В целях реализации на территории Волгоградской области постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г. N 629 "О федеральной целевой программе "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)", Законов Волгоградской области от 13 сентября 2001 г. N 586-ОД "О национальных отношениях на территории Волгоградской области", от 27 мая 2003 г. N 826-ОД "О взаимодействии органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления с негосударственными некоммерческими организациями", Соглашения о сотрудничестве органов государственной власти Волгоградской области с национальными общественными объединениями граждан N С-114/03 от 11 июня 2003 г. постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития культуры межнационального общения и установок толерантного сознания населения Волгоградской области (далее именуется - Концепция).
2. Органам исполнительной власти Волгоградской области руководствоваться положениями Концепции при решении конкретных задач по реализации политики формирования культуры межнационального общения.
3. Комитету по делам национальностей и казачества Администрации Волгоградской области до 1 июля 2004 г. разработать и представить Главе Администрации Волгоградской области проект о внесении изменений и дополнений в Закон Волгоградской области от 21 ноября 2003 г. N 885-ОД "О программе социально-экономического развития Волгоградской области на 2004, 2005 годы и на период до 2010 года" в части областной целевой программы (подпрограммы) "Этносоциальное развитие населения Волгоградской области", учитывающий положения Концепции.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области:
применять Концепцию в своей практической работе, а также в деятельности учреждений образования, культуры, спорта, молодежных и иных организаций социальной сферы;
совместно с заинтересованными организациями (национально-культурными автономиями, национальными общественными объединениями, казачьими обществами) с учетом этноязыковой специфики в местах компактного проживания представителей различных этнических общностей, при наличии потребностей со стороны учащихся и их родителей, оказывать содействие в развитии сети кружков, добровольных культурных объединений, детско-юношеских организаций и иных соответствующих структур этнокультурной направленности в рамках дополнительного образования;
осуществлять в случае обращения родителей (законных представителей) учащихся поддержку организации факультативных занятий с этнокультурным компонентом образования по программам, утвержденных# Министерством образования Российской Федерации или экспертным советом Комитета по образованию Администрации Волгоградской области.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации Волгоградской области по взаимодействию с областной Думой, общественными объединениями и средствами массовой информации Ю.И. Сизова.
И.о. Главы Администрации |
В.А. Кабанов |
Концепция
развития культуры межнационального общения и установок толерантного сознания населения Волгоградской области
(утв. постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17 февраля 2004 г. N 132)
1. Сущность, цели и задачи развития культуры межнационального общения и установок толерантного сознания населения Волгоградской области
Концепция развития культуры межнационального общения и установок толерантного сознания населения Волгоградской области (далее именуется Концепция) является одним из направлений реализации государственной национальной политики Российской Федерации и региональной национальной политики Волгоградской области. Она представляет собой систему взглядов на цели, задачи, принципы, основные направления, формы и методы развития культуры межнационального общения и установок толерантного сознания населения Волгоградской области (далее именуется - развитие культуры межнационального общения).
В Концепции под культурой межнационального общения понимается совокупность личностных, социальных, идейных и морально-политических установок, нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, обеспечивающих мир, согласие, стабильность, сотрудничество в сфере межнациональных отношений. Толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Также толерантность является основой эффективной социально-педагогической политики и психологическим фундаментом культуры мира и гражданского согласия в многонациональном сообществе. Краеугольным камнем многоэтничного, поликонфессионального государства являются единство и сплоченность всех наций и народностей, обеспечение культурно-образовательной ситуации, благоприятствующей гармоничному развитию и взаимодействию религиозных и этнических общностей.
В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные, этнические и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия.
Развитие культуры межнационального общения в Концепции рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведения людей таких гуманных норм, как благожелательность, дружелюбие, толерантность, взаимопонимание в отношениях между гражданами различной национальной принадлежности.#
Содержание Концепции базируется на основе международных правовых актов, Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, законов Волгоградской области, постановлений и распоряжений Главы Администрации Волгоградской области. В ней учтены результаты проведенных научных исследований, а также опыт интернационального и патриотического воспитания, накопленный органами исполнительной власти Волгоградской области и органами местного самоуправления, национальными общественными объединениями и национально-культурными автономиями, образовательными учреждениями и средствами массовой информации.
Целью реализации Концепции является формирование гармоничных межнациональных отношений, внедрение в социальную практику норм толерантности, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп на основе взаимного доверия и диалога, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов.
Концепция направлена на решение следующих задач по развитию культуры межнационального общения:
оказание содействия государственным, муниципальным, общественным структурам, причастным к воспитанию культуры межнационального общения в освоении и практической реализации ими целей, задач, форм и методов данной работы;
разработка и реализация комплекса эффективных мероприятий по формированию у граждан толерантного поведения, профилактике экстремизма и снижению социально-психологической напряженности в обществе;
придание более целеустремленного, конкретного, последовательного, эффективного характера деятельности органов власти и институтов гражданского общества по развитию культуры межнационального общения;
обеспечение на территории Волгоградской области единых политико-правовых подходов к развитию культуры межнационального общения на базе общих принципов и методов учебно-воспитательного процесса.
