Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Волгоградской
областной Думы
от 17 ноября 2011 г. N 54/2113
Рекомендации
круглого стола по вопросу повышения качества и доступности медицинской помощи, оказываемой сельскому населению Волгоградской области
Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В 1964 году Всемирной Медицинской Ассамблеей были приняты Рекомендации по предоставлению медицинской помощи в сельской местности, в соответствии с которыми сельские жители должны иметь такое же право на медицинскую помощь, как и городские. Качество медицинской помощи на селе не должно отличаться от качества медицинской помощи, доступной жителям городов.
Анализ состояния организации оказания медицинской помощи сельским жителям Волгоградской области свидетельствует о том, что потребности сельского населения в доступной и качественной медицинской помощи удовлетворяются в меньшей степени, чем потребности городского населения, а само сельское здравоохранение фактически находится в критическом положении.
Здравоохранение на селе традиционно отстает по развитию от городского, что обусловлено социальными и экономическими различиями города и села. Основными проблемами сельского здравоохранения Волгоградской области являются преобладание в его структуре маломощных лечебно-профилактических учреждений, дефицит медицинских кадров, что при недостаточном финансировании и крайне изношенной материально-технической базе затрудняет обеспечение сельских жителей медицинской помощью. Реструктуризация коечной сети в сельских учреждениях здравоохранения имеет не только преимущества, но и недостатки, в числе которых увеличение территориальной отдаленности жителей села от учреждений здравоохранения, снижение доступности медицинской помощи. На 10 тысяч сельского населения Волгоградской области приходится только 46 врачебных больничных коек, тогда как в городах - 118, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на 10 тысяч жителей в сельской местности в 1,2 раза меньше, чем в городах.
Структура учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению Волгоградской области, представлена 33 центральными районными больницами, 1 родильным домом, 1 станцией скорой медицинской помощи, 2 районными больницами, 82 участковыми больницами, 47 амбулаториями и 767 фельдшерско-акушерскими пунктами (далее - ФАП). ФАП являются первым, самым доступным звеном в системе предоставления медицинской помощи сельским жителям. Критическое состояние материально-технической базы сельских учреждений здравоохранения Волгоградской области наглядно подтверждают следующие данные: 8 ФАП находятся в аварийном состоянии, 31 ФАП нуждается в реконструкции, 287 ФАП - в капитальном и текущем ремонте, 15 процентов не имеют подъезда с твердым дорожным покрытием, 30 процентов - централизованного водоснабжения, всего 50 процентов ФАП находятся в приспособленных помещениях.
Около 70 процентов диагностического и лечебного оборудования в сельских учреждениях здравоохранения Волгоградской области устарело. Отсутствие современного медицинского оборудования не позволяет предоставлять медицинскую помощь в соответствии с медико-экономическими стандартами, не дает возможности внедрять новые эффективные методы диагностики и лечения. Снижается доступность для сельских жителей специализированной медицинской помощи и высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи.
Работа скорой помощи в сельской местности существенно осложняется острой нехваткой автотранспорта, горюче-смазочных материалов, средств связи, кадровыми проблемами.
Обеспеченность сельского населения Волгоградской области врачами в 3 раза, а средним медицинским персоналом - в 2,5 раза ниже, чем городского. Закрепление квалифицированных врачебных кадров, среднего медицинского персонала сдерживается низким качеством жизни на селе, низкой заработной платой, недостаточной социальной поддержкой, отсутствием возможности для профессионального роста.
Существенная проблема для жителей села - лекарственное обеспечение. В настоящее время ФАП предоставлено право на реализацию лекарственных препаратов населению, однако до сих пор не решен вопрос их лицензирования. По причине несоответствия санитарным нормам, неоформления права собственности на занимаемые помещения, отсутствия медицинских работников 6 процентов ФАП Волгоградской области не прошли процедуру лицензирования и не могут из-за этого участвовать в лекарственном обеспечении сельских жителей.
Таким образом, дефекты сельского здравоохранения не позволяют сельским жителям Волгоградской области реализовать свое право на предоставление им качественной и доступной медицинской помощи.
