 представлений (к дисциплинарной ответственности привлечено 22 должностных лица), принесено 6 протестов, объявлено 1 предостережение, по инициативе прокуратуры два должностных лица привлечены к административной ответственности.
В деятельности региональных органов контроля устанавливались такие нарушения, как игнорирование сроков уведомления хозяйствующих субъектов о проведении проверок; реализация контрольных мероприятий в отсутствие руководителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или законных представителей; отступление от сроков проведения проверок; отсутствие контроля за устранением вскрытых нарушений и исполнением выданных предписаний и так далее. Аналогичные нарушения допускались органами федерального контроля.
При этом прокурорскими проверками вскрывались отдельные грубые нарушения требований Федерального закона: проведение проверок без издания распоряжений; проведение плановых проверок, не включенных в сводный план на 2011 год; проведение внеплановых проверок без согласования с органами прокуратуры и другие. По результатам рассмотрения актов реагирования виновные должностные лица привлекались к дисциплинарной ответственности.
В первом полугодии 2011 года отмечена устойчивая тенденция к снижению числа обращений органов контроля за согласованием проведения внеплановых проверок, что свидетельствует о более тщательной подготовке к реализации контрольно-надзорных функций. За указанный период в органы прокуратуры региона поступило 476 (в первом полугодии 2010 года - 923) заявлений о согласовании выездных внеплановых проверок хозяйствующих субъектов, в том числе 323 - в отношении представителей малого и среднего бизнеса, по результатам их рассмотрения согласовано проведение 240 (501) проверок (170 - в отношении предприятий малого и среднего бизнеса), отказано в согласовании 236 (422) проверок (162 - в отношении предприятий малого и среднего бизнеса).
Вместе с тем органы, уполномоченные на осуществление контрольных функций, в целях уменьшения количества внеплановых проверок в 2011 году попытались включить их в сводный план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако их незаконные намерения охватить проверочными мероприятиями большее число объектов были пресечены органами прокуратуры на стадии согласования плановых проверок. Так, в план 2010 года было включено 11850 проверок, в 2011 году - 10716, при этом в план не вошли более 5000 заявленных проверок.
Основными причинами непроведения плановых проверочных мероприятий явились: уклонение хозяйствующих субъектов или их представителей от участия в проверках или (и) от получения уведомлений о проведении проверок; отсутствие хозяйствующего субъекта по указанному в плане адресу осуществления деятельности; временное фактическое приостановление деятельности проверяемым лицом, ликвидация (реорганизация) хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем предпринимательское сообщество Волгоградской области отмечает, что процедура проверок не стала существенно проще, так как многие органы власти наделены контрольно-надзорными функциями. В связи с этим предприниматели вынуждены чуть ли не через день принимать проверяющих, что усложняет ведение бизнеса.
В свою очередь, органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории Волгоградской области, указывают на пробелы в действующем законодательстве, которые усложняют работу проверяющих структур и требуют совершенствования законодательства.
В целях эффективной реализации Федерального закона на территории Волгоградской области, своевременного совершенствования системы организации государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также последовательного снижения административных барьеров в сфере предпринимательской деятельности участники круглого стола рекомендуют:
1. Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти по Волгоградской области:
организовать проведение семинаров с целью повышения квалификации должностных лиц и специалистов, осуществляющих государственный контроль (надзор);
обеспечить открытый доступ к результатам проверок, осуществляемых контролирующими органами, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2. Волгоградской областной Думе:
в порядке реализации права законодательной инициативы внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в части наделения органов местного самоуправления правом составления протоколов об административных правонарушениях по статьям 7.9, 8.3, 8.7, 8.25-8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
разработать проект закона Волгоградской области "О внесении изменений в Кодекс Волгоградской области об административной ответственности" в части установления административной ответственности за несоблюдение должностными лицами органов муниципального контроля требований законодательства о муниципальном контроле.
3. Администрации Волгоградской области:
активизировать работу по разработке и принятию административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора) при осуществлении государственного контроля (надзора);
провести мониторинг практической реализации требований Федерального закона при осуществлении должностными лицами государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и подготовить на его основе предложения по совершенствованию нормативного правового обеспечения деятельности контрольно-надзорных органов;
организовать проведение семинаров с целью повышения квалификации должностных лиц и специалистов, осуществляющих государственный контроль (надзор);
обеспечить открытый доступ к результатам проверок, осуществляемых контролирующими органами, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Сопредседателям координационного совета Волгоградской области по развитию малого и среднего предпринимательства - первому заместителю главы администрации Волгоградской области и председателю Волгоградской областной Думы рассмотреть вопрос о создании при координационном совете постоянно действующей рабочей группы по защите прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
5. Органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области:
провести совещания с организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления недвижимостью, по вопросам реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами";
активизировать работу по разработке и принятию административных регламентов взаимодействия органов муниципального контроля при осуществлении муниципального контроля;
провести мониторинг практической реализации требований Федерального закона при осуществлении должностными лицами муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и подготовить на его основе предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения деятельности контрольных органов;
организовать проведение семинаров с целью повышения квалификации должностных лиц и специалистов, осуществляющих муниципальный контроль;
обеспечить открытый доступ к результатам проверок, осуществляемых органами муниципального контроля, на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. Общественным организациям, осуществляющим поддержку малого и среднего предпринимательства на территории Волгоградской области:
активизировать общественный контроль в целях защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
выходить с предложениями в органы государственной власти и местного самоуправления по совершенствованию законодательной базы, регулирующей работу контрольно-надзорных органов;
регулярно проводить информационно-разъяснительную работу с предпринимателями об изменениях действующего законодательства в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Председатель Волгоградской |
В.В. Ефимов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Волгоградской областной Думы от 17 ноября 2011 г. N 54/2112 "О рекомендациях круглого стола по вопросу защиты... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.