Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 27 февраля 2010 г. N 191с
"На постановление администрации Волгоградской области от 26 января 2009 г. N 12-п "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году"" (в редакции от 16 февраля 2009 г. N 26-п, от 27 июля 2009 г. N 275-п, от 25 января 2010 г. N 7-п)"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена юридическая экспертиза постановления администрации Волгоградской области от 26 января 2009 г. N 12-п "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году" (в редакции от 16 февраля 2009 г. N 26-п, от 27 июля 2009 г. N 275-п, от 25 января 2010 г. N 7-п) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области постановления администрации Волгоградской области от 25 января 2009 г. N 7-п "О внесении изменений в постановление администрации Волгоградской области от 26 января 2009 г. N 12-п "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году"".
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утверждена областная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году".
Предметом правового регулирования рассматриваемого Постановления являются общественные отношения, направленные на реализацию реформы жилищно-коммунального хозяйства на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 17.12.2009 N 326-ФЗ);
- Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции от 17.12.2009 N 316-ФЗ);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Пунктом 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 16 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:
1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
2) объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитываемый в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
3) обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 2 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
4) планируемые показатели выполнения этой региональной адресной программы.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.
Согласно части 2 пункта 3 статьи 41 Устава (Основного закона) Волгоградской области администрация Волгоградской области издает в пределах своей компетенции правовые акты в форме постановлений, подписываемых главой администрации Волгоградской области.
Таким образом, администрация Волгоградской области, как высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области, вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме постановления.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта несоответствий действующему федеральному законодательству не выявлено.
Содержание и форма анализируемого Постановления соответствуют правилам юридической техники.
В тексте исследуемого Постановления положений, способствующих проявлению коррупции, не выявлено.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 18 февраля 2009 г. N 30.
Постановления от 16 февраля 2009 г. N 26-п, от 27 июля 2009 г. N 275-п, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 25 февраля 2009 г. N 34, от 05 августа 2009 г. N 142.
Постановление от 25 января 2010 г. N 7-п на момент проведения юридической экспертизы не опубликовано.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что постановление администрации Волгоградской области от 26 января 2009 г. N 12-п "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году"" (в редакции от 16 февраля 2009 г. N 26-п, от 27 июля 2009 г. N 275-п, от 25 января 2010 г. N 7-п) соответствует действующему федеральному законодательству.
Вместе с тем, необходимо обратить внимание на следующее.
Исследуемым Постановлением утверждена областная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году".
В соответствии с Паспортом областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья" срок реализации программы - 2009 год.
Постановлением администрации Волгоградской области от 25 января 2009 г. N 7-п "О внесении изменений в постановление администрации Волгоградской области от 26 января 2009 г. N 12-п "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году"" срок действия базового нормативного правового акта не изменен и иные положения, свидетельствующие об изменении срока (продлении) действия Программы также отсутствуют.
Согласно пункту 2 статьи 38 Закона Волгоградской области от 01.10.2002 N 736-ОД "О законах и иных областных нормативных правовых актах" временный срок действия может быть установлен для всего закона и иного областного нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте должно быть указано, на какой срок он (или соответствующая его часть) сохраняет действие. По истечении указанного срока областной нормативный правовой акт автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока нормотворческий орган области, издавший акт, может принять решение о продлении действия акта на новый срок или о придании ему бессрочного характер#.
Таким образом, на основании изложенного следует, что постановление администрации Волгоградской области от 26 января 2009 г. N 12-п носит срочный характер и в соответствии с пунктом 2 статьи 38 Закона Волгоградской области от 01.10.2002 N 736-ОД "О законах и иных областных нормативных правовых актах" по истечению 2009 г. утрачивает силу.
Вместе с тем, в указанный нормативный правовой акт вносятся изменения в 2010 г. (указанное выше постановление администрации Волгоградской области от 25.01.2010 N 7-п).
На основании изложенного выше, просим уточнить статус постановления администрации Волгоградской области от 26 января 2009 г. N 12-п ("действующий"/"недействующий") и сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления Министерства |
М.А. Колесников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 27 февраля 2010 г. N 191с "На постановление администрации Волгоградской области от 26 января 2009 г. N 12-п "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году" (в редакции от 16 февраля 2009 г. N 26-п, от 27 июля 2009 г. N 275-п, от 25 января 2010 г. N 7-п)"
Текст заключения официально опубликован не был