В настоящее время на территории Волгоградской области реализуется ряд мероприятий, направленных на улучшение ситуации с организацией оказания медицинской помощи сельскому населению. Это, прежде всего, мероприятия приоритетного национального проекта "Здоровье", долгосрочной областной целевой программы "Социальное развитие села" на 2009-2012 годы и Программы модернизации здравоохранения Волгоградской области на 2011-2012 годы.
Тем не менее, значительного улучшения качества предоставляемой сельскому населению медицинской помощи пока не происходит. В связи с этим необходимо принятие комплексных мер, направленных на повышение доступности для сельского населения квалифицированной первичной, скорой и специализированной медицинской помощи путем развития сети сельских учреждений здравоохранения от ФАП до центральных районных больниц, укрепление их материально-технической базы, обеспечение транспортной доступности для сельского населения межрайонных центров, областных и федеральных учреждений здравоохранения, развитие выездных форм оказания специализированной медицинской помощи, применение дистанционных форм диагностики, принятие организационно-экономических мер по привлечению в сельское здравоохранение квалифицированных медицинских кадров.
На основании вышеизложенного участники круглого стола рекомендуют:
1. Волгоградской областной Думе:
при рассмотрении проекта закона Волгоградской области об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов обратить внимание на объем финансирования мероприятий по развитию сети сельских учреждений здравоохранения Волгоградской области, укреплению их материально-технической базы;
с целью увеличения объема мер социальной поддержки медицинским работникам, работающим в сельской местности Волгоградской области, рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Волгоградской области.
2. Администрации Волгоградской области:
принять меры по снижению дефицита финансового обеспечения Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи;
при реализации долгосрочной областной целевой программы "Социальное развитие села" на 2009-2012 годы и Программы модернизации здравоохранения Волгоградской области на 2011-2012 годы обеспечить финансирование и контроль мероприятий, направленных на повышение качества и доступности медицинской помощи сельскому населению;
с целью привлечения в сельскую местность Волгоградской области высококвалифицированных медицинских работников разработать и реализовать меры по повышению заработной платы, улучшению условий труда, принять комплекс мер по развитию инфраструктуры сельских населенных пунктов в целом;
предусмотреть в расходах областного бюджета на 2012 год ассигнования на мероприятия по реконструкции, ремонту и строительству новых ФАП в сельской местности Волгоградской области, оснащению учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием, приобретению санитарного автотранспорта.
3. Комитету по здравоохранению администрации Волгоградской области:
при проведении реструктуризации коечной сети сельских учреждений здравоохранения в Волгоградской области учитывать специфику организации оказания медицинской помощи сельским жителям, включая вопросы территориальной доступности учреждений здравоохранения;
разработать комплекс мер по созданию условий для поэтапного перехода сельских учреждений здравоохранения к оказанию медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи, установленными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о принятии решения о предоставлении фельдшерам, работающим в сельской местности, права на выдачу листков нетрудоспособности (с учетом территориальной доступности врачебной помощи);
развивать выездные формы оказания специализированной медицинской помощи сельским жителям Волгоградской области, включая использование передвижных лечебно-диагностических и лабораторных модулей, внедрять дистанционные формы диагностики;
обратить внимание на необходимость рационального распределения медицинского оборудования в сельские учреждения здравоохранения Волгоградской области с учетом наличия специалистов и помещений для его эффективного использования.
4. Органам местного самоуправления муниципальных районов Волгоградской области принять меры по оформлению права собственности (оперативного управления) на помещения, фактически занимаемые ФАП.
5. Совету руководителей представительных органов муниципальных образований Волгоградской области при Волгоградской областной Думе рассмотреть вопрос о повышении качества и доступности медицинской помощи, оказываемой сельскому населению Волгоградской области.
Председатель Волгоградской |
В.В. Ефимов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Волгоградской областной Думы от 17 ноября 2011 г. N 54/2113 "О рекомендациях круглого стола по вопросу повышения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.