Комплексное, последовательное осуществление политики развития культуры межнационального общения направлено на обновление и дальнейшее эволюционное развитие этносоциальной сферы общественной жизни многонационального населения Волгоградской области, а также на укрепление равноправных отношений между представителями различных этнических общностей, создание демократических, диалоговых механизмов разрешения этнических и межэтнических проблем. Основополагающим принципом Концепции является органическое единство традиций и новаций, бережное отношение как к этнокультурным, так и к общечеловеческим ценностям жителей Волгоградской области.
Концепция призвана стать ориентиром для органов исполнительной власти Волгоградской области и органов местного самоуправления при решении задач развития культуры межнационального общения, регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина.
2. Основные принципы развития культуры межнационального общения
Развитие культуры межнационального общения осуществляется на основании следующих основополагающих принципов:
учета современной этнополитической ситуации в Российской Федерации и Волгоградской области;
отражения основных положений и установок международных правовых актов, Конституции Российской Федерации, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, федерального и областного законодательства, регулирующего сферу национальных отношений;
разработки действенных мер и механизмов профилактики экстремизма и внедрения норм толерантного поведения в социальную практику, взаимодействия со средствами массовой информации и их поддержки для переориентации с противодействия деструктивным процессам в форме контрпропаганды на активную работу по опережению и предупреждению кризисных, конфликтных ситуаций;
строгого соблюдения демократических норм и требований, приоритета гражданских прав и свобод человека, совершенствования и развития методологических основ политики в области становления гражданского общества;
системного, комплексного подхода к решению задач утверждения высокой культуры межнационального общения, координации деятельности различных институтов гражданского общества, органов власти, влияющей на характер межнационального общения;
тесной взаимосвязи образовательных и воспитательных действий с практикой межнационального общения, культивированием гуманистического отношения к человеку любой национальности;
использования в полной мере возможностей отечественной системы образования при решении задач формирования установок толерантного поведения у молодежи, профилактики экстремизма, уменьшения риска социальных взрывов.
Основным содержанием политики развития культуры межнационального общения служат следующие положения и установки, вытекающие из международных правовых актов, Конституции Российской Федерации, федерального и областного законодательства, регулирующего сферу национальных отношений, Концепции государственной национальной политики Российской Федерации:
приоритет конституционных прав и свобод личности, каждого человека независимо от его национальной принадлежности, обеспечение условий для свободного, устойчивого этносоциального развития различных народов;
утверждение толерантности к религиозным и культурно-языковым различиям, развитие конструктивного диалога между гражданами разных национальностей;
уважение обычаев, традиций, регулирующих жизнь семьи, рода у различных этнических общностей;
исключение попыток решать с позиции силы спорные вопросы в межнациональных отношениях, а также любых способов разжигания межнациональной розни;
запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам национальной, расовой, религиозной принадлежности;
сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации.
Указанные положения и установки составляют содержательную базу политики формирования культуры межнационального общения.
Развитие культуры межнационального общения предполагает наличие условий, позволяющих представителям различных этнических общностей свободно определять и реализовывать свои этносоциальные потребности и интересы, защищать свои права и свободы, создавать соответствующие институты гражданского общества в рамках действующего федерального и областного законодательства.
Стержнем развития культуры межнационального общения является утверждение на практике гуманистического отношения к человеку любой национальности, уважения его права на свободу, достойную жизнь, а также признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Активное, деятельное участие в совершенствовании межнациональных отношений на равноправных, справедливых началах самым эффективным способом влияет на формирование культуры межнационального общения.
Сближение и взаимопонимание различных народов наиболее эффективно осуществляются через образовательный процесс, который закладывает основы для формирования культурно-интегративного сознания, развивает межкультурное взаимодействие с целью обеспечения межэтнической толерантности, проявляющейся в уважительном отношении к представителям других этнических общностей, их менталитету, своеобразию самовыражения. При этом особенно необходим учет как общегосударственных интересов, так и потребностей личности, этносов и конфессий.
Развитие культуры межнационального общения представляет собой единый, целостный процесс и предполагает системное, комплексное воздействие с учетом политико-правового статуса, общественно-экономического положения и уровня социально-культурного развития контактирующих этнических общностей и их отдельных представителей.
Указанные принципы составляют взаимосвязанную систему ориентиров, пользуясь которыми можно обеспечить эффективное воспитание культуры межнационального общения через освоение гражданином духовного богатства своего народа и формирование на базе этого понимания и уважения культурных ценностей других народов.
