Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена повторная юридическая экспертиза постановления главы администрации Волгоградской области от 29 мая 2007 г. N 914 "Об утверждении Порядка распределения квот на добычу (вылов) водных биологических ресурсов между пользователями для осуществления промышленного рыболовства в рыбохозяйственных водоемах Волгоградской области" (в редакции от 21 октября 2008 г. N 1434, от 29 января 2009 г. N 76, от 08 октября 2009 г. N 1183) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения повторной юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области запроса заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 26.03.2010 N 03-14/1392.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утвержден Порядок распределения квот на добычу (вылов) водных биологических ресурсов между пользователями для осуществления промышленного рыболовства в рыбохозяйственных водоемах Волгоградской области.
Предметом правого# регулирования исследуемого Постановления являются общественные отношения, возникающие в сфере использования и распоряжения водными биологическими ресурсами.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции от 27.12.2009 N 379-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (в редакции от 14.03.2009 N 32-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 17.12.2009 N 326-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 27.12.2009 N 374-ФЗ);
- Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в редакции от 03.12.2008 N 250-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2005 N 768 "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)" (в редакции от 02.10.2009 N 778);
- Приказом Федерального агентства по рыболовству от 30.11.2009 N 1065 "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, применительно к видам квот на 2010 год" (в редакции от 09.03.2010 N 155);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктами "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения водными ресурсами; природопользование находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона "О животном мире" отношения в области охраны и использования среды обитания объектов животного мира регулируются настоящим Федеральным законом, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" определено, что на основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Согласно пункту 4 статьи 30 указанного Федерального закона промышленные квоты пресноводных водных объектов распределяются между субъектами Российской Федерации в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом.
Пунктом 7 статьи 31 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" определено, что промышленные квоты в пресноводных водных объектах распределяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Согласно пункту 4 статьи 39 Устава (Основного закона) Волгоградской области глава администрации Волгоградской области в пределах своих полномочий издает нормативные правовые акты в форме постановлений и распоряжений.
Таким образом, глава администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем издания нормативного правового акта в форме постановления.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта несоответствий действующему федеральному законодательству не выявлено.
Содержание и форма анализируемого Постановления соответствуют правилам юридической техники.
Однако, в тексте исследуемого Постановления выявлено положение, способствующее проявлению коррупции и заключающееся в следующем.
Пунктом 2.6. Порядка распределения квот на добычу (вылов) водных биологических ресурсов между пользователями для осуществления промышленного рыболовства в рыбохозяйственных водоемах Волгоградской области, утвержденного анализируемым нормативным правовым актом, определено, что в случае если заявителем неоднократно допускались грубые нарушения рыбоохранного законодательства в течение года, предшествующего году распределения квот, РХС имеет право лишить заявителя права на закрепление долей квот.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.
В целях исключения возможности совершения коррупционных действий и принятия коррупционных решений, предлагаем принять меры по устранению (коррекции) коррупционной нормы.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 06 июня 2007 г. N 102.
Постановления от 21 октября 2008 г. N 1434, от 29 января 2009 г. N 76, от 08 октября 2009 г. N 1183, которыми внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в газете "Волгоградская правда" от 29 октября 2008 г. N 200, от 31 января 2009 г. N 18, от 14 октября 2009 г. N 192.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что постановление главы администрации Волгоградской области от 29 мая 2007 г. N 914 "Об утверждении Порядка распределения квот на добычу (вылов) водных биологических ресурсов между пользователями для осуществления промышленного рыболовства в рыбохозяйственных водоемах Волгоградской области" (в редакции от 21 октября 2008 г. N 1434, от 29 января 2009 г. N 76, от 08 октября 2009 г. N 1183) соответствует действующему федеральному законодательству.
Предлагаем устранить положение, способствующее проявлению коррупции; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления Министерства |
М.А. Колесников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 14 апреля 2010 г. N 439с "На постановление главы администрации Волгоградской области от 29 мая 2007 г. N 914 "Об утверждении Порядка распределения квот на добычу (вылов) водных биологических ресурсов между пользователями для осуществления промышленного рыболовства в рыбохозяйственных водоемах Волгоградской области" (в редакции от 21 октября 2008 г. N 1434, от 29 января 2009 г. N 76, от 08 октября 2009 г. N 1183)"
Текст заключения официально опубликован не был