3. Современная этнополитическая ситуация в Волгоградской области
В процессе многовекового совместного проживания и взаимодействия на территории Волгоградской области представителей славянских, тюркских, романо-германских, семитских, финно-угорских и других народов между ними складывались прочные традиции добрососедства, взаимопонимания и уважения, межнационального диалога и веротерпимости. Уникальный цивилизационный облик Нижнего Поволжья исторически формировался под воздействием многих мировых религий (христианства, ислама, буддизма, иудаизма), языческих верований и этнокультурных влияний различных народов. Так на Нижней Волге возникали поселки, в которых жили гернгуттеры, меннониты, лютеране, католики, православные, староверы, баптисты, молокане, мусульмане, буддисты. Часто в пределах одного населенного пункта рядом селились представители разных этнических общностей. Многонациональность региона никогда не являлась причиной напряженности в межэтнических взаимоотношениях.
Таким образом, в настоящее время Волгоградская область является мультикультурным, поликонфессиональным территориальным образованием, что накладывает своеобразный отпечаток на современный национальный состав населения региона. Благодаря объединяющей роли русского народа в регионе сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз представителей различных этнических общностей.
Этническая структура населения Волгоградской области сегодня представлена гражданами 23 наиболее многочисленных национальностей, таких как русские, украинцы, казахи, немцы, татары, белорусы, чеченцы, ингуши, чуваши, марийцы, азербайджанцы, грузины, армяне, цыгане, мордва, представители народов Дагестана, корейцы, поляки, таджики, узбеки, башкиры, евреи, калмыки. В перечень прочих этнических общностей входят представители около 100 наций и народностей.
Русские на территории Волгоградской области расселены равномерно, в абсолютном большинстве ее районов их численность является преобладающей. Исключение составляют Палласовский и Старополтавский районы, где свыше 50 процентов населения составляют казахи. В пределах отдельных муниципальных образований компактно проживают: казахи - в Палласовском, Старополтавском, Николаевском, Ленинском районах; немцы - в Камышинском, Старополтавском, Палласовском, Жирновском, Николаевском районах, в городе Камышине; украинцы - в Старополтавском, Еланском, Жирновском, Палласовском, Котельниковском, Камышинском, Ленинском, Николаевском районах, в городе Камышине; чеченцы - в Палласовском, Котельниковском, Октябрьском, Ленинском, Николаевском, Старополтавском районах; татары - в Ленинском, Старополтавском, Светлоярском, Палласовском районах; турки-месхетинцы - в Дубовском, Котельниковском и Михайловском районах; корейцы - в Быковском, Среднеахтубинском, Ленинском районах; таджики - в Городищенском районе; цыгане - в Волгограде, Михайловском, Среднеахтубинском, Калачевском районах.
Часть территории Волгоградской области до 1918 года входила в особую административно-территориальную единицу - область Всевеликого Войска Донского. Представители казачества компактно проживают в двадцати четырех районах Волгоградской области, объединенных в пять казачьих округов.
За последнее десятилетие в Волгоградской области, как и в России в целом, активизировался рост национального самосознания граждан, что обусловило актуализацию их этнокультурных потребностей по сохранению самобытности, развитию языка, образования, национальной культуры, традиций и обычаев. Наличие мест компактного проживания представителей определенных этнических общностей создает необходимые условия для функционирования устойчивых структур национальных общественных объединений. В соответствии с конституционным правом на многовариантность форм национально-культурного самоопределения народов в Российской Федерации Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области зарегистрировано 42 национальных общественных объединения. Наиболее активные и динамично развивающиеся организации региональные национально-культурные автономии татар, немцев, казаков, граждан украинской национальности, "Еврейский общинный центр" Волгограда, межрегиональная "Ассоциация цыган", региональное общество чеченцев "Барт-Согласие", Волгоградский округ донских казаков, "Союз русского народа - Русская община Волгоградской области", Волгоградская городская общественная организация "Афганская община", "Таджикская община Волгоградской области", региональная общественная организация "Дагестан" и другие.
Кроме того, на территории Волгоградской области в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об общественных объединениях" действуют национальные общественные структуры, не имеющие регистрации в органах юстиции (объединения белорусов, китайских корейцев, ингушей, грузин, китайцев, талышей, курдов, турок-месхетинцев, йезидов и другие).
В регионе открыты и успешно функционируют зарегистрированные официальные представительства Дагестана, Чеченской Республики, Кабардино-Балкарии и Республики Таджикистан, что создает дополнительные условия для эффективного этнокультурного развития представителей соответствующих этнических общностей на территории Волгоградской области, а также является мощным стимулом для межрегионального торгово-экономического, культурного, научно-технического сотрудничества и взаимодействия в сфере регулирования национальных отношений.
Волгоградская область принимает активное участие в реализации федеральных целевых программ, направленных на реабилитацию репрессированных народов, гармонизацию межнациональных отношений и возрождение самобытной культуры этнических общностей, проживающих на территории области. В регионе реализуется Президентская федеральная целевая программа "Развитие социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997-2006 годы". Волгоградская область участвует также в мероприятиях федеральных целевых программ "Русский язык", "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)" и "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (2001-2005 годы)".
Всесторонний анализ современной экономической, политической и социокультурной ситуации в Волгоградской области, соотнесение этой ситуации с ранее разработанной концепцией региональной национальной политики, результатами ее практической реализации позволяют сделать вывод: основные теоретические и практические подходы к вопросам регулирования национальных отношений, этносоциального развития населения отвечают реалиям сегодняшней жизни Волгоградской области, опираются на соответствующие исторические традиции региона.
В целом межнациональные отношения на территории Волгоградской области можно охарактеризовать как относительно стабильные. Благодаря конструктивной совместной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов и национальных общественных объединений удается избежать серьезных потрясений и конфликтных ситуаций на этнической основе. В фундаменте данного взаимодействия лежит уважение к истории, традициям, культуре, вероисповеданию, языку и национальному достоинству всех этнических общностей, населяющих регион.
Также непосредственное влияние на межнациональные отношения оказывает объективное стремление этнических общностей, особенно в местах компактного проживания их представителей, к наиболее полной социокультурной самоидентификации, сохранению и развитию самобытных языка, культуры, традиций, менталитета при одновременном процессе межкультурной интеграции, формировании общих духовно-нравственных ценностей.
Развитие культуры межнационального общения как составной компоненты системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации включает в себя в том числе и защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния многонационального населения Волгоградской области. Характерное для нынешнего времени широкое распространение "массовой культуры" оказывает значительное негативное влияние на процессы развития самобытных национальных культур. Самостоятельно выстоять в борьбе с "массовой культурой" национальная культура без потерь не сможет. Поэтому чрезвычайно важна разработка и реализация системы мер со стороны государства по сохранению и развитию традиционного этнокультурного наследия населения Волгоградской области.#
Целесообразно также, чтобы в средствах массовой информации помимо регулярного освещения негативных явлений в сфере межнациональных отношений больше внимания уделялось выявлению и популяризации позитивного опыта межнационального, межконфессионального сотрудничества, освещалась деятельность органов власти и соответствующих институтов гражданского общества по реализации государственной и региональной национальной политики.
Накопленный опыт убедительно показывает, что в решении повседневных проблем этносоциального развития населения, своевременного предупреждения конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях, снижения социальной напряженности ведущая роль наряду с государством принадлежит органам местного самоуправления. Остро актуален вопрос о становлении системы регулярного делового взаимодействия органов государственной власти Волгоградской области и органов местного самоуправления по выработке и реализации единых политико-правовых подходов, практических форм и методов регулирования межнациональных отношений на территории региона с учетом соответствующих федеральных и областных нормативных правовых актов.
В настоящее время на территории Волгоградской области официально зарегистрировано свыше 20 тыс. беженцев, вынужденных переселенцев различных национальностей. В связи с этим необходимо создание полноценных условий для эффективной адаптации, аккультурации мигрантов на территории региона, установления их добрососедских отношений с местным населением. Не менее важно также решение всего комплекса вопросов, связанных с организацией эффективной комплексной системы противодействия незаконной миграции, создающей условия для роста социально-политической напряженности в обществе и возникновения предпосылок к проявлениям экстремизма на этнической основе и межнациональным конфликтам, осложнению криминогенной обстановки в Волгоградской области.
Межнациональные отношения в Волгоградской области во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой, этнокультурным стержнем российской государственности, главной движущей силой общественного развития. Поэтому потребности и интересы русского народа должны в полной мере найти отражение при практической реализации политики развития культуры межнационального общения, постоянно учитываться в политической, экономической и культурной жизни муниципальных образований Волгоградской области. Комплексное, всестороннее решение вопросов этносоциального развития русского народа должно стать одним из важнейших приоритетов региональной национальной политики Волгоградской области. Не меньшее значение имеет решение всего комплекса проблем эффективного обеспечения правовой защиты, удовлетворения образовательных (в том числе языковых), культурных, духовных и иных в рамках действующего законодательства потребностей этнических меньшинств, предотвращения их возможной насильственной ассимиляции.
Наряду с органами власти в реализации политики развития культуры межнационального общения участвуют национальные общественные объединения, представляющие интересы граждан, относящих себя к определенным этническим общностям на территории Волгоградской области. Данные структуры являются неотъемлемым составным компонентом системы гражданского общества в Российской Федерации, способствующим развитию инициативы и самодеятельности граждан в решении вопросов этносоциального развития населения, а также укреплению самоуправленческих тенденций в общественной жизни региона. Дальнейшая реализация политики развития культуры межнационального общения невозможна без разработки и осуществления четко определенной, долгосрочной стратегии взаимодействия всех властных структур, в том числе органов местного самоуправления с национальными общественными объединениями, оказания всестороннего реального содействия их эффективному функционированию.
В настоящее время грамотный квалифицированный менеджмент в сфере регулирования межнациональных отношений несостоятелен без активного тесного сотрудничества по соответствующим направлениям государственных и муниципальных органов с высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими центрами, действенной опоры на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценку последствий принимаемых решений. В этой связи особое значение приобретает общность позиций по вопросам реализации Концепции органов исполнительной власти Волгоградской области и органов местного самоуправления, различных политических и общественных сил региона, основанных как на конституционно-правовых принципах, так и на научно обоснованных выводах и рекомендациях.
Анализ состояния сферы межнациональных отношений и прогнозирование возможного развития этнополитической ситуации в Волгоградской области приводят к осознанию необходимости разработки более конкретных и эффективных комплексных мер и механизмов по реализации политики развития культуры межнационального общения. Эти меры должны быть ориентированы на сохранение и обновление накопленного позитивного опыта в решении вопросов этносоциального развития населения, а также содержать в себе грамотный профессиональный ответ на вновь возникающие проблемы в рассматриваемой сфере общественных отношений. Особенно актуален применяемый комплексный метод в условиях, когда основная ответственность за регулирование межнациональных отношений объективно переносится на региональную власть.
Традиционно при решении вопросов этносоциального развития населения акцент делался преимущественно на сохранение и обогащение культур различных этнических общностей Волгоградской области. Однако целесообразным является усиление на основе применения комплексного и межотраслевого подхода внимания и к другим компонентам общественной жизни, в том числе социальной сфере, гармонизации межнациональных отношений, развитию культуры межнационального общения, воспитанию установок толерантного сознания, роли национальных общественных объединений как институтов самоорганизации представителей различных этнических общностей региона. Данный подход диктуется реалиями сегодняшней жизни. Важнейшим средством обеспечения межнационального согласия в регионе является систематическая работа органов исполнительной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления по созданию эффективных условий для удовлетворения этнокультурных, этнообразовательных, в том числе языковых, и этнокоммуникационных потребностей населения Волгоградской области, а также по формированию поликультурного, многоэтничного гражданского общества в регионе. Исключительный акцент только на развитие культур отдельных этнических общностей вольно или невольно ведет на практике к так называемому отраслевому принципу управления, что в такой сложной, требующей особо взвешенного подхода сфере, как региональная национальная политика, в любой, а тем более современной этнополитической ситуации, недопустимо. Необходим комплексный подход, ориентированный на развитие культуры, межнационального общения, межнационального сотрудничества с учетом конституционного принципа общности исторических судеб многонационального народа России на своей земле, а не только меры органов исполнительной власти по развитию различных национальных культур.
В соответствии с данной методологией решения вопросов регулирования национальных отношений в Концепцию заложена идея достижения межнациональной гармонизации, высокой культуры межнационального общения, толерантности в межнациональных отношениях как средства обеспечения социальной безопасности Волгоградской области. Осуществление этой идеи предполагает усиление интеграции многонационального населения региона на основе единства интересов, ценностей, исторических традиций прошлого, без противопоставления представителей одних этнических общностей другим, без проявления этнического эгоизма, этноцентризма и шовинизма, превращения национальных движений в националистические.
Важно учитывать необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности на основе согласования и учета общегосударственных интересов и интересов этнических общностей, представители которых проживают на территории Волгоградской области, налаживания их духовного взаимообогащения и всестороннего сотрудничества, осуществления государственной поддержки национальных культур, языков, соответствующих средств массовой информации, системы этнокультурного образования и воспитания.
4. Основные направления деятельности по развитию культуры
межнационального общения
Развитие культуры межнационального общения происходит по следующим основным направлениям:
4.1. Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей сферу национальных отношений
Международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральное и областное законодательство создают необходимую правовую базу для развития гармоничных, стабильных межнациональных отношений. Вместе с тем, укрепление суверенитета, целостности российской государственности, становление гражданского общества в стране порождает много нового, самобытного в сфере межнационального общения, что в свою очередь требует постоянного обновления и обогащения, корректировки и уточнения всего арсенала соответствующих правовых норм. Любое, даже незначительное отставание законотворчества от развития межнациональных отношений, как правило, может создавать определенные условия для напряженности в данной сфере общественных отношений. Особого внимания заслуживает работа по совершенствованию законодательства, призванного регулировать миграционные процессы, взаимоотношения мигрантов и местного населения, а также вопросы профилактики экстремистской деятельности.
4.2. Создание социально-экономических условий развития культуры межнационального общения
Граждане Российской Федерации любой национальности обладают широкими социальными правами: правом на труд, на собственность, на свободу слова, на равный доступ к образованию, культуре, медицинскому обеспечению, социальной защите и так далее. Какая-либо дискредитация или ограничение прав граждан той или иной национальности в социальной сфере могут служить источником межнациональных противоречий и тормозом в развитии культуры межнационального общения. Следовательно, фактическое, равноправное и справедливое соблюдение социальных прав, создание надлежащих социально-экономических условий для достойной жизни человека любой национальности оказывает порой решающее влияние на процесс развития культуры межнационального общения. Обновление экономической и социальной сферы, повышение уровня жизни, обеспечение занятости населения, обеспечение коммунальными, образовательными, медицинскими, культурными услугами создает# благоприятные условия для развития высокой культуры межнационального общения.
4.3. Социально-психологическое и педагогическое влияние на процесс развития культуры межнационального общения
В межнациональном общении важная роль принадлежит взглядам, представлениям, установкам, чувствам, привычкам людей. В зависимости от того, какими идеями, чувствами руководствуются люди разных национальностей в процессе общения, во многом зависит характер, культура межнационального общения. Всякое подчеркивание национальной исключительности, высокомерие, чванство, пренебрежение по отношению к другим национальностям обычно ведет к разногласиям, конфликтам, препятствует формированию высокой культуры межнационального общения. Для того чтобы корректные, уважительные, толерантные отношения становились социальной нормой, мировоззрением, установкой, привычкой, в межнациональном общении, необходима соответствующая непрерывная, целеустремленная работа всех государственных, муниципальных и общественных структур, занятых в осуществлении образовательного процесса. Воспитание у подрастающего поколения способности гармоничного восприятия мира, глубинного осознания нерасторжимого единства любой национальной культуры и общечеловеческих ценностей должно стать основой учебно-воспитательной работы по развитию культуры межнационального общения. Знание своей культуры, языка позволяет учащимся не только сохранять и продолжать лучшие традиции, достижения предыдущих поколений, но и создавать условия для поступательного движения в будущее, основу для понимания и приятия других культур, общечеловеческого содержания традиционной народной культуры. Именно национальный колорит, элементы народной культуры должны активно использоваться в образовательном процессе. Вместе с тем, актуальным и востребованным обществом является сегодня воспитание у учащихся таких важных качеств личности, как патриотизм и интернационализм, веротерпимость и толерантность.#
4.4. Социальное регулирование сферы межнационального общения
Социальное регулирование сферы межнационального общения состоит в том, чтобы, используя весь существующий потенциал правовых, идейно-нравственных, социально-психологических, организационных мер, всемерно содействовать утверждению такой модели межнационального общения, при которой будет складываться атмосфера миролюбия, дружбы, согласия, взаимного сотрудничества и взаимопомощи как источника высокой культуры межнационального общения. Для того чтобы высокая культура межнационального общения становилась неотъемлемой составляющей всего образа жизни и поведения жителей Волгоградской области, важно поощрять и пропагандировать между гражданами различных национальностей опыт и традиции мирного, гуманного сосуществования, сотрудничества, дружеского общения, совместного решения общих проблем и в то же время, используя силу закона и общественного мнения, подвергать нравственному осуждению различные проявления экстремизма на этнической или религиозной основе.
Межнациональное общение является сферой тонких, деликатных человеческих отношений, и его регулирование исключает бестактность, неучтивость, невоздержанность, нетерпимость, грубость, раздражительность, применение силовых методов.
5. Средства развития культуры межнационального общения
Развитие культуры межнационального общения предполагает использование обширного комплекса форм, методов, приемов, технологий. Условно их можно разделить на следующие группы:
5.1. Организационно-правовые мероприятия
Организационно-правовые мероприятия по развитию культуры межнационального общения направлены на обеспечение строгого соблюдения федерального и областного законодательства, регулирующего сферу национальных отношений, а также - на защиту прав и свобод граждан независимо от их национальной принадлежности. К числу таких мероприятий можно отнести:
развитие областного законодательства с учетом соответствующих норм международного права, Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и реальных процессов в современном развитии межнациональных отношений в регионе;
разработку научно-методических основ профилактики экстремизма и формирования установок толерантного сознания в гражданском обществе;
разработку методов диагностики, экспертизы и мониторинга проявлений экстремизма в обществе и средствах массовой информации;
разработку социально-психологических методов профилактики экстремистских настроений в массовом сознании;
подготовку и публикацию ежегодного экспертного доклада о состоянии законности, защиты прав и свобод граждан в сфере национальных отношений на территории Волгоградской области;
стимулирование, оказание поддержки в создании и организации функционирования национальных общественных объединений, национально-культурных автономий, содействие повышению их активности в деле регулирования межнациональных отношений;
подготовку и повышение квалификации специалистов, работающих в организациях, учреждениях и ведомствах, призванных обеспечивать практическое регулирование различных сфер межнациональных отношений (соответствующие структурные подразделения Администрации Волгоградской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, правоохранительные органы, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти);
аттестацию государственных и муниципальных служащих, имеющих непосредственное отношение в рамках служебной компетенции к управленческому регулированию межнациональных отношений;
обеспечение кадровых служб учреждений, предприятий, организаций инструктивно-методическими материалами, касающимися практических вопросов регулирования межнациональных отношений;
проведение конкурсов среди национально-культурных автономий, национальных общественных объединений на лучшую организацию уставной деятельности по разработке и реализации ими социально значимых программ и проектов;
проведение ассамблей, конгрессов, съездов, конференций общественных объединений граждан различных национальностей для обсуждения актуальных вопросов этносоциального развития населения, совершенствования межнациональных отношений;
создание областного и районных консультационных пунктов, призванных оказывать юридическую помощь населению в вопросах регулирования межнациональных отношений, расширение сферы практического использования "телефонов доверия" и других форм содействия правовой защите граждан.
5.2. Социально-экономические мероприятия
Сущность социально-экономических мероприятий по формированию культуры межнационального общения состоит в том, чтобы всемерно содействовать повышению жизненного уровня жителей Волгоградской области, обеспечению занятости, расширению сфер предпринимательской деятельности, развитию хозяйственных и торговых связей предприятий области с различными субъектами Российской Федерации, а также странами СНГ и дальнего зарубежья, представители которых проживают в регионе. В этих целях важно осуществлять следующие мероприятия:
оказание поддержки в производстве и распространении продукции, имеющей традиционное этнокультурное назначение, в частности в развитии народных художественных промыслов и ремесел;
разработка областной и районных целевых программ регулирования миграционных процессов, включающих в себя вопросы адаптации мигрантов, их обустройства, обеспечения занятости и интеграции в местное сообщество, ознакомления с образом жизни и традициями местного населения;
организация широкомасштабных общественных работ, позволяющих безработным мигрантам включиться в активную трудовую деятельность;
расширение сети благотворительных социальных фондов, общественных мест проживания, столовых для оказания помощи социально незащищенным слоям населения;
осуществление содействия в реализации продуктов, товаров, печатных изданий, имеющих этнокультурную специфику, проведение конкурсов на лучшее приготовление блюд национальной кухни, выставок и продаж национальной одежды и обуви, а также изделий, изготовленных умельцами представителями разных национальностей;
организация участия представителей институтов гражданского общества в мероприятиях, направленных на преодоление беспризорности, наркомании, алкоголизма, злоупотребления табаком, воровства, детской преступности.
5.3. Пропагандистские, образовательные и воспитательные мероприятия
Пропагандистские, образовательные и воспитательные мероприятия призваны перевести правовые и идейно-нравственные нормы, регулирующие межнациональные отношения, на уровень личностного восприятия, внутренних установок, привычек, практического поведения граждан в сфере межнационального общения. Особое внимание при подготовке педагогических кадров необходимо уделять формированию у них умения организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях, толерантного отношения к мнениям и поведению других людей, не противоречащим общепринятым основам морали и нравственности, уважения к культурам, обычаям, обрядам, религиям различных народов.
Для этого целесообразно осуществление следующих мер:
организация в форме факультатива во всех образовательных учреждениях Волгоградской области изучения курса "Культура межнационального общения и развитие установок толерантного сознания в обществе";
подготовка и издание учебно-методического комплекта по курсу "Культура межнационального общения и развитие установок толерантного сознания в обществе";
включение в программы повышения квалификации специалистов разного профиля раздела "Культура межнационального общения и развитие установок толерантного сознания в обществе";
использование средств массовой информации для раскрытия антиобщественной природы экстремизма в различных его формах;
продолжение проведения социально-психологической и лингвистической экспертизы публикаций, теле- и радиопрограмм, провоцирующих разжигание национальной и религиозной розни;
издание научно-публицистических, информационно-просветительских материалов, способствующих развитию установок толерантного сознания в общественном мнении населения Волгоградской области, снижению социально-политической напряженности в обществе;
создание и распространение специальных образовательных программ о пороках и опасностях этнических и религиозных предрассудков, а также направленных на развитие толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу в образовательных учреждениях Волгоградской области всех уровней;
подготовка и проведение специальных тренингов по проблемам этнокультурного разнообразия, профилактики экстремизма и развития установок толерантного сознания для специалистов в сфере массовых коммуникаций, образования и культуры, государственных и муниципальных служащих, а также работников правоохранительных органов;
организация информационно-методической, разъяснительной работы по практической реализации положений Кодекса этнической толерантности журналиста, одобренного Волгоградской областной организацией общественной организации "Союз журналистов России" в деятельности региональных и местных средств массовой информации;
осуществление информационно-пропагандистской работы среди мигрантов и представителей местного населения соответствующих муниципальных образований по разъяснению основных положений Конституции Российской Федерации, федерального и областного законодательства в сфере национальной и миграционной политики, а также - по развитию установок на реализацию в социальной практике высокой культуры межнационального общения;
разработка и реализация комплексных программ оказания психологической и правовой помощи жертвам этнической (расовой) дискриминации, беженцам, вынужденным переселенцам и другим категориям мигрантов, а также - соответствующих программ психологического и правового консультирования;
организация деятельности специальных языковых, образовательных курсов для беженцев и вынужденных переселенцев, иных категорий мигрантов;
разработка методологии гуманитарной экспертизы образовательных программ, обучающих материалов и продукции для детей;
продолжение проведения Дней национальной культуры, в ходе которых осуществлялось бы знакомство жителей региона с достижениями представителей различных этнических общностей в сфере экономики, культуры, образования;
проведение смотров, конкурсов художественного творчества, различных национальных культур населения Волгоградской области;
расширение сети культурно-информационных национальных центров, проведение смотров и конкурсов среди них на лучшую организацию работы;
осуществление систематического освещения в средствах массовой информации актуальных проблем и позитивного опыта межнационального общения, стимулирование деятельности журналистов, специализирующихся по подготовке публикаций по вопросам межнациональных отношений, предоставление им необходимой информации, проведение пресс-конференций, областного и районных конкурсов на лучшее освещение этносоциальной проблематики в средствах массовой информации;
организация выпусков специальных теле- и радиопередач с участием представителей национальных общественных объединений, национально-культурных автономий, специальных вкладышей, листков в областных и муниципальных периодических печатных изданиях с условным названием "Волгоградская земля - наш общий дом, и жители его - одна семья", посвященных идеям межэтнического согласия и сотрудничества, дружбы народов, пропаганде духовно-культурных ценностей народов России, представленных на территории региона;
осуществление переводов лучших произведений национальной литературы и их издание, проведение читательских конференций, встреч с писателями, художниками, поэтами, архитекторами, композиторами, представляющими различные национальные культуры;
организация постоянно действующих экспозиций в музеях, образовательных учреждениях, дворцах культуры, кинотеатрах, общественных культурных центрах с показом истории, традиций, достижений культуры этнических общностей, представленных на территории Волгоградской области.
6. Управление процессом развития культуры межнационального общения
Политика развития культуры межнационального общения осуществляется посредством обеспечения эффективной реализации конституционно-правовых принципов регулирования межнациональных отношений, разработки и выполнения соответствующих целевых программ и поддержки общественных инициатив в достижении целей развития культуры межнационального общения, а также налаживания плодотворного диалога между органами власти и национальными общественными объединениями.
Развитие культуры межнационального общения может и должно стать управляемым процессом. Управляемость развитием# культуры межнационального общения может выражаться в создании условий, благоприятствующих утверждению мира, согласия и сотрудничества в сфере межнациональных отношений, придании всей деятельности в этой сфере целенаправленного, последовательного, упорядоченного характера, ограничивающего стихийность, необдуманность, импульсивность, фрагментарность. Этому может способствовать осуществление следующих мер:
разработка областной и районных целевых программ развития культуры межнационального общения, в которых была бы отражена вся система проводимых мероприятий в согласованном по целям, задачам, времени, исполнителям, ресурсам виде с учетом местных этнокультурных особенностей населения и исторических традиций в межнациональных отношениях;
проведение мониторинга этнополитической ситуации на территории Волгоградской области соответствующих социологических опросов, статистических и научных, в том числе этнографических исследований для своевременного выявления проблем и противоречий в межнациональном общении и поиска оптимальных способов для их решения;
продолжение практики работы областного и районных консультативно-совещательных органов по национальной политике, призванных обеспечить совместную, скоординированную деятельность всех государственных, муниципальных и общественных структур в сфере регулирования межнациональных отношений;
изучение, обобщение и распространение наиболее эффективных моделей межнационального общения;
проведение конференций, "круглых столов", организация "переговорных площадок", дискуссий, обменов мнениями по наиболее важным спорным проблемам межнациональных отношений с целью предупреждения возникновения конфликтов на межэтнической основе;
комплексный подход к разработке и реализации системы взаимосвязанных мероприятий по развитию культуры межнационального общения, ориентированных на личность, семью, общество и государство;
последовательность мероприятий, обеспечивающая научную обоснованность и устойчивость создаваемых институтов и механизмов снижения социально-психологической напряженности в обществе, противодействия экстремизму, формирования толерантного поведения;
формирование методической базы, разработка и пилотное внедрение соответствующих образовательных программ, тренингов, в том числе через создание и обеспечение функционирования областного и районных центров толерантности и межнационального общения, организационно-методическое обеспечение реализации полученных результатов;
широкое привлечение общественных объединений к участию в реализации Концепции, гласность, информирование общественности о целях и ходе реализации Концепции, открытый доступ к материалам, подготовленным в рамках Концепции, и соответствующим базам данных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 17 февраля 2004 г. N 132 "О мерах по развитию системы этнокультурного образования в Волгоградской области"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 3 декабря 2014 г. N 221 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 10 июня 2010 г. N 878
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления, за исключением абзаца "в" подпункта 1.1 пункта 1 названного постановления, который вступает в силу с 1 июля 2010 г.